Влияние физической активности на интеллектуальную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 25.03.2023

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Хабибуллин, И. Р. Влияние физической активности на интеллектуальную деятельность / И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева, В. В. Толчев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101023/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы пытаются определить, как поддержание физической активности влияет на интеллектуальную деятельность и уровень IQ, а также как тренировка сердечно-сосудистой системы связана с когнитивными способностями в молодом возрасте.

Ключевые слова: физическая активность, интеллект, уровень IQ, когнитивные способности .

Исследования современных ученых все чаще показывают четкую связь между хорошей физической подготовкой и лучшими результатами теста IQ. Самые сильные связи определяются между логическим мышлением и вербальным пониманием. Но здесь стоит понимать, что именно физическая подготовка играет роль в результатах теста IQ, а не сила. Быть в форме означает, что у вас наравне с физической формой, хорошая емкость сердца и легких, от чего ваш мозг получает много кислорода. Это может быть одной из причин, почему есть четкая связь с физической подготовкой, но не с мышечной силой.

Связь между физической подготовкой и более высоким IQ объясняют в первую очередь факторами окружающей среды, а не генами. У тех молодых людей, которые улучшают свою физическую форму в возрасте от 15 до 18 лет, повышаются когнитивные способности. В таком случае физкультура — это предмет, который занимает важное место в школах и абсолютно необходим, если мы хотим хорошо успевать по математике и другим теоретическим предметам.

Связь между физической подготовкой и умственной работоспособностью ранее была продемонстрирована в исследованиях, проведенных на животных, детях и людях старшего возраста. Однако исследования, проведенные на молодых людях, до настоящего времени были противоречивыми. Примерно в двадцатилетнем возрасте наш мозг все еще может быстро меняться в результате как когнитивного, так и эмоционального развития.

Регулярная физическая активность влияет на студентов по-разному. Таким образом, студенты первого курса оказывают более сильное влияние на изменения в умственной работоспособности и сенсомоторных навыках по сравнению со студентами второго и третьего курсов. Это связано с тем, что первокурсники больше устают в процессе обучения, адаптируясь к университетскому образованию. Стоит отметить, что физическая культура более эффективно влияет на умственную работоспособность у студентов тех факультетов, где преобладают теоретические знания. В то время как студенты с чередующимися практическими и теоретическими знаниями имеют более низкую эффективность улучшения умственной работоспособности [1, с. 58].

Можно провести параллель между кратковременной памятью человека и оперативной памятью в электронных устройствах. Оба они работают с информацией, фиксируя внимание на том, что в наибольшей степени способствует решению текущих проблем. При этом происходит фильтрация информации, которая в данный момент не требуется. Кратковременная память является основным показателем IQ, коэффициента умственного развития [2, с. 44].

Для функционирования оперативной памяти выделяется ограниченное количество ресурсов мозга. А при стрессе кратковременная память уменьшается в объеме еще больше. Однако научно доказано, что физические упражнения активизируют те области мозга, которые влияют на поддержание оперативной памяти.

Способность мозга адаптироваться к новой ситуации, окружению или последствиям травмы часто называют пластичностью мозга. Физические упражнения, отраженные в показателях сердечно-сосудистой системы, являются фактором, сильно влияющим на пластичность мозга. Добровольный бег значительно восстанавливает пул нервных стволовых клеток, нейрогенез гиппокампа и поведенческие нарушения после клинически значимой умеренной дозы облучения. Эти исследования указывают на важность физических упражнений для когнитивных функций.

Существует положительная связь между сердечно-сосудистой (или «аэробной») подготовкой и когнитивными способностями у пожилых людей. Более высокий уровень тренированности сердечно-сосудистой системы связан с увеличением объема гиппокампа, а также с улучшением функции памяти. Физическая активность в среднем возрасте, по-видимому, защищает от деменции и улучшает когнитивные функции у пожилых людей с нарушениями памяти.

