Творчество М. М. Хераскова как синтез двух художественных методов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Романова, Е. А. Творчество М. М. Хераскова как синтез двух художественных методов / Е. А. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101275/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор старается определить основные художественные методы в творчестве М. М. Хераскова.

Ключевые слова: классицизм, сентиментализм, религия, масонство, христианство.

XVIII век — период расцвета русской культуры. Творчество таких поэтов и писателей, как Н. М. Карамзин, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов до сих пор вызывает огромный интерес у современных литературоведов. Безусловно, в эпоху XVIII столетия данные личности были широко известны. Но некоторые же писатели этой эпохи на современном этапе развития литературы предстают малоизученными либо же второстепенными. К таким личностям можно отнести М. М. Хераскова.

Ранее творчество М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, В. А. Левшина и других не представляло большого интереса для критиков и читателей. Но с расцветом новой эпохи литературы такие ученые, как Э. Л. Афанасьев, Ю. М. Лотман, В. И. Сахаров начали более подробно изучать творчество «забытых» поэтов и писателей. Исследователи пытались рассмотреть творчество выше представленных писателей не просто в плане эстетики, но и в духовно — философском аспекте. Это связано с тем, что в период XVIII столетия русская культура была тесно связана с другими европейскими культурами, что как раз и можно наблюдать в творчестве М. М. Хераскова.

Художественный метод М. М. Хераскова представляет большой интерес для современных исследователей. Ранее бытовала точка зрения о том, что М. М. Херасков — ключевая фигура русского классицизма. Даже считалось, что он был своеобразным «ремесленником» данного художественного метода, нежели его представителем в плане поэтического творчества. Но некоторые же ученые смогли увидеть в творчестве М. М. Хераскова не только классицизм, но и сентиментализм, а также некоторые черты барокко и предромантизма. Именно поэтому сложилась точка зрения, которая гласит о том, что личность М. М. Хераскова является неким переходом между двумя творческими методами — классицизмом и сентиментализмом. Данную концепцию поддерживали такие исследователи, как Г. А. Гуковский, Н. И. Греч и Е. А. Емельянова. Но некоторые ученые говорили о том, что писатель неправомерно в своем творчестве сочетал несовместимые между собой литературные методы. К таким исследователям можно отнести К. В. Пигарева и Н. К. Пиксанова.

В творчестве М. Хераскова присутствовало особое видение мира, что обуславливается его художественными исканиями. Известно, что Михаил Матвеевич Херасков большое значение предавал масонской культуре, которая предполагала единство мира и человека. Единого мнения на предмет масонской литературы на данный момент не существует. Считается, что масонская литература призывает использовать литературные направления не на уровне синтеза, а, наоборот, с помощью преломления каких — либо художественных традиций [3]. Но несмотря на то, что М. М. Херасков, безусловно, является поэтом-масоном, он выбирает свой собственный путь, отстаивая свои взгляды на предмет национальной литературы.

Еще в 50 — е года XVIII века М. М. Херасков в своих лирических произведениях охарактеризовал свои нравственные идеалы. Большое внимание он уделял христианским законам, моральным качествам, добродетели, что, в свою очередь, является некими правилами, которые должно соблюдать общество. Художественное направление классицизма также вело опору на соблюдение определенных правил, обращенных к разуму. Но, с другой стороны, его лирику можно отнести и к творческой интерпретации нравственных законов, которые относятся к этической составляющей общества в целом.

Как уже упоминалось выше, М. М. Херасков в своей литературной деятельности сочетал несколько художественных методов. Его первым драматическим произведением является «Венецианская монахиня», которое было написано в духе сентиментальной драмы. Но в лирике же он все чаще прибегал к законам классицизма, которые были обращены к концепции барокко. В этом отношении наблюдается тяготение Михаила Хераскова к масонству, так как именно это направление на первое место ставило христианские законы и идеалы.

