Взгляд Эриха Фромма на проблему современного человеческого существования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 24.03.2023

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Тиунова, К. Б. Взгляд Эриха Фромма на проблему современного человеческого существования / К. Б. Тиунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100982/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор пытается определить основные взгляды философа Э. Фромма на проблему существования современного человека.

Ключевые слова : современное общество, человеческое существование, обладание, Эрих Фромм, Франкфуртская школа .

Немецкий социолог, психоаналитик, философ, один из ярчайших представителей Франкфуртской школы, основатель неофрейдизма и фрейдомарксизма Э. Фромм оказал колоссальное влияние на современную философскую мысль. В его работах было рассмотрено множество проблем общества XX века, с учетом становления европейской цивилизации и религиозной мысли (особенно Реформации), а также научными революциями промышленной эры. Его идеи оказали значительное влияние на множество проблем современного общества, как и многих философов Франкфуртской школы. Из этих проблем можно выделить: влияние политики на человеческое общество, угроза новых разрушительных войн в XX-XXI вв., альтернативы развития цивилизации, влияние идеологий на отчужденность человека, свобода и ответственность в современном обществе, глобальные вызовы человечества в современную эпоху.

Исходя из данного ряда проблем, автором была предпринята попытка рассмотреть философию Фромма и её актуальность, параллельно используя исследования других выдающихся деятелей. Стоит также отметить, что во многом работы Фромма созвучны с исследованиями многих других авторов, таких как М. Фуко, Г. Дебор, А. Швейцер, К. Юнг, З. Фрейд, К. Маркс, Ж. Леви-Стросс, М. Лютер, Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе, Т. Адорно и т. д.

Сами работы Фромма оказали одно из колоссальных влияний на всю историю научной мысли XX века. Прежде всего стоит отметить его отношение к исследованиям Фрейда. Во-первых, в своих работах Фромм не противопоставлял биологические и культурные факторы личности. Во-вторых, он рассматривал человека не как закрытую систему, а как отрытую систему, которая очень сильно взаимосвязана с окружающим миром, в его работах доминировала именно идея социальной психологии. В-третьих, Фромм и его последователи считали, что человеческие поступки не всегда зависят от корыстных побуждений, а могут вполне быть связаны с идеалами человека. В-четвертых, мнения Фрейда и Фромма расходятся в понимании нужды и изобилия, если у первого нужда была двигателем действий человека, то у второго имели место быть действия, которые во многом связаны с изобилием [1, c. 280].

Можно сказать, что Фромм, в отличие от многих предшественников, не сводил сущность человека только к биологии, он пытался проследить его эволюции в целостности, узнать причины тотальных изменений человека в XX веке. Важна также и мысль Фромма о позитивной и негативной свободе, оказавшая важнейшее значение на изучение современного общество. Наследие самого ученого оказало доминирующее влияние на саму философскую мысль, а его идеи до сих пор актуальны как никогда. В данном исследовании автор подробности остановится на проблеме человеческого бытия в ключевых работах Э. Фромма.

Ещё одна важная проблема в философии Фромма заключается в анализе сущности человеческого существования, прежде всего этот вопрос рассматривался в работе «Иметь или быть».Основной проблемой данной работы является выявление двух форм человеческого существования в конусе «быть» или «иметь». Отрицательной формой человеческого существования является трактовка обладания. Эта форма наиболее популярна в современную эпоху, люди стремятся к обретению материальных благ, они готовы потреблять, а сам человек — это прежде всего набор его материально-имущественных благ. Самой главной основой обладания является общество потребления, которое ярко описывается в работе Ж. Бодрийяра «Общество потребления». Человек в современном обществе стремится к постоянному изобилию, потребление доводится до степени Абсолюта, а крупные торговые центры становится олицетворением современного общества [2, с. 4-19]. Также такие идеи можно отметить и в работе Г. Маркузе «Одномерный человек», потребности в данном случае разделяются на истинные и ложные. Ложные потребности навязываются человеку извне, они приносят ему краткосрочное удовлетворение, но создают и дополнительную зависимость от тягостного труда, нищеты и несправедливости. По сути, такие потребности только сковывают человека, на дают ему возможности распознавать «недуг целого и находить пути к его извлечению». Определение же истинных потребностей целиком зависит от автономного, независимого индивида, который может решить, что ему действительно необходимо [3, с. 6–10]. Истинные потребности, напротив, прежде всего соотносятся с модусом бытия, ложные — с модусом обладания.