Состояние сердечно-сосудистой системы и когнитивные способности в возрасте 18 лет положительно связаны. Изменение физических достижений в возрасте от 15 до 18 лет предсказывает когнитивные способности в возрасте 18 лет. Более того, состояние сердечно-сосудистой системы в раннем взрослом возрасте предсказывает социально-экономический статус и уровень образования в дальнейшей жизни. Прослеживается четкая положительная связь между состоянием сердечно-сосудистой системы и когнитивными способностями у большой популяции молодых людей. Эти результаты имеют значение для влияния физических упражнений на пластичность и гипотезы о пригодности сердечно-сосудистой системы.

В исследованиях на животных было показано, что ряд механизмов играет определенную роль в улучшении когнитивных способностей и памяти, вызванных физической нагрузкой. Из структурной и функциональной МРТ, а также когнитивных тестов и нейрофизиологии следует, что те же эффекты присутствуют в соответствующих областях мозга у людей, и вполне вероятно, что ответственны за это одни и те же нейробиологические механизмы (1). В частности, повышенная физическая нагрузка, по-видимому, снижает активацию передней поясной извилины, в то время как повышенная активация наблюдается в средней лобной извилине и верхней теменной коре (26).

Гипотеза сердечно-сосудистой пригодности предполагает, что сердечно-сосудистая (т. е. аэробная) пригодность является физиологическим посредником, который объясняет взаимосвязь между физическими упражнениями и улучшением когнитивных функций. В исследованиях вмешательства с интенсивными аэробными упражнениями у детей сообщалось об улучшении когнитивных функций, в отличие от исследований, нацеленных на умеренные уровни физической активности.

Эти результаты подтверждают идею о том, что сердечно-сосудистые упражнения улучшают когнитивные способности за счет увеличения количества циркулирующих факторов, которые положительно влияют на пластичность мозга и когнитивные функции.

Перерыв на физкультуру — это эффективная и доступная форма. Он предназначен для решения проблемы обеспечения активного отдыха студентов и повышения их успеваемости. Многочисленные исследования показывают, что после второй пары академических часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Исследования показывают, что эффективность воздействия физкультурной паузы проявляется при 10-минутной паузе в повышении работоспособности на 10–12 %, при 5-минутной паузе — на 5–6 %.

Установлено, что память и внимание являются доминирующими когнитивными способности, которые определяют качество усвоения знаний студентами-спортсменами. Это связано с тем, что у студентов, которые активно занимаются спортом, занятия способствуют развитию зрительной памяти. В этом отношении визуально-образные методы обучения более эффективны для студентов спортивных специализаций.

Всестороннее развитие физических способностей учащихся с помощью организованной двигательной активности (физкультуры) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении цели и укрепляет здоровье. Также предусмотрено, что учащиеся, занимающиеся физическим воспитанием, более успешны в обучении и обладают высоким уровнем когнитивных способностей. В результате студенты, принимавшие участие в активных физических упражнениях в университете и после, продолжительностью не менее одного часа, продемонстрировали значительное улучшение концентрации, лучшую успеваемость в классе и большую гибкость при переключении с одной когнитивной задачи на другую, по сравнению со студентами, чья ежедневная физическая активность была незначительной.

Литература:

  1. Мозг и тело: как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / Сайен Бейлок; пер. с англ. Светланы Кировой. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 264, [3] с.
  2. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 423–425.
Основные термины (генерируются автоматически): сердечно-сосудистая система, способность, умственная работоспособность, физическая активность, физическая подготовка, оперативная память, пластичность мозга, упражнение, кратковременная память, физическая форма.


Похожие статьи

Физическая культура в профилактике умственного утомления...

Физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем)

Соловьев, В. Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному

8. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В...

Влияние физической активности на умственные способности...

Влияние физической активности на когнитивные функции мозга

В плане головного мозга наибольший эффект виден в гиппокампе (часть мозга, ответственная за память).

Третий позитивный эффект физических упражнений на нашу способность учиться заключается в том, что

При занятии физической активностью сильно выделяется BDNF.

BDNF, физическая активность, физическая нагрузка, упражнение, мозг, спорт...

Влияние физической активности на умственные способности...

Зато, влияние физической активности на познание и умственные способности зависело от решаемых задач.

