Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 07.03.2023

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Матвиенко, Н. А. Метод сенсорной интеграции в работе воспитателя ДОУ / Н. А. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100576/ (дата обращения: 29.04.2024).



Все мы хотим видеть своих детей здоровыми, счастливыми и успешными. Все мы стараемся быть хорошими педагогами, ищем способы сделать занятия интересными, а детский сад — любимым местом наших малышей.

Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Поэтому одной из главных задач полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция — это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.

В современных реалиях у многих детей дошкольного возраста, по разным причинам наблюдается слабая сенсорная интеграция, мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, что приводит к проблемам с речью и общим развитием.

Изучив и проанализировав теоретическую литературу по данной проблеме, мы решили включить элементы метода сенсорной интеграции в общую систему воспитательной работы.

Суть метода сводится к тому, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта.

Наш сад работает по блочному комплексно-тематическому планированию, что дает возможность сделать жизнь детей интересной, творческой, разнообразной путем деятельностного погружения в тему недели.

А для того, чтобы знания, полученные на занятиях, были отчетливыми и прочными, подкрепляем их чувственным опытом. По завершению изучения каждого тематического блока с детьми проводится образовательное мероприятие в форме игры-путешествия.

Структура такого занятия всегда примерно одинаковая.

  1. Определение темы.
  2. Погружение в игровую ситуации.
  3. Общегруппового задания.
  4. Беглая экскурсия по игровым зонам.
  5. Разделение группы на подгруппы.
  6. Игровые задания по станциям.
  7. Динамическая пауза.
  8. Завершение игровой ситуации (возвращение в детский сад).
  9. Рефлексия.

Для более подробного описания данной формы работы приведу пример итогового образовательного мероприятия по теме «Птицы».

Тему занятия дети легко определяют по оформлению группы. Далее я предлагаю ребятам отправится на экскурсию в птичий заповедник. Выясняем, что такое заповедник и выбираем транспорт. Отправляемся на корабле. Погружение в игровую ситуацию происходит с помощью логоритмической песенки «Кораблик». Сразу по прибытию нас ждет групповое задание — птички из заповедника выпускаются в дикую природу, но они забыли кто перелетная птичка, а кто зимующая. Ребята должны перелетных птиц определить к солнышку, а зимующих к снежинке.

«Беглая экскурсия по игровым локациям» — очень быстро проходим с детьми все зоны, кратко объясняю задания. Помогаю детям поделиться на подгруппы с помощью цветных фигурок. И занять первые игровые зоны. Важно уточнить, что деление на подгруппы — не является делением на команды. Ребята свободно переходят от одного задания к другому, не нужно никого ждать. Каждый работает в своем темпе. Дети не обязаны пройти все локации. Задача воспитателя заинтересовать, мягко направлять ребенка, поддерживать. Игровых зон должно быть несколько больше, чем подгрупп, чтобы не создавать очереди и каждый мог выбрать во что поиграть.

Игровая зона «Сова потеряла свои перья» — на столе стоит тарелочка с перьями, кисти, клей и картинка, на которую нужно приклеить пёрышки. Игровая зона «Укрась гнездо» — обычная игра со шнуровкой. Игровая зона «Покорми птенцов» — детям предлагается два варианта кормления. Первый — ложкой кормить птенцов пшеном, а второй вариант — кормить птенцов гусеницами с помощью прищепок. Здесь можно усложнить задание и попросить ребят кормить птиц одновременно обеими руками.

И еще одна игровая локация — слепить птичку без какой-либо инструкции.

Локация «Научи птичек летать». На столе разложены бумажные птички, приклеенные к маленькой трубочке с закрытым верхнем отверстием. Дети с помощью коктейльной трубочки запускают птичек. Среди птичек есть страус, которого запустить не получится. Некоторые ребята пробовали отправить страуса в полет и закрепили информации о том, что не все птицы летают.

Игровая зона «Кто в яйце» — на столе разложены бумажные яйца, мензурки с водой и пипетки. Задача пипеткой аккуратно накапать воду на яйцо, чтобы увидеть какая птичка в нем прячется.

Игровая локация «Очисть озеро» — нужно вытащить из воды мусор. Но мои дети с большим интересом вылавливали уточек.

Локация «Изготовление лакомства для птиц» — картонное колечко от скотча намазываем медом с помощью стеков и приклеиваем к нему кормовую смесь для птиц. На прогулке наши кормушки развешиваем на территории сада.

В качестве динамическая паузы мы с ребятами просто танцуем под веселую тематическую музыку. После чего возвращаемся в детский сад — тем же транспортом, т. е. логоритмисеская песенка «Кораблик». Рефлексия на этом занятии была вербальной в форме классического рефлексивного круга.

