Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 14.03.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Сакунова, Е. А. Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа / Е. А. Сакунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100761/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье при помощи метода контент-анализа проведено исследование, в процессе которого мемориальный кинематограф выступил как приоритетный для государственного заказа и имеющий наиболее интенсивное развитие в рамках текущего десятилетия. Подробности реализации и исключительных аспектов исторического российского кино в рамках политики памяти требуют дальнейшего изучения и исследования.

Ключевые слова: мемориальный аспект российского кинематографа, государственный заказ в отечественном кино, политика сохранения памяти.

In this article, using the method of content analysis, a study was conducted in the process of which memorial cinema acted as a priority for the state order and has the most intensive development within the current decade. Details of the implementation and exceptional aspects of historical Russian cinema within the framework of the memory policy require further study and research.

Keywords: the memorial aspect of Russian cinema, the state order in the domestic cinema, the policy of preserving memory.

Вопрос необходимости развития киносферы в Российской Федерации даже на высоких, государственных уровнях ставится остро и акцентно: седьмой вид искусства не только объединяет в себе предыдущие шесть, которыми, согласно Риччотто Канудо и Гегелю, являются танец, архитектура, скульптура, рисование, музыка и поэзия, но и обладает мощным влиянием на сознание человека.

Однако, как и являясь эффективным методом воздействия на мораль, сознание, принципы, характер и социализацию человека, так кинопроизводство выступает и одним из самых дорогостоящих его видов.

Создание кинофильма: полнометражного, короткометражного или сериального типа — не может быть реализовано без значительных капиталовложений. По оценкам Александра Бахирева — продюсера и владельца отечественной кинокомпании «Имаго» — минимальный бюджет, необходимый для съёмок относительно профессиональной и жизнеспособной на рынке полнометражной кинокартины, составляет порядка пяти миллионов рублей. Короткий же метр выйдет дешевле: в районе трёхсот-пятисот тысяч рублей. И это только расходы непосредственно на кинопроизводство, не учитывая расходов на рекламную кампанию будущего фильма.

Дорогое в любой из своих ипостасей, кино нельзя назвать сферой, способной развиваться автономно, самостоятельно в реалиях экономической ситуации в России. Поэтому сейчас кинематограф почти напрямую зависит от государственных дотаций.

Поддержка фильмов в России происходит и будет происходить ближайшие несколько лет, до 2030 года, согласно «Стратегии государственной культурной политики» — документу, утверждённому премьер-министром Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Анализируя данный документ, найдём и основные опасности, на основании предотвращения которых составлена стратегия и будет формулироваться государственный заказ к будущим дотационным фильмам. Следовательно, ближайшие кинокартины, будут оберегать нацию от таких опасностей, как:

— Снижение интеллекта и уровня культуры граждан и всего общества в целом.

— Отклонение граждан от традиционных ценностных ориентиров, описанных в указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», или их изменение и искажение.

— Повышение уровня агрессии и жестокости население, развитие асоциального поведения.

— Негативное искажение мемориального состояния граждан.

— Атомизация общества — разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

Следовательно, исходя из этих проблем, заявленных государством, мемориальная политика в кинематографе будет развиваться в сторону создания исторического кино, освещающего события — вероятнее всего документальные или около документальные — последних восьмидесяти-сотни лет, так как именно эти периоды, согласно исследованиям поднимающим проблемы памяти, вызывают наиболее сильный эмоциональный отклик, что, исходя из учебников по режиссуре и мастерству драматургии, помогает в создании сапиенса, что усиливает эффект и впечатление от фильма и, возможно, предполагает более лёгкую работу над сценарием картины.

Однако необходимость свежести и переосмысления однотипных сюжетов несколько усложняет этот процесс.

