Русская певческая традиция в хоровых произведениях Г. В. Свиридова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 20.02.2023

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Заика, Е. В. Русская певческая традиция в хоровых произведениях Г. В. Свиридова / Е. В. Заика. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100239/ (дата обращения: 04.05.2024).



В современном отечественном музыкознании активный научный интерес вызывает творчество Г. В. Свиридова, в частности его хоровые произведения в контексте преломления русской певческой традиции. Исследования вы этой области продолжаются и по сей день (Александрова О. А., Кинаш Л. А., Лучкина М. М.). Это определило актуальность данного исследования.

Предметом данного исследования является русская певческая традиция в хоровых произведениях Г. В. Свиридова.

Объект исследования хоровые произведения композитора.

Цель исследования проследить преломление русской певческой традиции в хоровых произведениях Г. В. Свиридова.

Почти все исследователи творческого наследия Г. В. Свиридова отмечают одну важнейшую особенность его музыки — глубокую и органичную связь с русским народным мелосом, опору на православную церковно-певческую традицию. Это проявляет себя в интонационном и ладовом строе мелодической линии (натуральный минор, характерные квартовые ходы в мелодии — III-VII, I-IV), в особенностях гармонии (преобладание плагальности), в выстраивании фактуры в хоровых сочинениях (преобладание силлабо-тоники над распевностью). Общеизвестно, что наиболее ярко эти особенности воплотились в хоровом творчестве композитора. На это указывает и исследователь творчества Свиридова Александрова О. А. Она усматривает в этом отражение эстетико-философских религиозных взглядов композитора [1, с. 48]. Так, хоровой цикл «Песнопения и молитвы», созданный в конце тысячелетия, обобщает опыт многовековой православной церковно-певческой традиции и мирового хорового искусства [там же, с. 43]. Обращение в этом произведение к каноническим текстам православной литургии, подсказало композитору музыкальное решение — Свиридов воспроизводит аутентичные формы православной церковно-певческой традиции, а именно: аккордовая псалмодическая речитация, введение в партитуру солирующего баса (священник в православном литургическом богослужении), чья партия отличается большей распевностью, чем партия двойного хора, при сохранении опоры на силлабо-тонику. Таким образом, в партии солирующего баса возникает скорее аллюзия на русский народный мелос (например, в первом номере «Господи, спаси благочестивые»), что, однако, оправдывается многовековой историей развития русского православного церковного пения. Наряду с этим в партии баса воспроизводится знаменное пение. В ладо-гармоническом языке опора на православную церковно-певческую традицию проявляется в выборе натурального минора, в ладовой переменности. Возникающие подчас диссонантные созвучия, связанные с появлением между голосами кварто-секундных созвучий, отсылают нас к многоголосию строчного пения, их можно назвать «диатоническими диссонансами» (Определение С. Савенко). В то же время это является одной из типичных черт гармонического мышления отечественных композиторов XX в. Подобный опыт преломления православной церковно-певческой традиции мы можем наблюдать в духовных произведениях И. Ф. Стравинского и А. Г. Шнитке.

Через использование вышеописанных музыкально-языковых средств отражается религиозная символика произведений Свиридова. По словам исследователя Александровой, она «соотнесена с погибающей эпохой, целым миром, уходящим в небытие» [там же, с. 45]. «Так, в «Патетической оратории, — отмечает музыковед — фактически идёт речь о смерти православной России». Важную драматургическую роль в этом произведении играет хор «Ныне отпущаеши». Акапелльное звучание хора, хоровая псалмодия, натуральный минор вновь отсылают нас к православному литургическому пению. Композитор воспроизводит здесь интонационные гласовые формулы. В контексте данного произведения это песнопение символизирует отпевание православной России [1, с. 250; 4]. Общеизвестно, что таким примерам в хоровой музыке Свиридова несть числа.

