Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы правовой регламентации и практики применения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 20.03.2023

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Шурухина, А. О. Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы правовой регламентации и практики применения / А. О. Шурухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100908/ (дата обращения: 28.04.2024).



Налог на добычу полезных ископаемых, как известно, выступает в качестве крайне значимой составляющей налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. В данной статье осуществлен анализ налога на добычу полезных ископаемых, в частности особенностей его начисления и порядка взимания. Затронуты основные проблемы правовой регламентации и практики его применения. Сделан вывод о том, какие меры необходимо предпринять для повышения уровня эффективности применения налога на добычу полезных ископаемых в Российской Федерации.

Ключевые слова: налогообложение, налог на добычу полезных ископаемых, природные ресурсы, бюджет.

Общеизвестно, что Российская Федерация выступает одним из лидеров на мировой арене по наличию разнообразных природно-минеральных богатств, которые характеризуются своими количественными и качественными признаками, а также уникальной масштабностью. В экономике нашей страны добывающие отрасли промышленности занимают значительную роль.

Стоит полагать, что по общим принципам налоговая политика любого государства ориентируется на уровень развития его экономики, отраслевой системы, а также на приоритеты развития имеющихся отраслей. Именно по обозначенной причине внушительную долю налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации составляют поступления от добычи, а также использования полезных ископаемых.

Исходя из принятой классификации, большинство природных ресурсов, в частности, это касается по большей мере минеральных и земельных ресурсов, характеризуется такими признаками как исчерпаемость и невозобновляемость. Основываясь на вышесказанном, становится очевидно, что в целях более рационального и бережного использования природных богатств необходимо ориентироваться на принцип качественного и детального регулирования ресурсных платежей, а также обязательным является проведение анализа в отношении расчетов платежей в рамках добычи полезных ископаемых [3, с. 254].

В свою очередь, хочется заметить, что взимаемые со стороны государства налоги и сборы выступают довольно эффективным регулятором между его общими интересами и коммерческими интересами. В нашем государстве природные ресурсы, в том числе его экспортно-сырьевая часть, оцениваются как национальное достояние, при этом, считается, что именно эта составляющая должна выступать главным источником финансирования при переходе страны на тенденцию в отношении устойчивого развития. Очевидно, что в этом случае присутствует необходимость разработки и реализации обоснованных и, вместе с этим, эффективных форм правового регулирования налогообложения в сторону добывающих отраслей экономики страны.

Опираясь на общеизвестный довод о наличии на территории нашей страны огромнейшей массы разнообразных природных богатств, уместно отметить, что исключительное место среди главных источников налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации отводится рассматриваемому налогу на добычу полезных ископаемых. Однако, при реализации указанного налога имеют место быть определенные трудности в отношении его начисления и порядка взимания.

Затрагивая заявленную тему статьи, для начала стоит обратить внимание на первоначальное появление исследуемого налога. Так, в 2001 году налог на добычу полезных ископаемых был представлен для введения в налоговую систему Российской Федерации, после чего был включен в нее и вступил в законную силу начиная с 2002 года. Таким образом, впервые за период действия российской налоговой системы с введением главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации [1] была структурирована система налогообложения недропользования, в частности, упорядочены налоговые и неналоговые платежи в отношении природных ресурсов. Кроме этого, стоит отметить, что при применении рассматриваемого налога весомое значение отводится не только положениям кодекса, но еще и учитываются нормы действующего Федерального закона № 2395–1 «О недрах» с учетом внесенных в него изменений [2].

