Эстетическое воспитание средствами искусства в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 09.03.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Петрашкевич, И. В. Эстетическое воспитание средствами искусства в школе / И. В. Петрашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/457/99451/ (дата обращения: 29.04.2024).



В условиях духовно-нравственного возрождения общества эстетическое воспитание подрастающего поколения становится одной из значимых составляющих современного воспитательно-образовательного процесса любого образовательного учреждения.

Ключевые слова: понимание прекрасного, развитие личности, воспитание.

In the conditions of the spiritual and moral revival of society, the aesthetic education of the younger generation becomes one of the significant components of the modern educational process of any educational institution.

Keywords: understanding the beautiful, personal development, education.

Эстетическое воспитание — это воспитание у детей правильного понимания прекрасного в жизни.

Насколько это необходимо, судите сами: ребенок, который понимает, прекрасное не может стать злым и равнодушным. А его жизнь несравненно богаче, полнее.

Но как научить его понимать это прекрасное в жизни? Для этого самому взрослому нужно разобраться в определении понятия эстетического воспитания, его роли в воспитании своего ребенка, знать какими средствами воспитывается эстетическое воспитание.

Тема моей работы: Эстетическое воспитание средствами искусства.

Объект исследования: средства искусства, с помощью которых решаются эстетические задачи.

Предмет исследования: эстетическое воспитание в школе.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по этому вопросу
  2. Исследовать решение эстетических задач средствами искусства.
  3. Раскрыть роль семьи в эстетическом воспитании.

Начиная говорить об эстетическом воспитании, нужно определить сам предмет эстетики и эстетического воспитания.

Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания. [5]

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в жизни, в природе, в искусстве и посильного проявления себя в создании прекрасного в жизни. [5]

Что значит эстетически воспитанный человек?

В. А. Сухомлинский писал: «Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости» [6]

Эстетическое воспитание развивает в детях эстетические потребности, вызывает у них желание проявлять свои художественные стремления как в творческой деятельности, так в быту. Такое воспитание должно сделать человека достойным своего высокого имени.

Всесторонне развитый человек будет проявлять творческое отношение ко всем сторонам жизни, будет создавать красоту в труде, в человеческих отношениях. В своем быту.

Эстетическое воспитание детей органически связано с их нравственным развитием. Потому что эстетика и этика — неразделимые понятия.

Этика — нормы поведения, мораль какого-либо общества. [3,105]

У детей рано создаются представления о том, что хорошо и что плохо в поведении, в отношениях между людьми. По мере усвоения правил нравственности у них появляются новые моральные переживания. Все это приводит к росту их нравственного опыта. [1, с. 46] Опираясь на него, дети воспринимают произведения искусства и изображенную в них жизнь, они приобретают умение правильнее судить о действиях и поведении героев.

Искусство в свою очередь оказывает сильное влияние на обогащение нравственного опыта человека. Но чтобы ребенок подчинялся нравственным законам, чтобы красота окружающего мира, красота искусства задевала струны души ребенка воспитатель в процессе своей работы должен выполнять ряд задач специфичных для эстетического воспитания.

Задачи эстетического воспитания

  1. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений.
  2. Следующая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
  3. Необходимо формировать у каждого воспитуемого эстетически творческой способности.
  4. Эстетическое воспитание должно развивать такие качества, потребности и способности личности, которые превратили бы индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей.

Есть два пути решения эстетических задач. Они тесно взаимосвязаны между собой. Это: эстетическое воспитание средствами природы. Потому что именно она — незаменимый источник прекрасного. Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. Второй путь решения эстетических задач средствами искусства. Потому что именно в искусстве с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются художественный потенциал человека, его эстетические возможности. Искусство воплощает в себе все способности эстетического отношения человека к деятельности. [4, с. 121] Эстетическое воспитание средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует правильно воспринимать явления красоты. Помимо знаний ряда художественных произведений, ребенок должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает эмоциональность восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, усугубляется, а восприятие становится более осмысленным. Таким образом, мы видим сильную взаимосвязь эмоционального и эстетического мира ребенка.

Итак, детство — период становления человека, когда он в полной мере находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде, когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы все условия для развития его духовных и нравственно-эстетических потребностей, развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности. Нетрудно увидеть, что постоянное общение человека с миром художественной культуры закладывает не только привычку мыслить, сравнивать и сопоставлять, но и непосредственно ведет к укреплению в нем возвышенных и благородных чувств и мыслей.

Литература и искусство не являются только средствами эстетического развития личности. Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие подлинных произведений литературы и искусства на складывающуюся личность так велико и разносторонне. [5]

Искусство — великая сила, которая делает человека нравственно лучше. А нам сегодня как раз недостает нравственно воспитанных людей. Мы задыхаемся в сетях бескультурья и невежества, наши души пусты. Нужно открыть детям иной мир: мир света, добра и красоты! [7]

Мне кажется, что эстетическое воспитание — это главная цель школы. И на сегодняшний день учителя должны ставить ее на первое место. А воспитанный человек доучится, если это ему необходимо, будет совершенствовать себя по тем нравственным идеалам, которые ему привили в детстве.

