Сравнительный анализ договора коммерческой концессии и смежных договоров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 15.04.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Шанаев, О. В. Сравнительный анализ договора коммерческой концессии и смежных договоров / О. В. Шанаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101617/ (дата обращения: 26.04.2024).



Осуществлена исследовательская работа, позволяющая сформировать вывод о различии коммерческого концессионного соглашения и его антипода — лицензионного соглашения, которые являют собой две совершенно разные гражданско-правовые конструкции. В этом смысле данные конструкции общественных отношений обособлены между собой и, следовательно, обладают своей собственной, суверенной юридической силой. Между тем данные соглашения не имеют множества отличий, но вместе с тем имеющиеся отличия представляются значимыми. Правовое оформление общественных отношений, как и всегда, прямо истекает из общей воли субъектов, находящихся в процессе переговоров.

Ключевые слова: договор коммерческой концессии, правообладатель, смежные договоры комиссии, договор франчайзинга, предпринимательская деятельность, инновации, договор, лицензионное соглашение.

Рассуждая на тему условий и порядка оформления договора коммерческой концессии в сфере гражданских правоотношений, представляется важным, в первую очередь, заметить, что его положение среди аналогичных договоров основывается на его смежном статусе. Е. А. Демичева предлагает отграничивать исследуемый в настоящей работе договор коммерческой концессии от иных схожих сделок и выделять в перечне смежных договором следующие: агентский договор, договор простого товарищества, договор комиссии, лицензионный и инвестиционный договоры [1].

Подавляющее большинство примеров применения договора франчайзинга демонстрируется восприятие такого договора в качестве соглашения, преследующего организовать сбыт между продавцом и покупателем. Договоры с изготовителями относительно поставок товаров подписываются с той целью, которая обеспечивала бы сбыт таких товаров в новом торговом месте на рынке, а также способствовала бы расширению ассортимента товаров, выносимых на предложение к продаже. Коммерческая концессия определенно оказывает содействие в деле развития ниши, в которой осуществляет свою предпринимательскую деятельность хозяйствующий субъект. В то же время правообладатель в договоре коммерческой концессии не является производителем товара, как это имеет место быть в дистрибьютерском договоре. Вместе с тем, как замечала Е. А. Демичева, в контексте дистрибьютерского договора не наблюдается передача инноваций организаторского и управленческого типа [1].

Таким образом следует, что договор коммерческой концессии не являет собой договор, направленный на организацию реализации товаром, поэтому не допускается возможным приписать его к разряду таких договоров.

Договоры организационного типа определяются в качестве соглашения, направленного на устроение взаимодействия сторон договора и установление надлежащих условий для вступления участников оборота в иные правовые формы общественных отношений с имущественным уклоном [2]. В настоящий момент имеется множество разногласий в доктринальной сфере относительно понятия и видов договоров организационного характера. Юридическая литература относит к таким договорам следующие: договор перевозки, рамочный договор, предварительный договор, договор о простом товариществе и прочие. Е. Я. Токаре и А. А. Еремин, основываясь на труде О. А. Красавчикова, приводят такие критерии, свойственные организационным договорам:

  1. Возникают вследствие инициативы самих участников правовых отношений.
  2. Основаны на принципе равенства, поскольку организационный договор предполагает координаций действий соглашения, а не подчинение одной стороны другой.
  3. Организационные правоотношения являются средством для упорядочения имущественных отношений [2].

По мнению Е. Б. Козловой, среди договоров, относящихся к организационным, следует также выделять еще корпоративные и видовые соглашения. Последние могут быть использованы для систематизации отдельных обязательств по договорам, которые возникают из договоров соответствующих видов [3].

Договор коммерческой концессии по своему происхождению представляется договором, обеспечивающим сторонам право на осуществление предпринимательства. Возмездность пользования интеллектуальной собственности невозможна без использования такой собственности в целях извлечения прибыли и осуществления предпринимательской занятости. Между тем договор коммерческой концессии не отвечает условиям и требованиям, которые предъявляются к договорам организационного типа, поскольку он оформляется и подписывается при наличии определенных имущественных правоотношений субъектов права.

Приближенным к договору франчайзинга представляется договор, фиксирующий передачу интеллектуальных прав. В то же время предмет договора коммерческой концессии может включать в себя не только лишь исключительные права, но и технологии осуществления предпринимательской активности, а также конкретный опыт коммерческого плана.

Ряд ученых сходятся во мнении, что под коммерческой концессией кроется разновидность лицензионного договора. Ученые правоведы отмечают наличие возможности у пользователя приобрести исключительные права в отношении результата интеллектуальной деятельности в очерченной форме: во-первых, на основании отчуждения их правообладателем; во-вторых, по случаю получения права использования их у правообладателя [4, с. 220].

Но в целях формулирования правильных выводов и определения природы договора коммерческой концессии, представляется необходимым согласовать и подписать два общих и отличных соглашения.

Подобное соглашение имеет три качества, исходя из его правовых характеристик: согласованность, обременительность, взаимоисключительность.

Стороны договора коммерческой концессии представлены в двух статусах: правообладатели — те, кто предоставляет на возмездной основе право использования собственных исключительных прав за деньги; пользователи — те, кто получает право использования за плату.

