Мадригалы Ф. Ландини и К. Джезуальдо в контексте анализа музыкального языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 12.03.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Шпак, Е. А. Мадригалы Ф. Ландини и К. Джезуальдо в контексте анализа музыкального языка / Е. А. Шпак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100657/ (дата обращения: 29.04.2024).



Как самостоятельный жанр мадригал появился в XIV в. вобрав в себя традиции народной музыки, полифонического многоголосия, поэзии. Отличительной особенностью мадригала данного периода, являлась мелодическая яркость и самостоятельность верхнего голоса. Доминирование двухголосного исполнения мадригалов в итальянской музыке Ars nova определено музыкальной эстетикой времени, в которой двухголосие воспринималось как художественно полноценная форма музицирования. Интерес к жанру начинает возрождаться в XVI в. в результате обращения к литературным источникам XIV в. Мадригал сконцентрировал в себе основные эстетические требования эпохи к формам искусства, которые должны были воплощать в себе глубину духовно-нравственного содержания, являясь при этом утонченными, изысканными, отвечающими высоким эстетическим запросам.

Творческая фигура Франческо Ландини (1325–1397) представлена разнообразными жанрами (баллаты, мотеты, каччи). Наследие композитора составляет 154 произведения, среди которых 12 мадригалов. Под влиянием духовных жанров музыкальный язык Ф. Ландини стремится в сторону полифонического мышления, он свободно использует такие приемы письма, как имитация, канон. Соотношение голосов в его сочинениях достаточно сложно. Композитор широко применяет и типичную для своего времени практику одновременного использования нескольких текстов.

Один из самых известных мадригалов Ф. Ландини — Si dolce non sono . Произведение представляет собой достаточно развернутую трёхголосную композицию с контрастным риторнелем. В музыкальном отношении риторнель отделяется полной каденцией во всех голосах и характеризуется сменой метрической пульсации. Данный мадригал является ярким образцом изоритмической композиции и его появление обусловлено влиянием французской музыки. Однако, использование данного принципа является, скорее исключением, чем правилом в итальянском мадригале. Благодаря применению данной техники, музыкальное воплощение мадригала отличается изысканностью и утонченностью. Склад мадригала характеризуется контрастом двух верхних голосов (в которых используются имитационные приемы) и нижнего. Верхняя пара отличается гибкостью и подвижностью ритмического рисунка, достаточно широким диапазоном мелодической линии. Для нижнего голоса характерно использование больших длительностей.

Более типичным для композиторского письма Ф. Ландини в мадригалах является сочетание двух контрастных голосов, как, например, в Amor con fede . Несмотря на то, что мелодия верхнего голоса достаточно проста по интонационному строению, в ней отчетливо использованы два типа ритмомелодических формул: спокойно-уравновешенные ходы крупными длительностями и изысканные мелодические фигуры, которые варьируют и окрашивают мелодическую линию.

Таким образом, мадригалы Ф. Ландини разнообразны по типам структуры, однако во многих из них проявляется стремление композитора индивидуализировать музыкальное воплощение текста, что становится легкоузнаваемым музыкальным почерком композитора. Развитая мелодия верхнего голоса несёт в себе основное лирическое содержание, следуя за поэтическим текстом. При этом мелодика опирается, с одной стороны, на речевое интонирование, с другой — на традиции итальянского мелоса. Творчество Ф. Ландини фактически предвосхищает стилистические особенности новой, ренессансной эпохи; основываясь, в большей степени, на художественном воздействии музыки, чем на умозрительные построения, типичные для Ars nova . Композитор стремится к новому идеалу музыкального искусства — естественному пению, отражающему внутреннее чувство при помощи характерных выразительных средств.

Карло Джезуальдо (Дон Карло Джезуальдо ди Веноза, 1566–1613) представитель эпохи Ренессанса, композитор, чьи мадригалы и на сегодняшний день, наряду с сочинениями Л. Лудзаски, Л. Маренцио и К. Монтеверди, являются вершиной в развитии данного жанра. Наследие композитора представлено шестью сборниками пятиголосных мадригалов, которые были обнаружены в 1950-е годы, что послужило началом бурного интереса исследователей и исполнителей к творчеству К. Джезуальдо. Если первые книги мадригалов полностью написаны в духе и стилистике предшественников и современников автора, то в последних необходимо отметить проявление индивидуальной стилистики. Такая трансформация стиля связана не только с глубоким интересом композитора к новшествам и изменениям в музыкальной эстетике, но также и с глубокими личностными переживаниями, которые были связаны с убийством первой жены, чередой смертей в роду и с возрастающим мистическим религиозным чувством. Круг образов, которые представлены в мадригалах К. Джезуальдо традиционен для ренессансного искусства: это муки любви, однако, их музыкальное преломление, по словам Н. Герасимовой-Персидской, отмечено «особой напряженностью эмоционального тонуса» [3, с. 6].

