Сказкотерапия как способ лечения сказкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Шумеева, О. Ю. Сказкотерапия как способ лечения сказкой / О. Ю. Шумеева, Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100820/ (дата обращения: 04.05.2024).



Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В тоже время сказкотерапия является одним из методов психологической работы с детьми, который избавляет от страхов и способствует здравому психоэмоциональному развитию. Популярность этого метода неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.

Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные и авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Почему сказкотерапия полезна для детей?

— мягкая коррекция поведения;

— устранение страхов, фобий, неврозов;

— проживание отрицательных эмоций;

— воспитание общечеловеческих качеств и моральных норм;

— ненавязчивое обучение и развитие;

— накопление ситуационного опыта.

Сказки можно начинать читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Сказкотерапия в ДОУ зависит от детского возраста.

Дети младшего дошкольного возраста:

— наблюдают за эмоциями и действиями взрослых, учась передавать эмоции героев сказки;

— легко усваивают простые бытовые проблемы героев сказок и способы действий: замерз, проголодался, устал;

— хорошо воспринимают животных как главных героев;

— не отличают сказку от реальности.

В среднем дошкольном возрасте дети:

— легко воспринимают реальные проблемы похожих на них детей, поэтому сказкотерапию лучше начинать со слов: «Одна девочка…», «Однажды мальчик…»;

— воспринимают информацию на подсознательном уровне и устают от обсуждений;

— вполне способны придумать свой небольшой сюжет или ситуацию;

— особенно любят волшебные сказки.

Старшие дошкольники:

— любят истории с необычным концом;

— хорошо воспринимают страшилки;

— с удовольствием берут на себя разные роли в драматизациях.

С помощью сказок ребенок сможет:

— узнать и выучить новые слова, формулировать мысли;

— фантазировать и развивать воображение;

— расширять свои знания об окружающем мире;

— —сформировать положительные черты характера;

— различать добро и зло, ценить и любить дружбу;

— наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;

— справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

Сказки бывают разными.

Художественные сказки: народные и авторские:

— сказки о животных

— волшебные сказки — сказки с колдовством, волшебством, где главные герои — люди

— бытовые сказки — кажется, что действие происходит прямо рядом с нами.

Художественные сказки можно читать, пересочинять, разыгрывать.

Дидактические сказки — истории, придуманные на поучительные бытовые темы: как переходить дорогу, как правильно одеваться. Суть сказки в создании истории из простой бытовой ситуации.

Психологическая сказка — вымышленная история с важной психологической информацией: дружба, любовь, забота и др.

Психотерапевтическая сказка — самый сложный вид сказки, где путем переживания проблемной ситуации, находится выход.

Существуют следующие приемы сказкотерапии:

— чтение, с придумыванием окончания. Дети не всегда согласны с авторской концовкой, они могут придумать свое окончание, основываясь на своих эмоциях и переживаниях;

— рисование сказки. Здесь сказкотерапия соединяется с рисуночной терапией, что особенно может быть полезно в работе с детскими страхами;

— песочная терапия на сюжеты сказок;

— психологические игры на сказочной основе;

— сочинение сказок с помощью специальных картинок и «говорящих» кубиков, где новое событие зависит от выпавшего (случайного) изображения;

— театрализация: театрализованные игры, настольный, пальчиковый, магнитный театр, куклы перчатки.

Самым эффективным способом сказкотерапии является использование различных видов театра.

Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, позволяют ребенку проявлять свои творческие способности. При этом ребенок, проигрывая определенные ситуации, усваивает важные социальные роли. В театральную деятельность дети включаются постепенно.

Темы сказкотерапии берутся из жизни: детский обман, страхи, неловкие ситуации — все это ребенок легко приписывает сказочному герою. Проговаривание ситуации дает шаг к решению проблемы. А правильный диалог взрослого способен свести проблему к нулю.

Вот один из примеров сказки для сказкотерапии. Сказка называется «Что делать, если кого-то обижают».

Эта история случилась однажды в лесу. Жил там один зайчонок. Трусливый, как и все зайцы. И волка боялся, и лису, и ястреба. И вот бежит он как-то по тропинке и видит: спустился с дерева огромный филин, схватил маленького мышонка и тащит к себе в дупло.

Заяц сначала обрадовался: «Не меня поймали, и хорошо!». А потом подумал: «Мышонок же маленький! Если я его не защищу, никто его не спасет!»

Собрал остатки своей смелости, выбежал на полянку, да как закричит:

— Эй. филин! Отпусти мышонка! А то я не знаю, что сейчас тебе сделаю!

Филин даже клюв разинул: ничего себе! Еда возмущаться вздумала! А потом решил: «Заяц все-таки больше мышонка, лучше его съем!». И полетел к зайцу. Тут мышонку зайчишку стало жалко:

— Эй, филин! — кричит он. — Может, со мной сначала разберешься?

Филин растерялся от радости: «Что за день такой? И мышь, и заяц. Непонятно, кого сначала есть».

