Современные технологии цифровой образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исмагилов, Н. А. Современные технологии цифровой образовательной среды / Н. А. Исмагилов, И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101021/ (дата обращения: 28.04.2024).



Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различных платформ, сред и программ для визуализации и отработки материала. Одна из серьезных проблем современного образования — растущее отставание от требований цифровизации основных сфер общественной жизни. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, данная тема остается актуальной в связи с постоянным развитием и внедрением современных цифровых технологий в образовательный процесс. Цель данного исследования — изучить сущность понятия «цифровая образовательная среда», проанализировать передовой педагогический опыт в применении средств цифровизации для решения образовательных задач, рассмотреть актуальные цифровые технологии, выявить сферы их применения и определить их влияние на качество образования.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая образовательная среда, платформы, средства обучения, техническое развитие, информация, качество образования, образовательная программа.

В настоящее время концепция внедрения цифровых технологий все активнее проникает в различные сферы деятельности человека. Система образования не является исключением. В связи с этим профессиональная деятельность педагога претерпела значительные изменения, умелое применение цифровых и дистанционных образовательных технологий становится весьма актуальным. Цифровые технологии в образовании открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения. Применение цифровых технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой [5, с. 134].

Сложившаяся неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, вызванная ростом числа заболевших COVID-19, внесла свои коррективы в образовательную деятельность практически всех учебных заведений, которые вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения. Поэтому применение цифровых технологий вышло на первый план, что сказалось и на качестве всего спектра образовательных услуг.

Стрельчук Е. Н. в работе «Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике» рассмотрел традиционный формат обучения с использованием цифровых технологий и выделил приоритетные технологии, такие как презентация, видеоролики и smart-доски, которые используются уже более 10 лет [9, с. 18]. Смешанный и дистанционный формат обучения предполагает использование различных веб-средств, позволяющих проводить занятия в дистанционном режиме. Обычно такие веб-средства имеют следующие функции: чат, форумы, дополнительные программы для активного взаимодействия с учащимися [4, с. 89].

Ахметжанова Г. В. и Юрьева А. В. в статье «Цифровые технологии в образовании» утверждают гипотезу, что применение цифровых технологий помогает качественно визуализировать материал, организовать обратную связь, собрать аудиторию независимо от территориального нахождения учащихся [1, с. 335].

Понятие же «цифровая образовательная среда» означает подсистему образовательной среды, совокупность специально организованных педагогических условий обучения, воспитания и развития личности, реализуемых на основе цифровых технологий [8, с. 184]. Наиболее сложной и важной составляющей цифровой образовательной среды является цифровая платформа — это автоматизированная информационная система особого класса, которая позволяет неограниченному (либо условно неограниченному) кругу лиц пользоваться ее возможностями посредством сети Интернет и решать свои технологические или функциональные задачи в автоматизированном режиме. С помощью платформы решаются вопросы идентификации обучающихся, учета результатов обучения, безопасности.

Проведенное изучение цифровых технологий в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» в вузах свидетельствует, что на первичной стадии внедрения технологий в планирование учебно-тренировочного процесса шло путем создания систем управления базами данных, позволяющих хранить и осуществлять поиск эффективных и уникальных средств тренировки.

В настоящее время оптимизация подготовленности студента, занимающегося физической культурой и спортом, идет по пути создания экспертных систем и программ. Экспертные системы — это сложные технико-программные комплексы, интегрирующие знания специалистов в конкретных предметных областях. По мнению разработчиков экспертных систем, этот тип прикладных программных продуктов наиболее соответствует решению задач такого типа. К настоящему времени разработаны экспертные системы для планирования подготовки бегунов на средние дистанции и тяжелоатлетов, спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики и т. д.

Так А. В. Кубеевым и А. Г. Баталовым [1] на основе микрокомпьютера были сделаны программы, позволяющие увеличить эффективность работы тренера при проведении занятий по лыжному спорту. Карманный микрокомпьютер проводит вычисления точно и эффективно, может высчитать итоги в лыжных гонках с учетом возрастного коэффициента, определить характеристики нагрузки, грани метаболических режимов по частоте пульса и прочее.

