К вопросу о необходимости совершенствования сферы информационного и материально-технического обеспечения системы высшего образования в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Гирюк, И. А. К вопросу о необходимости совершенствования сферы информационного и материально-технического обеспечения системы высшего образования в Российской Федерации / И. А. Гирюк, Т. В. Варкулевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 138-142. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100675/ (дата обращения: 29.04.2024).



К числу одних из основных проблем, связанных с совершенствованием качества образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования, следует отнести проблемы цифровизации и материально-технического обеспечения образовательной деятельности. При этом отсутствие должного решения данной проблемы как на уровне действующего законодательства РФ, так и на уровне бессистемной и непоследовательной управленческой деятельности отдельного взятого образовательного учреждения, реализующего образовательные программы высшего образования, оказывают негативное влияние на качество образовательного процесса в целом.

Ключевые слова: цифровизация, материально-техническая база образовательной организации, высшее образование.

One of the main problems associated with improving the quality of the educational process in educational institutions implementing higher education programs is the problems of digitalization and the logistics of educational activities. At the same time, the lack of a proper solution to this problem, both at the level of the current legislation of the Russian Federation, and at the level of unsystematic and inconsistent management activities of a single educational institution that implements educational programs of higher education, has a negative impact on the quality of the educational process as a whole.

Keywords: digitalization, material and technical base of an educational organization, higher education.

Основу качественного и доступного высшего образования в Российской Федерации составляет не только уровень качества реализуемых образовательных программ, наличие высококвалифицированных научно-педагогических кадров, но и так называемая «образовательная среда», основу которой составляет обеспеченность образовательной организации необходимой материально-технической базой и реализация мероприятий по цифровизации образовательного процесса, причем как на уровне административно-управленской деятельности, так и на уровне реализации различных образовательных программ.

При этом на современном этапе развития сферы национального высшего образования необходимо выстроить системный и последовательный путь к обновлению и модернизации материально-технической базы образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, новыми средствами ИКТ, позволяющими обеспечить качественно новый уровень ведения образовательного процесса и предоставления педагогическому персоналу новых средств достижения высокого качества проводимых занятий.

На наш взгляд, действующее образовательное законодательство РФ и административно-управленческая деятельность образовательных организаций должны ориентироваться, прежде всего, на качество освоения необходимых компетенций и навыков обучающимися, выработку принципиально новых способов подготовки граждан к реалиям современной действительности и подготовки к жизни в обществе, построенном на повсеместной технологизации и информатизации.

Предмет исследования

Предметом исследования в настоящей статье выступают нормативные и организационно-управленческие проблемы обеспечения и совершенствования процессов цифровизации и материально-технического обеспечения образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования.

Методы исследования

В настоящей статье для выявления поставленных проблем использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также метод систематизации данных.

Основная часть

Материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего образования, составляют оборудованные объекты, материально-технические средства, предназначение которых — обеспечивать обучение и воспитание согласно существующим программам с предусмотренным уровнем качества.

За счет современной материально-технической базы образовательных учреждений обеспечивается возможность поддержания здоровье сберегающей среды, увеличение спектра методов и форм обучения, применение в рамках образовательного процесса образовательных технологий, являющихся инновационными.

Показатели, характеризующие материально-техническую базу образования, представлены в виде обеспеченности предприятиями общественного питания, библиотечным фондом, техническими средствами обучения, учебными площадями на одного обучающегося.

Для оборотных средств характерен перенос стоимости в одном производственном цикле. Основные средства характеризуются долгосрочным переносом стоимости.

Материально-технические средства данной категории представлены библиотечным фондом, зданием, в котором осуществляется процесс обучения, средствами транспорта, учебным оборудованием, зданиями вспомогательного характера и др.

Основные средства при естественном снашивании и эксплуатации утрачивают присущие им исходные характеристики в процессе физического износа.

Материально-техническая база представлена всеми основными средствами материально-вещественного характера в виде общежитий, зданий, столовых, лабораторий, сооружений и др.

Учебно-материальная база образовательных учреждений представлена предназначенными для учебных целей материалами, сооружениями и зданиями, приспособлениями и инструментами, мебелью — канцелярской и классной, печатными пособиями, хозяйственным оборудованием и инвентарем, лабораторными принадлежностями, строительными и хозяйственными материалами, средствами учебно-методического характера, учебным оборудованием, муляжами, моделями.

