Философско-религиозные обоснования болезней человека в медицине Древнего Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Теряева, А. Д. Философско-религиозные обоснования болезней человека в медицине Древнего Китая / А. Д. Теряева, Ю. С. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100357/ (дата обращения: 04.05.2024).



Древневосточная философия дает понять, что образование философских систем Древнего Китая оказало большое значение для возникновения врачевания. При рассмотрении философии и медицины в истории Древнего Китая следует обратить внимание на то, что эти две науки находятся в тесной взаимосвязи.

Ключевые слова: философия, Древний Китай, инь-ян, энергия, баланс, болезни, терапия, профилактика

1. Философское обоснование возникновения болезней

Классическая древнекитайская медицина начала своё развитие в период 7–9 вв. до н. э. Она прошла долгий путь становления. В начале именно стихийно-материалистические взгляды философов повлияли на понимание здоровья. Один из самых известных трактатов, способствующих формированию представлений о медицине, появился в 4–3 вв. до н. э., которая называлась «Си цы чжуань». Известнейшем представителем данного направления Древнего Китая являлся лекарь Ван Чун, известный своим трактатом «Лунь хэн» Он вёл борьбу с заблуждениями людей своего поколения. Становление стихийного материализма боролось с конфуцианством и даосской религией.

Традиционная китайская философия основана на общности человека с окружающей средой, а также с взаимосвязи всех систем нашего тела. Человек — часть великой триады небо-Человек-Земля. Соответственно древние философы считали тело человека маленькой копией природы. Они выделяли 5 главных элементов (у синь), которые обеспечивали гармоничное работу органов как единого слаженного механизма: огонь, земля, вода, металл, дерево [1]. Эти стихии порождаются постоянной борьбой двух противоречащих субстанций: Инь и Ян, Инь характеризует женскую природу, а Ян — мужскую. Мужское начало, к которому относится внешняя часть тела, а женской — внутренняя. К Ян относится все, что движется и динамично функционирует, в то время как к Инь относят то, что имеет слабо выраженные функции и сохраняет неподвижность. Помимо этого, органы относили к первоначалам по времени их активности. К примеру, органы, которые были более активны ночью, относили к Инь, а органы, чья активность относилась к дневному времени — Ян. В свою очередь, эти начала произошли от изначальной материи Тайцзы [2]. Здоровье являлось следствие баланса начал Инь, Ян и 5 стихий, а развитие заболеваний — следствие появления дисбаланса [3]. При усилении одной стороны наступает ослабление другой. Колебания между двумя субстанциями допускаются, но только в известных пределах, в противном случае возникают патологические процессы. Две самые большие группы заболеваний назывались Болезнь «Янь» и болезни «Инь». Болезнь «Янь» характеризовались повышенной функцией организма, оказывающих влияние на верхнюю часть тела, поверхность тела, спины и 6 полых органов. Болезни «Инь» характеризовались пониженной функцией организма, оказывающих влияние на внутреннюю часть тела, живот, кровь, лимфу, 5 плотных органов [2]. Нарушение этого баланса возникало из патогенного действия внешних и внутренних факторов: природа и эмоции. Также одним из постулатов учения об Инь и Ян является их взаимное превращение друг в друга, однако начало не может превращаться в другое, если необходимое количество последнего слишком мало.

2. Лечение и профилактика

Важной отличительной чертой медицины Древнего Китая стала чжэнь-цзю терапия, основанное на иглоукалывание и прижигании [1]. Эта процедура берет истоки из далекого прошлого, в то время как люди поняли, что прокалывание кожи иглой в определённой области организма могло пробудить выздоровление. Соответственно в результате исследований лекари решили, что в организме человека имеются «жизненные точки». Если подействовать на них раздражителем, физиологические процессы начинают урегулироваться. По мнению врачевателей, с помощью проколов в этих местах восстанавливался баланс между субстанциями Инь-Ян. Возникает перемещение мужского начала, которое покидает тело, если происходит переизбыток или напротив вселяется в тело больного, если этой энергии недостаточно. Например, иглоукалывание между большим и указательным пальцами помогает избежать бессонницы. Подробный разбор этой теории был приведён в тракте «Нэй цзин», где упоминались «жизненные точки», сами иглы и методы их введения.

