Актуальные проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на охрану собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 22.02.2023

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Шатеева, Д. О. Актуальные проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на охрану собственности / Д. О. Шатеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100275/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова: меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, исследование ограничений прав и свобод человека и гражданина, доставление, привод.

Правонарушения против охраны собственности закреплены в главе 7 Кодекса об административных правонарушениях. Особенностью главы является тот факт, что в ней закреплены как те правонарушения, в которых однозначно можно выделить родовой объект — посягательство на собственность, так и те, в которых этот родовой объект весьма призрачен. Например, ко второму типа правонарушений относятся правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (7.29–7.32.6 КоАП Российской Федерации).

Административные правонарушения в сфере охраны собственности характеризует незначительное причинение вреда имущество. Вред собственности может быть нанесён ненадлежащим выполнением или вовсе невыполнением субъектом каких-либо действий. Как отмечает Т. А. Казакова «Административные правонарушения в области охраны собственности — это общественно-вредные деяния, последствиями в которых это имущественные потери собственников, в то время как виновные лица зачастую получают прямую имущественную выгоду» [6]. При характеристике особенностей вреда административных правонарушений в области охраны собственности Т. А. Казакова выделяет три вида:

  1. В виде прямого лишения собственника принадлежащих ему объектов;
  2. Расходы, связанные с восстановлением объектов собственности по причине их порчи, повреждения, уничтожения;
  3. Упущенная выгода.

В этой категории дел об административных правонарушениях принципиальное значение имеет размер причинённого имущественного вреда. Ярким примером среди административных правонарушений в области охраны собственности является статья 7.27 КоАП Российской Федерации — мелкое хищение чужого имущества. Данный вид правонарушений позволяет точно классифицировать какой вред причинён собственнику — прямое лишение имущества, а также законодатель определил размер вреда — до 2500 рублей.

Правонарушения против охраны собственности разнообразны. Среди них умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества будет квалифицировано как административное правонарушение, если оно не повлекло причинения значительного ущерба. Значительный ущерб (не менее 5 000 рублей) будет свидетельствовать об уголовно-правовой природе деликта.

В делах о мелком хищении чужого имущества в качестве мер производства зачастую используют личный досмотр. Это объясняется необходимостью обнаружить и установить тот предмет, который был похищен. Например, в «при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что ДД.ММ.ГГ в 18 час 30 минут З* Д.Г., находясь по адресу: г. Москва, Манежная площадь, д. *, стр. * в магазине «БЕРШКА» ООО «БЕРШКА СНГ» в торговом центре «Охотный ряд» совершила мелкое хищение чужого имущества путем кражи футболки, артикул ***/0**/766, со стоимостью закупки 386 рублей 57 копеек, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.27 КоАП Российской Федерации.

Факт совершения административного правонарушения и виновность *** Д.Г. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ г.; заявлением представителя потерпевшего ООО «БЕРШКА СНГ» * А.Б. от ДД.ММ.ГГ г.; протоколом личного досмотра от ДД.ММ.ГГ г.; объяснениями *** А.В. и *** А.О.; объяснениями *** Д.Г., актом инвентаризации от ДД.ММ.ГГ г.; справкой о принадлежности футболки, артикул ***/0**/766 ООО «БЕРШКА СНГ» на праве собственности; справкой стоимости товара; таможенными декларациями о стоимости товара» [11].

В данном случае применённая мера обеспечения производства по административному правонарушению используется как доказательство в виде протокола личного досмотра. Именно эта цель личного досмотра и установлена в статье 27.7 КоАП Российской Федерации: «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

Все вышеизложенное, позволяет сделать выводы:

  1. По административным делам о мелких хищениях могут быть применены определённые меры обеспечения производства, а не весь перечень: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, изъятие орудий совершения и предметов административного правонарушения, привод.
  2. Меры обеспечения по делам о мелких хищениях вправе применять: должностные лица органов внутренних дел (полиция); должностные лица вневедомственной охраны при органах внутренних дел; военнослужащие внутренних войск МВД России; работники ведомственной охраны.

В ряде случаев необходимо использовать меру обеспечения производства — доставление. Например, Методические рекомендации по порядку производства по делам об административных правонарушениях [7] в пункте 5.1.10 указано следующее: «При невозможности составления протокола на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, должностное лицо Объединения, уполномоченное составить протокол, вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел (полиции) для доставления (принудительного препровождения) физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции)».