Особенностью мадригалов К. Джезуальдо является детерминированность музыкальной формы текстом, что обусловило наличие многочисленных контрастных противопоставлений, смены склада, контрастность фактуры, ритма, гармонии. Одной из главнейших отличительных черт гармонического мышления является хроматизация музыкальной ткани, которая не объясняется законами модальности или тональности, но подчинена собственной внутренней линеарной логике, из-за чего также возрастает значение диссонанса. Следование за текстом и огромное внимание к слову определили не только фактурные и гармонические средства выразительности, но и особенности интонационного строя в формировании музыкально-речевой интонации. Именно такое понимание создает направленность формы, ее определенный модус.

Мадригал Dolcissima mia vita из Пятой книги мадригалов К. Джезуальдо уже с первой фразы вводит в сложный эмоциональный мир мадригала: величественные мажорные аккорды, проникновенное звучание слова dolcissima (сладчайшая) и щемящий ход на уменьшенную кварту, как скрытая боль. Здесь дан намек на будущие драматические коллизии. Диатонический полутон d–es преобразуется в хроматический h–c . С этого момента хроматическое движение будет играть решающую роль в интонационном развитии. Фраза приобретает максимальную амплитуду резонирования в движении d–es, h–c, g–а .

В литературном тексте мадригала много восклицаний, упорных повторений, настойчивых вопросов, передающих внутреннее смятение, возбуждение. Естественно, мелодическая линия прерывиста, декламационна. Взволнованность речи отражена в остром мелодическом рельефе со скачками во вторгающихся паузах, в преобладании кратких синтаксических единиц.

В строении мадригала присутствуют, с одной стороны, признаки контрастной трёхчастности и, таким образом, дискретности, а с другой — заметна волнообразная структура, которой свойственна связность. Наиболее яркое проявление членения — контрастная средняя часть. Бурная, мятущаяся, она на пике кульминации сливается с противоположным по эмоции заключением. Стремление к эмоциональной цельности мадригала потребовало от композитора использования ряда приемов. Так, например, в сложное взаимодействие вступают принцип дискретности (то есть раздельности) и принцип континуальности (непрерывности). Для поддержания полифонической вязи ослабляется естественная раздельность поэтического текста (например, отсутствие в тексте «сюжета»; вместо него — вздохи, восклицания, вопросы, повторения слов как заклинаний). Непрерывность достигается благодаря намеренной связке окончания одной строки с началом следующей.

Таким образом, можно утверждать, что мадригалы XIV и XVI вв. — это фактически различные жанровые модели, обладающие порой противоположными признаками. С музыкальной точки зрения мадригал усложняется, что можно наблюдать на примере творчества Ф. Ландини и К. Джезуадьдо. Музыкальный язык композиторов опирается на традиционные принципы мадригала, однако обладает художественной индивидуальностью, что, несомненно, связано со сменой эпохи и, как следствие, поиском новых средств выразительности, которые отражают эстетику исторического периода.

Литература:

  1. Григорьева М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: авт. дис.... канд. иск.: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. — М., 2010. — 25 с.
  2. Коробова А. Г. Мадригал в пространстве ренессансного музицирования / А. Г. Коробова // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. — № 8. — 2014. — С. 80–99.
  3. Герасимова-Персидская Н. Мадригалы Джезуальдо: между Ренессансом и Барокко [Электронный ресурс] / Н. А. Герасимова-Персидская. — Режим доступа:http://old.conservatory.ru/files/OM_15_Gerasimova_Persidskaya_full.pdf
  4. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник / Т. Н. Ливанова. — Т. 1. По XVIII век. — М.: Музыка, 1983. — 207 с.
  5. Панкина, Е. В. Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол [Электронный ресурс] / Е. В. Панкина. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-madrigalnoy-kompozitsii.
Основные термины (генерируются автоматически): мадригал, верхний голос, мелодическая линия, книга мадригалов, наследие композитора, поэтический текст.


Похожие статьи

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский...

Именно там наследие античности возродилось в изобразительном творчестве и

эпохи Возрождения считается пятиголосный мадригал (вокальная поэма с утончённым поэтическим содержанием).

певческого голоса и тонкого чутья к естественной напевности мелодической линии.

Тонкость в подходе к тембрам певческого голоса объяснялась и тем, что это был...

Авторская песня — голос свободы | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Лапшина, И. Н. Авторская песня — голос свободы / И. Н

«Давайте жить во всём друг другу потакая тем более, что жизнь короткая такая» - текст этой

А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов

смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность...

Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи...

 Ж.Акколаи- бельгийский скрипач и композитор. Учился в Брюссельской консерватории.