Создание и распространение мемориально ориентированного кино будет происходить согласно предложенным в упомянутой ранее стратегии развития сценариям. Они включают в себя:

— Повышение доли фильмов российского производства в отечественном прокате до 30 %;

— Повышение числа экранов к 2030 году до 5000;

— Повышение посещений кино гражданином до 0,8 раз за год;

В том же документе предполагаются дополнительные меры, которые будут способствовать реализации политики памяти в Российской Федерации:

— стимулирование развития киносетей в крупных городах и малых городах при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате;

— развитие и поддержка анимационной отрасли как одной из наиболее быстро растущих областей киноиндустрии, в том числе посредством формирования из крупных анимационных студий индустриального ядра анимационной отрасли, развитие авторской анимации, расширение и защита каналов сбыта анимационной продукции, расширение сотрудничества со смежными отраслями (образование, культура, спорт) и развитие технологической базы;

В рамках начала действия этой стратегии мы можем наблюдать замечательные анимационные и игровые кинопроекты, например «Движение вверх», «Салют-7», «Огонь», «Блокадный дневник».

Исходя из вышесказанного, в контексте современного кинематографа стратегии развития и поддержания политики памяти могут быть выражены следующим образом:

  1. Создание и поддержка фильмов, которые отражают важные моменты истории России. Это может быть как художественное кино, так и документальные фильмы. Такие фильмы помогают сохранить и распространить знание о прошлом России.
  2. Поддержка создания фильмов, которые способствуют формированию национальной идентичности. Это могут быть фильмы о национальных героях, патриотические фильмы и т. д. Такие фильмы могут помочь укрепить чувство принадлежности к России.
  3. Поддержка создания фильмов, которые способствуют межкультурному диалогу и пониманию. Это может быть кино, которое рассказывает о других культурах и странах, или кино, которое помогает разобраться в сложных социальных и политических вопросах.
  4. Поддержка создания фильмов, которые помогают сохранить память о жертвах политических репрессий и других трагических событий в истории России. Такие фильмы помогают не забывать о прошлом и не повторять ошибок в будущем.

Таким образом, политика памяти будет реализовываться по представленным государством сценариям, результаты которых мы уже можем видеть благодаря отснятым историческим драмам, совершивших успех в прокате. В данном случае момент «измерения» данного успеха будет выступать окупаемость кино в прокате.

Литература:

  1. А. А. Пермякова Кинематограф как механизм влияния государственной культурной политики на формирование исторической памяти россиян // СПб: С. 137–140.
  2. Акт правительства Российской Федерации «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» от 29.02.2016 № 326-р
  3. Беляев Е. В., Линченко А. А. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия // Studia Humanitatis. — 2016. — № 2
  4. Кинематограф, идеология, память: ценностное измерение // история.РФ URL: https://histrf.ru/magazine/article/kinematograf-ideologiya-pamyat-cennostnoe-izmerenie (дата обращения: 22.12.2022).
  5. Кино в Стратегии государственной культурной политики до 2030 года // Союз кинематографистов Российской Федерации URL: https://unikino.ru/кино-в-стратегии-государственной-кул/ (дата обращения: 22.12.2022).
  6. От менеджера в компании до гран-при и озвучки в Амедиатеке // Дело Модульбанка URL: https://delo.modulbank.ru/all/cinema (дата обращения: 22.12.2022).
  7. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 № 809 // Российская газета
  8. Шуб М. Л. Основные стратегии российской государственной политики памяти в контексте современного кинематографа // Научный журнал «ДискурсПи». 2020. № 3 (40). С. 88–100. doi: 10.24411/1817–9568–2020–10306
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, государственный заказ, поддержка создания фильмов, Российская Федерация, фильм, анимационная отрасль, кино, отечественный прокат, поддержка фильмов.


Ключевые слова

мемориальный аспект российского кинематографа, государственный заказ в отечественном кино, политика сохранения памяти

Похожие статьи

Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

 Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

Финансирование отрасли кино из средств субсидий Министерства Культуры (Соглашения 2012–2015 гг).

Рис. 1. Движение денежных средств в рамках государственной поддержки кино.

В советском кинематографе продвигались только государственные заказы, например, в.

Факторы кинопроизводства в Российской Федерации и пути его...

Ключевые кинодистрибьюторы. →15 — количество фильмов в прокате.

(Количество копродукционных фильмов с участием РФ). →16 (бюджет фильма) дополнительное финансирование.

Объемы гос.поддержки, кинофикация — переоборудование старых кинотеатров в

Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Было создано 87 полнометражных картин, из которых 44 получили государственную поддержку.