Сам же модус обладания связан прежде всего с частной собственностью — человек постоянно стремится к получению новых вещей. В буддизме такую форму поведения называли «ненасытностью», в иудаизме и христианстве — «алчностью». В итоге само понятие обладание кардинально меняется — человек становится зависим от мира вещей и даже любовь (как и другие чувства) человек подменяет обладанием. Сам человек постепенно создает себе рамки, у него становится меньше возможностей для самореализации.

Положительной стороной человеческого существования, по мнению Фромма, является установка «быть», т. е. жить без внешнего воздействия материального мира, не зависеть от окружающих вещей.

Сам Фромм так описывает модус бытия:

«Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума. Его основная характерная черта — это активность не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих человеческих потенций. Быть активным — значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми — хотя и в разной степени — наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырваться из стен своего изолированного «я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать» [4, с. 136].

Исходя из этого, мы уже можем проследить важнейшее отличия бытия от обладания — человек не зависит от вещей, он готов отдать, он свободен в позитивном смысле этого слова, и он активно самореализует свою личность.

Сам Фромм очень ярко описывал идею о противоестественности модуса бытия и обладания. Например, он обращался к ветхозаветным текстам, а именно к главе «Исход», ярким выражением модуса обладание выступает в данном сюжете именно сцена, связанная с поклонением перед золотым тельцом скитающимися евреями, Моисей же, напротив, предлагал им отказаться от неутомимого влечения к обладанию. Жизнь в пустыне, без имущества и собственности приводит только к тому, что евреи из рабов превращаются в господ и кардинально не изменяют мироустройство. Но справедливости ради, стоит отметить, что именно из их среды выходят новые лидеры, которые выступали против уз собственности и высвобождению — «они были бескомпромиссны и предсказывали, что народ снова будет изгнан и утратит землю, если будет тянуться к ее материнскому лону в кровосмесительном желании обладания» [4, c. 81–84].

Исключая множество подробностей в изучении данного интересного феномена, стоит отметить, что обладание как таковое характерно было не только для западного общества, ярким выражением которого становится «душа Фауста», а в принципе для народов разных культур, различие состоит в устойчивости людей к миру вещей.

Итогом изучение проблемы «обладания» и «бытия» Фромма становится выдвижение тезисов, которые напрямую связаны с появлением человека нового типа. Постепенно общество должно отказаться от обладания, человек должен «быть», а не иметь. Нужно также исключить идолопоклонство, проявлять любовь и уважение к жизни, освободится от нарциссизма, всесторонне развивать свою личность, воображение, стремится не обманывать других, учиться понимать свободу не как произвол, а как возможность быть самим собой.

Литература:

  1. Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм; [пер. с англ. А. В. Александровой]. — Москва: Издательство АСТ, 2020.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. — М.: Республика: Культурная революция, 2006.
  3. Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: «REFL-book», 1994.
  4. Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм; [пер. с нем. Э. Телятниковой]. — Москва: Издательство АСТ, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): современное общество, человеческое существование, модус бытия, обладание, работа, Франкфуртская школа, XX-XXI, мир вещей, сам человек, современная эпоха.


Ключевые слова

современное общество, Эрих Фромм, обладание, человеческое существование, Франкфуртская школа

Похожие статьи

Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте...

Высокая динамичность современного общества вызывает у человека необходимость

Жизнь, согласно С.Л. Рубинштейну, – это существование человека в мире, которое не

Он определил существование двух модусов бытия: принципов «быть» и «иметь».

закономерное отражение в культуре общества, которая может поощрять либо модус обладания, либо модус бытия.

Экзистенциализм о существовании человека в мире

Человек ничем не определяется: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека.

Человек тотально свободен, он обречен на свободу — свободу выбора себя и мира.

Таким образом, каждый человек фактически становится лицом своей эпохи и, значит, на нем лежит огромная

Существование непризнанных государств в современном мире.

Уникальность современной специфики повседневного бытия

Иначе говоря, само бытие, по Ж.-П. Сартру, а также весь духовный и повседневный мир

Таким образом, Ж.-П.Сартр повторяет парменидовское изречение: бытие есть, а небытия нет.

И в самом деле, произведения человеческой деятельности, в силу их возможности, могут

Представляется, что, для того, чтобы существующая мораль, общество, сам мир культуры...

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Во многом философия занимается проблемами и вопросами бытия человека, смыслом этого

Прежние философские школы рассматривали человека в его среде обитания, воспринимая его как

Таким к нам пришло XXI столетие. Современные технологии философского мышления носят

В период войны человек проявляет свои качества в полном мире, и вновь проблема...

Целевые ориентации в образовании: «быть» или «иметь»

Современные исследователи ставят в центр познавательной деятельности активного

Он определил существование двух модусов бытия: принципов «быть» и «иметь».

