Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 06.03.2023

Статья просмотрена: 1507 раз

Библиографическое описание:

Бадамшина, Г. Ф. Индивидуальный образовательный маршрут учителя по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы / Г. Ф. Бадамшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100571/ (дата обращения: 29.04.2024).



Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель!

К. Д. Ушинский

Каждый педагог постоянно повышает свои профессиональные качества, так как систематическое самосовершенствование педагога — это не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до обучающихся, логическое и эмоциональное соответствие теме урока.

В системе образования происходят глобальные изменения: в принципах воспитания детей, в развитии информационно-коммуникационных средств, в применении современных образовательных технологий — все это делает создание программы профессионального развития актуальным и необходимым продуктом на сегодняшний день.

Я, как и любой педагог, постоянно учусь и создаю программы профессионального развития, которые в целом являются планированием моей деятельности на определенный период.

Эта программа имеет четкую траекторию развития меня как педагога. Обучающиеся вместе со мной пополняют портфолио грамотами, дипломами. В конце и вначале года провожу мониторинг знаний и умений обучающихся. Затем составляю программу для своего самообразования и самосовершенствования. Администрация помогает создать необходимые условия для выполнения поставленных задач.

С чего же начать? Для начала нужно уяснить, что данная деятельность включает в себя несколько этапов:

— Выбор направления и темы самообразования.

— Формулирование цели и задач самообразования.

— Определение круга источников информации.

— Выбор формы самообразования.

— Составление плана самообразования.

— Определение результата самообразования.

— Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Программа профессионального развития педагога — это официальный документ, на который опирается педагог в межаттестационный период. Целью создания и использования программы профессионального развития педагога является выполнение критериев, необходимых для получения педагогом формального и неформального образования.

В ходе выполнения программы профессионального развития могут возникать корректировки, исходя из имеющихся обстоятельств.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

— желание творчества;

— стремительный рост современной науки;

— изменения, происходящие в жизни общества;

— конкуренция;

— общественное мнение;

— ежедневная работа с информацией;

— материальное стимулирование;

— интерес.

Тема моего самообразования: « Развитие исследовательских компетенций у обучающихся с использованием технологии формирования функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС».

Цель самообразования: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетенции в области русского языка и литературы, освоение им современных образовательных технологий.

Цель индивидуального образовательного маршрута:

Обеспечить развитие читательской грамотности школьников в соответствии со средним уровнем международной шкалы оценки.

Задачи:

Задачи в развитии компетенции ученика — на основе анализа результатов мониторинга сформулировать наиболее актуальные задачи среднего уровня.

  1. Обеспечить умения находить и извлекать информацию из текста.
  2. Совершенствовать умения в интерпретации и интеграции информации.
  3. Формировать самостоятельность к чтению.

Задачи в развитии профессиональных компетенций учителя

  1. Изучить и освоить современные методы и технологии:

— развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста

— совершенствования умения в интерпретации и интеграции информации

  1. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской компетентности.
  2. С помощью диагностики, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской компетентности младших школьников.
  3. Проанализировать полученные результаты и образовательные достижения учащихся.

Срок реализации

2 года (октябрь 2021 г. — май 2023 г.)

Этапы реализации

Сроки

1 этап

Октябрь 2021 г. — январь 2022г.

2 этап

апрель-май 2022г.

3 этап

сентябрь 2022г. — май 2023г.


Проектирование индивидуального образовательного маршрута

ФИО (полностью)

Бадамшина Гульнара Фидарисовна

Муниципалитет

г. Норильск

Организация

МБОУ «СШ № 17»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Профессиональные дефициты / Задачи на предстоящий период

Образовательные задачи

Действия, мероприятия по реализации образовательных задач

Примерное время, разбитое по этапам (указать даты / месяц(ы), год)

Форма предъявления результата

1

2

3

4

5

Поле для заполнения

Поле для заполнения

Поле для заполнения

Поле для заполнения

Поле для заполнения

Затруднение при приобретении профессиональных компетенций педагогом в соответствии с требованиями ФГОС при внедрении технологии формирования функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе»

Задачи:

Обеспечить развитие читательской грамотности школьников в соответствии с нормами

Первый этап:

  1. Изучить и освоить современные методы и технологии:

развитие умения обучающихся находить и извлекать информацию из текста

— совершенствование умения в интерпретации и интеграции информации

  1. Разработать и организовать систему контроля уровня сформированности показателей читательской компетентности.

Второй этап:

  1. С помощью результатов диагностики, применения опыта коллег и авторских материалов формировать читательскую компетентность обучающихся.
  2. Проанализировать полученные результаты и образовательные достижения учащихся.
  1. Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности

— Знакомство с методиками диагностирования читательской грамотности через изучение статей в сети интернет: https://uchitel.club/events/kniga-vmesto-gadzheta-zachem-sovremennomu-rebenku-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-ee-razvivat/

— Просмотр вебинара: «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA

— http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web3.html

— Изучение материалов родительского собрания «Как развивать читательскую грамотность» https://www.irro.ru/mobile.php?id=4599

  1. Мониторинг образовательных достижений учащихся 6 «А» класса по читательской грамотности
  2. Методическая работа и деятельность в профессиональном сообществе:

— Накопление и отбор материала из опыта коллег и разработка авторских дидактических материалов

— Выступление на педагогическом совете школы с целью презентации своего ИОМ

  1. Просмотр и изучение вебинара «Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода»
  2. https://zen.yandex.ru/media/detidoma/kak-motivirovat-detei-chitat-tri-moscnyh-shkolnyh-metoda-5c4968a154a86e00ad0e4608?fbclid=IwAR1qY8mInU-aog5BgCVrIQwuuGk5tuL4ZAOlsd8gZ8RGEvI0IVeCElkWVVw
  3. Использование эталонных заданий изд. «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/44218
  4. Родительское собрание с элементами тренинга «Чтение — вот лучшее учение»
  5. Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приемы формирования читательской компетентности на уроках русского языка и литературы»
  6. На основании обобщения результатов педагогической диагностики в 6 «А» классе формируется перечень актуальных методических вопросов о формировании функциональной грамотности обучающихся учителем русского языка и литературы в 2022–2023 учебном году.

