Финансовый мониторинг как инструмент финансового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 22.03.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Орехова, А. М. Финансовый мониторинг как инструмент финансового контроля / А. М. Орехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100953/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассказывает о финансовом мониторинге, как инструменте финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, государственный сектор, федеральная служба, орган, финансовый контроль, мониторинг.

Чтобы обеспечить развитие предприятия в нестабильной, сложной и неопределенной среде, необходимо ориентироваться на постоянное совершенствование его функционирования. Следовательно, система организации и управления, принятая в подразделении, имеет большое значение. Эта система охватывает среду, в которой работает компания, постановку целей и планирование деятельности организации, управление рисками, контроль и мониторинг. Последним элементом эффективной системы управления организацией является важный процесс, определяющий непрерывность эффективного функционирования любого предприятия.

Мониторинг заключается во внедрении в организации соответствующих процедур, которые позволят осуществлять текущий и периодический контроль за принятой системой менеджмента подразделения. В результате руководители учреждений получают информацию о том, соблюдаются ли установленные ими правила работы, правильно ли они функционируют, актуальны ли и обеспечивают ли эффективную защиту от угроз [4].

В государственном секторе цель мониторинга состоит в том, чтобы изучить соблюдение применимого законодательства, а также эффективность тестирования и оценке фактической реализации процессов, происходящих в единицах государственного сектора. Цель, указанная таким образом, указывает на законность действия и эффективность, описанную преимуществами, достигнутыми в отношении понесенных расходов.

Задача мониторинга в этой области состоит в том, чтобы обнаружить негативные явления в деятельности в основном единиц государственного сектора, определить их причины, размеры и последствия, указывая на людей, ответственных за отклонения.

Большую роль играет мониторинг, проводимый специализированным органом из-за пределов организационной структуры контролируемой ячейки администрирования. Он может быть выполнен органами финансового мониторинга, налоговыми органами и так далее.

Финансовый контроль можно рассматривать с точки зрения его сущности, функций и общих принципов или с точки зрения его воздействия на национальную экономику. Во втором случае задачи финансового контроля будут сосредоточены на выдаче результатов проведенного контроля. Предметом исследования является результативный финансовый контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий обобществленной экономики с особым акцентом на проблеме возможных эксцессов контроля.

В России финансовый мониторинг используется относительно недавно. Он рассматривает общественные отношения, складывающиеся в стране с точки зрения финансово-правового контроля. Сюда относят общественное взаимодействие, одним из участников которого выступает государственный орган надзора или иной субъект, имеющий полномочия осуществлять мониторинг. В России функции мониторинга выполняет Росфинмониторинг, который имеет полномочия:

– согласовывать правовые акты в сфере мониторинга с Банком России;

– выстраивать отношения с агентами финансового мониторинга;

– формировать взаимодействие с клиентами агентов финансового мониторинга.

Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), реализует систему надзорных мероприятий в отношении финансовых организаций [2].

Федеральная служба по финансовому мониторингу создает так называемый «Список юридических и физических лиц, в отношении которых известны сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности». С этой целью Росфинмониторинг сотрудничает с многочисленными органами и получает от них надежно обработанную информацию. Важнейшие из них:

– Генеральная прокуратура Российской Федерации и ее территориальные органы,

– Следственный комитет Российской Федерации и его территориальные организационные подразделения,

– Министерство внутренних дел Российской Федерации и ее территориальных организационных единиц,

– Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее территориальных организационных единиц,

– Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

– Федеральная служба по финансовому мониторингу включает в «Перечень юридических и физических лиц, которым известны сведения об их причастности к экстремистской или террористической деятельности» и исключает из него юридических и/или физических лиц по получении от вышеуказанных органов Российской Федерации сведений, являющихся основанием для включения или исключения этих субъектов из переписи [5].

Стратегия борьбы с «отмыванием денег» состоит из четырех этапов:

– первый этап должен заключаться в создании механизма превентивного характера, целью которого является максимальное сокращение процедуры отмывания денег. На этом этапе появляются нормативные акты, задачей которых является усиление контроля властей над финансовыми ресурсами.

– второй этап направлен на разработку принципов взаимодействия банков и правоохранительных органов с преступниками, причастными к отмыванию денег. Финансовые учреждения должны выполнять вспомогательные функции, так как уголовное преследование преступлений принадлежит соответствующим органам, назначенным для этой цели. На данном этапе важную функцию также играют специально созданные межведомственные органы, которые анализируют присылаемые извне данные с целью проверки возможности совершения данного преступления.

– третий этап связан с положениями уголовного права. Его целью является криминализация практики, связанной с деятельностью, ведущей к операции по отмыванию денег и невыполнению обязательства по регистрации активов.

– четвертый этап является последней частью стратегии, которая позволяет конфисковать имущество, полученное из незаконных источников, в пользу государства, чтобы воспрепятствовать использованию этих средств преступниками и, конечно же, применить другие наказания, такие как тюремное заключение, но в данном случае указывается неэффективность, так как в ситуации, когда мы имеем дело с организованной группой, заключение под стражу одного члена не влияет на функционирование всей группы, такой эффект достигается только задержанием либо всех участников, либо как минимум ее «верхушки».

Кроме того, борьба с этим видом преступной деятельности затруднена тем, что это преступление «без потерпевших», а значит, нет потерпевшего, который был бы заинтересован в сообщении о таком событии, что стоит подчеркнуть, что «отмывание денег» является побочной преступной деятельностью по отношению к ранее совершенным действиям, являющимся источниками незаконных денежных средств [3].