Помимо иглоукалывания применяли также прижигание. Горящую сигарету с лечебными травами подносили непосредственно к телу. Таким образом, лечебные вещества проникали в организм пациента, обеспечивая скорейшее выздоровление.

Долгое время медицина стояла на месте, так как в связи с догматами конфуцианство было запрещено оперативное лечение. Самым знаменитыми древнекитайским хирургом являлся Хуа То, считающимся величайшим диагностом и занимался чжэнь-цзю терапией. Хуа То занимался переломами костей черепа и тела, проводил хирургическое вмешательство в брюшной полости. В качестве анестезии он использовал непосредственно само иглоукалывание и некоторые лекарственные препараты, благодаря чему больные полностью выздоравливали [3]. Согласно легендам, Хуа То даже мог вылечить дракона [4].

https://lazarev.ru/uploads/news/news-from-lazarev/dzen1.jpg

Профилактика болезней играло значимую роль. Лечебно-профилактическим комплексом являлись массаж, дыхательная гимнастика и лечебная гимнастика У Цинь Си. В основе ее лежит имитирование 5 животных: аиста, оленя, медведя, обезьяны и тигра. Также китайские врачи боролись с эпидемиями: широко внедрялись вариоляции для ликвидации развития заболевания оспой.

Китайские врачи смогли определять определённые заболевания по пульсу опытным путём. Лекари измеряли сердцебиение более 9 раз в разных точках тела и различали около 30 видов пульса. Данные знания были изложены в книге Ван Шухэ «Трактат о пульсе» [1].

Литература:

1. Светлана Марковна Марчукова «Медицина в зеркале истории». URL: https://studfile.net/preview/2706368/page:2/

2. Философские основы китайской медицины. URL: https://cyberpedia.su/12x9080.html

3. Философские основы китайской медицины. URL: https://studopedia.su/19_56315_filosofskie-osnovi-kitayskoy-meditsini.html

  1. “Путники и змея” С. Н. Лазарев. URL: https://lazarev.ru/news/world/edinstvo-i-otreshennost.-pritcha-o-uchitele-uchenike-i-zmee/
Основные термины (генерируются автоматически): Древний Китай, Инь, начало, орган, тело.


Похожие статьи

Основные составляющие единицы традиционной китайской...

...китайской медицины, которое было начато нами ранее в статье «Терминология китайской медицины.

Медицина древнего Китая занимает особое место в мировом медицинском сообществе.

ИНЬ-ЯН является одной из концепций древней китайской натурфилософии.

В медицине ИНЬ И ЯН выступают классификаторами частей тела, внутренних органов и...

Терминология китайской медицины. К постановке вопроса

Отдельное место в ТКМ занимает учение о ИНЬ-ЯН и Теория пяти элементов (У-СИН).

В медицине Инь и Ян выступают классификаторами частей тела, внутренних органов и физиологических веществ

Тело воспринимается как система с непрерывным взаимодействием и влиянием органов в ней.

Шелковица, тут: применение в древней, современной народной...

К вопросу образования китайских медицинских терминов

В наиболее общем смысле 阴 трактуется как темное, женское начало (в БКРС

Китайские медики считают, что верхняя часть тела человека относится к 阳а нижняя к 阴

Каждому первоэлементу соответствуют органы человеческого тела: дерево – это печень

неразрывно связана с базовыми понятиями восточной философии, такими как «инь янь», «энергия ци».

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

...о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о

китайской философии, например, пять направлений, пять звезд, пять звуков, пять органов и др., но, конечно

Стоит отметить, что в даосизме начало мироустройства — это пустота или Дао, не

8. Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции.

Актуальность идей даосизма в решении современных...