Образовательные организации идут разными путями создания цифровой платформы. Существуют профессиональные решения, ориентированные на конкретный уровень образования, но наряду с этим, большинство образовательных организаций самостоятельно создают цифровые платформы для разработки и проведения онлайн курсов, создавая собственные системы, или адаптируя для своих нужд существующие системы [6, с. 60], такие как:

— Системы управления контентом (содержанием) учебных курсов (CMS). К данным системам относятся системы создания и размещения Web-сайтов, состоящих из набора страниц, организованных в соответствии с поставленной целью. Системы предоставляют возможности управления пользователями, такие как: создание и удаление учетных записей, назначение прав для работы с элементами контента.

— Система управления обучением (LMS) помогает управлять образовательной программой, оценивать успешность обучения. LMS — это программное обеспечение для создания системы дистанционного обучения. Одна из самых известных зарубежных разработок — Moodle, наиболее известной отечественной платформой является Ispring.

— Системы управления учебным контентом. (LCMS). Такие системы ориентированы на создание, хранение, и воспроизведение учебного контента (содержания), данные системы предоставляют возможности для эффективного создания учебных материалов [6, с. 61].

В данной работе, кроме особенностей цифровой образовательной среды, также рассмотрены и цифровые технологии, широко используемые в образовательных учреждениях для отработки учебного материала.

Наиболее популярными, актуальными средствами являются: очки виртуальной реальности, различные современные презентации, видеоролики, инфографики, ментальные карты, чаты для взаимодействия, каналы видеосвязи, онлайн-игры, онлайн-тесты, онлайн- приложения [2, с. 129].

Ещё один вариант отработки материала — это использование симуляторов, которые дают возможность без каких-либо инструментов моделировать физические процессы и виртуально проводить лабораторные занятия. Симуляторы помогают обучающемуся погрузиться в профессиональную среду, укрепляют теоретические и практические знания.

Важная роль в процессе традиционного и дистанционного образования отведена презентации лекционного материала. Презентация позволяет преподавателю выделить из всего массива исследований тот материал, который направлен на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста, и значительно увеличить объем предъявляемой учебной информации по предмету [3]. Особое значение приобрела проблема визуализации учебного материала в связи с особенностями обучения современного поколения, для представителей которого свойственно восприятие информации прежде всего через ее визуальное представление. Исследователи данного вопроса отмечают, что современные дети относятся к другой информационной культуре, по-другому относятся к процессу познания мира. Знать для них — все чаще означает «видеть» [4, с. 90].

Для визуализации учебного материала удобно создавать и использовать инфографику. Она может быть представлена в различных формах: карикатуры, графики, диаграммы, иллюстрации, таблицы, схемы, карты, эмблемы или простые рисунки и т. д. Так, во время организации проектной деятельности, работе в группах целесообразно применять таймлайн.

Таймлайн — это инструмент для группирования информации в хронологической последовательности. Студенты не только соблюдают этапы работы, устанавливаемые преподавателем, но и могут самостоятельно планировать собственную деятельность и вносить коррективы, дополнения непосредственно при реализации задач [7]. При этом растет самостоятельность, открывающая больше возможностей для активного творчества. Если предложить для работы готовый вариант таймлайна, в котором отсутствуют отдельные этапы, то задание может заключаться в анализе учебного материала и заполнении пропусков недостающей информацией. Таймлайн также полезно использовать, когда необходимо продемонстрировать технологию процесса, проиллюстрировать связь между теми или иными элементами учебного материала. Онлайн-сервисы, которые можно использовать: venngage.com, canva.com.

Интеллект-карты и интерактивные плакаты используют для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов, а также для того, чтобы кратко и ясно описать решение определенной проблемы. Примеры онлайн-сервисов: Miro (https://miro.com), и сервис Genially (https://genial.ly).

Для иллюстрации ключевых аспектов темы и взаимосвязи между ними, пробуждения у учащихся визуальных ассоциаций с рассказом целесообразно использовать технику скрайбинг. Особенностью скрайбинга по сравнению с другими способами донесения сложной информации является то, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Превращение учебного текста в визуальную форму представляет собой эффективный прием, активизирующий мышление [2, с. 130]. Способ создания скрайб-презентаций с помощью компьютера — самый трудозатратный. Чтобы создавать такое сопровождение занятия, нужно запастись временем и терпением, уметь хорошо рисовать и пользоваться специальными программами. Поэтому альтернативой является использование специальных сервисов, например PowToon и GoAnimate — обладают обширной базой шаблонов, эффектов, фонов вместе, а также подсказок.