При этом, установление налога на добычу полезных ископаемых реализовалось на основании главнейших целей, а именно, в первую очередь, это упрощение и модернизация общей системы налогообложения в рамках пользования природными ресурсами, а также возможность увеличения случаев реализации рентных принципов налогообложения в указанной области. Вместе с этим, на основании принятых нововведений был ликвидирован платеж за недропользование, отменен акциз в отношении нефти и газа, и отчисления в направлении воспроизводства минерально-сырьевых запасов. В качестве еще одной цели, в соответствии с которой было принято решение о введении налога на добычу полезных ископаемых, определялось исполнение задач в рамках экономического принуждения субъектов, пользующихся природными ресурсами, к эффективному, но при этом экономному и бережному расходованию. Исходя из построенных планов, благодаря денежным поступлениям со стороны указанного налога на общегосударственном уровне обеспечивалось бы финансирование деятельности, направленной на воспроизводство и охрану внешней среды. Таким образом, можно утверждать, что модернизация системы налогообложения в рамках пользования природными ресурсами обусловила определенное снижение налогового бремени, однако, отнюдь не привело к недополучениям в доходную часть бюджетов. И, в результате, положительно сказалось на становлении благоприятного экономического климата.

Стоит заметить, что налог на добычу полезных ископаемых определен как прямой вид налога. Данная характеристика исходит из того, что взимание указанного налога имеет прямую направленность. Так, его образование осуществляется, непосредственно, у налогоплательщика, после чего истребуется у последнего напрямую в бюджет. Вместе с этим, на основании узаконенных норм налог на добычу полезных ископаемых не подлежит перекладыванию на третьих лиц.

Если же говорить о налоговой базе данного налога, то в качестве таковой представляется стоимость добытых полезных ископаемых в рамках каждого вида, а также при этом обращается внимание на установленные ставки. Так, стоит заметить, что в налоговой системе Российской Федерации законодательно урегулирован перечень налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, к ним относятся льготная (которая равна 0 %), адвалорные и специфические ставки.

По общему правилу для уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговым периодом принято считать календарный месяц. В действующем на сегодняшний день налоговом законодательстве определено два основных вида расчета добытых полезных ископаемых, ими признаются прямой и косвенный.

Тем не менее, несмотря на проведенные изменения в рамках усовершенствования и упрощения применения налога на добычу полезных ископаемых, существует ряд проблемных вопросов, стоящих перед законодателем, решение которых представляется крайне необходимым для упорядоченного и эффективного использования указанного налога. В данной статье хотелось бы осветить основные проблемы, являющиеся актуальными на сегодняшний день в рассматриваемой области, и предложить возможные пути их решения.

Важнейшей проблемой, назревающей на данный момент в отношении применения рассматриваемого налога на добычу полезных ископаемых, выступает глобальное истощение тех месторождений природных ресурсов, которые активно используются в настоящее время, и, вместе с этим, высокий уровень затрат, требующихся для открытия новых подобных месторождений.

Учитывая позицию Минэнерго России, стоит отметить, что, по предварительным прогнозам, начиная уже с 2030 года льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых придется предоставлять более чем 70 % действующим месторождениям, что, в свою очередь, приведет к значимым недополучениям средств в бюджет государства. Также, существуют и более пессимистичные предположения в рамках данного вопроса, исходя из которых к 2033 году уже более чем до 90 % нефти будет добыто с месторождений, которые имеют льготу на налог на добычу полезных ископаемых [4, с. 37].

На наш взгляд, в виде пути устранения вышеуказанной проблемы представляется первоочередным решение вопросов в рамках поиска и освоения новых крайне необходимых месторождений, а также применение уже существующих, и разработка новейших инновационных технологий при выполнении обозначенных задач. Вместе с этим, еще одним немаловажным направлением в разрешении данного недостатка выступает необходимость в осуществлении планирования в таком виде, чтобы в последствии налоговая нагрузка была оптимизирована и посильна для налогоплательщиков.

Бесспорно, рассматриваемый налог на добычу полезных ископаемых реализует важнейшую регулирующую функцию. По причине того, что большое количество природных ископаемых выступает как вид исчерпаемых и невозобновляемых ресурсов, налоговые платежи по налогу на добычу полезных ископаемых должны выступать в виде определенного регулятора добычи природных богатств, их разумного расходования и, вместе с этим, уменьшения негативного воздействия на экологию. Исходя из вышесказанного, прослеживается, как значительны и необходимы такие факторы, как точная система расчета платежей за добычу полезных ископаемых, исполнение обязательств по их оплате, а также формирование и передача надлежащей отчетности.

