Совет Безопасности ООН как один из основных инструментов универсальной международной коллективной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 19.03.2023

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Чотчаев, А. У. Совет Безопасности ООН как один из основных инструментов универсальной международной коллективной безопасности / А. У. Чотчаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100890/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор раскрывает понятие Совета Безопасности ООН. Определяется положение Совета Безопасности ООН в системе институтов международной коллективной универсальной безопасности. Автор описывает полномочия Совета Безопасности ООН и процедуру рассмотрения и принятия решений. Обращается внимание на актуальные проблемы функционирования данного международно-правового института. Раскрывается вопрос взаимоотношений Международного Суда ООН и Совета Безопасности ООН. Даются актуальные рекомендации по совершенствованию данного органа.

Ключевые слова: Совет Безопасности ООН, коллективная безопасность, международное право, организация объединенных наций.

Совет Безопасности ООН возглавляет систему универсальной коллективной безопасности [2, с. 33]. ООН — это первая организация, которая объединила практически все государства на планете и установила определенные механизмы императивного воздействия на своих участников. Эти механизмы не отличаются стабильностью работы и не гарантируют воздействия, а практика их применения может вызывать споры и дискуссии. Тем не менее, международно-правовой опыт последних десятилетий, а именно, участие ООН в урегулировании таких конфликтов, как гражданские войны в Сальвадоре, Югославии, решения СБ ООН по поводу Ирака, миссии ООН в Намибии, Руанде, Сьерра-Леоне и др. демонстрируют возрастающую роль ООН как активного участника универсальной системы коллективной безопасности, которая и базируется вокруг ООН. Совет Безопасности ООН является единственным органом ООН, который может выносить решения о применении силы в отношении какого-либо государства. Это делает СБ ООН, в каком-то смысле, уникальным субъектом современной международной политики. Что касается международного публичного права, то оно призвано формализировать складывающиеся общественные отношения в области универсальной коллективной безопасности, придавать им упорядоченность и цивилизованный вид. В этом качестве изучение сторон международного права в контексте деятельности СБ ООН имеет актуальность для выявления общих закономерностей устройства и функционирования системы универсальной коллективной безопасности, частью которой является и Российская Федерация.

Устав ООН довольно последовательно определяет то, как должны разрешаться международные споры, в зависимости от того, в какой форме или на какой стадии протекает конфликт, и СБ ООН отдаётся значимое регуляторное место [1].

СБ ООН, когда он считает это необходимым, должен потребовать у спорящих сторон, чей спор, потенциально, может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, попытаться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по их выбору (ст. 33 Устава ООН). Для того, чтобы понять, что спор может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, СБ ООН уполномочивает проводить расследования по любым спорам и любым ситуациям (ст. 34 Устава ООН).

Общим правилом устанавливается то, что споры юридического характера должны передаваться в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда (ст. 36). Следует отметить, что СБ ООН имеет право самостоятельно обращаться в Международный Суд для получения консультативного разъяснения о праве, однако, до 2010 г. сделал он это всего лишь один раз, в деле о правомерности пребывания ЮАР на территории Юго-Западной Африки [4, с. 110].

Взаимоотношения СБ ООН и Международного Суда ООН является предметом отдельного исследования. Данные исследования посвящены вопросу о разграничении компетенции СБ ООН и Международного Суда ООН. Анализируя их полномочия можно прийти к выводу, что они, в определенной степени, пересекаются, отличие состоит в том, что решения СБ ООН обязательны для стран-участников ООН, а для того, чтобы было разбирательство в Международном Суде ООН государства должны дать согласие (признать юрисдикцию Статута Международного Суда ООН) на то, чтобы их судили в Международном Суде ООН. Большое количество стран, на данный момент, не признаёт юрисдикцию Статута Международного Суда ООН (либо признаёт ограниченно). По данным ООН, только 62 государства к 2000 году сделали односторонние заявления о признании юрисдикции Международного Суда ООН [8].

Если разрешение спора не увенчалось успехом посредством первичных средств, то тогда стороны передают спор в СБ ООН, где он уже имеет право рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими (ст. 37 Устава ООН).

СБ ООН определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять далее (ст. 39 Устава ООН). Такими мерами могут быть:

А) меры, не связанные с использованием вооруженных сил (ст. 41 Устава ООН) — полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений. Список не является исчерпывающим.

Б) Меры, связанные с использованием вооруженных сил — демонстрация, блокада, другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации, список не является исчерпывающим (ст. 42 Устава ООН). Данные меры применяются только если Совет сочтёт что применение мер, указанных в п. «А)» может оказаться недостаточным (или уже оказалось недостаточным).

При необходимости, до принятия решения о данных мерах СБ ООН может ввести определенные временные меры по своему усмотрению для стабилизации ситуации. В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий [3, с. 47].

Все страны-участники ООН обязуются предоставлять в распоряжение СБ ООН по его требованию или по особому соглашению необходимые вооруженные силы, помощь, средства обслуживания, а также право прохода (ст. 43 Устава ООН).