Интерактивные онлайн-упражнения позволяют реализовать множество методических замыслов. Для преподавателя это удачный способ налаживания взаимодействия в режиме реального времени с учениками, которое происходит в игровой форме [7]. А если выполнение задач организовано как соревнование с компьютером или одногруппниками, то это всегда эмоционально, ярко и весело.

Учащиеся охотно приобщаются к работе, проявляют инициативу и даже стремятся к разработке собственного контента. При этом занимаются самокоррекцией, развивают критическое и творческое мышление, формируют коммуникативные навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями. Для реализации учебных задач можно использовать следующие онлайн-сервисы: WordWall (https://wordwall.net/), Quizizz (https://quizizz.com/), Kahoot (https://kahoot.it/), Learningapps (https://learningapps). org/), Onlinetestpad (https://onlinetestpad.com).

Облака слов — также универсальный прием, которым можно пользоваться на разных этапах занятия при изучении большинства предметов. Посредством яркой графики в виде облаков слов учащимся удается сосредоточить внимание на ключевых моментах темы, постичь самого важного. Это, в свою очередь, способствует переосмыслению, обобщению и классификации учебного материала, а использование нестандартной формы облака, шрифта и слов, отображаемых разным цветом, позволяет быстро овладеть материалом благодаря активному привлечению зрительной памяти. Удачными решениями для создания облака слов являются онлайн-сервисы: Mentimeter (https://www.mentimeter.com/), WordArt (https://wordart.com/), WordCloud (https://wordcloud.pro).

В ходе исследования был проведен анализ понятия «цифровая образовательная среда», цифровых технологий и доступных для обучения онлайн-сервисов, выявлены особенности цифровых средств обучения, определены наиболее интересные, популярные и эффективные из них. При этом педагог волен сам выбирать способ использования данных платформ с полной уверенностью, что какой бы из способов он не выбрал, это станет весомым дополнением, обновлением, расширением информативного поля любого курса.

Идти в ногу со временем, быть мобильным, точно реагировать на новейшие изменения в соответствии с интересами детей, их семей, общества в целом — одна из важнейших задач образования.

Правильный подход к организации, внедрения и распространения цифровых технологий в образовании детей открывает новые возможности привлечения большего числа обучающихся, стирает временные и территориальные границы для желающих обучаться по программам дополнительного образования, и соответственно, позволяет повысить качество, привлекательность и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Литература:

  1. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. 2018. Цифровые технологии в образовании. Балтийский гуманитарный журнал, 3 (24), том 7: 335–336.
  2. Карабельская И. В. 2017. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика, 1 (19): 127–131.
  3. Касперская, Н. И. (2018) Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Иван-Чай, 12 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://ivan4.ru/~ZPDWy (дата обращения 16.01.2023).
  4. Козлова Н. Ш. 2019. Цифровые технологии в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета, 1 (40): 85–93.
  5. Лисовская, Н. Б., Кузнецова, О. В. (2017b) Информационная компетентность как фактор профессиональной успешности молодого специалиста. В кн.: Т. А. Фленина (ред.). Электронная среда в открытом педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, c. 132–136.
  6. Облачные технологии как средство сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост.: Н. В. Шпарута, М. Б. Медведева, Л. И. Долинер. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. с. 60–61.
  7. Современная цифровая образовательная среда в РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/ (дата обращения 16.01.2023).
  8. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.
  9. Стрельчук Е. Н. 2019. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике. Перспективы науки и образования, 1 (37): 10–19.
  10. Поначугин, А. В. Влияние цифровых технологий на учебный процесс в сфере дополнительного образования / А. В. Поначугин. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovyh-tehnologiy-na-uchebnyy-protsess-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2023).
  11. Хвитов, Н. Ш. Цифровые технологии в образовательном процессе по физической культуре студентов вуза / Н. Ш. Хвитов. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse-po-fizicheskoy-kulture-studentov-vuza (дата обращения: 25.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, LMS, образовательный процесс, система, Система управления, дистанционный формат обучения, образовательная программа, учебный контент, цифровая образовательная среда, цифровая платформа.