В произведениях М. М. Хераскова можно выделить четкие пространственные границы, где живут светлые люди — добродетели и так называемые грешники. Например, в «Почерпнутых мыслях из Экклезиаста» главный герой не может понять устройство мира, в котором он живет. Он винит Бога во всех своих бедах, негодует по поводу несправедливого устройства мира: «Что мы не будем выражать,//То было, есть и будет вечно.».. [1]. Также главный герой задумывается о смысле жизни и в конце приходит к выводу о том, что все на земле не является вечным. Но позднее герой приходит к заключению, что пока есть время нужно жить с близкими в согласии и дружбе. В данном произведении концепция «праведник — грешник» заменена на человека «счастливого — несчастливого». Здесь четко прослеживаются христианские мотивы, связанные с Богом и его заповедями.

В 60-е годы XVIII века в творчестве М. М. Хераскова прослеживаются сентиментальные отголоски. Его лирические произведения рассматриваются как попытка проникнуть в философию природы, дать ей совершенно иное звучание. Здесь просматривается двойственное отношение к сущности природы, с одной стороны, это способ прикоснуться к прекрасному, понять человеческую сущность, с другой, природа может с физической точки зрения иметь внешний изъян, который способен пагубно воздействовать на человека. Можно сделать вывод о том, что предпосылки возникновения сентиментализма появились в творчестве М. М. Хераскова еще до возникновения этого литературного направления. Сентиментальные особенности в произведениях Хераскова как будто проникают в разум классицизма, при этом два абсолютно разных литературных направления вполне «уживаются» в пределах одного текста.

Таким образом, в произведениях М. М. Хераскова сосуществовало несколько художественных методов. С одной стороны, в его произведениях прослеживаются правила классицизма, с другой же, особенности сентиментализма, выражающиеся, например, в единении с природой. В его текстах все чаще звучали масонские мотивы, которые указывали на приверженность писателя к христианским ценностям. Он пытался воздействовать на читателя разными способами, пытаясь приблизить его к добродетели. Сам Херасков говорил: «Умный честный человек Делает бессмертным век» [2]. Можно сделать вывод, что М. М. Херасков призывает читателей к пересмотру своих гражданских позиций, уводя их от политического радикализма в сторону философских нравоучений.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. История русской философии — М.: АСТ, 1991.
  2. Кулакова Л. И. Херасков — М.: АСТ, 1947.
  3. Лопухин И. В. Масонские труды — М.: АСТ, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): творчество, XVIII века, главный герой, масонская литература, произведение, русская культура, том, художественный метод.


Похожие статьи

Ихтиологические образы в сатире XVIII века | Статья в журнале...

XVIII век русской литературы становится определяющим этапом в развитии

Сатира XVIII века сохраняет многие особенности демократической сатиры XVII столетия.

В творчестве А.П. Суморокова ихтиологические образы помимо традиционной трактовки приобретают и новое понимание.

Таким образом, ихтиологические образы литературы XVIII века своеобразны.

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

Однако Михаил Булгаков избежал поветрия отрицания русской классической литературы.

поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX - начала XX века) – Иваново, 2001.

Фразеологизмы как средства создания образа героев (на примере сказок братьев Гримм).

Цвет как составляющая художественной традиции литературы Средневековья.

Дуэль в зеркале русской литературы (по некоторым...)

Но какую же роль играют эпизоды дуэлей героев в произведениях русской литературы?

Главным методом исследовательской работы является метод сравнительного изучения.

2.Проследить, как изображается дуэль в произведениях русских писателей 19 века.

Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая.

Автобиография А. Т. Болотова в контексте русской мемуарной...

Исследователи отмечают, что авторитет художественной литературы в XVIII веке был еще невысок.

Поскольку появление записок в печати в XVIII веке было явлением довольно редким, то, как

Русская литература XVIII — начала XIX века в общественно-культурном контексте.

3. Крючкова М. А. Русская мемуаристика второй половины XVIII в. как социокультурное явление.