В культуре Древнего Китая было широко распространено поклонение явлениям природы. Круговорот в природе и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) — Тянь, которому они поклонялись.

Традиционные верования вьетнамского народа | Статья в журнале...

Его тело синусоидально изгибает 12 сегментов, представляющих 12 месяцев в году и

В Китае тоже поклоняются природе, но верования Вьетнама имеют характер «инь», а «ян»

По конфуцианской философии в человеке существуют материальное и духовное начало.

Кроме, Хон, у души еще есть Виа, которые управляют функционированием различных органов тела.

Этапы становления и стандартизации китайской письменности

История китайской иероглифической письменности по разным данным берет своё начало в

относятся ко второй половине эпохи Шан, также известной как государство Инь, или Шан-Инь.

[4] Период китайской истории от V века до н. э. до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221

Китайская письменность имеет многовековую историю, восходит к древнейшим династиям.

Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской...

Сыновья определяют принцип движения на различных его этапах - начало движения, опасности в движении, отдыхе и завершении движения. Дочери представляют преданность в различных ее этапах - мягкость проникновения, ясность, адаптивность, и радостное спокойствие.

Похожие статьи

Основные составляющие единицы традиционной китайской...

...китайской медицины, которое было начато нами ранее в статье «Терминология китайской медицины.

Медицина древнего Китая занимает особое место в мировом медицинском сообществе.

ИНЬ-ЯН является одной из концепций древней китайской натурфилософии.

В медицине ИНЬ И ЯН выступают классификаторами частей тела, внутренних органов и...

Терминология китайской медицины. К постановке вопроса

Отдельное место в ТКМ занимает учение о ИНЬ-ЯН и Теория пяти элементов (У-СИН).

В медицине Инь и Ян выступают классификаторами частей тела, внутренних органов и физиологических веществ

Тело воспринимается как система с непрерывным взаимодействием и влиянием органов в ней.

Шелковица, тут: применение в древней, современной народной...

К вопросу образования китайских медицинских терминов

В наиболее общем смысле 阴 трактуется как темное, женское начало (в БКРС

Китайские медики считают, что верхняя часть тела человека относится к 阳а нижняя к 阴

Каждому первоэлементу соответствуют органы человеческого тела: дерево – это печень

неразрывно связана с базовыми понятиями восточной философии, такими как «инь янь», «энергия ци».

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

...о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о

китайской философии, например, пять направлений, пять звезд, пять звуков, пять органов и др., но, конечно

Стоит отметить, что в даосизме начало мироустройства — это пустота или Дао, не

8. Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции.

Актуальность идей даосизма в решении современных...

В культуре Древнего Китая было широко распространено поклонение явлениям природы. Круговорот в природе и точный порядок движения небесных светил китайцы объясняли существованием бога неба (небесного начала) — Тянь, которому они поклонялись.

Традиционные верования вьетнамского народа | Статья в журнале...

Его тело синусоидально изгибает 12 сегментов, представляющих 12 месяцев в году и

В Китае тоже поклоняются природе, но верования Вьетнама имеют характер «инь», а «ян»

По конфуцианской философии в человеке существуют материальное и духовное начало.

Кроме, Хон, у души еще есть Виа, которые управляют функционированием различных органов тела.

Этапы становления и стандартизации китайской письменности

История китайской иероглифической письменности по разным данным берет своё начало в

относятся ко второй половине эпохи Шан, также известной как государство Инь, или Шан-Инь.

[4] Период китайской истории от V века до н. э. до объединения Китая Цинь Шихуанди в 221

Китайская письменность имеет многовековую историю, восходит к древнейшим династиям.

Мантика как неотъемлемая часть религиозно-философской...

Сыновья определяют принцип движения на различных его этапах - начало движения, опасности в движении, отдыхе и завершении движения. Дочери представляют преданность в различных ее этапах - мягкость проникновения, ясность, адаптивность, и радостное спокойствие.

Задать вопрос