Но, перечисленное выше, невозможно без поддержки семьи, так как именно она является средой, в которой формируется представления и понятия ребенка. Связь с семьей — важное условие в формировании эстетически воспитанной личности. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Сложившаяся личность ребенка является, прежде всего, результатом воздействия воспитательной среды в семье. Только семье присуще отношение к ребенку во всей полноте и целостности его индивидуальных особенностей и в связи с этим в комплексном влиянии на него.

В отличие от школы, преимущественное значение семейного воспитания и заключается в больших возможностях учета способностей, интересов и потребностей ребенка. В процессе такого воспитания осуществляется синтез самых разнообразных впечатлений, воздействующих на создание как непосредственно в семье, так и в школе, на улице, в кругу товарищей.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А. П. О., 1995. — 72 с.
  2. Перэ, Б. Нравственное воспитание, начиная с колыбели; Москва — Москва, 2009.- 336 c
  3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: ВЛАДОС. 2002.–176 с.
  4. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. — 1998 № 4 — с. 16–22
  5. https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ESTETIKA.html
  6. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st012.shtml
  7. http://aphoristic-world.ru/index.php/authors/1169-tolstoj-lev-nikolaevich
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, искусство, ребенок, средство искусства, воспитание, воспитанный человек, задача средствами, правильное понимание, произведение искусства, путь решения.


Ключевые слова

развитие личности, воспитание, понимание прекрасного

Похожие статьи

Эстетическое воспитание в истории философии...

Он определял эстетическое воспитание как развитие эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от всей активной жизни.

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание

Но в школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые.

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества.

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства.

Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой: диалог в основе

Художественное воспитание в понимании В.И. Волынкина – это целенаправленно формируемая

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.

Эстетическое воспитание детей | Статья в журнале...

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание детей с помощью средств прекрасного в

Эстетическое воспитание воздействует на чувства и мысли человека, вносит огромный вклад в формирование мировоззрения.

Перейдём теперь к рассмотрению задач эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание не может быть действенным и правильным, если все внимание.

Эстетическое воспитание школьников | Статья...

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе

- эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства...

Проблема художественно-эстетического воспитания...

С точки зрения В. А. Сластенина, эстетическое воспитание — это воспитание

Таким образом, эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством.

С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в детском саду следующие

ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад...

Реализация эстетического воспитания на уроках...

Неоспоримо влияние предметов культуры и искусства на развитие человека.

Искусство как средство воспитания помогает прививать ребенку понимание прекрасного, закладывает потребности духовного развития личности, формирует вкус и стиль.

Проблемными задачами эстетического воспитания являются

В основе эстетического воспитания лежат эмоции и чувства.

Актуальность художественно-эстетического...

Художественно-эстетическое воспитание в исторической ретроспективе.

Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно разработанными.

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства

эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и...

Специфика развития идеи эстетического воспитания...

Выдающийся педагог В. Сухомлинский, придавал большое значение художественной литературе и искусству для эстетического воспитания детей. Он отмечал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.

Похожие статьи

Эстетическое воспитание в истории философии...

Он определял эстетическое воспитание как развитие эстетического творчества, которое не должно изолироваться от повседневного жизненного творчества, а искусство в воспитании не должно быть оторвано от всей активной жизни.

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание

Но в школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые.

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества.

Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства.

Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой: диалог в основе

Художественное воспитание в понимании В.И. Волынкина – это целенаправленно формируемая

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие.

Эстетическое воспитание детей | Статья в журнале...

Под эстетическим воспитанием понимается воспитание детей с помощью средств прекрасного в

Эстетическое воспитание воздействует на чувства и мысли человека, вносит огромный вклад в формирование мировоззрения.

Перейдём теперь к рассмотрению задач эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание не может быть действенным и правильным, если все внимание.

Эстетическое воспитание школьников | Статья...

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе

- эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства...

Проблема художественно-эстетического воспитания...

С точки зрения В. А. Сластенина, эстетическое воспитание — это воспитание

Таким образом, эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством.

С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в детском саду следующие

ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад...

Реализация эстетического воспитания на уроках...

Неоспоримо влияние предметов культуры и искусства на развитие человека.

Искусство как средство воспитания помогает прививать ребенку понимание прекрасного, закладывает потребности духовного развития личности, формирует вкус и стиль.

Проблемными задачами эстетического воспитания являются

В основе эстетического воспитания лежат эмоции и чувства.

Актуальность художественно-эстетического...

Художественно-эстетическое воспитание в исторической ретроспективе.

Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно разработанными.

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства

эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и...

Специфика развития идеи эстетического воспитания...

Выдающийся педагог В. Сухомлинский, придавал большое значение художественной литературе и искусству для эстетического воспитания детей. Он отмечал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.

Задать вопрос