Перед Минобрнауки России на современном этапе реформирования и совершенствования образовательной среды стоит важная задача по формированию унифицированной законодательной базы, определяющей принципы и способы взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения информационных и дистанционных технологий.

Важнейшим принципом совершенствования правового регулирования использования информационных технологий в образовательном процессе на всех уровнях образования выступает системность и комплексность, что находит непосредственное отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где разработка и установление нормативного порядка использования информационных и дистанционных технологий обучения относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Необходимо обратить внимание, что в качестве особенности финансового обеспечения сферы образования в РФ выступает то, что бюджет отечественных образовательных учреждений преимущественно обеспечивается за счет поступлений из бюджетов различных уровней бюджетной системы (ст. 15 БК РФ). Исходя из типа образовательного учреждения определяется степень участия каждого из уровней бюджетной системы в его финансовом обеспечении.

В современных условиях научно-педагогический персонал образовательных организаций обращают внимание на то, что вследствие недостаточного учета значимости материальных условий возникают многообразные проблемы. Формирование необходимых материальных условий представляет собой одну из функций управления образовательными учреждениями.

В числе тех, кто побеждал в конкурсе, проводившихся при реализации национальных проектов в сфере образования, и получал гранты, ни один из проектов не был ориентирован на то, чтобы развивать применительно к образовательным учреждениям их материальную основу. Средства направлялись на то, чтобы приобретать компьютерные классы в дополнение к уже имевшимся в соответствующих образовательных учреждениях. Потребность в их приобретении в соответствующих случаях фактически отсутствовала [1, с. 232].

Таким образом, значительная часть руководителей образовательных организаций израсходовала полученные средства нерационально. Причина состояла в том, что при управлении учебным заведением не ставилась задача рационально формировать материальную культуру образовательного учреждения, а также не был не был продуман подход к формированию материальной основы воспитательно-образовательного пространства.

Как верно отмечают отдельные исследователи, учебные заведения различных регионов России характеризуются отличиями по различным параметрам. Существуют отличия и с точки зрения материальной культуры. При этом отличия в отношении материальной культуры различных учебных заведений существуют и в одном регионе, районе, в одном населенном пункте. Причины состоят в том, что часть руководителей рассматривают задачу формирования материальной основы воспитательно-образовательного пространства как значимую, стремятся обеспечить эстетику учебных помещений.

Тогда как другие руководители не уделяют данному вопросу должного внимания. Материальные, эстетические аспекты формирования воспитательно-образовательного пространства в данном случае игнорируются несмотря на то, что студенты проводят в помещениях образовательных организаций значительное количество времени [2, с.88].

Основу организации проектной деятельности, технического творчества, моделирования и иных направлений внеурочной деятельности составляет учебная техника кабинетов, уровень оснащения которых является повышенным.

Для того, чтобы обеспечить повышенную оснащенность образовательного процесса, необходимо создавать модуль, в процессе работы с которым осуществляемая учащимися деятельность будет являться в основном исследовательской. В данном случае необходимы современная робототехника, расширенный комплекс электронного измерительного оборудования и соответствующего ПО.

Организуя деятельность обучающихся, требуется применять современные информационные технологии, в том числе:

1) мультимедийные программы;

2) электронные справочники и энциклопедии;

3) обучающие компьютерные программы;

4) электронные библиотеки.

Электронные библиотеки могут включать материалы виде графиков, баз данных с материалами по различной тематике.

В мультимедийном кабинете необходимо наличие оборудования, которое обеспечивает возможность работы с аудио-, видео- и фотоматериалами.

Соответственно, необходимо отметить, что основу материально-технического оснащения образования составляет имущество образовательных учреждений. Формирования данного имущества происходит при создании образовательного учреждения. За счет данного имущества обеспечивается осуществление основной образовательной программы, освоение которой ориентировано на достижение предусмотренных ФГОС требований. Оснащение образовательных учреждений имуществом должно проводиться с учетом предъявляемых в отношении учебного процесса требований санитарно-эпидемиологического характера.

