Особенности формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку (английскому) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Мешкова, М. В. Особенности формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку (английскому) / М. В. Мешкова, О. Н. Боженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101038/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы пытаются определить сущность речевой компетенции, как средства погружения младших школьников в иноязычную среду.

Ключевые слова : речь, компетенция, компетентность.

Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи. Основная задача на начальном этапе обучения иностранным языкам — выработать у младших школьников первичные умения и навыки иноязычного общения [4].

Как известно, умения и навыки приобретаются на начальном этапе обучения иностранному языку в процессе практического использования необходимых базовых знаний [1]. При этом, безусловно, необходимо учитывать индивидуальные и психологические особенности младших школьников.

Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты [2]:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, чувствительность к другому);

2) когнитивный (включает способность предусматривать поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, связан с познанием другого человека);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, предполагает инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).

Младший школьный возраст — это прежде всего развитие способностей к взрослению, это появление ответственности за себя и окружающий его мир, это ступень личностного становления ребенка. Социум выступает для учащегося начальной школы как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта [2]. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление знаний и расширение его индивидуальной позиции жизни в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной. Исходя из этого, основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности [3, 4].

Согласно ФГОС, в начальной школе от обучающихся требуется систематическое расширение вокабуляра, знание определенных программой явлений изучаемого языка, а также грамматических форм, практическое овладение которыми осуществляется в процессе выполнения упражнений и учебных действий, связанных с изучаемым материалом. Развитие речевой деятельности реализуется при решении коммуникативных задач в конкретных ситуациях общения [1].

Результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» на начальном этапе обучения должны отражать:

  1. Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения.
  2. Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора [4].

Таким образом, младший школьник должен уметь:

– задать вопрос собеседнику и ответить на него;

– о чем-либо сообщить собеседнику;

– прочитать текст, извлечь из него содержательно-смысловую информацию (факты, мысли) и прокомментировать ее [1].

Достаточно большое внимание в начальной школе уделяется обучению диалогическим формам общения, ставится задача научить учащихся младших классов:

– вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;

– вести диалог-расспрос: задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;

– разыграть диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения [3].

Практическое овладение обучающимися иностранным языком, как известно, связано с преодолением многочисленных трудностей, что требует от них немалых сил и старания, но благотворно влияющих на формирование их личности [4]. Следовательно, для формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе необходим комплексный подход, так как на начальном этапе закладываются важнейшие основы поведения.

Формирование способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение проблем формирования и совершенствования умений и навыков коммуникативной иноязычной компетенции, что на сегодняшний является весьма сложной задачей в работе с начальными классами [3]. Способность действовать формируется постепенно, на протяжении всего младшего возраста. Новое возникает сначала в деятельности со взрослыми, дает ребенку образец организации какого-либо вида деятельности и только потом способствует индивидуальным действиям ребенка [2]. Специфика младшего возраста состоит в том, что цели деятельности детям даются преимущественно взрослыми. Учителя определяют, что можно и что не следует делать ребенку, какое задание лучше выполнять, каким правилам нужно подчиняться [1].

В настоящее время к решению проблем качества образования наиболее оптимальным является интегративный подход, определяющий общим критерием оценки компетентность, как единство знаний, умений и навыков, позволяющих решать различные проблемы. В связи с принятием ФГОС компетентностный подход стал наиболее актуальным и является основой гуманистического начала образования [3]. Значимое место занимает образовательная компетенция, определяемая как совокупность различных ЗУН по отношению к объектам реальной жизни, необходимых для полноценной деятельности.

По мнению многих исследователей, коммуникативная компетенция имеет многогранный характер и основой для выделения состава коммуникативных и речевых действий является «ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие [1] и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности» [2]. Структура коммуникативной компетенции младших школьников включает в себя следующие компоненты:

  1. Когнитивный компонент: система представлений младших школьников о видах коммуникации на родном и иностранном языках, устная и письменная, опосредованная и непосредственная, речевая и неречевая.
  2. Аксиологический компонент: мотивы и цели коммуникации: информационный обмен, информационный запрос, убеждение, презентация, эмоциональное самовыражение, мотивированный отказ.
  3. Интерактивный компонент: универсальные и предметные коммуникативные действия и, связанные с ними, способы коммуникации: монолог, диалог, полилог, сообщение, высказывание, дискуссия, выступление, аргументация, вопрос, телефонный разговор, телеграмма, SMS.
  4. Эмпирический компонент: рефлексия коммуникации на основе контроля содержания коммуникации, коррекции способа коммуникации и оценки достижения цели коммуникации [25]. Следует отметить, что возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных умений и навыков у младших школьников достаточно широки.

Таким образом, компетенция является условием формирования и проявления соответствующей компетентности, а компетентность, в свою очередь, является условием соответствующей ей компетенции. Принципиальным отличием компетентности от компетенции является то, что компетентность является внутренним психическим образованием, уникальным свойством личности, а компетенция — это соответствие унифицированному набору полномочий или требований, задаваемому извне параметрами соответствующей социальной роли.

