Особенности изменения условий государственных контрактов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Яблонских, В. Д. Особенности изменения условий государственных контрактов / В. Д. Яблонских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100920/ (дата обращения: 28.04.2024).



В настоящее время роль государственных контрактов для нашей страны огромно. Они распространяются на многие потребности государства. Законодатель уделяет в этой сфере пристальное внимание. Государственный контракт — это прежде всего договор, к которому применимы положения Гражданского кодекса РФ, поэтому Закон N 44-ФЗ как специальный закон может конкретизировать общие нормы гражданского права, но не может противоречить им.

В работе рассмотрены особенности изменений условий государственного контракта.

Ключевые слова: государственный контракт, изменение условий контракта, цена контракта, количество товаров, объем работ, сроки и порядок оплаты.

Требование Закона N 44-ФЗ [1] о неизменении условий, включаемых в госконтракт имеет большое значение.

Действующая система государственных закупок ориентируется на постоянность условий государственных контрактов. При заключении государственного контракта стороны не могут отступить от условий, обозначенных в типовом проекте государственного контакта, конкурсной документации, указывает Кудилинский М. Н. [3, с.115]

Гражданское законодательство [2] предусматривает возможность составления протокола разногласий, поставщики (подрядчики, исполнители) не всегда составляют его. Понимают, что заказчики этого не примут. Поставщики, участвуя в государственных закупках всегда соглашаются с предложенными условиями.

Раскроем в работе особенности изменений условий государственного контракта.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, установленных ст. ст. 34, 95 Закона.

Законодательство позволяет нам воспользоваться нормами и изменять условия контракта. Закон N 44-ФЗ выделяет несколько случаев. Существенные условия контракта можно изменять, в том числе:

1) цену контракта

2) срок исполнения контракта или его этапа

3) количество товаров

Если контракт соответствует критериям п. 1 Постановления N 1186 [5], то его можно увеличить или уменьшить в пределах 10 %.

4) объем работ

5) характеристики товара

Возможно заменить товар или услугу по контракту на товар или услугу с наиболее лучшими характеристиками. В законе предусмотрены случаи, когда этого сделать нельзя ч. 6 ст. 14 Закона. Но в любом случае предмет нельзя менять.

Закон N 44-ФЗ не определяет какие характеристики можно считать улучшенными. Это решение остается за заказчиком, он его принимает сам. Здесь применяется ч. 7 ст. 95 Закона, были разъяснения Минфина России [6], Минэкономразвития России.

6) срок оплаты по контракту, а также другие существенные условия можно изменить, если:

— контракт отвечает требованиям п. 1 Постановления N 1186.

— контракт заключен с единственным поставщиком согласно ч.1 ст. 93 Закона, Письма Минфина России [7], N 24–03–07/99997, N 24–03–07/99602 [8];

Изменять условия на этом основании можно до 31.12.2023 (ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ);

7) цену, срок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр или по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

8) любые существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2024, если его невозможно исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Здесь должны основываться на положения Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 [9] (ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России [10]).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838 [11] допускается изменить существенные условия федерального контракта, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в связи с мобилизацией в РФ.

9) существенные условия контракта на поставку лекарств, медизделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких товаров не более чем на 30 %. Цену контракта можно изменить исходя из цены единицы товара, но не более чем на 30 % цены контракта. При уменьшении их количества стороны должны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара. Последняя должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товаров, предусмотренное в контракте. Изменить контракт по данному основанию можно до 31.12.2023 (ч. 65.2 ст. 112 закона). Из разъяснений Минфина России следует, что допускается изменить лишь такие существенные условия контракта, как количество товара и цена контракта.

В случаях изменения существенных условий, которые не включены в перечень по закону, будут считаться нарушением закона 44-ФЗ, что повлечет для стороны ответственность в соответствии с ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ [12].

Требования о неизменении условий таких контрактов очень важны. Законодатель пытается таким образом вести борьбу с коррупцией. Поскольку правильное применение закона о закупках дает стабильность при процедуре закупок.