Следует отметить существенное значение требований в отношении оснащения учебных заведением имуществом, качественными показателями которого должны выступать следующие параметры:

1) комплексность оснащения;

2) качество, учитывающее результативность освоения образовательной программы высшего образования;

3) наличие учебников с приложениями и методическими материалами на языках обучения;

4) свободный доступ к электронным ресурсам;

5) наличие лабораторного оборудования.

Следует обратить внимание на то, что программы информатизации системы образования ориентируют на стратегический подход к развитию информационных технологий и комплексную информатизацию, позволяющую эффективно управлять вузом и оказывать разнообразные информационные услуги студентам, преподавателям, ученым и сотрудникам. В свою очередь, это требует от вузов формирования современной ИТ-инфраструктуры как фундамента, обеспечивающего разработку, внедрение и эксплуатацию разнообразных информационных систем [3].

В настоящее время внимание к инфраструктуре образовательных организаций обусловлено существующей связью качества инфраструктуры и качества результатов обучающихся: уровень развития образовательной инфраструктуры — важнейший параметр конкурентоспособности системы образования.

Наличие развитой инфраструктуры в образовательной организации и использование технологий не является само по себе трансформирующим фактором, однако, является базисом, без которого невозможна цифровая трансформация и переход к инновационной инфраструктуре образовательных организаций [4, с. 76].

Кроме того, необходимо, чтобы у руководителей образовательных организаций высшего образования присутствовал должный уровень компетентности в вопросах юридического характера, связанных с формированием имущества, распоряжением им. При формировании материальной среды образовательных учреждений следует исходить не из критерия богатства интерьера, но из критерия потребностей студентов и научно-педагогического персонала.

Как верно отмечают исследователи, формирование обеспечивающих освоение обучающимися образовательной программы высшего образования материально-технических условий в современных условиях должно осуществляться исходя из критерия наличия минимального набора средств, который может быть обеспечен за счет реализации как национальных, так и внутриуниверситетских проектов комплексного оснащения образовательных учреждений [5, с. 228].

Рост компетенций учащихся следует рассматривать в качестве эффекта, который обеспечивается за счет формирования электронных образовательных ресурсов.

Предлагаемое совершенствование оснащения образовательного учреждения учебно-материальными средствами ориентировано на то, чтобы формировать необходимую для реализации предусмотренных ФГОС требований целостную информационно-образовательную среду в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования.

Выводы

В ходе настоящего исследования мы пришли к следующим принципиально важным выводам:

1) Анализ существующего массива нормативно-правовых актов, регулирующих сферу информатизации образовательного процесса, позволяют сделать вывод, что нормативное регулирование находится в зачаточном состоянии.

Соответственно для достижения единообразной модели внедрения и использования информационных образовательных технологий требуется соответствующая нормативная база, в основе которой лежит принцип опережающего нормативно-правового регулирования.

2) На административно-управленческом уровне отдельно взятых образовательных организаций высшего образования необходимо обеспечить формирование материальной-технической базы образовательного учреждения исходя не из критерия богатства интерьера, а из критериев потребностей студентов и научно-педагогического персонала в определенной материально-технологической оснащенности и образовательной среды в целом.

На наш взгляд, именно уровень развития образовательной инфраструктуры должен составлять основу конкурентоспособности и повышения качества реализации образовательных программ высшего образования в национальной системе образования Российской Федерации.

Литература:

  1. Рябухин П. Б. Повышение эффективности обеспечения образовательного процесса вуза материально-техническими средствами // Актуальные вопросы взаимодействия образования, науки и бизнеса: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Москва: ООО «ИМПУЛЬС», 2018. — С. 230–236.
  2. Гулидов П. В. О сетевом взаимодействии в сфере образования // Администратор образования. — 2017. — № 16. — С. 86–89.
  3. Бобров Л. К. ИТ-инфраструктура вуза как платформа для развития информационных технологий // Вестник НГУЭУ. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/it-infrastruktura-vuza-kak-platforma-dlya-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 24.02.2023).
  4. Александров А. Ю. Цифровизация российского образовательного пространства в контексте гарантий конституционного права на образование // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 10. — С. 73–82.
  5. Мойсеенкова, М. А. Тенденции развития системы высшего образования в России // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 225–228.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, образовательный процесс, образовательное учреждение, материально-техническая база, программа, средство, воспитательно-образовательное пространство, материальная культура, материальная основа, Российская Федерация.


