Ответственность пешехода и водителя на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Антонова, З. О. Ответственность пешехода и водителя на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе / З. О. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101278/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор пытается исследовать возможности усовершенствования системы административной ответственности за нарушения в сфере правил дорожного движения.

Ключевые слова: пешеход, безопасность, административная ответственность, правила дорожного движения.

В современном мегаполисе всё большее количество водителей предпочитает пересаживаться с личного автотранспортного средства на общественный транспорт, это связано, несомненно, с улучшением транспортной инфраструктуры. Тем не менее, статистика приводит в ужас — 30 % всех дорожно-транспортных происшествий это наезды на пешеходов [1]. Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из главных функций государства по поддержанию правопорядка. Современная система правового регулирования безопасности дорожного движения в Российской Федерации в большей степени логична, но в силу своей сложности и часто вносимых в неё изменений далеко не всегда эффективна. Нынешнее законодательство в сфере обеспечения безопасности дорожного движения нуждается мало того что в совершенствовании, но и в создании условий для более эффективного применения.

Анализируя статистику ДТП (дорожно-транспортное происшествие), можно сказать о недисциплинированности участников дорожного движения. По вине водителей совершается порядка 85 % от общего количества дорожных аварий, и основными причинами являются грубые нарушения Правил дорожного движения. Однако не всегда в дорожно-транспортных происшествиях виноваты водители. Всё та же статистика показывает пренебрежение пешеходами правилами безопасности на дорогах. Самая частая причина дорожно-транспортных происшествий по вине пешехода — переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости. Актуальные правила дорожного движения гласят, что пешеход обязан переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин, не регулируемом пешеходном переходе допускается переходить проезжую часть противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3 (рисунок 1) обозначающей, такой пешеходный переход, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны [2].

Разметка 1.14.3.

Рис. 1. Разметка 1.14.3.

Также пункт 4.5 Правил дорожного движения гласит, что при переходе нерегулируемого пешеходного перехода пешеходы могут выходить на проезжую часть (или трамвайные пути) только после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны регулироваться сигналами светофора или регулировщика, а при его отсутствии транспортного светофора (пункт 4.4 ПДД). Согласно пункту 4.7 при приближении транспортных средств с включенным поблескивающим маячком синего или красно-синего цвета и специальным звуковым сигналом, пешеходы обязаны уступить дорогу, а, в случае, нахождения уже на проезжей части, незамедлительно покинуть её [2].

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность пешехода за нарушение Правил дорожного движения в виде предупреждения или штрафа в размере пятисот рублей (статья 12.29) [3].

Многие пешеходы, не имеющие водительского удостоверения, никогда не изучали Правила дорожного движения, в народе ходит молва, что для пешеходов нет Правил, что водитель всегда обязан в любой ситуации уступать, поэтому необходимо в обязательном порядке в первую очередь повышать информированность населения об обязанностях пешеходов. Как показывает опыт, основная часть населения не знает даже, что об обязанности уступить дорогу автомобилю с поблескивающим маячком и звуковым сигналом, считая так же, что им обязаны уступить дорогу.

Так вот, целесообразно будет изучить самые частые наезды на пешеходов, произошедшие по вине самих же пешеходов: в первую очередь, несомненно, невнимательность, возможно, незнание правил, когда пешеходы переходят дорогу, не гладя по сторонам. Во-вторых, пешеходы переходят дорогу в неположенном месте, где водитель просто не ждёт, что с тротуара на него выскочит человек. И в-третьих, пешеходы, которые выходят из-за припаркованных машин или остановившихся на остановки автобусов, где их попросту не видно. Еще один фактор — пешеход спешит переходить дорогу сразу же после того, как загорелся зелёный сигнал светофора, забывая, что водители могут завершать манёвр.