Таким образом, финансовый мониторинг можно определить как систему мер, реализуемых Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга в целях выявления доходов, полученных в результате совершения преступления, и недопущения указанных доходов в легальный сектор экономики.

Система финансового мониторинга является важным инструментом обеспечения экономической безопасности в силу того, что обладает определенным набором инструментов и полномочий в сфере контроля финансовых операций.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 07.08.2001 n 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  3. Казанкова, Т. Н. Актуальные проблемы финансового контроля в Российской Федерации /Т. Н. Казанкова, А. В. Шаповалова //Аллея науки. — 2018. — n 3 (19). — С. 103–107.
  4. Кортелева, А. О. Развитие механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования /А. О. Кортелева // Научно-аналитический журнал наука и практика российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — 2018. — n2. — 112–122
  5. Кочерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. //М.: Филинъ. — 2019. — 415 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, Российская Федерация, государственный сектор, Федеральная служба, финансовый контроль, орган, мониторинг, отмывание денег, отношение, террористическая деятельность.


Похожие статьи

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на...

Финансовый мониторинг — это финансовый анализ и экономические отношения, а с другой стороны — это

Финансовый мониторинг — это также деятельность органов внутреннего контроля (комплаенса)

Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке/Л.

Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу».

Финансовый мониторинг как вид государственного...

Приведены доказательства того, что финансовый мониторинг является одним из видом

финансовый мониторинг, финансовый контроль, эффективность, Росфинмониторинг.

Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу».

На органы, осуществляющие финансовый контроль, возлагаются большие.

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной...

Ключевые слова: финансовый мониторинг, финансовый контроль, Федеральная служба, нормативная база, операция, орган, Росфинмониторинг. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по...

Контроль банковских операций в целях противодействия...

Библиографическое описание: Абзалов, И. И. Контроль банковских операций в целях

Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации

Рис. 3. Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2021 г.

Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу.

К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования...

В настоящий момент противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или

1) подразделения финансового типа (США, Бразилия, Южная Корея, Турция, Украина)

Соответственно, в первом случае орган финансовой разведки подчиняется финансовому

В Российской Федерации Федеральная служба по финансовому мониторингу...

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере...

Библиографическое описание: Гудкова, М. В. К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации / М. В. Гудкова.

Дистанционный мониторинг как способ организации...

Библиографическое описание: Позняева, В. М. Дистанционный мониторинг как способ организации

Пятый принцип: Обмен информацией между государственным и частным сектором — эффективным обмен информацией

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на...

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового...

Международная система противодействия легализации незаконно...

Считается, что отмывание «грязных» денег имеет место в окрестностях стран, из которых они конфискованы, и, поскольку преступная деятельность наиболее развита в США и Европе, можно утверждать, что страны в этих регионах наиболее уязвимы для отмывания денег.

Современное состояние и основные тенденции развития системы...

В Российской Федерации материальной основой для легализации (отмывания денег)

природных ресурсов, другая незаконная деятельность в различных секторах экономики [5].

В частности, предлагается создать в ЕС новый надзорный орган или наделить новыми

практика и особенности системы финансового контроля в Российской Федерации: монография.

Похожие статьи

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на...

Финансовый мониторинг — это финансовый анализ и экономические отношения, а с другой стороны — это

Финансовый мониторинг — это также деятельность органов внутреннего контроля (комплаенса)

Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке/Л.

Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу».

Финансовый мониторинг как вид государственного...

Приведены доказательства того, что финансовый мониторинг является одним из видом

финансовый мониторинг, финансовый контроль, эффективность, Росфинмониторинг.

Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу».

На органы, осуществляющие финансовый контроль, возлагаются большие.

Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной...

Ключевые слова: финансовый мониторинг, финансовый контроль, Федеральная служба, нормативная база, операция, орган, Росфинмониторинг. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по...

Контроль банковских операций в целях противодействия...

Библиографическое описание: Абзалов, И. И. Контроль банковских операций в целях

Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации

Рис. 3. Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2021 г.

Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу.

К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования...

В настоящий момент противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или

1) подразделения финансового типа (США, Бразилия, Южная Корея, Турция, Украина)

Соответственно, в первом случае орган финансовой разведки подчиняется финансовому

В Российской Федерации Федеральная служба по финансовому мониторингу...

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере...

Библиографическое описание: Гудкова, М. В. К вопросу об осуществлении деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Центральным банком Российской Федерации / М. В. Гудкова.

Дистанционный мониторинг как способ организации...

Библиографическое описание: Позняева, В. М. Дистанционный мониторинг как способ организации

Пятый принцип: Обмен информацией между государственным и частным сектором — эффективным обмен информацией

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на...

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового...

Международная система противодействия легализации незаконно...

Считается, что отмывание «грязных» денег имеет место в окрестностях стран, из которых они конфискованы, и, поскольку преступная деятельность наиболее развита в США и Европе, можно утверждать, что страны в этих регионах наиболее уязвимы для отмывания денег.

Современное состояние и основные тенденции развития системы...

В Российской Федерации материальной основой для легализации (отмывания денег)

природных ресурсов, другая незаконная деятельность в различных секторах экономики [5].

В частности, предлагается создать в ЕС новый надзорный орган или наделить новыми

практика и особенности системы финансового контроля в Российской Федерации: монография.

Задать вопрос