Благодаря внедрению метода сенсорной интеграции в воспитательно-образовательный процесс наши воспитанники добились значительных успехов, поэтому мы можем смело утверждать, что метод сенсорной интеграции решает целый спектр проблем и позволяет улучшить физическое развитие детей, внимание, концентрацию, зрительные и слуховые способности, что естественным образом положительно сказывается на общем развитии и самооценке ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная интеграция, игровая зона, ребенок, детский сад, игровая ситуация, беглая экскурсия, динамическая пауза, задание, игровая локация, общее развитие.


Похожие статьи

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Библиографическое описание: Андрейчик, Л. Н. Сенсорное развитие детей с ТМНР в

Следующим шагом в работе является развитие общей моторики, которая обуславливается

проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, при

В процессе игровой деятельности педагогами ставятся такие задачи, как

План-конспект непосредственно образовательной деятельности...

Игровая ситуация «Билет в музей». Мотивированы на предстоящую деятельность. Собирает детей около себя, рассказывает, что утром в детский сад принесли конверт.

Динамическая пауза «Нужные вещи». Воспитатель совместно с детьми выполняет

связная речь, предмет старины, динамическая пауза, игровая ситуация, Краеведческий музей, проблемная ситуация.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации.

‒ обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний...

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по «Программе

Программа рассчитана на общий развивающий эффект всех параметров в соответствии с

мебелью, техническими средствами, игровыми зонами с играми и игрушками для детей.

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра...

Проект сенсорного развития детей младшей группы...

Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Цель занятия — всестороннее развитие детей раннего дошкольного возраста в игровой форме, социальная

Общая продолжительность игры-занятия составляет 20 минут. Оборудование и материал.

В игровой форме происходит приобщение детей к уборке игрушек, навыкам аккуратности.

Ведущий: педагог-психолог. Ход игры: Моделирование игровой ситуации.

Образовательная программа по КИК (компьютерно игровой...)

В программе учитываются индивидуальные возрастные особенности развития детей.

В таких играх не содержится в явном виде игровые задачи или задачи развития.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Организация центров активности детей старшего дошкольного...

По мнению Р. Б. Стеркиной, именно в детском саду возможна организация среды

Не секрет, что игра занимает важное, основополагающее место в развитии детей дошкольного

Центры активности организуем на основе интеграции видов детской деятельности детей с учетом

Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом...

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников...

Анализируя ситуацию социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы, получили, что по результатам диагностики детей, проведенной в январе 2018 года выявлено, что только 19 % детей имеют высокий уровень развития социально — коммуникативных умений.

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Библиографическое описание: Андрейчик, Л. Н. Сенсорное развитие детей с ТМНР в

Следующим шагом в работе является развитие общей моторики, которая обуславливается

проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в жизненных ситуациях, при

В процессе игровой деятельности педагогами ставятся такие задачи, как

План-конспект непосредственно образовательной деятельности...

Игровая ситуация «Билет в музей». Мотивированы на предстоящую деятельность. Собирает детей около себя, рассказывает, что утром в детский сад принесли конверт.

Динамическая пауза «Нужные вещи». Воспитатель совместно с детьми выполняет

связная речь, предмет старины, динамическая пауза, игровая ситуация, Краеведческий музей, проблемная ситуация.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Осваивая их, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их в другие ситуации.

‒ обязательно спрашивать у ребенка разрешения заняться с ним общим делом

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний...

Образовательная программа Центра игровой поддержки ребенка...

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по «Программе

Программа рассчитана на общий развивающий эффект всех параметров в соответствии с

мебелью, техническими средствами, игровыми зонами с играми и игрушками для детей.

ребенок, детский сад, ранний возраст, игровая поддержка ребенка, специалист, игра...

Проект сенсорного развития детей младшей группы...

Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

Цель занятия — всестороннее развитие детей раннего дошкольного возраста в игровой форме, социальная

Общая продолжительность игры-занятия составляет 20 минут. Оборудование и материал.

В игровой форме происходит приобщение детей к уборке игрушек, навыкам аккуратности.

Ведущий: педагог-психолог. Ход игры: Моделирование игровой ситуации.

Образовательная программа по КИК (компьютерно игровой...)

В программе учитываются индивидуальные возрастные особенности развития детей.

В таких играх не содержится в явном виде игровые задачи или задачи развития.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

Организация центров активности детей старшего дошкольного...

По мнению Р. Б. Стеркиной, именно в детском саду возможна организация среды

Не секрет, что игра занимает важное, основополагающее место в развитии детей дошкольного

Центры активности организуем на основе интеграции видов детской деятельности детей с учетом

Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом...

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников...

Анализируя ситуацию социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы, получили, что по результатам диагностики детей, проведенной в январе 2018 года выявлено, что только 19 % детей имеют высокий уровень развития социально — коммуникативных умений.

Задать вопрос