Знаменитые педагоги Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского: этапы жизненного пути, преподавательская и научная деятельность Л. М. Житниковой и И. И. Климова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 10.03.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Тимохина, Н. А. Знаменитые педагоги Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского: этапы жизненного пути, преподавательская и научная деятельность Л. М. Житниковой и И. И. Климова / Н. А. Тимохина, А. В. Штепа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100647/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье авторы рассматривают некоторые аспекты биографии, преподавательской и научной деятельности трех известных педагогов Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского Л. М. Житниковой и И. И. Климова. Основное внимание уделено их богатому практическому опыту преподавания дисциплин и характеристике научного и учебно-методического наследия.

Ключевые слова: Калужский государственный педагогический институт им. К. Э. Циолковского, высшее образование, Л. М. Житникова, И. И. Климов.

Исследование по данной теме актуально в связи с тем, что в 2023 году исполняется 75 лет со дня образования в 1948 г. Калужского государственного педагогического института. За десятилетия существования педагогического вуза в нем работали многие видные педагоги с всесоюзным и даже с мировым именем. В рамках данной статьи мы остановимся на вехах биографии двух педагогов, чьи имена вписаны в историю КГПИ — Л. М. Житниковой и И. И. Климова.

Лариса Михайловна Житникова (в девичестве Лукьянова) родилась 10 сентября 1926 года в Калуге в семье служащих. Школу закончила с отличием. Поступила в МГУ им. Ломоносова на психологическое отделение философского факультета. Там ее преподавателем был Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988, советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980).

После окончания университета Лариса Михайловна начинает работать сначала в Могилевском государственном педагогическом институте, а с 16 сентября 1959 г. — в Калужском пединституте, директором которого на тот момент был Мигунов А. И. Сначала работала ассистентом, а позднее старшим преподавателем кафедры методики начального образования, с 1959 по 1963 гг. она работала исключительно на факультете начальных классов.

Затем Лариса Михайловна работала старшим преподавателем общеинститутской кафедры педагогики и психологии, а с 1969 г. уже в качестве доцента, затем была привлечена к работе на только что образовавшейся в институте кафедре психологии, которую возглавил А. Э. Штейнмец.

Научно-исследовательская работа Л. М. Житниковой началась в 1961 году с поступления в заочную аспирантуру Харьковского государственного университета, где её научным руководителем стал заведующий кафедрой психологии профессор Петр Иванович Зинченко, занимавшийся изучением памяти.

Исследование Житниковой было посвящено малоизученным особенностям начального формирования у детей способов логического запоминания. Были обозначены следующие научные проблемы: Каковы возможности формирования у детей дошкольного возраста классификации как способа произвольного логического запоминания, каковы психологические механизмы превращения познавательного действия, каков наиболее эффективный путь формирования у детей мнемонического действия?

Методом исследования был выбран обучающий эксперимент, проведенный с 62 детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Сбор экспериментального материала по теме диссертации предполагал многочисленные индивидуальные занятия с детьми [1, с. 18].

Не все складывалось гладко поскольку обилие собранного материала не сразу поддавалось классификации, но постепенно были вскрыты закономерности, лежащие в основе развития логической памяти детей, а раскрытие процесса развития позволило им управлять. ««На крыльях» полетела я к Петру Ивановичу, — вспоминала впоследствии Лариса Михайловна, — он был очень обрадован полученным результатам» [1, с. 19].

В 1966 г. Лариса Михайловна защитила в Москве в институте психологии диссертацию по теме «Формирование способов логического запоминания у дошкольников». Диссертация была одобрена единогласно, что было редкостью в те времена [1, с. 19]. К сожалению, её научный руководитель П. И. Зинченко умер в 1969 г., но Л. М. Житникова бережно хранила книгу своего учителя «Непроизвольное запоминание».

Исследования Житниковой Л. М., которые легли в основу ее диссертации, нашли свое отражение в различных печатных сообщениях в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Калуге. В том числе и материалах XVIII международного психологического конгресса, который состоялся в Москве в 1966 г. в Большом зале Кремлевского дворца. Ларисе Михайловне посчастливилось быть участницей конгресса. Ее сообщение поместили в книге «Память и деятельность», материалы конгресса напечатаны на двух языках — русском и английском. Участие преподавателя провинциального ВУЗа в международном научном форуме в те времена было явлением нечастым и только подчеркивало значение результатов диссертационных исследований Ларисы Михайловны для развития психологии как науки.

Наибольший интерес у широкого круга читателей вызвала написанная Житниковой книга «Учите детей запоминать» [2; 3] (трижды переиздавалось и переведена на латышский и молдавский языки).

Большая часть педагогической деятельности Ларисы Михайловны в Калуге — работа на кафедре педагогики и психологии КГПИ, которую долгое время возглавлял Дмитрий Михайлович Гришин, ставший профессором, доктором педагогических наук [1, с. 26].

