Скорочтение. Историко-педагогическое основание и методология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 22.02.2023

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Селиверстова, В. А. Скорочтение. Историко-педагогическое основание и методология / В. А. Селиверстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100289/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор рассматривает историю возникновения скорочтения и дает рекомендации по формированию данного навыка.

Ключевые слова: скорочтение, навык, когнитивная сфера, нейропсихология.

В наше время активно набирают популярность курсы по формированию навыка скорочтения для взрослых и детей. Это связано с тем, что увеличивается поток поступающей информации. Необходимо не только обрабатывать ее, но и уметь делать это в сжатые сроки.

Многие замечают, что потребность общества к чтению снижается. Трудность заключается в том, что современному человеку тяжело справиться с объемом информации, поступающим из внешнего мира. Люди становятся неспособными воспринимать и обрабатывать большую часть информации которой находится на текстовых носителях. Из-за новостной ленты, пестрящей различного рода информацией, у современного «читателя» формируется неустойчивое внимание. Уровня концентрации внимания человека хватает на небольшую статью или заметку в социальных сетях. Это способствует регрессиям и прочим ошибкам, замедляющим процесс чтения, что приводит к снижению уровня познавательной мотивации в целом.

Чтобы разобраться в принципе работы навыка скорочтения охарактеризуем основные понятия.

О. А. Андреев характеризует процесс скорочтения так «Быстрое чтение — это вид чтения, подразумевающий под собой использование нетрадиционных методов» [1, с. 20].

В основном, к технике скорочтения часто применяется понятие «навык». Выделим еще один важный психолого-педагогический термин. Его определение предложил в своих трудах О. А. Андреев «Навык — это автоматизированное действие, выполняющееся без особых усилий» [1, с. 45].

Выясним, по какому принципу работает организм и психика человека, обладающим навыком скорочтения. Для этого обратимся к истории возникновения исследований данной области.

В 1878 году французский оптик Эмиль Жаваль провел исследование, которое опровергало предыдущие знания о чтении.

И. А. Головлева подробно описывает данный эксперимент «Он прикрепил к глазным яблокам испытуемых присоски, на внешней стороне которых находилось перо. Это было сделано для наблюдения за движением глаз при чтении. Э. Жаваль заметил, что в процессе чтения глазные яблоки двигаются не плавно, а прерывисто «скачками». Это позволило сделать вывод, что при чтении мозг воспринимает текст не по мере движения глаз, а лишь во время остановки, охватывая определенное количество слов, далее переходя к следующей охватываемой связке» [4, с. 20].

Данное исследование дало начало разработке методик формирования навыка скорочтения.

Среди методов формирования навыка скорочтения выделяют:

— Аппаратные (подразумевающие использование технических устройств для тренировки);

— Безаппаратные (подразумевающие использование ряда упражнений, без использования каких-либо устройств).

К. Н. Корнилов отмечает, что применение аппаратных методик было вызвано потребностью формирования навыка скорочтения летчиков во время Первой Мировой войны. С этой целью был разработан тахистоскоп [8, с. 48].

В. А. Артемов дает следующее определение данному понятию «Тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на очень короткое время. Одна из первых конструкций механического тахистоскопа была разработана В. Вундтом» [2, с. 76].

Л. Соскин предлагает следующее описание строения данного оборудования (см. рисунок 1).

Тахистоскоп Вундта»

Рис. 1. Тахистоскоп Вундта»

«До начала опыта доска — Д поднята и закрывает собой зрительное раздражение. Справа — тахистоскоп в момент падения доски Д, обнаруживающей на краткий промежуток времени зрительное раздражение; Г — груз; К — кружок, служащий точкой фиксации» [10, с. 47].

И. В. Головлева отмечает, что данные методики были популярны до 40-х годов 20 века. Они пользовались популярностью, но были не в состоянии обеспечить долгосрочный результат [4, с. 45].

В своих трудах П. Камп утверждает, что «Основоположником теории и создателем первой школы по обучению быстрому чтению в 1985 году стала американская преподавательница Эвелин Вуд. Будучи студенткой Эвелин была удивлена скоростью прочтения педагогом курсовой работы. Это послужило основанием для дальнейшей работы в изучении скорочтения. Так в 1985 году была открыта первая школа динамического скорочтения. Ее особенностью было то, что для развития навыка быстрого чтения не нужно было специальное оборудование» [5, с. 26].

Методиками Эвелин Вуд пользуются и в наши дни. Они направлены на устранение основных ошибок при чтении.