Подытоживая всё вышесказанное, можно отметить, что подготовленность участников дорожного движения не соответствует уровню сложности условий современного дорожного движения, из этого следует, что необходимо мало того повышать осведомленность пешеходов о нормах правил дорожного движения, развивать у них знания, умения, навыки, соответствующие уловим дорожного движения, так и внести изменения в статью 12.29 Кодекса об административных правонарушениях, соответственно, увеличив размер штрафа, возможно даже наложение административного ареста.

Целесообразно рассмотреть и другую сторону — согласно всё тем же Правилам дорожного движения водитель обязан уступать дорогу пешеходу. Пункт 14.1 Правил дорожного движения: необходимо пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть или уступивших на неё для осуществления перехода, так же, пункт 13.1: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает [2]. Также, в случае если водитель подъезжает к нерегулируемому пешеходному переходу, он так же обязан уступить дорогу пешеходу, который начал переход, либо только собирается начать переходить дорогу. Но всё же не стоит всё равно забывать, что согласно пункту 4.5 пешеход обязан убедиться в безопасности перехода, перед тем как выйти на проезжую часть. Помимо нерегулируемых пешеходных переходов и перекрестков при повороте направо или налево, водитель обязан уступать: при въезде и выезде с прилегающий территории; если пешеход идет с трамвайной остановки к остановившемуся трамваю, при приближении к остановившемуся транспорту с включенной аварийной сигнализацией и опознавательным знаком «Перевозка детей» [2]. В случае невыполнения любого из пунктов выше, водителю грозит административный штраф. Согласно статье 12.18 Кодекса об административных правонарушениях штраф составляет от 1500 до 2500 рублей. Сумму штрафа определяет инспектор ГИБДД. Если водитель ранее не привлекался к подобной ответственности, либо у него незначительное количество схожих проступков в базе ГИБДД, могут назначить минимальный штраф.

Подытоживая всё вышесказанное, мы видим, что пешеход всё же имеет преимущество перед водителем транспортного средства, но это не означает снятие ответственности с пешехода за нарушение Правил дорожного движения. В настоящее время система Правил дорожного движения доведена до максимального снижения опасности нахождения пешехода на проезжей части. В случае тотального соблюдения Правил всеми участниками аварийные ситуации возможно только по факторам, не зависящим от человека, например, неисправность автотранспортного средства. Большую роль играет неосведомленность пешеходов о Правилах дорожного движения и несовершенство административного наказания за правонарушения в области правил дорожного движения. Также серьёзно недоработан механизм их исполнения. Административные правонарушения в области Правил дорожного движения необходимо предупреждать и пресекать. Целесообразно ужесточить административную ответственность за данные нарушения как для водителя транспортного средства, так и для пешехода.

Литература:

  1. Показатели состояния безопасности дорожного движения // Официальный сайт Госавтоинспекции «ГУОБДД МВД России» [Электронный ресурс].
  2. Постановление правительства РФ от 23.10.1997 N 1090 (ред. От 24.10.2022) «О правилах дорожного движения»
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, пешеход, проезжая часть, водитель, дорога, административная ответственность, нарушение Правил, нерегулируемый пешеходный переход, область Правил, транспортное средство.


Похожие статьи

Сущность и структура административной ответственности за...

...средств, вина которых служит причиной 80 % дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии с Правилами дорожного движения понятие «дорожное движение»

Понятие «административная ответственность» является более сложным и неоднозначным.

В-четвертых, административная ответственность в области дорожного движения...

Проблемы административной ответственности за...

Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного

Так, например, часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает лишение

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым... дорожное движение, УК

административное правонарушение, РФ, дорожное движение, транспортное средство...

Правовая характеристика административных правонарушений...

Административные правонарушения в области дорожного движения являются одним из

Такими, как принято, выступают водители транспортных средств, иногда пешеходы

2022. № 4. С. 60–62. Тен К. С. Административная ответственность за нарушение Правил

Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения.

Ответственность водителя за дорожно-транспортные...

дороге, в отличие от других участников дорожного движения, например пешеходов.

Пешеход переходит дорогу в неустановленном месте или вне зоны пешеходного перехода, пешеход

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия...

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами.