Таким образом, именно физическая активность, в том числе и регулярные занятия физкультурой и

физическая активность, умственные способности, студенты, здоровье, мозг.

Двигательная активность оказывает воздействие на все системы организма.

Особенности проведения занятий по физической культуре со...

Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной

При этом необходимо чётко решить вопрос о дозировании физической нагрузки.

Задачи физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Кратковременные упражнения в потягивании — 15 сек. (руки через стороны вверх — вдох, вниз — выдох).

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

Такие распространенные заболевания как сердечно-сосудистые, диабет 2 типа, высокое

Обычно эта способность измеряется коэффициентом умственного развития (IQ).

Существует комплекс упражнений, девизом которого является: от движения к мышлению.

 Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной

Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении

приспособительные изменения, которые отражаются на показателях работы сердечно-сосудистой системы.

Пономаренко И. И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

Ключевые слова: двигательная активность, умственная работоспособность, физические

функции внимания, памяти, мышления и соответственно общей работоспособности.

Зуйкова Е. Г., Бондарчук И. Л. Влияние физической культуры на работоспособность и адаптацию студентов

Кулак И. А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека.

Влияние физической подготовки на «внутреннее» здоровье...

При выполнении тренировок используются физические упражнения, к которым относится любая физическая деятельность: будь то физический труд, занятий гимнастикой, физкультурой, кроссфитом, легкой и тяжелой атлетикой и т. д. [1].

О необходимости формирования компетентности студентов...

Физическая подготовленность зависит от двигательной активности и при снижении последней оказывает неблагоприятное воздействие в целом на общую работоспособность [7]. При явной низкой двигательной активности всех респондентов, соответственно анкетному опросу...

Похожие статьи

Физическая культура в профилактике умственного утомления...

Физиологические функции (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной систем)

Соловьев, В. Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному

8. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В...

Влияние физической активности на умственные способности...

Влияние физической активности на когнитивные функции мозга

В плане головного мозга наибольший эффект виден в гиппокампе (часть мозга, ответственная за память).

Третий позитивный эффект физических упражнений на нашу способность учиться заключается в том, что

При занятии физической активностью сильно выделяется BDNF.

BDNF, физическая активность, физическая нагрузка, упражнение, мозг, спорт...

Влияние физической активности на умственные способности...

Зато, влияние физической активности на познание и умственные способности зависело от решаемых задач.

Таким образом, именно физическая активность, в том числе и регулярные занятия физкультурой и

физическая активность, умственные способности, студенты, здоровье, мозг.

Двигательная активность оказывает воздействие на все системы организма.

Особенности проведения занятий по физической культуре со...

Заболевания сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются основной

При этом необходимо чётко решить вопрос о дозировании физической нагрузки.

Задачи физической культуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Кратковременные упражнения в потягивании — 15 сек. (руки через стороны вверх — вдох, вниз — выдох).

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

Такие распространенные заболевания как сердечно-сосудистые, диабет 2 типа, высокое

Обычно эта способность измеряется коэффициентом умственного развития (IQ).

Существует комплекс упражнений, девизом которого является: от движения к мышлению.

 Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной

Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении

приспособительные изменения, которые отражаются на показателях работы сердечно-сосудистой системы.

Пономаренко И. И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

Ключевые слова: двигательная активность, умственная работоспособность, физические

функции внимания, памяти, мышления и соответственно общей работоспособности.

Зуйкова Е. Г., Бондарчук И. Л. Влияние физической культуры на работоспособность и адаптацию студентов

Кулак И. А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека.

Влияние физической подготовки на «внутреннее» здоровье...

При выполнении тренировок используются физические упражнения, к которым относится любая физическая деятельность: будь то физический труд, занятий гимнастикой, физкультурой, кроссфитом, легкой и тяжелой атлетикой и т. д. [1].

О необходимости формирования компетентности студентов...

Физическая подготовленность зависит от двигательной активности и при снижении последней оказывает неблагоприятное воздействие в целом на общую работоспособность [7]. При явной низкой двигательной активности всех респондентов, соответственно анкетному опросу...

Задать вопрос