Похожие статьи

Особенности использования lms moodle для дистанционного...

Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям требуется

5) мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого)

7) сетевых систем управления обучением (Learning Management System–LMS)

В МКТУ имени Х. А. Ясави с 2010–2011 учебного года используется система дистанционного...

Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды

Учебно-игровые — программы для обучения в игровой форме

Цифровая справочная информация (Digital Referenceware) — это цифровой видео-, текстовый или

Существуют и другие классификации образовательных онлайн -ресурсов.

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Сравнительный анализ систем управления обучением

Система управления учебным контентом e-learning SIS.

– У участников образовательного процесса на Google диск создаётся общая папка «Класс».

– Длительные сроки внедрения системы, связанные с доработкой программы обучения.

Несмотря на огромное количество систем электронного обучения (LMS) на международном...

Moodle — свободная система управления обучением

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Разработка мобильной web-обучающей системы

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные и...

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

 Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления

создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано.

А. М. Анисимов “Работа в системе дистанционного обучения MOODLE” Учебное пособие.

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие

По этой причине мы обращаемся к системе управления обучением LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic

система дистанционного обучения, LMS Moodle, административные инструменты

Ученики по почте получали учебные материалы, общались с преподавателями.

Обзор технологий электронного обучения...

Рис. 3. Направления развития электронных систем обучения.

LP — Learning Platform (образовательная платформа) — включает в себя всю совокупность

- по сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15–25 %

7. Ю. Духнич Virtual Learning Environment — Виртуальные среды обучения, [Электронный ресурс].

Электронные средства обучения | Статья в сборнике...

Ключевые слова: LMS, MOOC, единая образовательная среда, дистанционное обучение

Реалии современного общества, раскрывают свойства и критерии форм образовательного

− способность самостоятельно генерировать качественный образовательный контент (его

Рассматривая технические средства обучения, их можно формально классифицировать на...

Похожие статьи

Особенности использования lms moodle для дистанционного...

Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям требуется

5) мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого)

7) сетевых систем управления обучением (Learning Management System–LMS)

В МКТУ имени Х. А. Ясави с 2010–2011 учебного года используется система дистанционного...

Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды

Учебно-игровые — программы для обучения в игровой форме

Цифровая справочная информация (Digital Referenceware) — это цифровой видео-, текстовый или

Существуют и другие классификации образовательных онлайн -ресурсов.

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Сравнительный анализ систем управления обучением

Система управления учебным контентом e-learning SIS.

– У участников образовательного процесса на Google диск создаётся общая папка «Класс».

– Длительные сроки внедрения системы, связанные с доработкой программы обучения.

Несмотря на огромное количество систем электронного обучения (LMS) на международном...

Moodle — свободная система управления обучением

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Разработка мобильной web-обучающей системы

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные и...

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

 Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления

создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано.

А. М. Анисимов “Работа в системе дистанционного обучения MOODLE” Учебное пособие.

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие

По этой причине мы обращаемся к системе управления обучением LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic

система дистанционного обучения, LMS Moodle, административные инструменты

Ученики по почте получали учебные материалы, общались с преподавателями.

Обзор технологий электронного обучения...

Рис. 3. Направления развития электронных систем обучения.

LP — Learning Platform (образовательная платформа) — включает в себя всю совокупность

- по сравнению с очными формами обучения, скорость запоминания учебного материала выше на 15–25 %

7. Ю. Духнич Virtual Learning Environment — Виртуальные среды обучения, [Электронный ресурс].

Электронные средства обучения | Статья в сборнике...

Ключевые слова: LMS, MOOC, единая образовательная среда, дистанционное обучение

Реалии современного общества, раскрывают свойства и критерии форм образовательного

− способность самостоятельно генерировать качественный образовательный контент (его

Рассматривая технические средства обучения, их можно формально классифицировать на...

Задать вопрос