И. В. Головлева выделяет ряд проблем, которые могут препятствовать процессу быстрого чтения.

  1. Регрессии
  2. Отсутствие гибкой программы чтения.
  3. Артикуляция.
  4. Поле зрения. [4, с. 47]

Большинство ученых выделяют данные факторы как основные препятствия быстрого чтения.

Для решения данных проблем с целью увеличения скорости чтения современные ученые предлагают к использованию методики с рядом специальных тренировочных упражнений.

Необходимо помнить, что устранение данных ошибок не гарантирует качественный долгосрочный результат, так как чтение является довольно сложным психофизиологическим процессом, включающим в себя работу когнитивной сферы человека.

По определению Г. М. Коджаспировой «когнитивная сфера — это сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами, включающими в себя ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь» [6, с. 103].

На основании исследований, проводимых относительно возрастной психологии, стоит отметить, что к работе над формированием навыка скорочтения можно переходить уже с младшего школьного возраста (8–12 лет), так как именно в этом возрасте происходит скачок в формировании памяти, внимания, мышления, восприятия и волевых качеств ребенка. Важным критерием на данном этапе развития становится переход от образного мышления к понятийному.

Данное возрастное требование обусловлено тем, что ребенок на момент начала обучения должен обладать минимальным навыком чтения. Техника чтения для данной возрастной категории должна составлять не менее 40 слов в минуту.

С целью обеспечения более плавного перехода от игрового вида деятельности к учебному развитие когнитивной сферы детей рекомендуется проводить в игровой форме.

Одним из наиболее интересных методов развития когнитивной сферы является нейропсихология. Важнейшим условием нейропсихологического развития является установление межполушарного взаимодействия, которое необходимо для успешного развития всех психических процессов.

А. В. Семенович в своих трудах предлагает «технологию «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Её основанием служит метод замещающего онтогенеза (МЗО), автором которого является А. В. Семенович, профессор МГППУ, нейропсихолог. Она утверждает, что «суть данного подхода заключается в том, что активизация на сенсомоторном уровне с учетом общих закономерностей онтогенеза способствует развитию всех высших психических функций» [9, с. 16].

Полное руководство к данной методике можно найти в учебном пособии Колгановой В. С., Пивоваровой Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Данное пособие разработано на основе исследований А. В. Семенович [7].

Основным препятствием к становлению навыка скорочтения является дислексия. По мнению Т. П. Ворониной «Дислексия (от греческого «дис» — нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» — читать) — это состояние, основное проявление которого — неспособность овладеть навыком чтения» [3, с. 2].

Существует множество различных диагностик по выявлению данного нарушения. В случае если ребенок значительно отстает от норм техники чтения, характерной для его возрастной категории, это может стать поводом для прохождения тестирования, на основании которого педагогом составляется индивидуальный образовательный маршрут.

На основе анализа материалов по теме можно сделать вывод о том, что Скорочтение не цель, а скорее средство к тому, чтобы ребенок успевал «читать учебник», усваивать новые знания. Важен не столько результат по скорости чтения, сколько путь к нему через развитие психических процессов связанных со скорочтением.

Литература:

  1. Андреев О. A Техника быстрого чтения. М.: СмартБук, 2013. 319 с.
  2. Артемов, В. А. Детская экспериментальная психология. М.: Гос. социально-экономическое изд-во, 1931. — 228 с.
  3. Воронина Т. П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 95 с.
  4. Головлева И. В. Самоучитель по скорочтению. М.: Мир книги, 2005. — 319 с.
  5. Камп П. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее. М.: АСТ, 2015. 438 с.
  6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. — 173 с.
  7. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. — М.: Айрис-пресс, 2020. 416 с.
  8. Корнилов К. Н., Рыбников Н. А., Смирнов В. Е. Простейшие школьные психологические опыты. М.: Госиздат, 1927. — 120 с.
  9. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007. 474 с.
  10. Соскин Л. Руководство к пользованию психотехнической аппаратурой: учеб. пособие. М: Науч.-иссл. испыт. сан. инстит. РККА, 1933. 89 с.
Основные термины (генерируются автоматически): быстрое чтение, когнитивная сфера, возрастная категория, зрительное раздражение, процесс чтения, ребенок, формирование навыка скорочтения, чтение.


Похожие статьи

Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего...

Чтение — важнейший из навыков познавательной деятельности.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в первом классе? Как улучшить технику чтения? Конечно, не стоит забывать, что темп чтения в первую очередь зависит от индивидуальных способностей ребёнка.