Элементы речевой декламационности в синтезе с песенностью ярко выражены не только в литургических произведениях, но также и в светских хорах. В записях Свиридова 1990-х гг. есть высказывания относительно «литургической музыки». В них мы находим своеобразную классификацию: «Музыка: а) церковная (предназначенная для исполнения в Храме и являющаяся частью обряда, канонического, традиционного, строго узаконенного); б) светская (исполняемая в концерте либо в театре); в) духовная (и то, и другое. Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго, духовное искусство в светских формах. В ней царит высокоторжественный дух православного богослужения» [2, с. 16–17; 3]. «Духовное искусство в светских формах» у Свиридова представлено рядом вокально-хоровых произведений. Таковы самые известные оратория «Памяти Сергея Есенина» (части «Край ты мой заброшенный», «Я последний поэт деревни»), «Пушкинский венок» (части «Зорю бьют», «Восстань, боязливый»). Таков и цикл « Три стихотворения Пушкина », в котором композитором применена фоническая трактовка аккордовой вертикали, уделено повышенное внимание тембро-интонации как звукообразу. Всё это естественно приводит к «замедленному» ощущению течения музыкального времени, создавая аллюзию на молитвенное настроение во время церковного богослужения. Те же черты — «фонизм» гармонии, статика тонального плана, «замедленность» музыкального времени — мы находим и в кантате «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака (I и II части). «Пристальное внимание композитора к тембровому решению вокально-хорового произведения способствует созданию музыкального образа, лежащего в русле церковной певческой традиции», — отмечает исследователь творчества Александрова [1, c 48]. Эта позиция, на наш, взгляд справедлива для всех вокально-хоровых произведений Свиридова.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать следующий вывод: связь с русской певческой традицией в вокально-хоровых произведениях Свиридова осуществляется: 1) за счёт ладо-гармонических особенностей (натуральный минор, гласовые формулы), 2) выстраивания хоровой фактуры (хоровая псалмодия, сохранение силлабо-тоники при большей распевности партий), 3) тембрового решения вокально-хорового произведения.

Литература:

  1. Александрова, О. А. Музыка Свиридова как объект смыслопостижения / О. А. Александрова // Южно-Российский музыкальный альманах — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2016 — Вып. 2. — С. 43–49
  2. Белоненко, А. С. Хоровая теодицея Свиридова // Свиридов, Г. В. Полное собрание сочинений — СПб: Национальный Свиридовский фонд — 2001, — т. 21
  3. Кинаш, Л. А. Творческое наследие Свиридова как код познания русской национальной культуры/ Л. А. Кинаш // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова — Белгород: Изд-во Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова, 2014 — Вып. 4 — С. 249–253
  4. Лучкина, М. М. О претворении принципа формульности в мелодике вокально-хоровых произведений Г. В. Свиридова / М. М. Лучкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — СПб: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2010 — Вып. 7 (126) — С. 250–259
Основные термины (генерируются автоматически): натуральный минор, православная церковно-певческая традиция, произведение, русская певческая традиция, вокально-хоровое произведение, духовное искусство, музыкальное время, православная Россия, русский народный мелос, тембровое решение.


Похожие статьи

Обучение церковному пению как фактор развития...

До недавнего времени духовная музыка являла себя в качестве памятников музыкальной культуры

Особое место в обучении хоровому пению занимает музыкальная эстетика, которая, как и

Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и

Следовательно, в обучении церковному пению детей можно выделить следующие задачи

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

Библиографическое описание: Абовян, И. С. Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре / И. С. Абовян.

Хочется отметить, что этот полный разрыв с древнерусской певческой традицией

Таким образом, в истории русской музыки, угасание древнерусского искусства не было

К примеру, на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 г...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

В изучении и собирании фольклора его главным детищем стал сборник «100 русских народных песен», в

Помимо этого, композитор являлся составителем сборника «40 русских народных песен

Изучение народного творчества и включение его в свои произведения было одним из основных

В основе вокальной партии Лешего — декламация, его основной лейтмотив, по...

Историческое значение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Идея создания первой русской национальной оперы пришла к М. И. Глинке в 1830–1834 гг., когда молодой композитор находился в

Вернувшись в Россию, он занялся поиском сюжета для национальной оперы.

Музыкальный язык оперы был близок к народной песне.

И это довольно сложное музыкальное произведение стало ассоциироваться с властью.

Православные ценности и художественная культура

В церковной музыке, как и в других видах церковного искусства, проявлены основные

Можно сказать, что в православной традиции записывали музыкальные мысли

Нельзя разделить в православной культуре художество как искусство и как духовное делание.