Зачастую, с одинаковым звучанием исполняются аккомпанирующие ноты, не прослушивается мелодическая линия фразы, что

Начиная с 183 такта, целесообразно использовать верхнюю половину смычка, применять

Важно выяснить и показать в каком голосе проходит мелодия.

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях...

Композиторское наследие Сергея Сергеевича Прокофьева объёмно и многообразно.

Обозначенные композитором в его «Краткой автобиографии» пять главных линий, по

и гротесковая, — находят своё яркое воплощение в сочинениях для голоса и фортепиано.

66 (на слова М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской и на народные тексты), «Три детские...

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

А написана она была в 1959 году по заказу, по словам композитора, в самый тяжёлый период его жизни, и

«Патетическая оратория» — союз гениальной музыки и абсолютно гениального текста.

Композитор высоко оценил поэтическое воплощение мыслей и чувств участников тех событий.

После этой недолгой паузы вновь появляется спокойный голос «Пимена».

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека.

При этом флейта-пикколо имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых».

В поэтическом тексте «дубок и липа» — два дерева, как мужской и женский образы.

20. Обращался ли композитор в своём творчестве к подлинным церковным текстам А) Да Б) Нет.

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов...)

Интонационные зёрна тем фуг неизбежно проглядываются в мелодическом материале прелюдий.

В третьем проведении рефрена (т.46) среди фигураций в верхнем голосе (с октавным

В данном случае композитор использует приёмы утолщения голосов.

Яркий пример – кульминация Фуги d-moll, где композитор применяет приём утолщения.

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях...

Порой один и тот же поэтический текст находил воплощение в творчестве различных

Во вступительном разделе речитативные фразы голоса сопровождаются тяжелыми глухими

Обращение к текстам А. К. Толстого позволило Н. Римскому-Корсакову выйти на новый этап

оставив в наследие неисчерпаемый источник положенных на музыку поэтических образов.

Похожие статьи

Хоровое искусство Беларуси эпохи Возрождения: Европейский...

Именно там наследие античности возродилось в изобразительном творчестве и

эпохи Возрождения считается пятиголосный мадригал (вокальная поэма с утончённым поэтическим содержанием).

певческого голоса и тонкого чутья к естественной напевности мелодической линии.

Тонкость в подходе к тембрам певческого голоса объяснялась и тем, что это был...

Авторская песня — голос свободы | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Лапшина, И. Н. Авторская песня — голос свободы / И. Н

«Давайте жить во всём друг другу потакая тем более, что жизнь короткая такая» - текст этой

А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов

смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность...

Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи...

 Ж.Акколаи- бельгийский скрипач и композитор. Учился в Брюссельской консерватории.

Зачастую, с одинаковым звучанием исполняются аккомпанирующие ноты, не прослушивается мелодическая линия фразы, что

Начиная с 183 такта, целесообразно использовать верхнюю половину смычка, применять

Важно выяснить и показать в каком голосе проходит мелодия.

Музыкально-речевая интонация в камерно-вокальных сочинениях...

Композиторское наследие Сергея Сергеевича Прокофьева объёмно и многообразно.

Обозначенные композитором в его «Краткой автобиографии» пять главных линий, по

и гротесковая, — находят своё яркое воплощение в сочинениях для голоса и фортепиано.

66 (на слова М. Голодного, А. Афиногенова, Т. Сикорской и на народные тексты), «Три детские...

«Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова)

А написана она была в 1959 году по заказу, по словам композитора, в самый тяжёлый период его жизни, и

«Патетическая оратория» — союз гениальной музыки и абсолютно гениального текста.

Композитор высоко оценил поэтическое воплощение мыслей и чувств участников тех событий.

После этой недолгой паузы вновь появляется спокойный голос «Пимена».

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека.

При этом флейта-пикколо имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых».

В поэтическом тексте «дубок и липа» — два дерева, как мужской и женский образы.

20. Обращался ли композитор в своём творчестве к подлинным церковным текстам А) Да Б) Нет.

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов...)

Интонационные зёрна тем фуг неизбежно проглядываются в мелодическом материале прелюдий.

В третьем проведении рефрена (т.46) среди фигураций в верхнем голосе (с октавным

В данном случае композитор использует приёмы утолщения голосов.

Яркий пример – кульминация Фуги d-moll, где композитор применяет приём утолщения.

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях...

Порой один и тот же поэтический текст находил воплощение в творчестве различных

Во вступительном разделе речитативные фразы голоса сопровождаются тяжелыми глухими

Обращение к текстам А. К. Толстого позволило Н. Римскому-Корсакову выйти на новый этап

оставив в наследие неисчерпаемый источник положенных на музыку поэтических образов.

Задать вопрос