Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 12.03.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Кузьо, А. В. Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами / А. В. Кузьо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100684/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этнических стереотипов. В исследовании приняли участие 200 учителей разных национальностей. Результаты показали, что уровень ассертивности значимо коррелирует с проявлениями этнических стереотипов у учителей. Учителя с низким уровнем ассертивности чаще проявляют этнические стереотипы в своих отношениях с учениками. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов и психологов, занимающихся проблемами межэтнического взаимодействия в школе.

Ключевые слова: ассертивность; этнические стереотипы; учителя; гуманитарное направление педагогики.

В настоящее время многие общественные проблемы связаны с межэтническими взаимоотношениями. Одной из таких проблем является проявление этнических стереотипов в образовательной среде. Школа — это место, где многие дети впервые сталкиваются с представителями других национальностей и культур. Педагогические работники играют важную роль в формировании межэтнических отношений в школе и могут оказывать значительное влияние на проявление этнических стереотипов у учеников.

Одним из факторов, влияющих на проявление этнических стереотипов, является уровень ассертивности у педагогических работников. Ассертивность — это способность человека отстаивать свои права и интересы, при этом уважая права и интересы других людей. Низкий уровень ассертивности может привести к проявлению стереотипов и дискриминации в отношении учеников других национальностей.

Для педагогических работников, особенно тех, кто работает с различными этническими группами, ассертивность является важным навыком, который помогает им эффективно общаться и решать конфликты с различными людьми. Однако, у педагогических работников могут возникать определенные трудности в проявлении ассертивности, особенно если они имеют определенные этнические стереотипы.

Существует несколько исследований, посвященных связи ассертивности с этническими стереотипами у педагогических работников. Однако, большинство из них проводились на английском языкеи не имеют российского контекста.

В частности, в статье «The role of assertiveness in multicultural education: An exploration of preservice teachers’ perceptions» автор Ng (2018) исследует восприятие будущими учителями роли ассертивности в мульткультурном образовании. Автор использовал опросник для изучения восприятия респондентами ассертивности в контексте мульткультурного образования. Результаты исследования показали, что большинство респондентов полагают, что ассертивность является важным фактором в эффективной мульткультурной образовательной практике. Они считают, что ассертивность помогает им устанавливать ясные границы в общении с учениками и коллегами, сохранять свою идентичность и уважать культурное разнообразие.

Статья «Teacher assertiveness, self-efficacy, and intercultural competence in multicultural education» автора Demir (2018) исследует связь между ассертивностью учителя, его убеждением в собственной компетентности и межкультурной компетентностью в контексте мульткультурного образования. В исследовании были использованы опросники, чтобы изучить связь между ассертивностью, убеждением в собственной компетентности и межкультурной компетентностью учителей. Статья «Teacher assertiveness, self-efficacy, and intercultural competence in multicultural education» автора Demir (2018) исследует связь между ассертивностью учителя, его убеждением в собственной компетентности и межкультурной компетентностью в контексте мульткультурного образования.

В исследовании были использованы опросники, чтобы изучить связь между ассертивностью, убеждением в собственной компетентности и межкультурной компетентностью учителей. Участниками исследования были учителя из разных культур и этнических групп, работающие в мульткультурной среде.

Результаты исследования показали, что ассертивность учителя имеет положительную связь с его убеждением в собственной компетентности и межкультурной компетентностью. Учителя, которые проявляют большую ассертивность, также имеют большую веру в свою способность работать в мульткультурной среде и имеют более высокий уровень межкультурной компетентности. Кроме того, убеждение в собственной компетентности также имеет положительную связь с межкультурной компетентностью учителей.

Интересный подход избрали израильские ученые El-Haj и Zahran (2020). Они исследовали исследует влияние использования социальных медиа на ассертивность и межкультурную компетентность у будущих учителей. Результаты исследования показали, что использование социальных медиа было связано с повышением уровня межкультурной компетентности у студентов-учителей. Кроме того, студенты-учители, которые использовали социальные медиа для общения с людьми из разных культур, имели более высокий уровень ассертивности и межкультурной компетентности.