05.10.2021 г —

выступление на заседании ШМО

09.11.2021 г — Мониторинг образовательных достижений учащихся 6 «А» класса по читательской грамотности

Ноябрь 2021 г — Родительское собрание с элементами тренинга «Чтение — вот лучшее учение»

Январь 2022 г — выступление на ГМО

Апрель-май 2022г — подведение итогов, выявление остаточных затруднений и составление плана дальнейшей работы в 2022–2023 учебном году.

— Участие в заседаниях ШМО с целью презентации опыта,

— Выступление на ГМО

— Публикация методических разработок по формированию ЧГ на уроках русского языка и литературы в СМИ

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, читательская грамотность, образовательное достижение учащихся, читательская компетентность, задача, интеграция информации, литература, профессиональное развитие, Родительское собрание, индивидуальный образовательный маршрут.


Похожие статьи

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

[1, с. 74]. Интегрированная образовательная программа подразумевает развитие

Учебная программа по русскому языку нацелена на развитие 4 коммуникативных навыков у

Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого

учащийся, читательская грамотность, группа, класс, русский язык, ближайшее развитие...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и

Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место.

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя...

Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения

Ключевые слова: обучающиеся, интеграция, мотивация, читательская компетенция, модель

Относительно читательской компетентности обучающихся начальной школы — это

Рис. 1. Педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют такие условия

2014. С.800-803. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку

читательская компетентность, умение, компетенция, подход, компетентность, урок чтения

Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по...

Формирование читательской компетентности у учащихся...

Читательская компетентность определяется. Владением техникой чтения

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на основе принципа опоры

Хотя без русского языка обучение встанет и не сдвинется с мертвой точки.

‒ работать с разными источниками информации (книги на родном языке, журналы, презентации на родном языке)

Создание образовательной среды на уроках русского языка...

Ключевые слова: читательская грамотность, развивающая образовательная среда.

Образовательную среду на уроках русского языка и литературы необходимо строить

Какие веб-страницы можно использовать в работе с учащимися на уроке? Их много.

Рассмотрим несколько примеров использования данной технологии на уроках русского языка

Формирование читательской грамотности школьников в рамках...

 Ключевые слова: преподавание истории, читательская грамотность Lesson Study

работы в группах и дать возможность развитию читательскую грамотность каждого ученика в

Таким образом, Lesson study — это наиболее эффективный способ профессионального

о жизни и занятиях древних китайцев, развивать навык получения информации из разных источников.

Методические способы формирование читательского интереса

Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и

Такая задача отвечает и запросам общества, и задачам национального развития.

Кроме того, эти уроки привлекают внимание и активизируют деятельность учащихся (как на уроке, так и при

- содействовать повышению уровня читательской компетенции на уроках русского языка и...

Интегрированные уроки как средство формирования...

В национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на

образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием

Учащиеся не определяют взаимосвязь своих знаний и будущих жизненных потребностей.

Литература: Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на...

Похожие статьи

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

[1, с. 74]. Интегрированная образовательная программа подразумевает развитие

Учебная программа по русскому языку нацелена на развитие 4 коммуникативных навыков у

Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого

учащийся, читательская грамотность, группа, класс, русский язык, ближайшее развитие...

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и

Учащиеся индивидуально «в столбик» записывают все, что они знают (или считают, что знают) по

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

Поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место.

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя...

Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения

Ключевые слова: обучающиеся, интеграция, мотивация, читательская компетенция, модель

Относительно читательской компетентности обучающихся начальной школы — это

Рис. 1. Педагогическая модель интеграции школьных предметов «Иностранный язык» и «Начальное...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют такие условия

2014. С.800-803. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку

читательская компетентность, умение, компетенция, подход, компетентность, урок чтения

Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по...

Формирование читательской компетентности у учащихся...

Читательская компетентность определяется. Владением техникой чтения

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на основе принципа опоры

Хотя без русского языка обучение встанет и не сдвинется с мертвой точки.

‒ работать с разными источниками информации (книги на родном языке, журналы, презентации на родном языке)

Создание образовательной среды на уроках русского языка...

Ключевые слова: читательская грамотность, развивающая образовательная среда.

Образовательную среду на уроках русского языка и литературы необходимо строить

Какие веб-страницы можно использовать в работе с учащимися на уроке? Их много.

Рассмотрим несколько примеров использования данной технологии на уроках русского языка

Формирование читательской грамотности школьников в рамках...

 Ключевые слова: преподавание истории, читательская грамотность Lesson Study

работы в группах и дать возможность развитию читательскую грамотность каждого ученика в

Таким образом, Lesson study — это наиболее эффективный способ профессионального

о жизни и занятиях древних китайцев, развивать навык получения информации из разных источников.

Методические способы формирование читательского интереса

Ключевыми аспектами данной проблемы является развитие школьника как читателя и

Такая задача отвечает и запросам общества, и задачам национального развития.

Кроме того, эти уроки привлекают внимание и активизируют деятельность учащихся (как на уроке, так и при

- содействовать повышению уровня читательской компетенции на уроках русского языка и...

Интегрированные уроки как средство формирования...

В национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на

образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием

Учащиеся не определяют взаимосвязь своих знаний и будущих жизненных потребностей.

Литература: Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на...

Задать вопрос