Стоит отметить, что, по нашему убеждению, налог на добычу полезных ископаемых является одним из самых сложных налогов российской системы налогообложения в рамках структуры его построения. И дело заключается не только в разных налоговых ставках по разным полезным ископаемым. Важнейшим критерием здесь выступают два типа налоговой базы, различия в подходе к определению специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых с использованием формул, льготы, возможность уменьшения налога на сумму вычетов по отдельным полезным ископаемым.

Исходя из этого, следующая выявленная проблема состоит именно в сложности налога на добычу полезных ископаемых, и в том числе представляется в виде расхождений и отсутствия синхронизации между положениями Налогового кодекса Российской Федерации и отраслевого законодательства. Также в отношении нефти существуют двусторонние противоречия, недостаточно четкие формулировки, отсутствие некоторых определений в настоящем кодексе и Федеральном законе «О недрах». К примеру, ни в законодательстве о налогах и сборах, ни в теоретической литературе по данному вопросу не осуществлено обоснование и разграничение понятий «основной компонент» и «попутный компонент», что, в свою очередь, способствует выведению отдельных компонентов из-под налогообложения [5, с. 46]. Вместе с этим, стоит отметить недостатки в толковании понятия «полезное ископаемое» и понятия «необоснованная налоговая выгода». Неоднозначность в трактовке и понимании ключевой терминологической составляющей в последствии служит предпосылкой к большому количеству судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также порождает несовершенства законодательной системы в сфере налогообложения.

Основываясь на вышесказанном, вторым направлением в решении существующих на сегодняшний день недостатков в системе налога на добычу полезных ископаемых, является усовершенствование российского налогового законодательства. В частности, представляется целесообразным проведение синхронизации понятия «полезное ископаемое», используемого в рамках налогообложения и недропользования. При этом выступает необходимостью проработка определения понятия «необоснованная налоговая выгода», и его дальнейшее законодательное внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Еще одной немаловажной проблемой в применении налога на добычу полезных ископаемых в пределах администрирования является отсутствие современного эффективного механизма мониторинга и оценки воздействия изменений законодательных налоговых норм. В первую очередь, особенно значимым представляется анализ влияния изменений налогового законодательства на состояние бюджетных доходов и экономические показатели деятельности компаний, реализовывающих добывающие и перерабатывающие направления. В качестве решения обозначенной проблемы считаем целесообразным проведение разработки современного механизма комплексного мониторинга и оценивания влияния изменений налогового законодательства на вышеперечисленные аспекты.

Однако, стоит заметить, что наблюдаются положительные тенденции изменений в сфере налогообложения в отношении добычи полезных ископаемых. Так, среди относительно недавних нововведений можно упомянуть то, что в 2019 году в рамках налога на добычу полезных ископаемых вступил в действие «налоговый маневр», исходя из которого экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты должна постепенно снижаться, и уже 2024 году в соответствии с расчётами должна с 30 % дойти до нуля. При этом предусмотрено равномерное увеличение налоговой ставки на нефтедобычу и получение газового конденсата [6]. Налоговый маневр в какой-то степени уравнял нагрузку между экспортной выручкой и потреблением внутри страны, ликвидировав преимущества для последней. Это должно означать, во-первых, дополнительные финансовые поступления, во-вторых, снижение зависимости федерального бюджета от скачков цен на нефть.

Подводя итоги, хочется отметить, что исследование налога на добычу полезных ископаемых позволило определить основные недостатки в системе налогообложения в отношении добычи природных ресурсов, а также провести анализ современных положительных тенденций в пределах рассматриваемого налога. Однако, исходя из выявленных проблем, прослеживается, что на сегодняшний день законодательство в сфере налогообложения природных ресурсов решает не все поставленные перед ним задачи. В данной статье были выделены основные направления, которые требуют принятия незамедлительных мер, и предложены их решения. И, конечно же, чем скорее начнется эффективное разрешение обозначенных вопросов, тем легче будет продолжать совершенствование в сфере налогообложения природных ресурсов, играющее крайне значимую роль для формирования федерального бюджета и благосостояния экономики всего государства.