Литература:

  1. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград. — 2001. — 15 с.
  2. Егоров О. Г. Коммуникативная функция учебного занятия. / О. Г. Егоров. Учитель — 2001 — № 1 — с. 52–54
  3. Кононова Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров. — 2002.
  4. Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т. В. Сытенко // Школьные технологии. — 2006. — № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, начальная школа, начальный этап обучения, младший возраст, младший школьник, начальный этап, основная задача, практическое овладение, речевая деятельность.


Похожие статьи

Оценка уровня сформированности «коммуникативной...»

Падей, Е. В. Оценка уровня сформированности «коммуникативной компетенции» при

Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является то, что речевые

В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной

Начальное общее образование (2 – 4 кл.): - участие в диалоге – ситуации повседневного...

О формировании у детей основ коммуникативных компетенций

В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из

Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции.

Организация образовательной деятельности с детьми по обучению иностранному языку

В процессе реализации программы у детей формируются следующие компетенции

иностранный язык, коммуникативная компетенция...

...коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.

к выпускнику школы заключается в успешности речевого общения на иностранном языке.

- коммуникативная компетенция включает в себя учет лингвистики, психологии и ряда других

Щукин Н.А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке/ М.: Икар, 2011.

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Библиографическое описание: Фоминых, М. В. Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте / М. В. Фоминых, Е. А. Лаптева.

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка.

Технология обучения японскому языку на начальном этапе...

А также, раскрывает особенности младшего школьного возраста и обучения в этот период.

Среди технологий, используемых на уроках японского языка в начальной школе, хотелось

При обучении младших школьников иностранному языку преподавателю необходимо.

Ключевые слова:игра, школьник, деятельность, иностранный язык, развитие, обучение.

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

У школьников 7–10 лет одним из ведущих видов деятельности является игровая.

2. Далее речевая деятельность будет выполнена без опоры на модель.

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод...

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Так как именно младший школьный возраст — это возраст позитивных изменений.

Коммуникативная компетенция — считается основной, так как именно она является

Исследования, отражающие основные подходы к коммуникативной цели обучения.

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В.

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

Английский язык как учебный предмет вводится на втором году обучения в начальной школе.

К изучению английского языка младшие школьники в основном приступают с интересом, у

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, начальная школа

иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык...

Использование игровых методов для обучения иностранному...

В младшем школьном возрастепотребность в игровой деятельности не исчезает, просто игра приобретает

Учёба начинает приобретать для младшего школьника большое значение.

Плюсы использования игровых методов в процессе обучения иностранному языку

Основные направления реализации игровых методов обучения на уроке иностранного языка

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Сложность овладения письменной речью в возрасте учащихся начальной школы.

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе.

Приступая к изучению иностранного языка, школьники, как правило, оказываются в...

Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе (английский язык).

Похожие статьи

Оценка уровня сформированности «коммуникативной...»

Падей, Е. В. Оценка уровня сформированности «коммуникативной компетенции» при

Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является то, что речевые

В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной

Начальное общее образование (2 – 4 кл.): - участие в диалоге – ситуации повседневного...

О формировании у детей основ коммуникативных компетенций

В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из

Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции.

Организация образовательной деятельности с детьми по обучению иностранному языку

В процессе реализации программы у детей формируются следующие компетенции

иностранный язык, коммуникативная компетенция...

...коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.

к выпускнику школы заключается в успешности речевого общения на иностранном языке.

- коммуникативная компетенция включает в себя учет лингвистики, психологии и ряда других

Щукин Н.А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке/ М.: Икар, 2011.

Особенности обучения иностранному языку в младшем...

Библиографическое описание: Фоминых, М. В. Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте / М. В. Фоминых, Е. А. Лаптева.

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка.

Технология обучения японскому языку на начальном этапе...

А также, раскрывает особенности младшего школьного возраста и обучения в этот период.

Среди технологий, используемых на уроках японского языка в начальной школе, хотелось

При обучении младших школьников иностранному языку преподавателю необходимо.

Ключевые слова:игра, школьник, деятельность, иностранный язык, развитие, обучение.

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку.

У школьников 7–10 лет одним из ведущих видов деятельности является игровая.

2. Далее речевая деятельность будет выполнена без опоры на модель.

английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод...

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Так как именно младший школьный возраст — это возраст позитивных изменений.

Коммуникативная компетенция — считается основной, так как именно она является

Исследования, отражающие основные подходы к коммуникативной цели обучения.

Шай, Ю. В. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальных классов / Ю. В.

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

Английский язык как учебный предмет вводится на втором году обучения в начальной школе.

К изучению английского языка младшие школьники в основном приступают с интересом, у

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, начальная школа

иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык...

Использование игровых методов для обучения иностранному...

В младшем школьном возрастепотребность в игровой деятельности не исчезает, просто игра приобретает

Учёба начинает приобретать для младшего школьника большое значение.

Плюсы использования игровых методов в процессе обучения иностранному языку

Основные направления реализации игровых методов обучения на уроке иностранного языка

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Сложность овладения письменной речью в возрасте учащихся начальной школы.

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе.

Приступая к изучению иностранного языка, школьники, как правило, оказываются в...

Проблемы овладения иноязычным чтением в начальной школе (английский язык).

Задать вопрос