Если государство, у которого СБ ООН требует предоставления вооруженных сил, не является членом СБ ООН, то СБ ООН приглашает данное государство для участия в решении вопросов касательно использования вооруженных сил этого государства (ст. 44 Устава ООН).

Ганюшкина Е. Б. пишет о том, что СБ ООН был и остаётся единственным средством, которое способно оградить человечество от бедствий, страданий, обеспечить международную стабильность и локализовать большинство конфликтов, угрожающих миру и безопасности на планете [5, с. 185]. С такой позицией нельзя согласиться. У человечества много средств предотвращать бедствия и страдания, они не ограничиваются только СБ ООН. Однако, СБ ООН единственный институт международного публичного права, который может решать вопросы о применении силы в отношении какого-либо государства (делая это правомерно, с точки зрения международного публичного права). Отдельно заслуживает вопрос о том, способна ли практика СБ ООН способствовать возникновению обычных норм международного права. Поскольку международно-правовой обычай — это устоявшаяся практика, признанная государствами обязательной, то СБ ООН может способствовать образованию международно-правовых обычаев, так как СБ ООН, в первую очередь, являет пример практики. К тому же, эта практика носит обязательный характер для всех государств-участников ООН, то есть, для практически всех государств.

Отдельного внимания заслуживает вопрос реформирования СБ ООН. Многие страны настаивают на том, что они должны быть включены в постоянные члены СБ ООН на основании тех или иных доводов. Япония — так как она делает большие взносы в ООН, Индия — так как это одна из самых крупнейших стран с демократическим режимом и участник множества военных операций, проводимых под эгидой ООН. Возможность включения Индии в состав постоянных членов СБ ООН поддерживают все постоянные члены СБ ООН, кроме Китая [6, с. 172]. С 2004 г. Германия заявляет о готовности вступить в постоянные члены СБ с правом вето [7]. Как видно, основная масса предложений по реформированию ООН касается состава его членов. Однако, на мой взгляд, более важен вопрос о процедуре принятия решений. Сейчас отсутствует официальный регламент проведения заседаний в СБ ООН на уровне учредительных документов и международных договоров. СБ ООН больше представляет политический орган, чем правовой, в которой заседают постоянные представители государств, но не специалисты в области международного права. Ситуация с поразительно низким вниманием СБ ООН к своему праву на обращение в Международный Суд ООН за дачей консультаций выявляет существенные проблемы функционирования данного института. На мой взгляд, государствам, в первую очередь, постоянным членам СБ ООН следует принять международный договор о регламенте СБ ООН, в котором, помимо прочего (стадий производства, прав и участников сторон, условия и представительстве, доказательствах и т. д.), следует включить обязательное участие судей Международного Суда ООН в рассмотрении правовых вопросов, выносимых на повестку в СБ ООН.

В целом, можно сказать, что в контексте функционирования системы универсальной коллективной безопасности СБ ООН представляется довольно серьёзным инструментом, посредством которого страны-члены СБ ООН предпринимают попытки разрешать международные конфликты в соответствии с принципами, заложенными в Устав ООН.

Литература:

  1. Устав ООН (полный текст) // Официальный Интернет-Портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 15.03.2023 г.).
  2. Международное публичное право: учебно-методическое пособие / сост. В. И. Лайтман; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2016. — 48 с.
  3. Меньшенина, Н. Н. Международное право: [учеб. пособие] / Н. Н. Меньшенина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 100 с.
  4. Алиев Ш. М. К вопросу о взаимодействии Совета Безопасности ООН и Международного суда ООН // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. № 5. С. 107–115.
  5. Ганюшкина Е. Б. Подводя итоги 70 лет работы Организации Объединенных Наций: разногласия по вопросу о том, имеет ли Совет Безопасности ООН законодательные полномочия // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. № 3. С. 169–187
  6. Голованов Е. В. Возможности реформирования Совета Безопасности ООН // ПОЛИТЭКС. 2011. № 2. С. 165–174.
  7. Гребенюк Е. В. Позиция Германии по реформированию Совета Безопасности ООН // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitsiya-germanii-po-reformirovaniyu-soveta-bezopasnosti-oon (дата обращения: 15.03.2023).
  8. Судопроизводство по спорным делам // Официальный Интернет-Портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/icj/contentiousprocedure.shtml (Дата обращения: 15.03.2023 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): ООН, Международный Суд ООН, Устав ООН, совет Безопасности ООН, универсальная коллективная безопасность, государство, мера, спор, какое-либо государство, Международный Суд.


Похожие статьи

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

Необходимо обратить внимание на ключевой орган ООНСовет Безопасности. За 70-летнюю историю Организации количество непостоянных членов в СБ увеличилось с 6 до 10. В настоящий момент реформа СБ ООН является самой обсуждаемой реформой Организации.

Значение Организации Объединенных Наций в борьбе...

Подтверждением вышесказанного может послужить заявление министров иностранных дел пяти государств, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, по вопросу о борьбе с международным терроризмом, принятое 23 сентября 1999 года.

Нарушение принципа невмешательства | Статья в журнале...