Во всех произведениях Нила Сорского как подтекст звучит истина, согласно которой зло...

К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания...

В наше время традиция богослужебного пения полностью и кардинально изменена.

Эта система легла в основу русской певческой традиции, более известной как «Знаменный распев».

Эта музыкальная традиция сохраняется до сих пор в старообрядческой церкви и как

Позднее, в конце 19 века в России формируется система авторской духовной музыки.

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

Зачатки русской оперы можно видеть в народных обрядах и церковных действах древней и

Опера шла в селе Преображенское в «комедийной хоромине» — первом театре в России.

В конце XIX — начале XX вв. русское оперное искусство достигает расцвета.

Таким образом, на становление русской национальной оперы оказал влияние целый ряд факторов.

Мелизматика в церковном действии древности — первоисточник...

Саму традицию антифонного пения относят к Антиохии, родине Иоанна.

Подпоринова Н. О. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в

Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки.

И вот на рубеже XVIII и XIX вв. раздаётся авторитетный голос православного иерарха...

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Ключевые слова:русская народная песня, оркестр русских народных инструментов, баян.

Традиция эта продолжалась в классике XIX века и в советской музыке.

обладатель редкого дара импровизатора, знаток русского народного музыкального инструментария.

Старинная семейская шуточная песня «Бока, мои бока», широко бытующая и в наше время, не раз...

Похожие статьи

Обучение церковному пению как фактор развития...

До недавнего времени духовная музыка являла себя в качестве памятников музыкальной культуры

Особое место в обучении хоровому пению занимает музыкальная эстетика, которая, как и

Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и

Следовательно, в обучении церковному пению детей можно выделить следующие задачи

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

Библиографическое описание: Абовян, И. С. Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре / И. С. Абовян.

Хочется отметить, что этот полный разрыв с древнерусской певческой традицией

Таким образом, в истории русской музыки, угасание древнерусского искусства не было

К примеру, на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 г...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

В изучении и собирании фольклора его главным детищем стал сборник «100 русских народных песен», в

Помимо этого, композитор являлся составителем сборника «40 русских народных песен

Изучение народного творчества и включение его в свои произведения было одним из основных

В основе вокальной партии Лешего — декламация, его основной лейтмотив, по...

Историческое значение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Идея создания первой русской национальной оперы пришла к М. И. Глинке в 1830–1834 гг., когда молодой композитор находился в

Вернувшись в Россию, он занялся поиском сюжета для национальной оперы.

Музыкальный язык оперы был близок к народной песне.

И это довольно сложное музыкальное произведение стало ассоциироваться с властью.

Православные ценности и художественная культура

В церковной музыке, как и в других видах церковного искусства, проявлены основные

Можно сказать, что в православной традиции записывали музыкальные мысли

Нельзя разделить в православной культуре художество как искусство и как духовное делание.

Во всех произведениях Нила Сорского как подтекст звучит истина, согласно которой зло...

К вопросу об истории христианской музыки в рамках преподавания...

В наше время традиция богослужебного пения полностью и кардинально изменена.

Эта система легла в основу русской певческой традиции, более известной как «Знаменный распев».

Эта музыкальная традиция сохраняется до сих пор в старообрядческой церкви и как

Позднее, в конце 19 века в России формируется система авторской духовной музыки.

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

Зачатки русской оперы можно видеть в народных обрядах и церковных действах древней и

Опера шла в селе Преображенское в «комедийной хоромине» — первом театре в России.

В конце XIX — начале XX вв. русское оперное искусство достигает расцвета.

Таким образом, на становление русской национальной оперы оказал влияние целый ряд факторов.

Мелизматика в церковном действии древности — первоисточник...

Саму традицию антифонного пения относят к Антиохии, родине Иоанна.

Подпоринова Н. О. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в

Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки.

И вот на рубеже XVIII и XIX вв. раздаётся авторитетный голос православного иерарха...

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Ключевые слова:русская народная песня, оркестр русских народных инструментов, баян.

Традиция эта продолжалась в классике XIX века и в советской музыке.

обладатель редкого дара импровизатора, знаток русского народного музыкального инструментария.

Старинная семейская шуточная песня «Бока, мои бока», широко бытующая и в наше время, не раз...

Задать вопрос