Литература:

  1. Налоговый кодекс от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 01.07.2003 г. № 126.
  2. Федеральный закон от 21.02.1992 г. № 2395–1 «О недрах» // Российская газета от 15.03.1995. № 52.
  3. Винокурова Н. П. Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции развития / Н. П. Винокурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 254–255.
  4. Каримова С. М., Магомедова М. М. Механизм исчисления и уплаты НДПИ в России // Научные стремления. — 2019. –№ 26. — С. 34–39.
  5. Юмаев М. М. Налог на добычу полезных ископаемых: проблемные вопросы и цифровизация налогового администрирования // Налоги и налогообложение. — 2020. — № 3. — С. 44–55.
  6. Налоги в нефтедобыче: реформа 2020 (электронный ресурс): URL: https://vygon.consulting/upload/iblock/0b6/vygon_consulting_tax_reform_2020.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): ископаемое, Российская Федерация, добыча, налог, рассматриваемый налог, ресурс, сфера налогообложения, указанный налог, налоговое законодательство, Налоговый кодекс.


Похожие статьи

Развитие налогового законодательства по стимулированию...

Ставка для нефти определена в подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ, и с начала 2017 года она установлена в размере 919 руб. за 1 тонну.

Кндпи — специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых который равен 559 (устанавливается законодательно в п. 1 ст. 342.5 НК РФ) [1]

Некоторые аспекты налогообложения и сущность налогов

Налог на добычу полезных ископаемых как федеральный налог в условиях современной

СПС «Консультант Плюс». Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. А. Налоги и налогообложение.

Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по...

Налог на добавленную стоимость закреплён в статье 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и.

Правовые средства налогового маневрирования в нефтегазовом...

Ключевые слова: налоговый маневр, государственная поддержка, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Изменения налогового законодательства на этот счет вступили в силу с 01 января 2015г.

6. Минфин прокомментировал вопрос отмены налогового маневра для ряда сфер.

7. На налоговом маневре в нефтяной отрасли бюджет РФ вряд ли заработает.

Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции...

Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые.

От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов

Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов).

Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов...

Налог на дополнительный доход как следующий этап эволюции...

В период с 2001 года в Российской Федерации началась налоговая реформа, основными

включения в Налоговый Кодекс РФ главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых».

− второй этап (с 2009 года) — расширение сферы действия налоговых каникул по НДПИ

налогообложение, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся: водный налог, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых...

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и. Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные...

Похожие статьи

Развитие налогового законодательства по стимулированию...

Ставка для нефти определена в подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ, и с начала 2017 года она установлена в размере 919 руб. за 1 тонну.

Кндпи — специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых который равен 559 (устанавливается законодательно в п. 1 ст. 342.5 НК РФ) [1]

Некоторые аспекты налогообложения и сущность налогов

Налог на добычу полезных ископаемых как федеральный налог в условиях современной

СПС «Консультант Плюс». Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. А. Налоги и налогообложение.

Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по...

Налог на добавленную стоимость закреплён в статье 21 Налогового Кодекса Российской Федерации и.

Правовые средства налогового маневрирования в нефтегазовом...

Ключевые слова: налоговый маневр, государственная поддержка, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Изменения налогового законодательства на этот счет вступили в силу с 01 января 2015г.

6. Минфин прокомментировал вопрос отмены налогового маневра для ряда сфер.

7. На налоговом маневре в нефтяной отрасли бюджет РФ вряд ли заработает.

Налог на добычу полезных ископаемых: прогнозы и тенденции...

Федеральный бюджет РФ пополняется за счет пошлины за добытые полезные ископаемые.

От повышения налогов на добычу газа государство получит в 2017 году 170 миллиардов

Есть риски низкого поступления этого налога и в трехлетний бюджет (2017–2019 годов).

Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов...

Налог на дополнительный доход как следующий этап эволюции...

В период с 2001 года в Российской Федерации началась налоговая реформа, основными

включения в Налоговый Кодекс РФ главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых».

− второй этап (с 2009 года) — расширение сферы действия налоговых каникул по НДПИ

налогообложение, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся: водный налог, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых...

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и. Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные...

Задать вопрос