Формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Петрова, И. С. Формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой / И. С. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 165-166. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100724/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассматривается формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой. Автором определен ряд противоречий, проанализировано понятие «воображение», выделены психологические особенности и педагогические условия развития воображения детей в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, работа со сказкой, дети дошкольного возраста, психологические особенности развития воображения.

В психологии и педагогике особое место занимает процесс формирования воображения обучающихся. Очевидно, что фундамент основных психических процессов ребенка закладывается в дошкольном возрасте, так как данный период является этапом интенсивного физического и психического развития, который оказывает решающее значение на формирование личности человека. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования существенно изменило ситуацию: в настоящее время уделяется большое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, их проблеме социальной адаптации и интеграции, которая в значительной степени усложняется тяжестью речевой патологии, наличием особенностей эмоционально-личностной и познавательной сфер, в частности воображения. Стоит отметить, что именно сказка остается одним из самых доступных средств формирования данного психического процесса.

Сказка — это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом.

Однако, как показал проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдается ряд противоречий между: потребностью системы образования в полноценном развитии воображения у детей с РАС и недостаточным уровнем его сформированности в реальной педагогической действительности; наличием актуального педагогического опыта использования современных образовательных технологий, методов и приемов по развитию воображения у детей с расстройством аутистического спектра и отсутствием теоретического обоснования такого рода практик; наличием широкого спектра сказок и недостаточным их использованием в образовательной деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра.

Вообще, в психолого-педагогической литературе понятие «воображение» трактуется следующим образом: это познавательный процесс, который заключается в создании новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы [2]; является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [5]; необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [7].

Психологическими особенностями развития воображения детей в старшем дошкольном возрасте выступают: произвольный характер данного психического процесса; переход прирожденной активности ребенка в активность преобразующую; обусловленность такими видами деятельности, как рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы, сказок и др.; имеет в своей подструктуре особый вид — фантазирование; содержится во внутреннем плане психики, замещая наглядность для создания образов [6].

Анализ психолого-педагогических аспектов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра показал, что у таких воспитанников нарушено активное произвольное внимание; присутствует повышенная истощаемость, повышена инертность и замедленность всех психических процессов. Следовательно, необходимым условием полноценного развития данного психического процесса является раннее начало коррекционно-педагогического воздействия, направленного на развитие моторики, речи, коммуникативных умений [4].

Среди большого многообразия методов развития воображения особое место занимает работа со сказкой. По мнению ряда исследователей, формирование воображения у старших дошкольников с детским церебральным параличом в процессе работы со сказкой, будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия: в работе со сказкой применяются такие нетрадиционные формы, как придумывание новой концовки, соединение двух разных сказок в одну, что обеспечивает формирование способностей к переконструированию, комбинированию социального опыта; для формирования способностей к комбинированию и преобразовыванию имеющихся представлений используются сказки с волшебными и сверхъестественными персонажами; в целях преодоления склонности к стереотипности, схематичности и бедности создаваемых образов в повествование сказки вводятся непредвиденные ситуации [4].

Литература:

  1. Глуханюк, Н. С. Общая психология / Н. С. Глуханюк. — М.: Academia, 2016. — 608 c.
  2. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004–592 с.
  3. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. — М.: Норма, 2017. — 176 c.
  4. Корнилова Е. Н., Готовцева Е. И. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом // Наука и школа. 2013. № 1. С.183–184
  5. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  6. Пода, А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый — 2016 — № 27.1 — с. 24–27
  7. Шадриков, В. Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 c.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, психический процесс, ребенок, особое место, психолого-педагогическая литература, ряд противоречий, сказка, старший дошкольный возраст.


Ключевые слова

дети дошкольного возраста, дети с расстройством аутистического спектра, работа со сказкой, психологические особенности развития воображения

Похожие статьи

Психологические особенности развития детей дошкольного...

 В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Также во время всего периода дошкольного возраста развивается память.

Литература: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

К старшему дошкольному возрасту, когда большинство психических процессов может осуществляться...

Психолого-педагогические проблемы понимания...

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею

В сказке «Мальчик с пальчик» родители ведут семерых своих детей в лес, так как детей нечем кормить.

7 Шуваева Л. Н. Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы...

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания...

 Статья посвящена изучению роли психолого-педагогических сказок в воспитании и речевом развитии дошкольников. Авторы описывают педагогический эксперимент с использованием авторских и известных сказок в воспитании и развитии речи дошкольников.

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольное детство охватывает большую часть жизни ребенка.

Конец дошкольного возраста характеризуется частой сменой, интеллектуализацией и устойчивостью чувств.

Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст

Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки.

В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую

ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, родитель...

Влияние чтения на психическое развитие дошкольника

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы

В дошкольном возрасте значение книг очень велико! Зная о влиянии чтения на развитие мозга и

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... ребенок, сказка, дошкольное

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Библиографическое описание: Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко.

В среднем и старшем дошкольном возрасте достигается уровень сюжетно-ролевой совместной игры.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного...

Цель статьи — описать психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического

Литература: 1. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития.

Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста.

Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного...

Особую группу чувств составляют высшие чувства, в том числе, и чувства прекрасного.

Особое место в воспитании чувства прекрасного, принадлежит средствам народной педагогики, в

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Учеб.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста... ребенок, сказка, старший дошкольный возраст...

Похожие статьи

Психологические особенности развития детей дошкольного...

 В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Также во время всего периода дошкольного возраста развивается память.

Литература: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

К старшему дошкольному возрасту, когда большинство психических процессов может осуществляться...

Психолого-педагогические проблемы понимания...

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею

В сказке «Мальчик с пальчик» родители ведут семерых своих детей в лес, так как детей нечем кормить.

7 Шуваева Л. Н. Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы...

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания...

 Статья посвящена изучению роли психолого-педагогических сказок в воспитании и речевом развитии дошкольников. Авторы описывают педагогический эксперимент с использованием авторских и известных сказок в воспитании и развитии речи дошкольников.

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольное детство охватывает большую часть жизни ребенка.

Конец дошкольного возраста характеризуется частой сменой, интеллектуализацией и устойчивостью чувств.

Дошкольный возраст является особенно ответственным периодом в процессе воспитании, т. к. это возраст

Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки.

В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно

Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую

ребенок, художественная литература, Ваш ребенок, дошкольный возраст, родитель...

Влияние чтения на психическое развитие дошкольника

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы

В дошкольном возрасте значение книг очень велико! Зная о влиянии чтения на развитие мозга и

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... ребенок, сказка, дошкольное

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Библиографическое описание: Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко.

В среднем и старшем дошкольном возрасте достигается уровень сюжетно-ролевой совместной игры.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного...

Цель статьи — описать психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического

Литература: 1. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития.

Велиева С. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста.

Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного...

Особую группу чувств составляют высшие чувства, в том числе, и чувства прекрасного.

Особое место в воспитании чувства прекрасного, принадлежит средствам народной педагогики, в

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Учеб.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста... ребенок, сказка, старший дошкольный возраст...

Задать вопрос