Указанные в извещении предложения участника не подлежат изменению при заключении и изменении таких контрактов. Тем самым защищая заказчика как стороны контракта.

Нормы законодательства, регулирующие вопросы изменения условий контрактов, не всегда взаимодействуют и иногда не согласованы между собой.

Такие противоречия вызывают проблемы как для заказчиков, так и для поставщиков по мнению С. А. Бордуновой. Эти противоречия могут быть вызваны не только необходимостью изменения условий контракта, но и объективными условиями [13,с.23]. Возникает противоречие нормам ст. 450, 451 ГК РФ. Нормы этих статей нам говорят, что возможность изменения условий договора по требованию одной из его сторон при существенном нарушении договора другой стороной, а также при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа от 24.02.2016 № Ф02–317/15 по делу А78–6604/2015 указал, что ст. 95 закона содержит исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении. Обстоятельства, указанные истцом, не соответствуют какому-либо из оснований, допускающих изменение существенных условий контракта. Истец в исковом заявлении просил обязать ответчика внести изменения в договор аренды нежилого помещения. Не могут быть изменены.

Суды правомерно исходили из отсутствия в государственном контракте права заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта. П. 9 статьи 95 Закона № 44 -ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. В контракте между Заказчиком и Подрядчиком указано, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон. По условиям заключенного контракта заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по контракту и требовать возмещения убытков. Исключительно, понятие обязательства не приравнивается к понятию договора, т. к. договор является основанием возникновения обязательств. Реализация предусмотренного контрактом права на односторонний отказ от исполнения одного или нескольких обязательств по контракту не может повлечь за собой расторжение Контракта, поскольку в силу пункта 10.1 контракта его расторжение возможно исключительно по соглашению сторон. (Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 305-ЭС19–27308 по делу N А40–16023/2019).

Существует мнение, что нельзя вносить изменения в контракт с целью приведения его условий в соответствии с действующим законодательством. Они определяли это как уклонение от заключения контракта.

Отказаться от заключения контракта не может ни победитель закупки, ни иной участник. Однако участник может отозвать заявку — тогда ему не будет предложено заключить контракт. Эта возможность есть только у участника, заявке которого присвоен четвертый или последующий порядковый номер. Отозвать заявку нужно до размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, заключаемого с таким участником, что определено нормами закона ст.43, 51 закона.

Надо обратить внимание, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности не вправе отказаться от заключения госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения проведения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами РФ. Такой запрет применяется, если Правительство РФ ввело специальные меры в сфере экономики (ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ) [14].

Если победитель или другой участник, с которым заключается контракт, откажется от его заключения, заказчик признает его уклонившимся. В день размещения протокола в ЕИС заказчик направит обращение в ФАС, чтобы внести участника в реестр недобросовестных поставщиков. После включения в РНП участник потеряет обеспечение заявки (п. 7 ч. 10, ч. 12 ст. 44, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных ему из-за уклонения участника от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки согласно ст. 51 Закона.

Если контракт, заключенный по результатам электронной процедуры, расторгнут в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона, то заказчик может заключить новый контракт. Участник, которому предложено это сделать, может отказаться. В таком случае информация о нем не направляется в ФАС для внесения в РНП, как определены в нормах п. 3 ч. 3 ст. 51, ч. 17.1, пп. б п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона.

С одной стороны, законодатель нам говорит, что если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Можем применить статью 15 ГК РФ. Вполне может предъявить требование о возмещении убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Мы знаем, что убытки, исчисляются в размере разницы в цене между предложением второго участника закупки и предложением победителя [4, с.381].

Однако, норма не действует, заказчики не могут в судебном порядке это взыскать. Суды отказывают по следующим основаниям:

  1. Подписание контракта со вторым участником закупки является правом, а не обязанностью заказчика. Следовательно, если цена второго участника закупки не устраивает заказчика, он вправе не заключать договор с ним, проведя вместо этого новую закупку. А значит, прямая причинно-следственная связь между дополнительными расходами заказчика и действиями победителя закупки отсутствует.
  2. Ценовое предложение второго участника закупки не превышает НМЦК, которая была обоснована заказчиком и является разумной ценой для заключения контракта. При этом заказчик, объявляя закупку, выразил свое согласие заключить контракт по цене, не превышающей НМЦК. Таким образом, при заключении контракта со вторым участником закупки у заказчика не возникают убытки.