 В п. 7 ст. 2 Устава ООН говорится о принципе невмешательства, который утверждает, что

Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности.

27 июля 1986 года Международный суд ООН принял решение по делу «О военной и

статье 2(4) Устава ООН, статьям 18 и 20 Устава Организации Американских государств, статье 8...

Механизм исполнения решений комитетов ООН, проблемы по их...

Отцы-основатели ООН вряд ли могли даже вообразить нынешнее состояние.

Ключевые слова: ООН, реформа ООН, Совет Безопасности ООН, международные организации.

Ее роль вправе выполнять государства и международные организации (ООН), их должностные лица, к примеру

Необходимо обратить внимание на ключевой орган ООНСовет Безопасности.

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по...

В данной статье рассматриваются основные выводы, сделанные Международным Судом ООН в его решении от 27 июня 1986 года по делу «О военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против Соединенных Штатов Америки)», их влияние...

Соблюдение основ международного права в контексте...

Зарождение ООН в 1945 позволило Международному праву вступить на новый уровень.

На этой же первой сессии (второй части) Генеральной Ассамблеи на основании Устава ООН был

в том числе органов ООН, особое место занимают решения Совета Безопасности ООН.

Обязательность резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для всех государств — членов, т.е...

Современное понимание принципов международного права

 Организация Объединенных наций (ООН) — это международная организация, важнейшая цель которой — обеспечение мира и спокойствия на всей планете. Она была создана для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

К вопросу о применении силы в международном праве

А. Л. Адамишин полагает, что «ряд исходных положений Устава ООН уже не отвечают новым условиям.

Устав ООН мало в чем может помочь, когда речь идет о конфликтах внутри государства

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН закрепляет универсальный императивный принцип

операция, сила, Совет Безопасности ООН, поддержание мира, операция ООН, Миссия ООН...

Правовое регулирование международной экономической...

Резолюции международных организаций, как правило, имеют рекомендательный характер.

Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. рекомендовала предоставлять

– «Отказ от принудительных экономических мер» (резолюция IV сессии ЮНКТАД, 1983 г.)

...организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее...

Похожие статьи

Основные предложения и позиция постоянных членов Совета...

Необходимо обратить внимание на ключевой орган ООНСовет Безопасности. За 70-летнюю историю Организации количество непостоянных членов в СБ увеличилось с 6 до 10. В настоящий момент реформа СБ ООН является самой обсуждаемой реформой Организации.

Значение Организации Объединенных Наций в борьбе...

Подтверждением вышесказанного может послужить заявление министров иностранных дел пяти государств, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, по вопросу о борьбе с международным терроризмом, принятое 23 сентября 1999 года.

Нарушение принципа невмешательства | Статья в журнале...

 В п. 7 ст. 2 Устава ООН говорится о принципе невмешательства, который утверждает, что

Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности.

27 июля 1986 года Международный суд ООН принял решение по делу «О военной и

статье 2(4) Устава ООН, статьям 18 и 20 Устава Организации Американских государств, статье 8...

Механизм исполнения решений комитетов ООН, проблемы по их...

Отцы-основатели ООН вряд ли могли даже вообразить нынешнее состояние.

Ключевые слова: ООН, реформа ООН, Совет Безопасности ООН, международные организации.

Ее роль вправе выполнять государства и международные организации (ООН), их должностные лица, к примеру

Необходимо обратить внимание на ключевой орган ООНСовет Безопасности.

Решение Международного суда ООН от 27 июня 1986 года по...

В данной статье рассматриваются основные выводы, сделанные Международным Судом ООН в его решении от 27 июня 1986 года по делу «О военной и военизированной деятельности в Никарагуа и против Никарагуа (Никарагуа против Соединенных Штатов Америки)», их влияние...

Соблюдение основ международного права в контексте...

Зарождение ООН в 1945 позволило Международному праву вступить на новый уровень.

На этой же первой сессии (второй части) Генеральной Ассамблеи на основании Устава ООН был

в том числе органов ООН, особое место занимают решения Совета Безопасности ООН.

Обязательность резолюций Генеральной Ассамблеи ООН для всех государств — членов, т.е...

Современное понимание принципов международного права

 Организация Объединенных наций (ООН) — это международная организация, важнейшая цель которой — обеспечение мира и спокойствия на всей планете. Она была создана для улучшения связей между государствами и безопасности содружества стран.

К вопросу о применении силы в международном праве

А. Л. Адамишин полагает, что «ряд исходных положений Устава ООН уже не отвечают новым условиям.

Устав ООН мало в чем может помочь, когда речь идет о конфликтах внутри государства

Пункт 4 ст. 2 Устава ООН закрепляет универсальный императивный принцип

операция, сила, Совет Безопасности ООН, поддержание мира, операция ООН, Миссия ООН...

Правовое регулирование международной экономической...

Резолюции международных организаций, как правило, имеют рекомендательный характер.

Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. рекомендовала предоставлять

– «Отказ от принудительных экономических мер» (резолюция IV сессии ЮНКТАД, 1983 г.)

...организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее...

Задать вопрос