Предметом договора коммерческой концессии зачастую признается необходимым условием или признаком, по которому квалифицируется конкретное гражданское правоотношение. В этом смысле товар, вбирающий в себя шлейф исключительных прав на название организации и/или фирменное наименование, товарный знак и коммерческую информацию.

Лицензионный договор находит свое применение в случае осуществления регистрации действий по передаче прав в отношении конкретного объекта, зачастую — товарного знака. Между тем обладатель исключительных прав согласно положениям лицензионного соглашения имеет возможность контроля выполнения условий лицензии. В договоре франчайзинга такое дозволение может быть предусмотрено в случае наличия желания у франчайзера подписать соглашение с физическим лицом. Коммерческая концессия же такого права не предоставляет для правообладателя. В то же время лицензионное соглашение предоставляет такое право.

Представляется необходимым заметить достаточную схожесть лицензионного договора и договора коммерческой концессии, поскольку нормы, посвященные регулированию лицензионного контракта, могут применяться в отношении второго договора. В этом смысле целесообразно понять, как эти два договора могут разграничиваться между собой.

Стороны по лицензионному договору именуются следующим образом: лицензиар — владелец исключительного права с одной стороны, с другой стороны лицензиат — лицо, получающее право пользования интеллектуальной собственности. Указанное отличает лицензионный договор от его аналога — концессионного соглашения, в соответствии с которым стороной сделки могут признаваться лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели [5, с. 13].

Юридическая природа данного договора согласуется с договором коммерческой концессии.

Объектом правоотношения выступает осуществление передачи во временное и возмездное пользование исключительных прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности.

Цель заключения договора и использования соответствующих объектов интеллектуальной собственности сводится к извлечению прибыли.

В сравнении с договором коммерческой концессии, лицензионный договор предусматривает большие пределы свободы и независимости пользователя в осуществлении использования полученных в пользование исключительных прав. Вместе с отмеченными отличиями договоров, представляется важным провести анализ различий в части ответственности сторон по сделкам.

Так, по лицензионному контракту лицензиар неответственен за лицензиата в части качества выпускаемых им товаров и оказываемых услуг, тогда как по договору коммерческой концессии стороны договора берут на себя риск несения субсидиарной ответственности в аналогичных ситуациях.

Договором коммерческой концессии предусматривается возможность для пользователя выразить первый отказ от заключения нового соглашения, однако в случае лицензионного договора не наблюдается такой возможности.

Общими признаками и условиями анализируемых договоров являются: форма договора, юридическая характеристика, срок действия договора, предмет, цена, условие о запрете на конкуренцию в пределах оговоренной местности и условия о порядке заключения производных субдоговоров.

Имеется спорное мнение о том, представляет ли лицензионный договор собой отдельный контракт конкретного рода либо соглашение кланового типа, которое надлежит воспринимать в качестве соглашения любого рода, следствием которого значится осуществление передачи исключительного права в полном объеме на основании лицензионного контракта.

Ввиду вышеуказанного отдельные ученые характеризуют лицензионный договор в качестве самостоятельного вида гражданско-правового договор [6, с. 506], иные правоведы — в качестве собирательного понятия, которое объединяет в себе различные договорные конструкции, на основании которых правообладатель может распорядиться своими правами на объекты интеллектуальной собственности [7, с. 94].

Сторонником первой точки зрения, О. А. Рузаковой, систематизирующей контракты на производство результатов интеллектуальной деятельности и осуществление распоряжения исключительными права на три раздела, лицензионные договоры включаются в независимую вторую группу — соглашения о предоставлении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности [8, с. 25].

Подобное позиции придерживается М. А. Мирошникова, которая отмечает наличие признаков смешанной договорное правой природы в договоре купли-продажи программ для ЭВМ, предусматривающем аспекты авторских лицензионных соглашений [9, с. 267].

Лицензионное соглашение как договор, направленный на урегулирование вопросов использования объектов интеллектуальных прав, предусматривает предоставление правообладателем в пользу пользователя возможности использовать указанные в предмете соглашения исключительные права в том пределе и объеме, которые стороны определили в тексте договора.

Таким образом, подводя итог проведенному анализу договоров, представляется возможным резюмировать, что договор коммерческое концессии и лицензионный договор не могут быть признаны идентичными и близкими, а также взаимозависимыми. Данные договоры независимы и имеют равную юридическую силу.

В то же время нельзя сказать и о полном различии рассмотренных договоров, наоборот, можно усмотреть и схожие признаки, однако отличия, которые имеются все-таки являются значимыми.