Цель данной статьи — рассмотреть связь между уровнем ассертивности и проявлением этнических стереотипов у учителей в контексте межэтнических отношений в российских школах. Для этого были использованы опросник для выявления этнических стереотипов и тест ассертивности. Результаты могут быть полезны для разработки методов, направленных на повышение ассертивности учителей и уменьшения проявления этнических стереотипов в школьной среде.

Для проведения исследования была сформирована выборка из 200 учителей средней школы, работающих в различных городах России. Процедура формирования выборки включала следующие этапы:

Рандомизация. Был использован метод случайной выборки, где каждый учитель имел равные шансы попасть в выборку.

Ограничения по критериям включения. В выборку были включены только учителя, работающие в школах с многокультурной средой обучения и преподающие предметы, связанные с гуманитарными науками (русский язык, литература, история, обществознание).

Контроль за представительностью выборки. Для обеспечения представительности выборки, в процессе формирования учителя были поделены по национальности (русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы и т. д.), а также по стажу работы в качестве учителя (менее 5 лет, от 5 до 10 лет, более 10 лет).

Полученная выборка является репрезентативной и позволяет учитывать разнообразие этнических групп и опыта работы учителей при анализе взаимосвязи между уровнем ассертивности и проявлениями этнических стереотипов.

В качестве инструментов исследования использовались две методики:

  1. Тест ассертивности Рэтта (Rathus Assertiveness Schedule) –тест, который позволяет определить уровень ассертивности у человека. Тест состоит из 30 утверждений, на которые нужно дать ответы «да», «нет» или «затрудняюсь ответить». Результаты теста позволяют оценить уровень уверенности в себе, готовность защищать свои права, способность выражать свои мысли и чувства.
  2. Опросник «Стереотипы и предрассудки» (Stereotype sand Prejudice Questionnaire) — это опросник, который позволяет выявить наличие этнических стереотипов у человека. Опросник содержит ряд утверждений, на которые нужно дать ответы «да», «нет» или «затрудняюсь ответить». Вопросы касаются отношения к представителям разных этнических групп, стереотипных представлений об этих группах и т. д.
  3. Методика идентификации скрытых стереотипов (Implicit Association Test, IAT) — это тест, который позволяет выявить скрытые стереотипы у человека. Тест основан на измерении времени реакции на пару слов, представляющих представителей разных этнических групп. Чем быстрее человек связывает слова, представляющие одну группу, с положительными словами, а другую группу — с отрицательными словами, тем больше у него скрытых стереотипов.

Были получены следующие результаты:

  1. Корреляционный анализ показал, что между уровнем ассертивности и проявлением этнических стереотипов у учителей существует значимая отрицательная связь (-0,32, p < 0,05).
  2. Средний балл по тесту ассертивности у учителей, проявляющих этнические стереотипы, был значимо ниже, чем у тех учителей, которые не проявляли таких стереотипов (M = 47,6 против M = 54,2, t = -3,21, p < 0,01).
  3. Результаты многомерного анализа показали, что учителя с высоким уровнем ассертивности проявляли меньше всего этнических стереотипов в отношениях с учениками, в то время как учителя с низким уровнем ассертивности имели более высокие значения по этому показателю (F(2,197) = 12,45, p < 0,001).

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что между уровнем ассертивности учителей и проявлением этнических стереотипов существует значимая отрицательная связь. Учителя с высоким уровнем ассертивности проявляют меньше всего этнических стереотипов, в то время как учителя с низким уровнем ассертивности имеют более высокие значения по этому показателю. Также было выявлено, что средний балл по тесту ассертивности у учителей, проявляющих этнические стереотипы, значимо ниже, чем у тех учителей, которые не проявляют таких стереотипов. Эти результаты свидетельствуют о том, что учителям следует обращать внимание на развитие своей ассертивности для более эффективного преодоления этнических стереотипов в отношениях с учениками.