Производителей документального кино в Российской Федерации можно разделить на три категории

Топ-10 самых кассовых документальных фильмов в российском прокате в 2004–2014 гг.

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-К» в 2014 г.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Обычно под патриотическим кино большинство людей понимают фильмы о войне и военные драмы, но можно смотреть на патриотические фильмы шире. Патриотические фильмы — это фильмы, освещающие граждан страны в хорошем свете, пропагандирующие любовь к родине.

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Количество российских фильмов жанра «драма», вышедших в прокат.

Кассовые сборы в среднем на один российский фильм, тыс. руб.

), о жизни людей после Войны рассказывает выпускавшийся при маркетинговой поддержке «Первого канала» фильм «Край» (159

В 1939 г. появилось цветное кино, но в широкий прокат цветные фильмы вышли лишь в 60–70-е года.

Прецедентные феномены в современной российской анимации

Библиографическое описание: Бибиков, С. С. Прецедентные феномены в современной российской анимации / С. С. Бибиков, О. Б. Никитина, А. Ю. Лапшина.

Мы полагаем, что подобные включения достаточно часто используются и в российских анимационных фильмах.

Анимация как новая жизнь традиционного искусства

 В статье автор доказывает место анимационного кино в современном искусстве и доказывает преемственность традиционного искусства.

Однако среди анимационных фильмов можно найти скрытые сокровища, которые следует называть произведениями искусства.

Мультипликационные (анимационные) фильмы — это особый...

Рис. 7. Кадр из анимационного фильма «Клаус». С каждым годом индустрия анимации все больше и больше развивается и эволюционирует. Вместе с этим, появляются новые виды анимации, настолько разнообразные, что каждый сможет найти то, что ему более близко.

Похожие статьи

Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных...

 Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

Финансирование отрасли кино из средств субсидий Министерства Культуры (Соглашения 2012–2015 гг).

Рис. 1. Движение денежных средств в рамках государственной поддержки кино.

В советском кинематографе продвигались только государственные заказы, например, в.

Факторы кинопроизводства в Российской Федерации и пути его...

Ключевые кинодистрибьюторы. →15 — количество фильмов в прокате.

(Количество копродукционных фильмов с участием РФ). →16 (бюджет фильма) дополнительное финансирование.

Объемы гос.поддержки, кинофикация — переоборудование старых кинотеатров в

Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино.

Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России

Было создано 87 полнометражных картин, из которых 44 получили государственную поддержку.

Производителей документального кино в Российской Федерации можно разделить на три категории

Топ-10 самых кассовых документальных фильмов в российском прокате в 2004–2014 гг.

Топ-10 документальных фильмов на телеканале «Россия-К» в 2014 г.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Обычно под патриотическим кино большинство людей понимают фильмы о войне и военные драмы, но можно смотреть на патриотические фильмы шире. Патриотические фильмы — это фильмы, освещающие граждан страны в хорошем свете, пропагандирующие любовь к родине.

Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Количество российских фильмов жанра «драма», вышедших в прокат.

Кассовые сборы в среднем на один российский фильм, тыс. руб.

), о жизни людей после Войны рассказывает выпускавшийся при маркетинговой поддержке «Первого канала» фильм «Край» (159

В 1939 г. появилось цветное кино, но в широкий прокат цветные фильмы вышли лишь в 60–70-е года.

Прецедентные феномены в современной российской анимации

Библиографическое описание: Бибиков, С. С. Прецедентные феномены в современной российской анимации / С. С. Бибиков, О. Б. Никитина, А. Ю. Лапшина.

Мы полагаем, что подобные включения достаточно часто используются и в российских анимационных фильмах.

Анимация как новая жизнь традиционного искусства

 В статье автор доказывает место анимационного кино в современном искусстве и доказывает преемственность традиционного искусства.

Однако среди анимационных фильмов можно найти скрытые сокровища, которые следует называть произведениями искусства.

Мультипликационные (анимационные) фильмы — это особый...

Рис. 7. Кадр из анимационного фильма «Клаус». С каждым годом индустрия анимации все больше и больше развивается и эволюционирует. Вместе с этим, появляются новые виды анимации, настолько разнообразные, что каждый сможет найти то, что ему более близко.

Задать вопрос