Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Самойлова, Н. Б. Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ» / Н. Б. Самойлова, Е. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100722/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Ключевые слова: гражданская идентичность, духовно-нравственное воспитание, история и культура России, просветительский проект, университетские субботы.

По А. А. Леонтьеву, самосознание гражданина России — это единство «чувства принадлежности к своему этносу, своему народу (будь это русские, мордва, татары или алеуты), любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой»; «чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности и о том, что другие народы, живущие рядом, в чем-то неполноценны по сравнению с «моим» народом»; «чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира» [2].

А. Г. Асмолов утверждал, что гражданская идентичность — это «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» [1], отмечая целостное отношение человека к социальному и природному миру, его способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.

Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что гражданская идентичность — это элемент самосознания личности, важнейший ресурс формирования гражданственности, а гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью.

Приоритетность формирования гражданственности российских школьников определена нормативно-правовыми актами государства, документами Правительства РФ, Министерства образования и науки России. В них отмечается, что гражданственность — базовая национальная ценность, воспитание которой призвана обеспечить современная система образования.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из приоритетных целей российской системы образования выделяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения также ставит задачу «воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» на каждом этапе возрастного развития [5].

Также важность укрепления гражданской идентичности обучающихся обусловлена социокультурной и экономической ситуацией в стране.

Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Важность формирования и укрепления гражданственности школьников на этапе начального и среднего образования на основе повышения уровня их знаний по истории и культуре России обусловлена следующими причинами:

  1. На данный момент в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе.
  2. Социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений.
  3. Развитие гражданской идентичности — одна из составляющих социализации ребенка, происходящей преимущественно в образовательной среде.

Таким образом, основной целью современного образования, ориентированного на достижение личностных результатов школьников, является включение обучающихся в сложнейший современный контекст национальной и общечеловеческой культуры. Особенно актуально это в условиях многонационального и многоконфессионального российского государства, имеющего сложную этнополитическую структуру. При формировании личности сегодня как никогда актуально усиление аксиологических ориентиров в работе со школьниками и молодежью, нацеленность этой работы на формирование гражданственности, осознание подрастающим поколением своей российской идентичности.

Наряду с традиционными формами образования одним из средств формирования гражданской идентичности могут выступать неформальные формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Одной из таких форм является проект «Университетские субботы в МПГУ», реализуемый с 2014 года Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

Цель проекта — создание условий для профориентации обучающихся московских школ и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, получении новых знаний. Мероприятия проекта реализуются в форме тренингов, интерактивных лекций, мастер-классов, экскурсий, творческих мастерских, деловых игр и т. д. За восемь лет проведено свыше 600 мероприятий с общим охватом более 35 тыс. человек — учащихся, их родителей, учителей.

В 2022 году Центром развития открытого образования МПГУ был реализован цикл творческих и культурологических мастерских в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ». Обучающиеся с 1 по 10 класс и их родители смогли познакомиться с традициями, историей, искусством России со времен письма на цере (восковой доске) до современных анимационных технологий. При разработке мероприятий специалистами Центра был сделан акцент на практико-ориентированность занятий и формирование у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению освещенных тем, кроме этого, учитывался разновозрастный состав участников мастерских. В связи с тем, что состав обучающихся был не постоянный на всех занятиях цикла, то каждая мастерская представляла самостоятельный интерес.

Также в основу мероприятий был положен материал, собранные во время этнографических экспедиций, учитывался опыт проведения выездных дополнительных общеразвивающих программ по культурно-образовательному туризму в регионах РФ, реализованных Центром в период с 2017 по 2022 год.

На таких мастер-классах, как «Школа на Руси. Урок в старорусской школе», «Возрождая традиции: обрядовые и игровые куклы из лыка», «Тайна российского пряника: непридуманная история» и «Лучше дома своего нет на свете ничего: жилища народов России» были представлены особенности и бытовые традиции народов России. В процессе занятий было видно, что больше половины посетителей имеют низкий уровень знаний по истории и культуре страны и лишь приближенное представление о хозяйственно-бытовом укладе населения Центральных и Северных областей России, кочевых народов в XVIII — начала XX веков. Погружение обучающихся московских школ на мастер-классах проходило посредством знакомства их с традиционной культурой народов России: было рассмотрено жилище в разные исторические эпохи как один из основных элементов народной культуры, где сохраняются древние традиции. В нашей стране насчитывается около 20 видов жилищ, каждый из них делится ещё на десяток разновидностей и местных вариантов. Русская изба в Архангельске и изба (хата) в Белгородской области отличаются между собой не меньше, чем ненецкий чум от тувинской юрты. Практическая составляющая заключалась в изготовлении участниками макетов традиционного жилища кочевых народов России, обереговых и игровых кукол из лыка, поморских козуль.

Отдельный блок включал мастер-классы по культуре начиная с конца XIX века до наших дней: «История игрушек: как стеклянный шар стал главным новогодним украшением», «Шаг в мультипликацию», «Стрит-арт: уличное искусство Москвы», «Тени и театр». Культурологический подход, положенный в основу данных мастерских, позволил обучающимся изучать человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, вооружил их ценностно — практическим опытом, погрузив в практику творческой деятельности.