Для развития скорочтения важную роль играет развитие интеллекта в целом.

Скорочтение. Плюсы и минусы | Статья в журнале...

 Практика скорочтения очень популярна тем, что посредством диагонального чтения или чтения

В процессе скорочтения существует особая техника «скорого чтения», основным не менее

Благодаря занятиям скорочтения у ребёнка развиваются способности к быстрому

В когнитивном плане — замедленность мыслительных реакций, зауженный кругозор.

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов...

Ученые, изучавшие процесс чтения А. Я. Трошин [11], А. Л. Ярбус [13], выявили

Т. Г. Егоров [5] выделяет в своём исследовании несколько ступеней формирования навыка чтения

В процессе чтения, первоначально, зрительно воспринимаются графические изображения

На завершающих же этапах формирования чтения процесс носит более сложный характер.

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

Освоение процесса чтения и развитие познавательной сферы ребенка находятся во взаимосвязи.

Итак, исследования причин нарушения чтения у детей как на родном, так и на иностранном

Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное...

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом...

В настоящее время нейропсихология активно внедряется в сферу образования.

В процессе чтения, при несформированности зрительно-пространственного гнозиса наблюдаются также

Но в ходе усвоения навыка чтения также немаловажно развитие и неречевых предпосылок.

Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей.

Методические приемы по развитию зрительного восприятия...

...описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения. Ключевые слова: зрительное восприятие, дети с нарушениями речи, чтение, приемы.

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи...

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква.

Понимание оторвано от процесса чтения и идет вслед за ним.

Правильность - безошибочное чтение. Она зависит от точности зрительного восприятия, от четкого проговаривания, от правильного дыхания. Задание: Скороговорка (чтения с доски) на печи, на печи вкусные горячие калачи.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного...

Навыки чтения проявляются у ребенка в период подготовительный к школьному или непосредственно в

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов

Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра).

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного...

Библиографическое описание: Добря, М. Я. Развитие процесса чтения у детей младшего

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе

В его осуществлении принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой

Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Похожие статьи

Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего...

Чтение — важнейший из навыков познавательной деятельности.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в первом классе? Как улучшить технику чтения? Конечно, не стоит забывать, что темп чтения в первую очередь зависит от индивидуальных способностей ребёнка.

Для развития скорочтения важную роль играет развитие интеллекта в целом.

Скорочтение. Плюсы и минусы | Статья в журнале...

 Практика скорочтения очень популярна тем, что посредством диагонального чтения или чтения

В процессе скорочтения существует особая техника «скорого чтения», основным не менее

Благодаря занятиям скорочтения у ребёнка развиваются способности к быстрому

В когнитивном плане — замедленность мыслительных реакций, зауженный кругозор.

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов...

Ученые, изучавшие процесс чтения А. Я. Трошин [11], А. Л. Ярбус [13], выявили

Т. Г. Егоров [5] выделяет в своём исследовании несколько ступеней формирования навыка чтения

В процессе чтения, первоначально, зрительно воспринимаются графические изображения

На завершающих же этапах формирования чтения процесс носит более сложный характер.

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

Освоение процесса чтения и развитие познавательной сферы ребенка находятся во взаимосвязи.

Итак, исследования причин нарушения чтения у детей как на родном, так и на иностранном

Безруких М.М. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное...

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом...

В настоящее время нейропсихология активно внедряется в сферу образования.

В процессе чтения, при несформированности зрительно-пространственного гнозиса наблюдаются также

Но в ходе усвоения навыка чтения также немаловажно развитие и неречевых предпосылок.

Безруких М. М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей.

Методические приемы по развитию зрительного восприятия...

...описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения. Ключевые слова: зрительное восприятие, дети с нарушениями речи, чтение, приемы.

Совершенствование навыков чтения ребенка в условиях семьи...

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.

Особенности формирования навыка чтения младших школьников

Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква.

Понимание оторвано от процесса чтения и идет вслед за ним.

Правильность - безошибочное чтение. Она зависит от точности зрительного восприятия, от четкого проговаривания, от правильного дыхания. Задание: Скороговорка (чтения с доски) на печи, на печи вкусные горячие калачи.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного...

Навыки чтения проявляются у ребенка в период подготовительный к школьному или непосредственно в

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов

Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра).

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного...

Библиографическое описание: Добря, М. Я. Развитие процесса чтения у детей младшего

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе

В его осуществлении принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой

Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Задать вопрос