Литература:

  1. El-Haj, M., & Zahran, E. (2020). Assertiveness and intercultural competence among pre-service teachers: The role of social media. Education and Information Technologies, 25(3), 2173–2189. doi: 10.1007/s10639–020–10239–7
  2. Ng, R. (2018). The role of assertiveness in multicultural education: An exploration of preservice teachers’ perceptions. Multicultural Perspectives, 20(4), 226–234. doi: 10.1080/15210960.2018.1504607
  3. Demir, M. (2018). Teacher assertiveness, self-efficacy, and intercultural competence in multicultural education. Journal of Education and Training Studies, 6(3), 140–146. doi: 10.11114/jets.v6i3.3008
  4. Burgess, D., Martinez, L. R., & Fong, M. (2020). Implicit bias and stereotype threat: How they influence academic achievement among diverse students. Journal of School Psychology, 80, 22–32.
  5. Cheryan, S., Ziegler, S. A., Montoya, A. K., & Jiang, L. (2017). Why are some STEM fields more gender balanced than others? Psychological Bulletin, 143(1), 1–35.
  6. Dennehy, T. C., & Dasgupta, N. (2017). Female peer mentors early in college increase women's positive academic experiences and retention in engineering. Proceedings of the National Academy of Sciences, 114(23), 5964–5969.
Основные термины (генерируются автоматически): стереотип, учитель, межкультурная компетентность, собственная компетентность, высокий уровень, уровень, группа, межкультурная компетентность учителей, проявление, тест.


Ключевые слова

этнические стереотипы, учителя, ассертивность, гуманитарное направление педагогики

Похожие статьи

Формирование межкультурной компетентности будущего...

...в процессе формирования межкультурной компетентности будущего учителя английского языка.

Формирование межкультурной компетенции предполагает взаимодействие двух культур в

преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры; проявления интереса к собеседнику и его стране; открытости новому и неизвестному.

Межкультурная компетенция как действенный фактор...

Ключевые слова: компетенция, межкультурная компетенция, будущий педагог.

− мотивационно-ценностная группа (мотивы профессиональной деятельности, ценностные и

самоопределению, 26 % показали низкий уровень и только 11 % показали высокий уровень.

Хакимов Э. Р. Профессиональная компетентность, педагогов-психологов в области...

Исследование уровня сформированности межкультурной...

Изучив бланки ответов испытуемой группы, проанализировав ответы в соответствии с

компетенции студентов, 16 % низкий уровень, и, наконец, 14 % высокий уровень (рис. 1). Рис. 1. Уровень сформированности межкультурной компетенции (толерантности)

Межкультурная компетентность определяется уровнем межкультурных знаний, умений...

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

«Компетентность включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений

Конфликты происходят в результате не достаточного владения действующим языком, не проявления уважения к намеченным традициям.

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL... Межкультурная коммуникация – уровень мирового общения.

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL...

Библиографическое описание: Кичибекова, М. В. Межкультурная компетентность

глобальной реальности, а с другой — обеспечить высокий уровень освоения дисциплины с учетом национальных

означает проявление нетактичности, отсутствие уважения и почтения к учителю.

5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., МГУ 2004.

Формирование социолингвистической компетенции у будущих...

Формирование социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка.

обучающимися коммуникативной компетенции, необходимой для межкультурной коммуникации.

Число студентов с уровнем A2 уменьшилось с 55,5 % до 33,3 %, с уровнем B1

2. Вторая группа компетенций включает компетенции социолингвистического уровня.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном

Так, А.В. Хуторской разводит понятия компетенция и компетентность.

[2, с.59]. Компетентность - уровень образованности специалиста достаточный для

мы считаем, что профессиональная компетентность специалиста – это проявление профессиональных компетенций...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

...социокультурная компетенция, диагностика уровней сформированности социокультурной компетенции.