Нередко должностные лица или суд выбирают в качестве меры обеспечения производства — привод. Эту меру обеспечения используют при необходимости обеспечить явку лица, в отсутствие которого невозможно рассмотреть дело. Такое право предоставлено частью 3 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведётся производство либо законного представителя юридического лица, «и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц». Дублируя законодательство Методические рекомендации по порядку производства по делам об административных правонарушениях в пункте 6.1.8 указано, что «В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, чье отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с КоАП РФ, выносится определение об отложении рассмотрения дела и принятии мер по их явке, т. е. повторно по месту нахождения неявившихся лиц направляются повестки или иные уведомления о другом времени рассмотрения дела или выносится определение о приводе.

Привод осуществляет орган принудительного исполнения наказания или органы внутренних дел. Например, привод используют и в административных правонарушениях в сфере контрактной системы, которые также относятся к правонарушениям против охраны собственности. Согласно части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса. В этой категории дел используют привод как меру обеспечения производства. «*** О.Е., принявшая решение о необоснованном допуске заявки к участию в аукционе *** Н.Б., что в следствии привело к неверному определению победителя аукциона по лотам 1№,2№,3№, является субъектом административного правонарушения и несет ответственность как должностное лицо.*** О.Е. на рассмотрение дела об административном правонарушении № 032/04/7.32.4–1049/2021 не является» [9]. УФАС Брянской области определил осуществить привод лица, в отношении которого возбуждено производство по делу и поручил осуществить привод отделению полиции Злынковского района.

Практические материалы дел об административных правонарушениях демонстрируют, что меры обеспечения производства осуществляют после рассмотрения поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Сотрудники полиции при осуществлении административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в области охраны собственности осуществляют доставление, административное задержание, досмотры (личный, вещей, транспортного средства), осмотры помещений и территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

Таким образом, правоприменительная практика, качество и достижение целей производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации имеют прямую связь со своевременным и точным применением мер обеспечения производства, а, значит, эффективность административно-деликтного законодательства неразрывно связана с грамотной реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях [10]. Данное предположение демонстрирует необходимость в чётком и единообразном понимании сущности мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, решение которой требует установления параметров этой правовой конструкции. При этом в настоящее время отечественное административное право «не содержит унифицированного подхода к смысловому и содержательному аспектам рассматриваемой категории» [8].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета», 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 28 июля 1997 г. № 30 ст. 3590.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ // «Российская газета», № 249, 22.12.2001.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31 декабря 2001.
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900.
  6. Казакова Т. А. Определение административных правонарушений в сфере охраны собственности // Молодой ученый. 2021. № 52 (394). С. 117.
  7. Методические рекомендации по порядку производства по делам об административных правонарушениях. М., 2017. С. 36.
  8. Мешков П. В. О проблемах понимания и реализации обеспечительных мер в производстве по делам об административных правонарушениях в России и за рубежом // Юрист. 2018. № 10. С. 67.
  9. Определение Брянского управления Федеральной антимонопольной службы о приводе физического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении № 032/04/7.32.4–1049/2021 // Федеральная антимонопольная служба. [сайт]. URL: https://br.fas.gov.ru (дата обращения: 17.12.2022).
  10. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2018 № 4-АД17–14; Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2018 г. № 18-АД18–21 // СПС «КонсультантПлюс [сайт]. URL: http://consultant.ru (дата обращения: 12.12.2022).
  11. Решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 октября 2016 г. по дел № 12–3736/16 // Тверской районный суд г. Москвы [сайт] URL: https://mos-gorsud.ru/rs/tverskoj (дата обращения: 12.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, правонарушение, Российская Федерация, дело, мера обеспечения производства, область охраны собственности, рассмотрение дела, чужое имущество, личной досмотр, личный досмотр.


Ключевые слова

привод, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, исследование ограничений прав и свобод человека и гражданина, доставление

Похожие статьи

Некоторые проблемы производства по делам об...

 Ключевые слова: таможенный орган, меры обеспечения, производство, должностное лицо. В ходе производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела перед должностными лицами таможенных органов появляется ряд проблем.

Определение административных правонарушений в сфере...

Административные правонарушения в области охраны собственности, как правило, наносят

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ — «Административным правонарушением признается

Сущностью правонарушений в области охраны собственности является их

На самом деле, субъект, бесхозяйственно содержащий личную жилую собственность, не...

Меры административно-процессуального пресечения при...

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называется

Действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ в ст. 27.1

Данные статьи обязывают суд рассмотреть дело об административном правонарушении в

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №...

