Разработка конкурентной стратегии на примере ООО «КЦ Медоборы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 26.03.2023

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова, Э. Ю. Разработка конкурентной стратегии на примере ООО «КЦ Медоборы» / Э. Ю. Сулейманова, Л. С. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 251-255. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100973/ (дата обращения: 28.04.2024).



В настоящее время при весомых и частых изменениях в экономической и социальной сфере предприятию важно и нужно оставаться конкурентноспособной в долгосрочной перспективе, поэтому именно сейчас так возросла важность стратегического поведения.

На данный момент в ситуации сильной конкурентной борьбы предприятиям необходимо обращать больше внимания и концентрации на внутреннее состояние дел, а также создать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их сфере. Возникновение недавних запросов и изменение позиции покупателя, нарастание конкуренции за сырье и материалы, глобализация, а также возникновение новых особенностей бизнеса, развитие технологий, сетей информации, при которых становится реальным скорое, почти молниеносное распространение, а также получение актуальной информации, доступность технологий, и другие причины, именно они повлияли на рост актуальности и необходимости стратегического управления.

Ключевые слов а: конкурентная стратегия, SWOT, PEST-анализ, матрица БКГ, экономические показатели

Currently, with significant and frequent changes in the economic and social sphere, it is important and necessary for an enterprise to remain competitive in the long term, which is why the importance of strategic behavior has increased so much right now.

At the moment, in a situation of strong competition, enterprises need to pay more attention and focus on the internal state of affairs, as well as create a long-term strategy that would allow them to keep up with the changes taking place in their field. The emergence of recent requests and a change in the buyer's position, increasing competition for raw materials, globalization, as well as the emergence of new business features, the development of technologies, information networks, in which rapid, almost lightning-fast distribution becomes real, as well as the receipt of up-to-date information, the availability of technologies, and other reasons, they influenced the growth of relevance and the need for strategic management.

Keywords: competitive strategy, SWOT, PEST analysis, BCG matrix, confectionery, economic indicators

Понятие «стратегия» («наука и искусство развертывания войск для боя») вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение [1].

Стратегия — совокупный план, необходимый для принятия решений, связанных с управлением компаний, решающий границы деятельности организации. Главная задача стратегии — преобразовать организацию из нынешнего состояния в будущее желаемое руководством состояние компании [4].

Предприятие ООО «КЦ Медоборы» основано в 1998 году и расположено по адресу: 299053, город Севастополь, улица Вакуленчука, дом 31.

Главным видом деятельности ООО «КЦ Медоборы» является производство кондитерских изделий. Ассортимент продукции предприятия достаточно широк. Сюда входят производство таких видов кондитерских изделий: — торты; печенье; эклеры; бисквиты; маффины; пирожные; пироги.

Для того, чтобы иметь детальную оценку предприятия необходимо рассмотреть основные экономические показатели предприятия. Анализ данных показателей поможет в повышении эффективности экономической деятельности предприятия, в укреплении ее финансовой устойчивости.

Итак, ООО «КЦ Медоборы», согласно анализу показателей, постоянно наращивает объемы производства и реализации продукции, о чем свидетельствует рост выручки. Прибыль от продаж и чистая прибыль при этом сократились, что вызвано как снижением выручки в 2020 году, так и ростом коммерческих и управленческих расходов. Высокие показатели рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие достаточно эффективно использует свои ресурсы. Эффективность продаж также высока, о чем говорит высокое значение рентабельности продаж.

PEST-анализ следует провести для того, чтобы конкретнее проанализировать макросреду предприятия. Анализ является инструментом, который дает возможность выявить политические (Policy), экономические (Economy), социальные (Society) и технологические (Technology) аспекты внешней среды, которые могут помочь составить, а также модернизировать стратегию компании [2]. PEST-анализ для ООО «КЦ Медоборы» представлен в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Экспертная оценка влияния факторов внешней среды на хозяйственную деятельность ООО «КЦ «Медоборы»

Описание фактора

Влияние фактора

Средняя оценка

Оценка с поправкой на вес

Политические факторы

Работа предприятия ограничена из-за коронавируса

3

1,8

0,14

Поддержка государства

2

1,2

0,06

Кредитование льготами

3

2,8

0,22

Экономические факторы

Экономическая обстановка находится в нестабильности

3

4,6

0,35

Уровень инвестиций снижен

2

3,2

0,16

Цены на ресурсы и сырье растет

3

4,6

0,35

Курс рубля снижен

2

4,2

0,22

Социальные факторы

Уровень дохода снижается

3

4,4

0,34

Здоровый образ жизни актуализируется

2

2,4

0,12

Потребительские предпочтения изменяются

3

4

0,31

Потребители продукции в летний сезон увеличиваются

2

3,2

0,16

Технические факторы

Оборудование изнашивается

3

4,2

0,32

Наблюдение за новшествами на рынке оборудования

2

2,4

0,12

Новые виды продукции разрабатываются и внедряются

3

3,6

0,28

Применяются энергосберегающие ресурсы

3

3,8

0,29

Общий итог:

39

Далее следует группировка факторов по степени влияния.