закономерное отражение в культуре общества, которая может поощрять либо модус обладания, либо модус бытия.

Оптимальное знание по модусу бытия организовано по принципу качества и глубины.

Homo quantitatis | Статья в журнале «Молодой ученый»

Человеческие существа, как и вещи, обратились в числа. Вещи и люди стали величинами, входящими в производственный процесс.

[1] Человек количественный. [2] Мир желает быть обманутым.

Массовая культура – это и есть современная культура, а не один из ее модусов, и

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.; ГУ ВШЭ, 2000.

Феномен «массового человека» как закономерный этап...

Ключевые слова: «массовый человек», общество потребления, деиндивидуализация

В середине XX века мировое сообщество, пережив тяжелейшие испытания в виде двух

впервые активно начали осмысляться представителями Франкфуртской критической школы.

Заложив основы критической теории общества, Франкфуртская школа дала толчок к появлению...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с

Таким образом, человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему природных и

Современный человек оказывается в таком положении, при котором у него отсутствуют не

«Бегство от свободы» («Escape from Freedom», 1941) — работа Фромма, посвященная анализу...

Экзистенциал надежды в теистической философии Габриэля...

Противоположность между обладанием и бытием отчетливо проявляется в

Надежда как экзистенциал человеческого бытия, как модус конкретного уникального «жизненного мира»

Бытие лишь существует как онтологически, так и во времени (Бытие есть время)» [7, с. 192].

Ведь человек есть бытие-в-мире, хотя и конечное, преходящее бытие, с самого рождения...

Похожие статьи

Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте...

Высокая динамичность современного общества вызывает у человека необходимость

Жизнь, согласно С.Л. Рубинштейну, – это существование человека в мире, которое не

Он определил существование двух модусов бытия: принципов «быть» и «иметь».

закономерное отражение в культуре общества, которая может поощрять либо модус обладания, либо модус бытия.

Экзистенциализм о существовании человека в мире

Человек ничем не определяется: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека.

Человек тотально свободен, он обречен на свободу — свободу выбора себя и мира.

Таким образом, каждый человек фактически становится лицом своей эпохи и, значит, на нем лежит огромная

Существование непризнанных государств в современном мире.

Уникальность современной специфики повседневного бытия

Иначе говоря, само бытие, по Ж.-П. Сартру, а также весь духовный и повседневный мир

Таким образом, Ж.-П.Сартр повторяет парменидовское изречение: бытие есть, а небытия нет.

И в самом деле, произведения человеческой деятельности, в силу их возможности, могут

Представляется, что, для того, чтобы существующая мораль, общество, сам мир культуры...

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее...

Во многом философия занимается проблемами и вопросами бытия человека, смыслом этого

Прежние философские школы рассматривали человека в его среде обитания, воспринимая его как

Таким к нам пришло XXI столетие. Современные технологии философского мышления носят

В период войны человек проявляет свои качества в полном мире, и вновь проблема...

Целевые ориентации в образовании: «быть» или «иметь»

Современные исследователи ставят в центр познавательной деятельности активного

Он определил существование двух модусов бытия: принципов «быть» и «иметь».

закономерное отражение в культуре общества, которая может поощрять либо модус обладания, либо модус бытия.

Оптимальное знание по модусу бытия организовано по принципу качества и глубины.

Homo quantitatis | Статья в журнале «Молодой ученый»

Человеческие существа, как и вещи, обратились в числа. Вещи и люди стали величинами, входящими в производственный процесс.

[1] Человек количественный. [2] Мир желает быть обманутым.

Массовая культура – это и есть современная культура, а не один из ее модусов, и

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.; ГУ ВШЭ, 2000.

Феномен «массового человека» как закономерный этап...

Ключевые слова: «массовый человек», общество потребления, деиндивидуализация

В середине XX века мировое сообщество, пережив тяжелейшие испытания в виде двух

впервые активно начали осмысляться представителями Франкфуртской критической школы.

Заложив основы критической теории общества, Франкфуртская школа дала толчок к появлению...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как...

Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесённое с

Таким образом, человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему природных и

Современный человек оказывается в таком положении, при котором у него отсутствуют не

«Бегство от свободы» («Escape from Freedom», 1941) — работа Фромма, посвященная анализу...

Экзистенциал надежды в теистической философии Габриэля...

Противоположность между обладанием и бытием отчетливо проявляется в

Надежда как экзистенциал человеческого бытия, как модус конкретного уникального «жизненного мира»

Бытие лишь существует как онтологически, так и во времени (Бытие есть время)» [7, с. 192].

Ведь человек есть бытие-в-мире, хотя и конечное, преходящее бытие, с самого рождения...

Задать вопрос