Меры пресечения административных правонарушений...

К числу мер процессуального обеспечения относятся: доставление, личный досмотр, арест товаров

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ.

Меры административно-процессуального пресечения при рассмотрении дел об...

Из анализа рассмотренных мер обеспечения административного производства.

Транспортное средство как предмет и орудие административного...

Данная статья предоставляет информацию о транспортном средстве, как предмете и орудии административного правонарушения в области таможенного дела. Актуальность статьи доказывается важностью и частотой использования транспортного средств для пересечения...

Правовые основы и особенности применения мер обеспечения...

Статья посвящена вопросам применения мер обеспечения производства по делам об

Автор исследует пра-вовые основы, понятие и значение мер обеспечения производства в

Предусмотренные ст. 27.7–27.9 КоАП РФ такие меры, как личный досмотр, досмотр

Дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ рассматривают...

Понятие и признаки административных правонарушений

Рассмотрение представления административного правонарушения дозволяет определить три

Согласно КоАП РФ к административному правонарушению относится правонарушение [1]

— посягающее на охрану окружающей природной среды и природопользования

— посягающее на защиту Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания...

Проблемы изъятия и конфискации при рассмотрении дел об...

...рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 7.5 КоАП РФ / И. Н

качестве наказания конфискации орудия совершения административного правонарушения.

В этом случае производство по делу должно быть прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Чередниченко Р. В. просит об...

Проблемы применения мер административного пресечения...

...полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена.

Такое положение дел приводит к затруднению в правоприменении.

Это свидетельствует о том, что в России особенности применения мер административного

Существенным в вопросе рассмотрения мер административного пресечения является то...

Виды административного принуждения и их характеристика

...а также обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Перечень мер обеспечения производства по делу об административном

Тюрин В. А. Понятие, признаки и юридическая характеристика мер административного пресечения

2004. № 1. С.59 –60. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...

Похожие статьи

Некоторые проблемы производства по делам об...

 Ключевые слова: таможенный орган, меры обеспечения, производство, должностное лицо. В ходе производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела перед должностными лицами таможенных органов появляется ряд проблем.

Определение административных правонарушений в сфере...

Административные правонарушения в области охраны собственности, как правило, наносят

Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ — «Административным правонарушением признается

Сущностью правонарушений в области охраны собственности является их

На самом деле, субъект, бесхозяйственно содержащий личную жилую собственность, не...

Меры административно-процессуального пресечения при...

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называется

Действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ в ст. 27.1

Данные статьи обязывают суд рассмотреть дело об административном правонарушении в

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №...

Меры пресечения административных правонарушений...

К числу мер процессуального обеспечения относятся: доставление, личный досмотр, арест товаров

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ.

Меры административно-процессуального пресечения при рассмотрении дел об...

Из анализа рассмотренных мер обеспечения административного производства.

Транспортное средство как предмет и орудие административного...

Данная статья предоставляет информацию о транспортном средстве, как предмете и орудии административного правонарушения в области таможенного дела. Актуальность статьи доказывается важностью и частотой использования транспортного средств для пересечения...

Правовые основы и особенности применения мер обеспечения...

Статья посвящена вопросам применения мер обеспечения производства по делам об

Автор исследует пра-вовые основы, понятие и значение мер обеспечения производства в

Предусмотренные ст. 27.7–27.9 КоАП РФ такие меры, как личный досмотр, досмотр

Дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ рассматривают...

Понятие и признаки административных правонарушений

Рассмотрение представления административного правонарушения дозволяет определить три

Согласно КоАП РФ к административному правонарушению относится правонарушение [1]

— посягающее на охрану окружающей природной среды и природопользования

— посягающее на защиту Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания...

Проблемы изъятия и конфискации при рассмотрении дел об...

...рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 7.5 КоАП РФ / И. Н

качестве наказания конфискации орудия совершения административного правонарушения.

В этом случае производство по делу должно быть прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Чередниченко Р. В. просит об...

Проблемы применения мер административного пресечения...

...полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена.

Такое положение дел приводит к затруднению в правоприменении.

Это свидетельствует о том, что в России особенности применения мер административного

Существенным в вопросе рассмотрения мер административного пресечения является то...

Виды административного принуждения и их характеристика

...а также обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Перечень мер обеспечения производства по делу об административном

Тюрин В. А. Понятие, признаки и юридическая характеристика мер административного пресечения

2004. № 1. С.59 –60. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...

Задать вопрос