Литература:

  1. Демичева Е. А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров // Бизнес в законе. 2013. № 6.
  2. Еремин А. А., Токар Е. Я. Понятие и классификация организационных договоров в гражданском праве // Вестник ВУиТ. 2014. № 4 (81). С. 175–177.
  3. Козлова Е. Б. Организационные договоры: понятие и классификация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 3–9.
  4. Городов О. А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2016.
  5. Кондратьева Е. А. Лицензионный договор: понятие, содержание, заключение // Юрист. 2014. № 24.
  6. Зенин И. А. Гражданское право: учебник для вузов. М., 2019.
  7. Корнеев В. А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010.
  8. Рузакова О. А. Проблемы построения системы договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. 2018. № 6.
  9. Мирошникова М. А. Сингулярное правопреемство в авторских правах: дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, договор, лицензионный договор, интеллектуальная собственность, лицензионное соглашение, договор франчайзинга, интеллектуальная деятельность, лицензионный контракт, организационный тип, предпринимательская деятельность.


Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга...

Договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии также тем, что

Коммерческая концессия (франчайзинг) – способ осуществления предпринимательской.  Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ — договор, в.

 Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских.

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора...

В-третьих, и договор коммерческой концессии, и лицензионный договор являются двусторонними.

Если получателем права на интеллектуальную собственность в договоре лицензии может

Это условие следует из понятия договора коммерческой концессии. В частности, исходит из целей использования результата интеллектуальной деятельности.

Специфика обязательств, возникающих из договора...

коммерческая концессия, договор франчайзинга, ГК РФ, предпринимательская.

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора... Так, согласно пункту 1 статьи

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ — договор, в.

деятельности, рассматривают как объект договора коммерческой концессии [9, c. 972].

Влияние геополитической ситуации на договор франчайзинга

...в мире ситуации на франчайзинг, как вид предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: договор франчайзинга, договор коммерческой конфессии, франшиза

них работают не только по договору коммерческой концессии, но и по лицензионному договору.

Различие лежит в предмете рассматриваемых договоров. В лицензионном договоре это...

Некоторые аспекты лицензионных отношений по...

 В статье автором рассмотрены некоторые аспекты лицензионных соглашений по законодательству зарубежных странах и российскому законодательству. Автор приходит к выводу, что с усложнением технологий за рубежом более популярны пакетные лицензии.

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение правовых...

Предпринимательская деятельность по своей сущности и в соответствии легальным

Так, в соответствии с годовым отчетом о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности за 2019 год

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона.

Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии.

Существенные условия заключения лицензионного договора

Лицензионный договор, как и любой договор, существующий в гражданском обороте, имеет свои характеристики, определяющие его конструкцию.

Одной из основополагающих характеристик лицензионного договора является его консенсуальность.

Роль договора коммерческой концессии...

Хорошо составленный договор поможет защитить права обеих сторон договора.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, франчайзинг, особый вид деятельности

 Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских. Коммерческая концессия (франчайзинг) – способ осуществления предпринимательской.

Особенности договора коммерческой субконцессии

Таким образом, если лицензионное соглашение подразумевает

Юрицин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии.

Коммерческая концессия (франчайзинг) – способ осуществления предпринимательской деятельности

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ — договор, в соответствии с которым одна из сторон.

Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга...

Договор франчайзинга отличается от договора коммерческой концессии также тем, что

Коммерческая концессия (франчайзинг) – способ осуществления предпринимательской.  Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ — договор, в.

 Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских.

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора...

В-третьих, и договор коммерческой концессии, и лицензионный договор являются двусторонними.

Если получателем права на интеллектуальную собственность в договоре лицензии может

Это условие следует из понятия договора коммерческой концессии. В частности, исходит из целей использования результата интеллектуальной деятельности.

Специфика обязательств, возникающих из договора...

коммерческая концессия, договор франчайзинга, ГК РФ, предпринимательская.

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора... Так, согласно пункту 1 статьи

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ — договор, в.

деятельности, рассматривают как объект договора коммерческой концессии [9, c. 972].

Влияние геополитической ситуации на договор франчайзинга

...в мире ситуации на франчайзинг, как вид предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: договор франчайзинга, договор коммерческой конфессии, франшиза

них работают не только по договору коммерческой концессии, но и по лицензионному договору.

Различие лежит в предмете рассматриваемых договоров. В лицензионном договоре это...

Некоторые аспекты лицензионных отношений по...

 В статье автором рассмотрены некоторые аспекты лицензионных соглашений по законодательству зарубежных странах и российскому законодательству. Автор приходит к выводу, что с усложнением технологий за рубежом более популярны пакетные лицензии.

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение правовых...

Предпринимательская деятельность по своей сущности и в соответствии легальным

Так, в соответствии с годовым отчетом о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности за 2019 год

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона.

Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии.

Существенные условия заключения лицензионного договора

Лицензионный договор, как и любой договор, существующий в гражданском обороте, имеет свои характеристики, определяющие его конструкцию.

Одной из основополагающих характеристик лицензионного договора является его консенсуальность.

Роль договора коммерческой концессии...

Хорошо составленный договор поможет защитить права обеих сторон договора.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, франчайзинг, особый вид деятельности

 Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских. Коммерческая концессия (франчайзинг) – способ осуществления предпринимательской.

Особенности договора коммерческой субконцессии

Таким образом, если лицензионное соглашение подразумевает

Юрицин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии.

Коммерческая концессия (франчайзинг) – способ осуществления предпринимательской деятельности

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФ — договор, в соответствии с которым одна из сторон.

Задать вопрос