Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поварницына, Е. А. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности / Е. А. Поварницына, О. В. Ходарева, Е. М. Бочарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 170-174. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100903/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы рассматривают не традиционный подход к образовательной деятельности в ДОУ.

Ключевые слова: игра, познавательно-игровой досуг, дети.

Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры [1, стр. 30]. Основываясь на такое понимание игры, мы ввели ее в образовательный процесс в форме познавательно-игровых досугов, которые помогают формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к обществу детей и взрослых, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Кроме того, проведение такой формы работы предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.

В процессе познавательно-игровых досугов: наблюдая за животными, путешествуя по странам, участвуя в олимпийских играх, играя и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия и умения, проверять результаты собственных действий или событий, управлять своей деятельностью, проверять реальность. Все это способствует всестороннему развитию малыша.

Так же в соответствии с программой «Вдохновение», которая рассматривает преодоление сугубо механистического подхода к двигательному развитию как важную задачу российского дошкольного образования, через проигрывание досугов мы решаем задачи и физического развития: совершенствуем основные психофизические качества: силу, ловкость, быстроту и основные виды движения: бег, ходьбу, ползание, лазание, прыжки.

Для того чтобы дети действительно получали знания и приобретали опыт, планирование познавательно-игровых досугов выстроено в соответствии с системой, которая позволяет усвоить детям материал в последовательности проигрывания, определяется общая тема и главная цель каждого досуга, которые проводятся в течение года. В течение учебного года проигрывается 36 познавательно-игровых досугов (1 раз в неделю). Свою работу на данном этапе мы выстроили в пяти блоках, в соответствии с интересом детей (по результатам детского совета).

Тематические блоки

Рис. 1. Тематические блоки

Представим некоторые темы досугов:

  1. БЛОК «Будем в армии служить, будем Родину любить!»

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к родине, формирование морально- психологических качеств; воспитание дружеских чувств, умение работать в команде.

Познавательно-игровые досуги: «Мы — солдаты», «Защитники Родины», «Юнармейцы» и т. д.

«Юнармейцы»

Рис. 2. «Юнармейцы»

  1. БЛОК «Путешествие по странам и эпохам».

Цель: изучать традиции разных стран, познакомить с их природными условиями. Воспитание у детей интереса, уважение к культуре разных народов.

Познавательно-игровые досуги: «Моана на островах», «Путешествие в юрский период», «Пираты в поисках сокровищ» и т. д.

«Пираты в поисках сокровищ»

Рис. 3. «Пираты в поисках сокровищ»

  1. БЛОК «Дружно, смело, с оптимизмом — ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни; доставить детям чувство радости и веселья. Расширение представлений детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний, микробах.

Познавательно-игровые досуги: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», «Осторожно, микробы!», «Гигиена рук» и т. д.

«Мое здоровье — мое богатство»

Рис. 4. «Мое здоровье — мое богатство»

  1. БЛОК «Косплей» — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и обыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов и т. д.

Познавательно-игровые досуги: «Космическая звезда Арианда», «Черепашки Ниндзя в поисках пиццы», «Разбойники ищут друзей», «Эльза и ее друзья в гостях у ребят», «Приключения Бэтмена и Спайдермена», «Космонавты на Марсе» и т. д.

«Разбойники ищут друзей»

Рис. 5. «Разбойники ищут друзей»

5. БЛОК «Учимся дружить» — цель: расширение знаний детей о том, что значит дружить, формирование навыков общения друг с другом, понимание понятие дружбы народов, воспитание интереса к физическим упражнениям.

Познавательно-игровые досуги: «Дружба крепкая не сломается», «Я, ты, он, она», «Дети добра» и т. д.

«Я, ты, он, она»

Рис. 6. «Я, ты, он, она»

По результатам мониторинга, мы пришли к выводу, что у детей в процессе активного участия в познавательно-игровых досугах развивается стремление к любознательности и познавательной мотивации, формируются познавательные поисково-практические действия, развивается воображение и творческая активность, формируются представления об окружающем мире во всем его многообразии. Расширяется двигательный опыт, импровизация с формами выражения художественного переживания музыки и поэзии, а также дети испытывают психологический комфорт и эмоциональное благополучие.

Результаты диагностики

Рис. 7. Результаты диагностики

Литература:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 336 с. — (Серия «Вдохновение»).
Основные термины (генерируются автоматически): досуг, ребенок, БЛОК, друг, здоровый образ жизни, игра.


Ключевые слова

дети, игра, познавательно-игровой досуг

Похожие статьи

Конспект развлечения «Мы растем здоровыми» для детей...