Таблица 2

Группировка факторов по степени влияния

Описание фактора

Оценка с поправкой на вес

Экономические факторы

1,09

Технические факторы

1,02

Социальные факторы

0,77

Политические факторы

0,42

Согласно анализу, на эффективность деятельности предприятия именно экономические факторы оказывают наибольшее влияние. Нестабильная экономическая ситуация в стране приводит к значительным колебаниям цен на ресурсы, росту себестоимости и снижению нормы прибыли.

Не менее важен технологический фактор, так как уровень производства увеличивается, труд облегчается при использовании качественного нового оборудования, а также внедрение новых технологий производства, новых уникальных изделий, которых нет у фирм-конкурентов. Социальный фактор: уровень реальных доходов населения оказывает особое влияние, так как при уменьшении доходов население переходит на более дешевые продукты, к которым относится хлеб. При этом происходит переход населения на потребление кондитерских изделий взамен более дорогостоящих продуктов.

Далее составим SWOT-анализ на основе полученных раннее данных. Данный анализ направлен на оценку слабых и сильных сторон предприятия, его потенциальных угроз и возможностей, угроз и возможностей внешней среды [6].

Предприятие обычно проводит работу по нескольким направлениям: реализует сильные стороны; исправляет слабые стороны компании, использует ее сильные стороны; предпринимаем меры для компенсации угроз [3]. — таблица 3.

Таблица 3

SWOT- анализ деятельности ООО «КЦ Медоборы»

Благоприятные факторы внешней среды (возможности, opportunities)

1. Преумножение населения Республики Крым и, соответственно, увеличение количества потребителей

2. Рост объема реализации в курортный сезон

3. Отсутствие больших конкурентов

Неблагоприятные факторы внешней среды (угрозы, threats)

1. Ограничения в связи с коронавирусом

2.Снижение покупательской способности денег

3.Изменение вкусов и предпочтений потребителей

5.Рост цен на сырье и энергоресурсы

6. Присутствие мелких конкурентов

Сильные стороны (strengths)

1. Современное оборудование

2. Достаточное количество финансовых ресурсов

3. Широкий ассортимент выпускаемой продукции

4. Положительная репутация у покупателей

5. Наличие фирменной сети

«Сила и возможности». Применение значительных сторон компании с целью извлечения выгоды из способностей, предоставляемых внешней средой.

1. выход на новые рынки, преумножение ассортимента позволит обеспечить наличие финансовых средств;

2. утвержденная репутация позволит выйти на новые рынки

3. квалификация персонала и развитие рекламных технологий откроют возможности идти в ногу с развивающейся сферой

4. гибкая ценовая политика обеспечит рост покупателей

5. сформированная стратегия позволит использовать все возможности.

«Сила и угрозы». Использование силы организации для устранения угрозы.

1. карантинные ограничения, усиление конкуренции, политика государства, падение курса рубля, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;

2. появление большого количества конкурентов создаст дополнительные расходы на рекламу

Слабые стороны (weaknesses)

1. Отсутствие основной стратегии деятельности предприятия

2. Незначительное количество новых видов продукции

3. Слабая маркетинговая кампания

«Слабость и возможности». Преодоление имеющихся в организации слабостей за счет появившихся возможностей.

1. развитие дополнительных услуг, акции и распродажи позволят увеличить объем реализации

2. программы лояльности позволят удержать потребителей, а также повысить их число

«Слабость и угрозы». Действия, направленные одновременно на избавление от собственных слабостей и предотвращение угроз.

1. ухудшение конкурентной позиции в связи с появлением более сильных конкурентов

2. неблагоприятная политика государства может привести к падению объема продаж

Матрица БКГ будет являться крайним анализом в данной статье. Матрица БКГ — инструмент стратегического анализа и планирования. Матрица БКГ представляет собой диаграмму, разделенную на четыре сектора, с оригинальными запоминающимися названиями («Звезды», «Дохлые собаки», «Трудные дети» и «Дойные коровы»). Проведем анализ с помощью БКГ матрицы [7]. В таблице 4 представлены показатели выручки по основным товарным позициям предприятия.