Летал, летал от одного к другому. Так устал, что плюхнулся на тропинку и сидит. Никаких сил не осталось!

А заяц с мышонком обнялись и домой пошли. А что им этот филин сделает? Их-то двое! А он один.

Если ты видишь, что кого-то обижают, заступись за него, приди на помощь!!!

Литература:

  1. Ульева Е. Энциклопедия добрых дел. Сказки для малышей. ООО «Феникс» Ростов-на-Дону.
  2. Вачков И. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка повернись ко мне передом… ООО «Генезис» Москва
  3. Строгова Н. Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста ООО «ЛитРес» Москва
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, дошкольный возраст, заяц, мышонок, филин.


Похожие статьи

Открытая интегрированная образовательная деятельность по...

– прослушивание аудиозаписей (сказки); – постановка сказки «Сказка о глупом мышонке», – заучивание стихов и отрывков из произведений; – выставка рисунков по произведениям и составление книги «Разноцветная книга».

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития...

Сказка преподносит детям многогранный образ главных и даже второстепенных героев, оставляя при этом простор для детского воображения.

Использование сказок в дошкольном образовательном учреждении развивает творческие способности детей раннего возраста.

Игровая ситуация во второй младшей группе. «Посадил дед репку»

Аудиозапись, дорожка, мышка, письмо, репа, капуста, лук, морковь, репка, пластилин желтого и зелёного цветов, клеёнки на каждого ребенка, салфетки, деревья, следы мышки, «огород» шитый из материала. Ход игровой ситуации. Звучит аудиозапись плача (Плачет дед).

Конспект непосредственно образовательной деятельности для...

 Цель: Развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинки сказки.

заяц — ушастый. – волк — зубастый. – медведь — косолапый.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Одной из форм работы с детьми является прослушивание музыки. Дети младшего дошкольного возраста хорошо чувствуют ритм мелодии, хлопать, пританцовывать в такт музыки, менять характер движений в соответствии с ритмом и темпом народной музыки.

Дидактическая игра «Знаток сказок» по авторской сказке...

Многофункциональное дидактическое пособие «Знаток сказок» является авторской разработкой, основной целью которого является содействие всестороннему познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности...

 Цель: Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки.

Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в д/с» вторая группа раннего возраста.

– прослушивание аудиозаписей (сказки); – постановка сказки «Сказка о глупом мышонке».

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы.

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта...)

В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения.

«Приключения маленького зайчонка». Конспект организованной...

Воспитатель: Дети, зайчик маленький, ему грустно, он хочет, чтобы вы погладили его — вот так (показ). (Воспитатель поочередно дает детям игрушку). Погладь зайчика и скажи, какая шубка у зайчонка? (Ребенок трогает игрушку — тактильная чувствительность).

Похожие статьи

Открытая интегрированная образовательная деятельность по...

– прослушивание аудиозаписей (сказки); – постановка сказки «Сказка о глупом мышонке», – заучивание стихов и отрывков из произведений; – выставка рисунков по произведениям и составление книги «Разноцветная книга».

Использование сказки в дошкольном учреждении для развития...

Сказка преподносит детям многогранный образ главных и даже второстепенных героев, оставляя при этом простор для детского воображения.

Использование сказок в дошкольном образовательном учреждении развивает творческие способности детей раннего возраста.

Игровая ситуация во второй младшей группе. «Посадил дед репку»

Аудиозапись, дорожка, мышка, письмо, репа, капуста, лук, морковь, репка, пластилин желтого и зелёного цветов, клеёнки на каждого ребенка, салфетки, деревья, следы мышки, «огород» шитый из материала. Ход игровой ситуации. Звучит аудиозапись плача (Плачет дед).

Конспект непосредственно образовательной деятельности для...

 Цель: Развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинки сказки.

заяц — ушастый. – волк — зубастый. – медведь — косолапый.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Одной из форм работы с детьми является прослушивание музыки. Дети младшего дошкольного возраста хорошо чувствуют ритм мелодии, хлопать, пританцовывать в такт музыки, менять характер движений в соответствии с ритмом и темпом народной музыки.

Дидактическая игра «Знаток сказок» по авторской сказке...

Многофункциональное дидактическое пособие «Знаток сказок» является авторской разработкой, основной целью которого является содействие всестороннему познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности...

 Цель: Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки.

Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в д/с» вторая группа раннего возраста.

– прослушивание аудиозаписей (сказки); – постановка сказки «Сказка о глупом мышонке».

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы.

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта...)

В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения.

«Приключения маленького зайчонка». Конспект организованной...

Воспитатель: Дети, зайчик маленький, ему грустно, он хочет, чтобы вы погладили его — вот так (показ). (Воспитатель поочередно дает детям игрушку). Погладь зайчика и скажи, какая шубка у зайчонка? (Ребенок трогает игрушку — тактильная чувствительность).

Задать вопрос