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

Библиографическое описание: Муравлева, В. В. Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв. /

XVIII век был периодом кодификации, подражания и поглощения иностранных образцов. Главным вкладом века стало развитие литературного языка.

Создается художественный стереотип, что настоящий студент — это бедный студент.

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формирования жанра производственного романа, 1920–30-х гг. доминирует образ героя –преобразователя мира.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам...

Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям.

Художественная литература также неоднократно обращается к образу Петра Великого.

В творчество Пушкина петровская тема вошла лишь с конца 1826 г. Наиболее ярко она

Русская литература — основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа.

Народничество в исторических взглядах классиков русской...

Проблематика творчества представителей демократической литературы подводит нас тому

и тем самым на русскую культуру, особенно сильное в 70–80-е гг. XIX в. В литературе

политические ссыльные Симонсон, Набатов, Щетинина, Крыльцов, и герой рассказа

«Записки из подполья» (1864) были первым художественным произведением, в котором ясно...

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались

Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и

Единство многих видов искусств даёт основания для того, чтобы строить программу для

Формирование личности через различные жанры и виды художественного творчества.

Похожие статьи

Ихтиологические образы в сатире XVIII века | Статья в журнале...

XVIII век русской литературы становится определяющим этапом в развитии

Сатира XVIII века сохраняет многие особенности демократической сатиры XVII столетия.

В творчестве А.П. Суморокова ихтиологические образы помимо традиционной трактовки приобретают и новое понимание.

Таким образом, ихтиологические образы литературы XVIII века своеобразны.

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

Однако Михаил Булгаков избежал поветрия отрицания русской классической литературы.

поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX - начала XX века) – Иваново, 2001.

Фразеологизмы как средства создания образа героев (на примере сказок братьев Гримм).

Цвет как составляющая художественной традиции литературы Средневековья.

Дуэль в зеркале русской литературы (по некоторым...)

Но какую же роль играют эпизоды дуэлей героев в произведениях русской литературы?

Главным методом исследовательской работы является метод сравнительного изучения.

2.Проследить, как изображается дуэль в произведениях русских писателей 19 века.

Роль русской литературы в творчестве Габдуллы Тукая.

Автобиография А. Т. Болотова в контексте русской мемуарной...

Исследователи отмечают, что авторитет художественной литературы в XVIII веке был еще невысок.

Поскольку появление записок в печати в XVIII веке было явлением довольно редким, то, как

Русская литература XVIII — начала XIX века в общественно-культурном контексте.

3. Крючкова М. А. Русская мемуаристика второй половины XVIII в. как социокультурное явление.

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

Библиографическое описание: Муравлева, В. В. Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв. /

XVIII век был периодом кодификации, подражания и поглощения иностранных образцов. Главным вкладом века стало развитие литературного языка.

Создается художественный стереотип, что настоящий студент — это бедный студент.

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формирования жанра производственного романа, 1920–30-х гг. доминирует образ героя –преобразователя мира.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам...

Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям.

Художественная литература также неоднократно обращается к образу Петра Великого.

В творчество Пушкина петровская тема вошла лишь с конца 1826 г. Наиболее ярко она

Русская литература — основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа.

Народничество в исторических взглядах классиков русской...

Проблематика творчества представителей демократической литературы подводит нас тому

и тем самым на русскую культуру, особенно сильное в 70–80-е гг. XIX в. В литературе

политические ссыльные Симонсон, Набатов, Щетинина, Крыльцов, и герой рассказа

«Записки из подполья» (1864) были первым художественным произведением, в котором ясно...

Художественное творчество — фактор воспитания личности

Нельзя забывать, что в течение многих веков в народной художественной культуре отражались

Особое место в распространении знаний о народной художественной культуре и

Единство многих видов искусств даёт основания для того, чтобы строить программу для

Формирование личности через различные жанры и виды художественного творчества.

Задать вопрос