Международное сотрудничество государств в сфере налогообложения: формы и опыт ООН | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 28.03.2023

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Кудабаев, Ш. С. Международное сотрудничество государств в сфере налогообложения: формы и опыт ООН / Ш. С. Кудабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100987/ (дата обращения: 28.04.2024).



Развитие международного сотрудничества государств в сфере налогообложения неразрывно связано с работой международных организаций, которые устанавливают правила и стандарты организации такого сотрудничества. В связи с развитие принципа “мягкого права” международные организации отходят от жестких регламентных норм и внедряют более демократичные и развитые механизмы развития международного сотрудничества.

Организация Объединенных Наций (ООН) является глобальной международной организацией, регулирующей и координирующей развитие международного сообщества, в том числе и в сфере налогообложения. В рамках данной статьи были рассмотрены те механизмы, которые внедряет ООН в развитие международного сотрудничества в сфере налогообложения.

Ключевые слова: международное сотрудничество, двойное налогообложение, международный договор.

Международное сотрудничество в области налогообложения может формироваться между государствами, международными организациями, которые могут быть как глобальными, такие как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная Торговая Организация (ВТО), так и региональными, например, Европейский Союз (ЕС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и другие.

Следует отметить, что в международном праве на сегодняшний день превалирует принцип «мягкого права» («soft law»), которые подразумевает не жесткую регламентацию налоговых норм, а разработку стандартов, рекомендаций, практик, которые смогут улучшить сотрудничество государств в рассматриваемой сфере. М. В. Лушникова выделяет несколько форм сотрудничества государств в сфере налогообложения.

– международное налоговое администрирование, которое включает в себя такие технологии, как налоговый контроль, обмен информацией, касающейся сферы налогообложения, внедрение в практику взаимосогласительных процедур между государствами;

– разграничение налоговой юрисдикции государств, в которой применяются такие практики, как борьба с неправомерной или недобросовестной конкуренцией различных государств и заключение соглашений об избежании двойного налогообложения;

– сближение налоговых систем государств, которое подразумевает унификацию национальных налоговых систем и достижение международной налоговой гармонизации [5, с. 264].

Заключение налоговых договоров напрямую регулируется Венской конвенцией ООН о праве международных договоров. Статья 26 Венской конвенции закрепляет принцип pacta sunt servanda — обязательное добросовестное выполнение участниками условий договора. Также Венская конвенция устанавливает верховенство договора над национальным правом (статья 27), отсутствие у договора обратной силы (статья 28) [1].

Для совершенствования международного сотрудничества в области налогообложения и обмена налоговой информации, в 2016 году ООН совместно с Всемирный банком, Международным валютным фондом и ОЭСР договорились о создании «Платформы взаимодействия по налогам», которая станет новым механизмом в обмене информацией между организациями по налоговым вопросам [7]. Однако данная платформа подразумевает обмен налоговой информацией и новыми практиками в сфере налогообложения только между международными организациями без участия государств.

В 1980 году ООН создает Типовую конвенцию об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами, которая была пересмотрена в 2011 и 2017 гг. В преамбуле Типовой конвенции создатели указывают, что в данном документе ООН выступает за сохранением больших прав у страны, принимающей инвестиции (страны-источника), по сравнению со страной инвестора (страной-резидентом) [2]. Организация Объединенных Наций преследует цели, связанные с помощью развивающимся странам (например, большинство Целей в области устойчивого развития ООН относятся именно к развивающимся странам — ликвидация нищеты и голода, экономический рост, индустриализация [8]). Для этого необходимо привлечение инвестиций из развитых стран, при этом такие инвестиции должны по большей части сохраняться в стране-источнике, что и закрепляется Типовой конвенцией.

В 2017 году в Типовую конвенцию ООН был внесен ряд изменений, связанный с ростом злоупотреблений теми льготами, которые были в ней предписаны [3]. Так была введена новая статья 29 — право на льготы — которая закрепила порядок предоставления льгот и недопущение злоупотребления льготами тех лиц, которые не являются резидентами договорившихся государств [4, с. 247].