Таблица 4

Показатели выручки по основным товарным позициям

Продукция

Выручка

Объем продаж ведущего конкурента

Темп роста рынка

Относительная доля рынка

2019г

2020г

Печенье

94769

90807

136398

0,96

0,67

Пирожное

107423

91585

84908

0,85

1,08

Пироги и выпечка

56954

55987

144090

0,98

0,39

Торты

52791

50809

26970

0,96

1,88

Итого

311937

289188

392366

0,93

0,74

Применяя Excel, построим матрицу БГК.

Матрица БКГ ООО «КЦ Медоборы»

Рис. 1. Матрица БКГ ООО «КЦ Медоборы»

Как показывает матрица БКГ, торты находятся в сегменте «Звезды». Этот сегмент занимает существенную долю продаж, и приносят стабильную прибыль.

Производство данного вида продукции необходимо продолжать, поскольку данная продукция является визитной карточкой предприятия несмотря на их высокую стоимость. Пирожные находятся в категории «Дойные коровы». Именно данный вид продукции обеспечивает предприятию наибольший доход, что связано с тем, что продукция имеет широкий ассортимент различной ценовой категории. Кроме того, продукция небольшая по объему, что вызывает ее относительно невысокую стоимость, а значит покупатель с любым уровнем доходов может позволить себе такую покупку. Данный вид продукции необходимо наращивать, расширяя при этом ассортимент. Пироги и печенье находятся в зоне «Трудные дети», то есть доля продаж незначительна, однако необходимо инвестировать в развитие данного ассортимента продукции.

Исходя из проведенного анализа внешней и внутренней среды, а также анализа состояния продаж, предприятию необходимо выбрать стратегию удержания позиций на рынке.

В заключение можно выявить, что проведенный анализ показал, что ООО «КЦ Медоборы», являясь одним из наиболее известных кондитерских предприятий города Севастополя, производит широкий ассортимент кондитерской продукции. Предприятие постоянно наращивает объемы производства и реализации продукции, о чем свидетельствует рост выручки. Предприятие эффективно использует свои ресурсы, о чем говорят высокие показатели рентабельности активов и собственного капитала. Эффективность продаж также высока, о чем говорит высокое значение рентабельности продаж. Миссия ООО «КЦ «Медоборы» заключается в удовлетворении потребностей покупателей в кондитерских изделиях с учетом их спроса и вкусовых предпочтений с целью повышения уровня дохода и увеличения чистой прибыли предприятия.

Исходя из проведенного анализа внешней и внутренней среды, а также анализа состояния продаж, предприятию необходимо выбрать стратегию удержания позиций на рынке.

Литература:

  1. Гриднев Евгений Сергеевич Применение матрицы БКГ при разработке стратегии предприятия // Экономика и бизнес. 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-matritsy-bkg-pri-razrabotke-strategii-predpriyatiya/viewer
  2. Иванова Ирина Витальевна Стратегии повышения конкурентоспособности бизнеса// Экономика и бизнес 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povysheniya-konkurentosposobnosti-biznesa/viewer
  3. «Инструкция составления PEST-анализа». [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/pest/example/
  4. Карташов Константин Аркадьевич Современное представление о роли и значении конкурентной стратегии предприятия // Общество и право. 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-predstavlenie-o-roli-i-znachenii-konkurentnoy-strategii-predpriyatiya
  5. ООО «КЦ Медоборы»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ // Аудит.ру. URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/9201007852_ooo-kts.. 12
  6. Пол Стребел, Энн-Валери Олссон. Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса. — М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 208 с.
  7. С. М. Перминов. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией. –СПб.: Питер, 2012. — 784 с. 7
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, SWOT, вид продукции, возможность, матрица, предприятие, проведенный анализ, широкий ассортимент, внутренняя среда, высокое значение рентабельности продаж.


Похожие статьи

Методика анализа маркетинговой среды предприятия

Зачастую SWOT-анализ, проведенный одним специалистом, не дает желаемых результатов.

В результате, в каждом квадранте SWOT-матрицы формируются перечни “возможностей

Число наиболее важных факторов, отбираемых в итоговую SWOT-матрицу определяется

1. Высокие издержки, низкая рентабельность пассажирских перевозок, в том числе за счет...

SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности...

Для этого SWOT анализирует внутреннюю и внешнюю среду и факторы

Внутренние факторы и ресурсы, которые затрудняют достижение успеха, такие как слабый

SWOT-матрица часто используется для организации элементов, определенных по каждому из этих четырех элементов.

Организации или отдельные лица, проводящие SWOT-анализ, могут выбрать...

Разработка конкурентной стратегии развития предприятия...

Проведем SWOT-анализ деятельности ДТБД с целью выявления сильных и слабых сторон его продукции (труб большого диаметра), а также возможности и угрозы ДТБД на рынке. Далее в таблице 1 проведен анализ сильных сторон продукции ДТБД АО «ВМЗ». Таблица 1.

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ.

