Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 3487 раз

Библиографическое описание:

Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101198/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой современного образования, так как уровень развития данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности обучающихся в целом.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, владение вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству, умение слушать собеседника.

В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Коммуникативные УУД формируются, когда обучающиеся учатся отвечать на вопросы, слушать одноклассника, вести диалог, пересказывать сюжет и др.

Переступая школьный порог, ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования коммуникативных навыков, ему уделяется большое значение, потому что именно в начальной школе у детей формируются навыки социального общения.

Над проблемой формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста работали многие ученые: Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов и др. [1].

Коммуникативные навыки ученые рассматривают, как «способность младших школьников анализировать понятия, явления и закономерности, уметь работать с ними. А также выделять ихособенности, грамотно описывать предметы, явления и события, принимать решение в проблемных ситуациях, доказыватьсвою позицию, использовать опыт и оценивать действие и высказывание собеседников» [2].

Учителям начальных классов необходимо развивать у учащихся следующие коммуникативные навыки:

– принятие разных точек зрения при обсуждении одного вопроса;

– способность принятия позиций собеседника в момент сотрудничества;

– возможность иметь свою позицию при спорных ситуациях;

– умение прийти к бесконфликтному решению проблемы;

– умение правильно формулировать вопросы» [3].

В процессе формирования коммуникативных умений обучающихся начальных классов учитываются различные виды учебной и внеурочной деятельности. Благодаря рациональному учебному процессу у школьников формируется единая картина мира, что дает возможность детям развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки.

Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции, огромны.

Для того чтобы обучающиеся могли научиться использовать коммуникативные навыки в процессе урока и на курсах внеурочной деятельности, школьный процесс должен полностью способствовать этому. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными.

Проектные технологии являются одним из основных и эффективных методов формирования коммуникативных навыков школьников. Дети младших классов учатся выступать с индивидуальными и групповыми проектами перед аудиторией сверстников и на научно-практических конференциях, представляя защиту своей работы.

Применение метода проектов в учебной и внеурочной деятельности увеличивает познавательный интерес школьников, способствует расширению кругозора обучающихся, развивает коммуникативные навыки. Во время совместной работы над проектом, дети научатся работать в группе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, создавать монологическое сообщение, обладать диалогической формой коммуникации, выражать собственное мнение и позицию.

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся начальной школы:

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках и на курсах внеурочной деятельности целесообразно использовать:

– игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

  1. «Рассказ от первого лица» (Расскажи историю путешествия колобка от первого лица)
  2. «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою сказки «Буратино», Ивану- царевичу или серому волку (похвали его)).
  3. «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку.).
  4. «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки или рассказа).

Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога — это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Помогают в формировании диалогового общения следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование эпизода, разговор двух героев басни или сказки); придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа). Развивать у младших школьников интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Книжкиной недели».

Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН, сказочных квестах.

Младший школьный возраст — это самый благоприятный период в жизни ребёнка и речевом развитии, и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, прилежный ученик, приятный собеседник. Он начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.

Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.

Таким образом, младший школьный возраст — это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоение коммуникативных и речевых навыков.

Литература:

  1. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — М., 2010. — 241 с.
  2. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина: Собрание сочинений: В 6-ти Т. — Т.3. — М.: Педагогика, 2013. — 367 с.
  3. Пастюк, О. В. Психология и педагогика: учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, внеурочная деятельность, навык, начальная школа, ребенок, коммуникативное умение обучающихся, основной метод формирования, сказка, школьник.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей младших...

В экспериментальной работе, проведенной с учащимися начальных классов, нами была поставлена цель — разработать и апробировать психолого-педагогическую программу развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Коммуникативное развитие младших школьников

На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия)

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть

Формирование речевых умений младших школьников при...

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по нашему мнению.

Особенности формирования коммуникативных умений...

Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников).

коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста.

Весьма эффективна будет организация такой коммуникативной деятельности в классе

Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника.

Экспериментальная работа по формированию... | Молодой ученый

В школе придается огромное значение формированию коммуникативных УУД.

Важным условием формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной

В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 22 младших школьника.

Киностудия — это метод, в котором дети разбиваются на творческие коллективы киностудий.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

 Формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная

Рассмотрим наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции. Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

Ребенок, поступивший в начальную школу, приобретает не только новый круг общения, но и

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Для успешного формирования коммуникативных умений целесообразно использовать

Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во

Основные термины (генерируются автоматически): умение, внеучебная деятельность

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по...

Педагогические условия формирования коммуникативных...

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем

Следующим условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Исследование формирования коммуникативной культуры...

3. Организована проектная деятельность как во внеурочное, так в урочное время.

Мы видим, что работа по формированию коммуникативной культуры в начальных классах ведется

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников мы

4. Диагностика принятия других (по школе Фейя); 5. Диагностика коммуникативных умений (уровень ууд).

Похожие статьи

Развитие коммуникативных способностей младших...

В экспериментальной работе, проведенной с учащимися начальных классов, нами была поставлена цель — разработать и апробировать психолого-педагогическую программу развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Коммуникативное развитие младших школьников

На занятиях в начальной школе (уроки русского языка, литературного чтения, внеурочные занятия)

Итак, коммуникативное развитие младших школьников как необходимая и важная часть

Формирование речевых умений младших школьников при...

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по нашему мнению.

Особенности формирования коммуникативных умений...

Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников).

коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста.

Весьма эффективна будет организация такой коммуникативной деятельности в классе

Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника.

Экспериментальная работа по формированию... | Молодой ученый

В школе придается огромное значение формированию коммуникативных УУД.

Важным условием формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной

В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 22 младших школьника.

Киностудия — это метод, в котором дети разбиваются на творческие коллективы киностудий.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

 Формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная

Рассмотрим наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции. Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков...

Ребенок, поступивший в начальную школу, приобретает не только новый круг общения, но и

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Для успешного формирования коммуникативных умений целесообразно использовать

Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во

Основные термины (генерируются автоматически): умение, внеучебная деятельность

Важными средствами формирования коммуникативных умений младших школьников, по...

Педагогические условия формирования коммуникативных...

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем

Следующим условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший...

Исследование формирования коммуникативной культуры...

3. Организована проектная деятельность как во внеурочное, так в урочное время.

Мы видим, что работа по формированию коммуникативной культуры в начальных классах ведется

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников мы

4. Диагностика принятия других (по школе Фейя); 5. Диагностика коммуникативных умений (уровень ууд).

Задать вопрос