В докладе Комитета экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах экспертами ООН были обсуждены следующие вопросы:

– вопросы экологического налогообложения, в частности, налоги на выбросы углекислый газ;

– вопросы налогообложения проектов в области развития;

– вопросы налогообложения структур коллективного инвестирования (Типовая конвенция ООН не содержит необходимых положений, которые регулировали бы деятельность структур коллективного инвестирования);

– вопросы разработки справочников, которые будут регулировать процессы взаимосогласительных процедур между государствами в вопросах налогообложения;

– разработка руководства по ведению переговоров, которые касаются вопросов налогообложения, между развитыми и развивающимися странами [6].

Для повышения эффективности обмена информацией, в том числе и в сфере налогообложения, Организация Объединенных Нацией разработала Стандарт для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН), который национальными применяется органами государственной власти и частными компаниями [9]. Технологические достижения сделали возможными альтернативные методы обработки и передачи информации; кроме того, сфера международного сотрудничества расширилась от согласования документов до более глубоких исследований по выявлению основных информационных требований и разработке совершенно новой методологии для их удовлетворения. Внедрение нового стандарта в отношении торговли также влияет и на налогообложение, так как обе сферы неразрывно связаны.

Таким образом, ООН осуществляет деятельность по поддержке международного сотрудничества в области налогообложения с помощью регулирования международных договоров, регламентации соглашений об избежании двойного налогообложении, обсуждении актуальных проблем в сфере налогообложения и создания собственной системы обмена информацией и документами.

Литература:

  1. Венская конвенция о праве международных договоров // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 10.07.2022).
  2. Типовая конвенция об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странам // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/UN_Model_2011_UpdateRu.pdf (дата обращения: 10.07.2022).
  3. United Nations Model Double Taxation Convention between Developed and Developing Countries 2017 // IBFD, Your portal to Cross-Border Tax Expertise. — URL: https://online.ibfd.org/kbase/ (дата обращения: 10.07.2022).
  4. Дамиров Д. Э. Проблема конфликта налоговой квалификации и ее решение на основе Модельной налоговой конвенции ООН / Д. Э. Дамиров // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — № 3. — С. 235–251.
  5. Лушникова М. В. Формы международного сотрудничества в сфере налогообложения и российское налоговое законодательство / М. В. Лушникова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. — 2022. — № 2. — С. 266–277.
  6. Комитет экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах: доклад о работе шестнадцатой сессии // Экономический и социальный Совет ООН. — URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 10.07.2022).
  7. ООН, МВФ, ВБ и ОЭСР создают новый механизм работы по международным налоговым вопросам // ТАСС. — URL: https://tass.ru/ekonomika/3220794?ysclid=l6cf6lqtqs390622894 (дата обращения: 10.07.2022).
  8. Цели в области устойчивого развития // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 10.07.2022).
  9. Introducing UN/EDIFACT // ЕЭК ООН. — URL: https://unece.org/trade/uncefact/introducing-unedifact (дата обращения: 10.07.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): международное сотрудничество, сфера налогообложения, двойное налогообложение, область налогообложения, Типовая конвенция, Венская конвенция, коллективное инвестирование, налоговая информация, обмен информацией, Типовая конвенция ООН.


Похожие статьи

Проблемы мирового налогообложения и способы их устранения

 Данная статья посвящена проблемам мирового налогообложения в современное время.

Двойное экономическое налогообложение может возникать как в пределах налоговой. Фактически международное двойное налогообложение возникает там и тогда, где и когда.

В статье проанализировано влияние Конвенции MLI на международное налогообложение.

Двойное налогообложение: понятие, предпосылки...

Дается понятие двойного налогообложения, причин его возникновения и дальнейших

Тенденции развития международно-правовых отношений в области налогообложения в научной литературе

— Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Существуют различные определения международного двойного налогообложения.

Существенные условия договора международной купли-продажи

Статья посвящена существенным условиям договора международной купли-продажи.

Так, решением Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21–2552/2010

Одним из ведущих таких актов является Венская конвенция ООН о договорах международной

Договор международной купли-продажи определяется в Венской Конвенции, как договор.

Международное налогообложение в сфере профессионального...