Л. М. Житниковой был разработан спецсеминар на тему: «Психология воспитания и предупреждение отклонений в развитии личности школьников», который вёлся на физико-математическом и биолого-химическом факультетах КГПИ. На филологическом факультете ею читался курс «Проблемы психологии обучения».

Лариса Михайловна рассматривала обучение учащихся как процесс формирования у них учебной деятельности, поскольку учение — это единственная деятельность, целью которой является саморазвитие, самоизменение. Отсюда следовало более глубокое, чем в курсе педагогической психологии, рассмотрение структуры учебной деятельности, ее мотивация, развития у учащихся познавательных интересов, формирования у них учебных действий, главным образом, умственных. Знакомила студентов с новой научной литературой [1, с. 28].

Все годы работы в институте, конечно, были связаны с постоянным совершенствованием Л. М. Житниковой лекционных курсов. В 1979 г. вышла новая программа по общей, возрастной и педагогической психологии. В процессе чтения лекций постоянно использовались элементы проблемного обучения. Так же большое внимание уделялось совершенствованию лабораторно-практических занятий. Л. М. Житниковой удалось добиться, чтобы эти занятия на двух факультетах проводились по подгруппам, что во многом повышало продуктивность занятий и позволяло лучше готовить студентов к выполнению заданий по психологии во время педагогической практики (по учебному плану предусмотрено проведение по подгруппам, но не всегда это выполнялось) [1, с. 30].

Лабораторно-практические занятия по курсу «Общая психология» были подчинены задаче подготовки студентов к изучению личности школьника и класса как коллектива, взаимоотношений учащихся. Ларисой Михайловной было подготовлено методическое пособие «Психологическое изучение личности школьников и классного коллектива», в котором описаны 15 методик, для использования студентами при выполнении заданий по психологии во время педагогической практики, а также учителям [1, с. 31].

С целью повышения ответственности родителей за трудовое воспитание детей Л. М. Житникова подготовила и прочитала лекции родителям учащихся нескольких школ на тему «Трудовое воспитание младших школьников в семье в свете реформы общеобразовательной школы». С лекцией на тему «о повышении ответственности родителей за воспитание детей» она выступила на научно-практической конференции, которую провел Октябрьский РК КПСС совместно с РОНО (январь 1986 г.), где так же шла речь об осуществлении реформы школы. С некоторыми вопросами психологии Лариса Михайловна выступила и перед преподавателями КГПИ, например, на научной конференции с докладом на тему «Изучение отношения студентов-первокурсников к предметам, изучаемым в институте». На общеинститутском семинаре методистов знакомила их с новыми работами психологов по психологии обучения, с исследованиями П. Я. Гальперина, Д. В. Эльконина, В. В. Давыдова и др. [1, с. 33].

Лариса Михайловна ряд лет работала над темой «Психология общественной деятельности школьников», в процессе работы изучалось отношение учащихся к общественным поручениям, мотивы общественной деятельности учащихся городских и сельских школ (подростков и старших школьников), причины, мешавшие школьникам выполнять общественную деятельность более успешно, выяснялось влияние общественной деятельности школьников на выбор ими профессии учителя [1, с. 35].

В связи с изучением мотивов общественной деятельности школьников было получено 540 анкет, характеризующих эти мотивы у учащихся 6, 7 и 8 классов (из них 301 ученика городских и 239 — сельских школ), и 161 анкета, характеризующая мотивы общественной деятельности старших школьников (из них 74 учащихся городских и 87 учащихся сельских школ). К анкетированию привлекались студенты физмата. Материалы исследования освещались в докладах на научных конференциях в КГПИ, а также неоднократно использовались в лекциях, прочитанных учителем, директорам и завучам школ города и области и были впоследствии опубликованы, в частности в кафедральном сборнике «Факторы формирования личности школьника» (Калуга, 1986) [1, с. 28].

Л. М. Житниковой всегда было интересно понять, как, под влиянием каких факторов, условий происходит формирование человеческой личности. Этой теме была посвящена ее статья «У ребенка плохой характер», опубликованная в газете «Знамя» 15 января 1983 г. Как ученый Л. М. Житникова внесла свой заметный вклад в развитие научных и практических аспектов психологии личности ребенка. За добросовестную работу нередко награждалась Почетными и Благодарственными грамотами областных общественных организаций и Всероссийского общества «Знание» [1, с. 38, 39].

Климов Иван Илларионович родился 1 августа 1919 г. в селе Костешово Козельского района Калужской области, в крестьянской семье.