Можно сформулировать выводы о возможности изменения условий контракта при его заключении и исполнении:

1) ст. 34 Закона включает с себя исчерпывающий перечень изменений условий. По своей правовой природе часть указанных условий являются существенными.

2) в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика, документацией о закупке не предусмотрена возможность изменения условий контракта, при условии их противоречия действующему законодательству.

3) возникает необходимость исключения из проекта контракта тех условий, которые отсутствовали в конкурсной документации. Поставщик подписывает контракт с протоколом разногласий. Закон не сможет признать поставщика уклоняющимся от заключения контракта, так как поставщик действовал согласно положениям гражданского законодательства.

Считаю, что надо исходить из возможности изменений условий госконтракта. Условия, которого предусмотрены извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, если эти условия противоречат действующему законодательству.

Законодательство должно исходить из интересов сторон государственного контракта. Проблемы, возникающие у сторон при исполнении государственного контракта, всегда можно решить путем применения норм права, которые направлены на добросовестное ведение контракта.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.12.2022.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.07.2021.
  3. Кудилинский М. Н. Государственный контракт: проблемы правоприменения // Договор в публичном праве: сборник научных статей / под ред. Е. В. Гриценко, Е. Г. Бабелюк. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 115.
  4. Новокшонова Н. А. Некоторые проблемы привлечения к гражданской ответственности за неисполнение государственного (муниципального) контракта // Управление в современных системах: сборник трудов IX Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов// [науч.ред. А. В. Молодчик, Д. В. Валько].-Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет». 2019. С.380–386.
  5. Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (ред. от 20.12.2022) «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2022.
  6. Письмо Министерства финансов РФ от 05.11.2020 № 24–03–07/96264// Справочная система Консультант Плюс, дата обращения 24.02.2023г.
  7. Письмо Министерства финансов РФ от 01.10.2020г. N 24–03–08/86086// Справочная система Консультант Плюс, дата обращения 24.02.2023г.
  8. Письмо Министерства финансов РФ от 19.12.2019г. N 24–03–07/99602// Справочная система Консультант Плюс, дата обращения 24.02.2023г.
  9. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (ред. от 13.01.2023) «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.01.2023.
  10. Письмо Министерства финансов РФ от 12.07.2022г. N 24–01–07/66840 «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году» // Вестник ценообразования и сметного нормирования». Выпуск 11, ноябрь, 2022.
  11. Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838 «Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663» //Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.10.2022.
  12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2022).
  13. Бордунова С. А. Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации. 16 С. 23.
  14. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об обороне»//Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.11.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): контракт, государственный контракт, заказчик, заключение контракта, существенное условие контракта, цена контракта, возмещение убытков, гражданское законодательство, исполнение контракта, односторонний отказ.


Ключевые слова

цена контракта, государственный контракт, изменение условий контракта, количество товаров, объем работ, сроки и порядок оплаты

Похожие статьи

Одностороннее расторжение контракта возмездного оказания...

...существенные условия контракта в соответствии с Гражданским кодексом, указание на твердость и неизменность цены контракта, ответственность сторон. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта включаются в контракт по желанию сторон.

Некоторые особенности исполнения контракта в рамках 44-ФЗ...

Предлагается расмотреть ключевые особенности исполнения государственного контракта.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ не содержит определения этапа исполнения контракта.

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве...

Стадия формирования заказчиком проекта контракта до его публикации Законом № 44-ФЗ не регулируется.

Право государственного заказчика на односторонний отказ от...

Согласно п. 8 ст. 95 рассматриваемого закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Договорные отношения государственного заказчика...

– со сроками исполнения контракта и сроками оплаты; с предметом контракта; с полным и частичным

Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в.

Право государственного заказчика на односторонний отказ от...