Статья 17 Модельной конвенции ОЭСР позволяет государству-источнику взимать налог в соответствии с национальным законодательством. Это положение не содержит никаких ограничений относительно налоговой базы, налоговой ставки или форм сбора налогов.

Международные налоговые отношения: проблемы...

Ключевые слова: двойное налогообложение, международные налоговые отношения

- налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не

- сотрудничество налоговых властей в области использования норм международных

- налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в данные фонды.

Конвенция MLI как межгосударственный инструмент по...

В статье проанализировано влияние Конвенции MLI на международное налогообложение.

Библиографическое описание: Ермоленко, А. А. Конвенция MLI как межгосударственный

УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность работников в 2017 году — не более 100

Ключевые слова: двойное налогообложение, международные налоговые отношения...

Установление механизма устранения двойного...

...двойное налогообложение, международное право, типовые конвенции, унификация

 устранения дискриминационного налогообложения налогоплательщика в другой стране;  обмен информацией между компетентными органами в целях недопущения уклонения от

 определение методов устранения двойного налогообложения доходов резидентов.

Как избежать двойного налогообложения | Статья в сборнике...

При этом различают экономическое международное двойное налогообложение (когда два

1. Имеются следующие методы устранения двойного налогообложения: налоговый кредит

двойное налогообложение, международное право, типовые конвенции, унификация

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения.

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической...

...сделки является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи

Конвенция регулирует случаи, когда заключение договоров МКПТ происходит путем обмена

В соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в

Договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только...

Похожие статьи

Проблемы мирового налогообложения и способы их устранения

 Данная статья посвящена проблемам мирового налогообложения в современное время.

Двойное экономическое налогообложение может возникать как в пределах налоговой. Фактически международное двойное налогообложение возникает там и тогда, где и когда.

В статье проанализировано влияние Конвенции MLI на международное налогообложение.

Двойное налогообложение: понятие, предпосылки...

Дается понятие двойного налогообложения, причин его возникновения и дальнейших

Тенденции развития международно-правовых отношений в области налогообложения в научной литературе

— Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Существуют различные определения международного двойного налогообложения.

Существенные условия договора международной купли-продажи

Статья посвящена существенным условиям договора международной купли-продажи.

Так, решением Арбитражного суда Калининградской области по делу № А21–2552/2010

Одним из ведущих таких актов является Венская конвенция ООН о договорах международной

Договор международной купли-продажи определяется в Венской Конвенции, как договор.

Международное налогообложение в сфере профессионального...

Статья 17 Модельной конвенции ОЭСР позволяет государству-источнику взимать налог в соответствии с национальным законодательством. Это положение не содержит никаких ограничений относительно налоговой базы, налоговой ставки или форм сбора налогов.

Международные налоговые отношения: проблемы...

Ключевые слова: двойное налогообложение, международные налоговые отношения

- налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не

- сотрудничество налоговых властей в области использования норм международных

- налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в данные фонды.

Конвенция MLI как межгосударственный инструмент по...

В статье проанализировано влияние Конвенции MLI на международное налогообложение.

Библиографическое описание: Ермоленко, А. А. Конвенция MLI как межгосударственный

УСН (Упрощенная система налогообложения) — численность работников в 2017 году — не более 100

Ключевые слова: двойное налогообложение, международные налоговые отношения...

Установление механизма устранения двойного...

...двойное налогообложение, международное право, типовые конвенции, унификация

 устранения дискриминационного налогообложения налогоплательщика в другой стране;  обмен информацией между компетентными органами в целях недопущения уклонения от

 определение методов устранения двойного налогообложения доходов резидентов.

Как избежать двойного налогообложения | Статья в сборнике...

При этом различают экономическое международное двойное налогообложение (когда два

1. Имеются следующие методы устранения двойного налогообложения: налоговый кредит

двойное налогообложение, международное право, типовые конвенции, унификация

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения.

Международно-правовое регулирование внешнеэкономической...

...сделки является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи

Конвенция регулирует случаи, когда заключение договоров МКПТ происходит путем обмена

В соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в

Договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только...

Задать вопрос