формировать представление о здоровом образе жизни; расширять представления о пользе здорового питания и витаминов

(звучит фонограмма шума поезда, дети двигаются по кругу навстречу друг другу, затем гудок — поезд прибыл, дети садятся на стульчики).

Методическая разработка организованной образовательной...

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с основами здорового образа жизни. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о здоровом образе жизни и витаминах. Научить заботиться о своем организме.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в

- Блок начальной (предварительной) подготовки детей (дети 6-7 летнего возраста). Основными видами данного блока являются: отработка передачи мяча друг другу

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок...

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок...

Подвижные игры. Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.

Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность».

учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник.

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников. 9–12 баллов — высокий...

Методическая разработка проведения деловой игры...

Основной этап. Педагог:Первый блок игры называется «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ».

Особенно для ребенка такого возраста, как вы, и который ведет активный образ жизни.

Учащиеся разукрашивают человечков. Педагог: время вышло, дорогие друзья!

Педагог: ребята! Вы сегодня доказали, что вы ведете здоровый образ жизни!

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Библиографическое описание: Макаренко, И. Е. Формирование здорового образа жизни у детей

Закрепление знаний в организованной сюжетно — ролевой игре и интегрированных формах

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, блок, Здоровый образ жизни...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

...работы: познавательные игры-занятия, экскурсии, игры, досуги, развлечения, викторины.

друга», «Кушайте на здоровье», «Рацион питания», интерактивная игра «Витаминный домик».

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни.

здоровый образ жизни, игра, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, ребенок.

Развлечение: «Путешествие по стране Здоровье» | Молодой ученый

...праздника «Всемирный День здоровья», формировать представление о здоровом образе жизни.

Дети встают друг за другом паровозиком, ведущий впереди и под музыку идут друг за другом круг.

Ребенок, который засмеялся, будет ведущим. Дети танцуют под легкую, не громкую музыку.

Дети состоятся на площадке № 1. Ведущий объясняет правила квест-игры.

ребенок , физическая культура , здоровый образ жизни...

— И тогда я поставила себе цель — надо прививать детям навыки здорового образа жизни. Ведь недаром Казахский советский поэт-акын, доживший до 99 лет Ж. Жабаев сказал: «Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст.

Похожие статьи

Конспект развлечения «Мы растем здоровыми» для детей...

формировать представление о здоровом образе жизни; расширять представления о пользе здорового питания и витаминов

(звучит фонограмма шума поезда, дети двигаются по кругу навстречу друг другу, затем гудок — поезд прибыл, дети садятся на стульчики).

Методическая разработка организованной образовательной...

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с основами здорового образа жизни. Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о здоровом образе жизни и витаминах. Научить заботиться о своем организме.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей...

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в

- Блок начальной (предварительной) подготовки детей (дети 6-7 летнего возраста). Основными видами данного блока являются: отработка передачи мяча друг другу

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок...

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок...

Подвижные игры. Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.

Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность».

учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник.

Блок 1. Исследование социального развития младших школьников. 9–12 баллов — высокий...

Методическая разработка проведения деловой игры...

Основной этап. Педагог:Первый блок игры называется «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ».

Особенно для ребенка такого возраста, как вы, и который ведет активный образ жизни.

Учащиеся разукрашивают человечков. Педагог: время вышло, дорогие друзья!

Педагог: ребята! Вы сегодня доказали, что вы ведете здоровый образ жизни!

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Библиографическое описание: Макаренко, И. Е. Формирование здорового образа жизни у детей

Закрепление знаний в организованной сюжетно — ролевой игре и интегрированных формах

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, блок, Здоровый образ жизни...

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

...работы: познавательные игры-занятия, экскурсии, игры, досуги, развлечения, викторины.

друга», «Кушайте на здоровье», «Рацион питания», интерактивная игра «Витаминный домик».

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни.

здоровый образ жизни, игра, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, ребенок.

Развлечение: «Путешествие по стране Здоровье» | Молодой ученый

...праздника «Всемирный День здоровья», формировать представление о здоровом образе жизни.

Дети встают друг за другом паровозиком, ведущий впереди и под музыку идут друг за другом круг.

Ребенок, который засмеялся, будет ведущим. Дети танцуют под легкую, не громкую музыку.

Дети состоятся на площадке № 1. Ведущий объясняет правила квест-игры.

ребенок , физическая культура , здоровый образ жизни...

— И тогда я поставила себе цель — надо прививать детям навыки здорового образа жизни. Ведь недаром Казахский советский поэт-акын, доживший до 99 лет Ж. Жабаев сказал: «Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст.

Задать вопрос