В 1947 году возобновил свою заочную учебу и перевелся на факультет естествознания МГПИ им В. И. Ленина (окончил в 1951 г. — уже будучи переименованный Московский государственный заочный педагогический институт). В октябре И. И. Климов1951 года поступает на очную аспирантуру кафедры общей и аналитической химии МГПИ им. В. И Ленина и, став аспирантом Балезина С. А., приступил к изучению коррозии металлов и процессов ингибирования. Подробнее результаты исследования были изложены в статьях «О растворении алюминия в щелочах», опубликованных в 1957 г. в «Ученых записках» МГПИ им. В. И. Ленина и журнале «Известия Вузов». Серия. Химия и химическая технология в 1962 г. (совместно с Балезиным. В декабре 1954 года Климов защищает кандидатскую диссертацию, в которой приведены и результаты исследования влияния ингибиторов на коррозию алюминия в щелочах [4, с. 13, 14].

После окончания аспирантуры И. И. Климов был направлен в Калужский педагогический институт на работу в должности старшего преподавателя кафедры химии и с 1 сентября 1954 г. приступил к исполнению своих обязанностей. В апреле 1962 г. Ученый Совет КГПИ на своем заседании постановил: ходатайствовать перед ВАК Министерства высшего и среднего специального образования СССР о присвоении звания доцента на кафедре химии кандидату химических наук Климову И. И. [4, с. 15, 17].

Период с 1974 г. по 1979 г. для И. И. Климова был сложным и ответственным, он был назначен деканом биолого-химического факультета. Должность декана не освобождала от выполнения учебных поручений и научно-методической работы [4, с. 21].

Несмотря на большую загруженность административной деятельностью, И. И. Климов выкраивал время и для научно-методической работы. Он подготовил ко 2-му изданию сборник по физколлоидной химии, написал раздел «Химическая кинетика» для учебника по физколлоидной химии, вышедшего в 1975 г. в издательстве «Просвещение» (3-е изд. в 1983 г.), начал осуществлять внедрение международной системы единиц в учебный процесс [4, с. 22].

Более тридцати лет (с 1954 по 1986 г) И. И. Климов проводил целенаправленную непрерывную работу по становлению курса физколлоидной химии, дальнейшему его совершенствованию и эффективности преподавания. За этот период число лекций выросло на 46 %, число часов, отведенных на выполнение лабораторных наоборот — на 10 % [4, с. 41]. В 1975 г. Появилось «Пособие по курсу физической и коллоидной химии» [14], в написании которого принимал участие и Иван Илларионович

В конце 70-х годов Климов И. И. первым на биолого-химическом факультете разработал учебно-методическую карту по дисциплинам. В ней содержались 16 граф, в которых не только указывались темы лекций, лабораторных работ и число часов, но и перечислялись по номерам наглядные пособия: таблицы, кодокарты, диапозитивы, диафильмы (ТСО), демонстрационные опыты, показываемые на лекциях [4, с. 44].

В 1975 г. в издательстве «Просвещение» вышло второе издание «Сборника вопросов и задач по физической химии», которое приобрело всесоюзную известность. И в 1986 г. при проведении на базе кафедры химии КГПИ им. К. Э. Циолковского Всесоюзного совещания «Проблемы подготовки в вузах и дальнейшего роста молодых учителей химии», многие преподаватели физхимии различных пединститутов (Дальнего Востока, Сибири, Украины) подходили к Ивану Илларионовичу с просьбой выделить несколько экземпляров лично для себя. Как правило, просьба удовлетворялась, так как на кафедре был солидный запас задачников [4, с. 48].

В 1983 г. выходит коллективный труд кафедры «Внеклассная работа по химии в сельской школе» в его написании И. И. Климов принимал активное участие (изд-во «Просвещение»). В 1980 и 1984 гг. вышли методические рекомендации по применению системы задач по химии для учащихся 7-го и 8-го классов, которые были подготовлены Климовым И. И., Карповым В. А., Лазыкиной Л. Г. В начале 1980-х гг. он возглавлял учебно-методическую комиссию биолого-химического факультета, входил в состав аналогичной институтской комиссии и проводил большую работу по созданию и внедрению учебных программ и учебно-методических комплексов [4, с. 25].

Климов И. И. всегда считал, что для успешной подготовки учителя химии необходимо систематическое, практически ежедневное сотрудничество кафедры химии со школой. О первых в нашей стране калужских областных химических олимпиадах школьников, рассказывается в статье «Областная химическая олимпиада», опубликованной в № 6. журнала «Химия в школе» в 1959 г.

Научно-методическое наследие, оставленное Иваном Илларионовичем Климовым, существенно. Достаточно сказать, что по книгам, написанным Климовым, несколько десятилетий изучали сложнейший предмет физической химии студенты педагогических вузов всей нашей страны.

Судьба Ивана Илларионовича Климова и Ларисы Михайловны Житниковой неразрывно связана с историей нашей страны и становлением системы высшего и среднего образования в Калужской области.