Особенности реализации прав участников дорожного движения...

Общие обязанности водителей, предусматриваются в п. 2 Правил дорожного движения

Пешеход в нарушение пункта 4.1 Правил дорожного движения двигался по проезжей

Пешеход привлечен к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 12.29 КоАП

состояние опьянения, дорожное движение, транспортное средство, водитель, проверка.

Практические вопросы привлечения к административной...

Жертвами аварий, как правило, становятся водители (44,3 %), которые, как правило и гибнут (38,5 %). Каждый третий погибший в ДТП — это пешеход (32,4 %) либо пассажир автомобиля (28,0 %).

Итак, административная ответственность за нарушения правил дорожного движения реализуется в настоящее время при помощи технических средств, которые и...

Административная ответственность в области дорожного...

В связи с тем, что КоАП РФ не содержит определения административной ответственности главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует дополнить статьей 2.2.1 следующего содержания

О совершенствовании правил дорожного движения...

Стоит отметить, что транспортное средство является средством повышенной опасности.

Так, в п.4.1 Правил есть закрепление того, что при переходе дороги и движении в темное время

В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации — при.

Однако на проезжую часть выбежал пешеход, который нарушил правила дорожного.

Общая характеристика мер административной ответственности...

Анализ положений, регламентирующих правила дорожного движения, содержащихся в

1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ [2], а также лицах, использующих транспортное средство в связи с инвалидностью.

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

Административная ответственность, применяемая к нарушителям правил безопасности...

Похожие статьи

Сущность и структура административной ответственности за...

...средств, вина которых служит причиной 80 % дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии с Правилами дорожного движения понятие «дорожное движение»

Понятие «административная ответственность» является более сложным и неоднозначным.

В-четвертых, административная ответственность в области дорожного движения...

Проблемы административной ответственности за...

Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного

Так, например, часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает лишение

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым... дорожное движение, УК

административное правонарушение, РФ, дорожное движение, транспортное средство...

Правовая характеристика административных правонарушений...

Административные правонарушения в области дорожного движения являются одним из

Такими, как принято, выступают водители транспортных средств, иногда пешеходы

2022. № 4. С. 60–62. Тен К. С. Административная ответственность за нарушение Правил

Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения.

Ответственность водителя за дорожно-транспортные...

дороге, в отличие от других участников дорожного движения, например пешеходов.

Пешеход переходит дорогу в неустановленном месте или вне зоны пешеходного перехода, пешеход

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, РФ, место происшествия...

Несоблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами.

Особенности реализации прав участников дорожного движения...

Общие обязанности водителей, предусматриваются в п. 2 Правил дорожного движения

Пешеход в нарушение пункта 4.1 Правил дорожного движения двигался по проезжей

Пешеход привлечен к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 12.29 КоАП

состояние опьянения, дорожное движение, транспортное средство, водитель, проверка.

Практические вопросы привлечения к административной...

Жертвами аварий, как правило, становятся водители (44,3 %), которые, как правило и гибнут (38,5 %). Каждый третий погибший в ДТП — это пешеход (32,4 %) либо пассажир автомобиля (28,0 %).

Итак, административная ответственность за нарушения правил дорожного движения реализуется в настоящее время при помощи технических средств, которые и...

Административная ответственность в области дорожного...

В связи с тем, что КоАП РФ не содержит определения административной ответственности главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует дополнить статьей 2.2.1 следующего содержания

О совершенствовании правил дорожного движения...

Стоит отметить, что транспортное средство является средством повышенной опасности.

Так, в п.4.1 Правил есть закрепление того, что при переходе дороги и движении в темное время

В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации — при.

Однако на проезжую часть выбежал пешеход, который нарушил правила дорожного.

Общая характеристика мер административной ответственности...

Анализ положений, регламентирующих правила дорожного движения, содержащихся в

1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ [2], а также лицах, использующих транспортное средство в связи с инвалидностью.

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

Административная ответственность, применяемая к нарушителям правил безопасности...

Задать вопрос