Рис. 1. Виды конкуренции. На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд.

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации.

Низкая, в связи с высокими. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации.

Использование методик оценки стратегического положения...

Анализ внутренней среды пищевого предприятия вскрывает те внутренние возможности и тот

На деловом экране SWOT-анализа все факторы внешней и внутренней среды

SWOT-анализ детализируется в формате PEST + M, в котором все факторы внешней среды

Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены...

Разработка плана мероприятий по вводу на рынок новой торговой...

Разработка стратегии продвижения проводится результатов SWOT-анализа.

Результаты SWOTанализа. Сильные стороны компании: - высокое качество продукции.

Для этого SWOT анализирует внутреннюю и внешнюю среду и факторы, которые могут.

На деловом экране SWOT-анализа все факторы внешней и внутренней среды.

Стратегический анализ производственного предприятия ОАО ТК...

 Стратегический анализанализ положение предприятия при изменении экономического окружения и факторов, влияющих на деятельность предприятия, а также определение сильных и слабых сторон компании, которые зависят от изменения внешних и внутренних факторов.

Инструменты стратегического анализа компании | Молодой ученый

В статье на примере ООО «Нестле» используются инструменты стратегического анализа компании.

В данной работе был проведен анализ факторов макросреды по 4-м основным направлениям.

Таблица 2. Результаты SWOTанализа. Сильные стороны компании

Основой для стратегического планирования является матрица И. Ансоффа (рис. 2)

Стратегический анализ внутренней среды организации

Библиографическое описание: Гречихина, М. Г. Стратегический анализ внутренней среды

— определение силы и слабости организации в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды

— оценка возможности ресурсного потенциала организации по видам ресурсов и

Для выявления сильных и слабых сторон организации используется SNW-анализ.

Похожие статьи

Методика анализа маркетинговой среды предприятия

Зачастую SWOT-анализ, проведенный одним специалистом, не дает желаемых результатов.

В результате, в каждом квадранте SWOT-матрицы формируются перечни “возможностей

Число наиболее важных факторов, отбираемых в итоговую SWOT-матрицу определяется

1. Высокие издержки, низкая рентабельность пассажирских перевозок, в том числе за счет...

SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности...

Для этого SWOT анализирует внутреннюю и внешнюю среду и факторы

Внутренние факторы и ресурсы, которые затрудняют достижение успеха, такие как слабый

SWOT-матрица часто используется для организации элементов, определенных по каждому из этих четырех элементов.

Организации или отдельные лица, проводящие SWOT-анализ, могут выбрать...

Разработка конкурентной стратегии развития предприятия...

Проведем SWOT-анализ деятельности ДТБД с целью выявления сильных и слабых сторон его продукции (труб большого диаметра), а также возможности и угрозы ДТБД на рынке. Далее в таблице 1 проведен анализ сильных сторон продукции ДТБД АО «ВМЗ». Таблица 1.

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ.

Рис. 1. Виды конкуренции. На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд.

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации.

Низкая, в связи с высокими. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации.

Использование методик оценки стратегического положения...

Анализ внутренней среды пищевого предприятия вскрывает те внутренние возможности и тот

На деловом экране SWOT-анализа все факторы внешней и внутренней среды

SWOT-анализ детализируется в формате PEST + M, в котором все факторы внешней среды

Проведен анализ влияющих на банк факторов внешней сред (PEST-анализ), выявлены...

Разработка плана мероприятий по вводу на рынок новой торговой...

Разработка стратегии продвижения проводится результатов SWOT-анализа.

Результаты SWOTанализа. Сильные стороны компании: - высокое качество продукции.

Для этого SWOT анализирует внутреннюю и внешнюю среду и факторы, которые могут.

На деловом экране SWOT-анализа все факторы внешней и внутренней среды.

Стратегический анализ производственного предприятия ОАО ТК...

 Стратегический анализанализ положение предприятия при изменении экономического окружения и факторов, влияющих на деятельность предприятия, а также определение сильных и слабых сторон компании, которые зависят от изменения внешних и внутренних факторов.

Инструменты стратегического анализа компании | Молодой ученый

В статье на примере ООО «Нестле» используются инструменты стратегического анализа компании.

В данной работе был проведен анализ факторов макросреды по 4-м основным направлениям.

Таблица 2. Результаты SWOTанализа. Сильные стороны компании

Основой для стратегического планирования является матрица И. Ансоффа (рис. 2)

Стратегический анализ внутренней среды организации

Библиографическое описание: Гречихина, М. Г. Стратегический анализ внутренней среды

— определение силы и слабости организации в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды

— оценка возможности ресурсного потенциала организации по видам ресурсов и

Для выявления сильных и слабых сторон организации используется SNW-анализ.

Задать вопрос