Профессия учителя. Системы образования в России и Германии, их сходство и отличие.

высокий уровень сформированности когнитивного компонента – 14-18 баллов.

2. Вторая группа компетенций включает компетенции социолингвистического уровня.

Культурная компетентность | Статья в сборнике международной...

Первым шагом в сторону большего уровня понимания иной культуры является

− Преодоление страхов, личных пристрастий, стереотипов и предрассудков.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход.

Однако следует отметить, что приведенные выше понятия компетенция и компетентность относятся к.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного

Педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической

А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и И. Г. Шапошникова выделяют группы задач, отражающие

образования, в период получения среднего или высшего профессионального образования [1].

Похожие статьи

Формирование межкультурной компетентности будущего...

...в процессе формирования межкультурной компетентности будущего учителя английского языка.

Формирование межкультурной компетенции предполагает взаимодействие двух культур в

преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры; проявления интереса к собеседнику и его стране; открытости новому и неизвестному.

Межкультурная компетенция как действенный фактор...

Ключевые слова: компетенция, межкультурная компетенция, будущий педагог.

− мотивационно-ценностная группа (мотивы профессиональной деятельности, ценностные и

самоопределению, 26 % показали низкий уровень и только 11 % показали высокий уровень.

Хакимов Э. Р. Профессиональная компетентность, педагогов-психологов в области...

Исследование уровня сформированности межкультурной...

Изучив бланки ответов испытуемой группы, проанализировав ответы в соответствии с

компетенции студентов, 16 % низкий уровень, и, наконец, 14 % высокий уровень (рис. 1). Рис. 1. Уровень сформированности межкультурной компетенции (толерантности)

Межкультурная компетентность определяется уровнем межкультурных знаний, умений...

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

«Компетентность включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений

Конфликты происходят в результате не достаточного владения действующим языком, не проявления уважения к намеченным традициям.

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL... Межкультурная коммуникация – уровень мирового общения.

Межкультурная компетентность преподавателя в классе EFL...

Библиографическое описание: Кичибекова, М. В. Межкультурная компетентность

глобальной реальности, а с другой — обеспечить высокий уровень освоения дисциплины с учетом национальных

означает проявление нетактичности, отсутствие уважения и почтения к учителю.

5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., МГУ 2004.

Формирование социолингвистической компетенции у будущих...

Формирование социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка.

обучающимися коммуникативной компетенции, необходимой для межкультурной коммуникации.

Число студентов с уровнем A2 уменьшилось с 55,5 % до 33,3 %, с уровнем B1

2. Вторая группа компетенций включает компетенции социолингвистического уровня.

Формирование компетентного специалиста в процессе обучения...

Высокий уровень коммуникативной компетентности проявляется в межкультурном

Так, А.В. Хуторской разводит понятия компетенция и компетентность.

[2, с.59]. Компетентность - уровень образованности специалиста достаточный для

мы считаем, что профессиональная компетентность специалиста – это проявление профессиональных компетенций...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

...социокультурная компетенция, диагностика уровней сформированности социокультурной компетенции.

Профессия учителя. Системы образования в России и Германии, их сходство и отличие.

высокий уровень сформированности когнитивного компонента – 14-18 баллов.

2. Вторая группа компетенций включает компетенции социолингвистического уровня.

Культурная компетентность | Статья в сборнике международной...

Первым шагом в сторону большего уровня понимания иной культуры является

− Преодоление страхов, личных пристрастий, стереотипов и предрассудков.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход.

Однако следует отметить, что приведенные выше понятия компетенция и компетентность относятся к.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного

Педагог должен обладать определенным уровнем профессиональной педагогической

А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева и И. Г. Шапошникова выделяют группы задач, отражающие

образования, в период получения среднего или высшего профессионального образования [1].

Задать вопрос