Ключевые слова

высшее образование, цифровизация, материально-техническая база образовательной организации

Похожие статьи

Модернизация материально-технической базы государственных...

Детально разобраны составляющие материально-технического комплекса.

Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, оснащение

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения

3. Материально-техническая база образовательного учреждения.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

3. Материально-техническая база образовательного учреждения.

5. Уровень научно-технического процесса. 6. Наличие качественных учебников по общетехническому и профессиональному циклу.

3. наличие систематики учебных и воспитательных задач

Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного...

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

программы высшего профессионального образования

Материально-техническая база образовательного учреждения...

Приведен сравнительный анализ финансирования образовательных учреждений за 3 года. Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, финансирование, бюджет.

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по...

...обеспечение, материально-техническая база, анализ показателей деятельности организации [1]. Как

− Для руководителя– это высокая оценка деятельности воспитателей, повышение престижа

Зубкова Е. Н. пишет, что «управление качеством образовательного процесса — это

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

...процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

Таким образом, вариативный образовательный процесс — взаимосвязанная деятельность

На основе анализа действующих концепций развития дошкольного образования, авторами

В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному...

Ресурсы образовательной организации | Статья в журнале...

Под образовательными ресурсами понимается вся человеческая, материальная

Материальные ресурсы включают в себя землю, здания, помещения, оборудования

Данные ресурсы не могут быть одинаковыми во всех образовательных организациях.

Данные средства необходимы для приобретения помещений, оборудования и электроники, которые...

Понятие устойчивого развития образовательных комплексов и их...

Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы, то данным

Материально-техническая подсистема образовательного комплекса включает в себя все

материально-технической базы: здания и сооружения, мебель, техника, автотранспорт

Образовательно-научная подсистема включает в себя такие организацию учебной...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы осуществляется в

- профилю образовательного учреждения — дошкольное учреждение, школа (гимназия

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного

Каждое образовательное учреждение имеет собственный материально-технический потенциал для...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в

- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе.

- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в...

Похожие статьи

Модернизация материально-технической базы государственных...

Детально разобраны составляющие материально-технического комплекса.

Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, оснащение

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения

3. Материально-техническая база образовательного учреждения.

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

3. Материально-техническая база образовательного учреждения.

5. Уровень научно-технического процесса. 6. Наличие качественных учебников по общетехническому и профессиональному циклу.

3. наличие систематики учебных и воспитательных задач

Проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного...

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями

— светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

программы высшего профессионального образования

Материально-техническая база образовательного учреждения...

Приведен сравнительный анализ финансирования образовательных учреждений за 3 года. Ключевые слова: материально-техническая база, модернизация, образовательное учреждение, образование, финансирование, бюджет.

Научно-теоретические основы управленческой деятельности по...

...обеспечение, материально-техническая база, анализ показателей деятельности организации [1]. Как

− Для руководителя– это высокая оценка деятельности воспитателей, повышение престижа

Зубкова Е. Н. пишет, что «управление качеством образовательного процесса — это

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

...процесс, образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение.

Таким образом, вариативный образовательный процесс — взаимосвязанная деятельность

На основе анализа действующих концепций развития дошкольного образования, авторами

В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному...

Ресурсы образовательной организации | Статья в журнале...

Под образовательными ресурсами понимается вся человеческая, материальная

Материальные ресурсы включают в себя землю, здания, помещения, оборудования

Данные ресурсы не могут быть одинаковыми во всех образовательных организациях.

Данные средства необходимы для приобретения помещений, оборудования и электроники, которые...

Понятие устойчивого развития образовательных комплексов и их...

Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы, то данным

Материально-техническая подсистема образовательного комплекса включает в себя все

материально-технической базы: здания и сооружения, мебель, техника, автотранспорт

Образовательно-научная подсистема включает в себя такие организацию учебной...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы осуществляется в

- профилю образовательного учреждения — дошкольное учреждение, школа (гимназия

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного

Каждое образовательное учреждение имеет собственный материально-технический потенциал для...

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в

- Проведение психолого-педагогических консультаций для родителей на постоянной основе.

- Ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в...

Задать вопрос