Литература:

  1. Варская С. Лариса Михайловна Житникова / Под ред. Дробышева. — Калуга: Изд-во КГПУ, 2010. — 40с. С. 18
  2. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М.: Просвещение, 1978–96 с. URL: http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000013/index.shtml (дата обращения 23.01.022).
  3. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1985. — 95 с.
  4. Лазыкина Л. Г., Савиткин Н. И., Авдеев Я. Г. Иван Илларионович Климов — Калуга: Изд-во КГУ, 2011. — 65 с.
  5. Никольский И. В., Ротмистрова Г. Б., Климов И. И., Иванов Е. С. Пособие по физической и коллоидной химии. — М.: Просвещение, 1975. — 230 с.
Основные термины (генерируются автоматически): биолого-химический факультет, Лариса, калужский государственный педагогический институт, Москва, Калужская область, логическое запоминание, научно-методическая работа, научный руководитель, педагогическая практика, педагогическая психология.


Ключевые слова

высшее образование, Калужский государственный педагогический институт им. К. Э. Циолковского, Л. М. Житникова, И. И. Климов

Похожие статьи

Архив материалов конференций в категории «Педагогические...»

Химические науки.

«Педагогическое мастерство» (XLVI). Казань, март 2023 Принимаются статьи.

Показать архив за 2022 год. Научный журнал “Молодой ученый” в социальных сетях

Материалы IX международной научной конференции «Актуальные...

Актуальные задачи педагогики. IX международная научная конференция.

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы.

и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

XLVI Международная научная конференция. Педагогическое мастерство.

Первые зоологические экспедиции студентов факультета...

Ключевые слова: биолого-химический факультет, биологические экспедиции, орнитологические

Сказать, что мы сразу стали выполнять научные задачи экспедиции, значит покривить душой.

Сразу по прибытию в институт мы сделали фотогазету об экспедиции.

Участники экспедиции стали гордостью факультета да, пожалуй, и всего института.

Нейропедагогика как новейшее направление педагогики...

 Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине.

Таким же образом появилась и новейшая прикладная научная область педагогики

«Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии».

И это лишь одно из множества интересных, в первую очередь для педагога- практика, исследований ИКН СГА.

Нейропедагогика и ее задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Опыт педагогической антропологии» он среди всех необходимых для учителя и воспитателя

Классик педагогической мысли считал, что одна педагогическая практика без теории

Авторы считают, что идеи и опыт работы К. Д. Ушинского не следует предавать забвению, а

В то же время, учитывая первостепенную значимость психологии для теории и практики...

Сотрудничество естественно-географического факультета...

 В обзорной работе представлены основные направления и результаты совместной работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ и кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета за 16 лет.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога...

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения

B связи с этим актуальными становятся проблемы исследования научно-исследовательской

исследований в области профессионального образования; 3) формирование умений и

в разных видах научно-исследовательской работы в рамках плана научной работы различных...

Похожие статьи

Архив материалов конференций в категории «Педагогические...»

Химические науки.

«Педагогическое мастерство» (XLVI). Казань, март 2023 Принимаются статьи.

Показать архив за 2022 год. Научный журнал “Молодой ученый” в социальных сетях

Материалы IX международной научной конференции «Актуальные...

Актуальные задачи педагогики. IX международная научная конференция.

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы.

и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

XLVI Международная научная конференция. Педагогическое мастерство.

Первые зоологические экспедиции студентов факультета...

Ключевые слова: биолого-химический факультет, биологические экспедиции, орнитологические

Сказать, что мы сразу стали выполнять научные задачи экспедиции, значит покривить душой.

Сразу по прибытию в институт мы сделали фотогазету об экспедиции.

Участники экспедиции стали гордостью факультета да, пожалуй, и всего института.

Нейропедагогика как новейшее направление педагогики...

 Одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине.

Таким же образом появилась и новейшая прикладная научная область педагогики

«Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии».

И это лишь одно из множества интересных, в первую очередь для педагога- практика, исследований ИКН СГА.

Нейропедагогика и ее задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Опыт педагогической антропологии» он среди всех необходимых для учителя и воспитателя

Классик педагогической мысли считал, что одна педагогическая практика без теории

Авторы считают, что идеи и опыт работы К. Д. Ушинского не следует предавать забвению, а

В то же время, учитывая первостепенную значимость психологии для теории и практики...

Сотрудничество естественно-географического факультета...

 В обзорной работе представлены основные направления и результаты совместной работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ и кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета за 16 лет.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога...

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения

B связи с этим актуальными становятся проблемы исследования научно-исследовательской

исследований в области профессионального образования; 3) формирование умений и

в разных видах научно-исследовательской работы в рамках плана научной работы различных...

Задать вопрос