Заказчик признает победителя закупки уклонившимся от заключения контракта в одном из.

Особенности гражданско-правовой ответственности за...

Порядок установления пени в контракте в случае просрочки поставщиком исполнения

право заказчика (но не поставщика) установить в контракте более высокий размер неустойки [8].

Кирпичев А. Е. Санкции за нарушение контрактов по законодательству о контрактной

В отношении взыскания неустойки и возмещение убытков по договору, стоит отметить тот...

Исполнение обязательств по договору поставки в условиях...

...заказчик, исполнение обязательств, товар, Гражданский кодекс РФ, закупка, контракт, сроки поставки, существенные условия, цена контракта.

Он вправе требовать исполнения обязательств по договору поставки по цене, указанной и согласованной в контракте.

Реализация и ограничение принципа свободы договора...

О принципе свободы договора говорится в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заключенный контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Речь идет только о возможности расторгнуть контракт самим владельцем контракта.

К примеру, исполнитель нарушил сроки исполнения контракта.

Расторжение заказчиком государственного контракта в сфере...

В статье рассматриваются вопросы расторжения заказчиком государственного контракта в сфере закупок. Расторжение государственного контракта ведет к нарушению, как принципов гражданского законодательства, так и принципов закона о контрактной системе.

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации.

Понятие государственного контракта данное законодателем в Гражданском кодексе

Понятие «государственный контракт» данное законодателем в Законе № 44-ФЗ, является

Отличия связаны, прежде всего с целями заключения государственного контракта.

Похожие статьи

Одностороннее расторжение контракта возмездного оказания...

...существенные условия контракта в соответствии с Гражданским кодексом, указание на твердость и неизменность цены контракта, ответственность сторон. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта включаются в контракт по желанию сторон.

Некоторые особенности исполнения контракта в рамках 44-ФЗ...

Предлагается расмотреть ключевые особенности исполнения государственного контракта.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ не содержит определения этапа исполнения контракта.

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве...

Стадия формирования заказчиком проекта контракта до его публикации Законом № 44-ФЗ не регулируется.

Право государственного заказчика на односторонний отказ от...

Согласно п. 8 ст. 95 рассматриваемого закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Договорные отношения государственного заказчика...

– со сроками исполнения контракта и сроками оплаты; с предметом контракта; с полным и частичным

Статьей 526 ГК РФ законодатель раскрывает понятие «государственный контракт», в.

Право государственного заказчика на односторонний отказ от...

Заказчик признает победителя закупки уклонившимся от заключения контракта в одном из.

Особенности гражданско-правовой ответственности за...

Порядок установления пени в контракте в случае просрочки поставщиком исполнения

право заказчика (но не поставщика) установить в контракте более высокий размер неустойки [8].

Кирпичев А. Е. Санкции за нарушение контрактов по законодательству о контрактной

В отношении взыскания неустойки и возмещение убытков по договору, стоит отметить тот...

Исполнение обязательств по договору поставки в условиях...

...заказчик, исполнение обязательств, товар, Гражданский кодекс РФ, закупка, контракт, сроки поставки, существенные условия, цена контракта.

Он вправе требовать исполнения обязательств по договору поставки по цене, указанной и согласованной в контракте.

Реализация и ограничение принципа свободы договора...

О принципе свободы договора говорится в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заключенный контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Речь идет только о возможности расторгнуть контракт самим владельцем контракта.

К примеру, исполнитель нарушил сроки исполнения контракта.

Расторжение заказчиком государственного контракта в сфере...

В статье рассматриваются вопросы расторжения заказчиком государственного контракта в сфере закупок. Расторжение государственного контракта ведет к нарушению, как принципов гражданского законодательства, так и принципов закона о контрактной системе.

Понятие государственного контракта в законодательстве...

Понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации.

Понятие государственного контракта данное законодателем в Гражданском кодексе

Понятие «государственный контракт» данное законодателем в Законе № 44-ФЗ, является

Отличия связаны, прежде всего с целями заключения государственного контракта.

Задать вопрос