Отсюда можно сделать вывод, что изучение многообразия и взаимодействия культур, народов, вошедших на разных этапах истории в состав России, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и традициям своего и других народов, своих предков. Также по итогам проведения мастерских, было отмечено повышение интереса участников к изучению истории и культуры народов России, в том числе в рамках изучения школьных дисциплин «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики».

Так как формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания обучающегося как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, важно уделять особое внимание повышению роли социогуманитарных знаний во внеурочной деятельности и дополнительном образовании, прежде всего за счет углубленного изучения истории и культуры России, сохранения и укрепления межпоколенческих, межнациональных и межкультурных связей. Можно сделать вывод, что проекта «Университетские субботы» становится эффективным средством формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения через мастер-классы, творческие мастерские, онлайн путешествия по истории и культуре России, и повышает их мотивацию к изучению истории и культуры Российской Федерации, в том числе в рамках основных общеобразовательных программ.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др./под ред. Асмолова — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 151 c.: ил., табл.; ISBN 978–5–09–030429–0
  2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М.: Знание. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология».; № 1), 1979.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. — Текст: электронный // Сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.03.2023)
  4. ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020. — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.03.2023).
  5. ФГОС Основное общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 08.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, культура России, Российская Федерация, гражданская идентичность обучающихся, изучение истории, Московский педагогический государственный университет, опыт проведения, просветительский проект, формирование гражданственности, чувство принадлежности.


Похожие статьи

Возможности региональной системы дополнительного...

Ключевая роль образования в формировании гражданской идентичности россиян была

- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности

- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур

Формирование гражданской (российской) идентичности личности воспитанника в...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности, является анализ условий

Значит, без гражданской идентичности можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.

2. К. Д. Ушинский — «О пользе педагогической литературы».

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских...

Ключевые слова: просветительский проект, патриотическое воспитание, университетские субботы

Целью проекта является создание условий для профориентации обучающихся

Опыт проведения мероприятия показал активную включенность обучающихся в

По итогам проведения мастер-классов, было отмечено повышение интереса обучающихся к изучению...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся...

Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности

Диагностика показала, что значительное число обучающихся -25 %, не имеют четкого

Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что уровень гражданственности и...

Формирование гражданской идентичности личности...

 Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей

B связи с этим значение воспитания обучающихся патриотизма и гражданственности

B числе задач общественного воспитания обучающихся в Российской Федерации особое место занимает задача

Химия в военном деле», Русский язык — «Культура речи военнослужащего».

Формирование гражданской идентичности дошкольников...

Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Отличная ситуация в России, где государственная идентичность пока еще не

− изучить сущностностную характеристику гражданской идентичности личности

− воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

 Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на

намерения, а его гражданская идентичность связана с патриотическими чувствами.

В последние годы идея формирования российской идентичности была положена в

Важным условием формирования гражданской идентичности является создание системы символов.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации

Это знание о людях, живущих вокруг и своими жизнями делающих историю.

Его основная цель — изучение истории родного края через факты языка, ибо в «языке...

Гражданская идентичность и политическая культура...

...у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности» [10, с. 45].

Как формировать гражданскую идентичность в России? Какие проблемы при этом возникают?

3. Кувенева, Т.Н., Манаков А.Г. Формирование пространственных идентичностей в

2003. №7. 4. Дробижева, Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и...

Похожие статьи

Возможности региональной системы дополнительного...

Ключевая роль образования в формировании гражданской идентичности россиян была

- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности

- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур

Формирование гражданской (российской) идентичности личности воспитанника в...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие

Конечной целью изучения факторов, влияющих на становление гражданской идентичности, является анализ условий

Значит, без гражданской идентичности можно воспитать лишь получеловека, недочеловека.

2. К. Д. Ушинский — «О пользе педагогической литературы».

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских...

Ключевые слова: просветительский проект, патриотическое воспитание, университетские субботы

Целью проекта является создание условий для профориентации обучающихся

Опыт проведения мероприятия показал активную включенность обучающихся в

По итогам проведения мастер-классов, было отмечено повышение интереса обучающихся к изучению...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся...

Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности

Диагностика показала, что значительное число обучающихся -25 %, не имеют четкого

Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что уровень гражданственности и...

Формирование гражданской идентичности личности...

 Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей

B связи с этим значение воспитания обучающихся патриотизма и гражданственности

B числе задач общественного воспитания обучающихся в Российской Федерации особое место занимает задача

Химия в военном деле», Русский язык — «Культура речи военнослужащего».

Формирование гражданской идентичности дошкольников...

Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Отличная ситуация в России, где государственная идентичность пока еще не

− изучить сущностностную характеристику гражданской идентичности личности

− воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

 Проблема становления у подрастающего поколения России гражданской идентичности на

намерения, а его гражданская идентичность связана с патриотическими чувствами.

В последние годы идея формирования российской идентичности была положена в

Важным условием формирования гражданской идентичности является создание системы символов.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего

Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации

Это знание о людях, живущих вокруг и своими жизнями делающих историю.

Его основная цель — изучение истории родного края через факты языка, ибо в «языке...

Гражданская идентичность и политическая культура...

...у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности» [10, с. 45].

Как формировать гражданскую идентичность в России? Какие проблемы при этом возникают?

3. Кувенева, Т.Н., Манаков А.Г. Формирование пространственных идентичностей в

2003. №7. 4. Дробижева, Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и...

Задать вопрос