Совершенствование системы проектирования автомобильных дорог в зонах распространения вечномерзлых грунтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Федотов, А. Ю. Совершенствование системы проектирования автомобильных дорог в зонах распространения вечномерзлых грунтов / А. Ю. Федотов, А. А. Денисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 37-38. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100178/ (дата обращения: 08.05.2024).



В данной статье рассматриваются основные причины возникновения деформаций, последствия, к которым данный фактор приводит, а также методы предотвращения допущения ошибок на этапе проектирования, что в свою очередь приведет к увеличению межремонтных сроков и, как следствие, повышению уровня экономического развития регионов в зонах распространения вечномерзлых грунтов.

Ключевые слова : арктические зоны Российской Федерации, многолетнемерзлые грунты, конструкция земляного полотна, конструктивно-технологические решения, грунтово-геологические, мерзлотные и гидрологические условия.

Крайний Север — территория, покрывающая 25 % наземной части планеты и приблизительно 65 % территории РФ. Арктические районы обладают колоссальным количеством топливно-энергетических ресурсов, такими как нефть, газ, а также огромным запасом полезных ископаемых: золота, меди, олова, алмазов, — поэтому освоение этих районов имеет стратегически значимую роль в развитии экономики РФ [1, с. 69].

Развитие промышленности и инфраструктуры в Арктике во многом определяется повышением транспортного потенциала региона, что является весьма непростой инженерной задачей, ведь Северные районы обладают крайне суровым климатом: вечная мерзлота, низкие температуры в течение всего года, длительная полярная ночь и длительный полярный день, сильные ветры и метели.

В настоящее время более 55 % дорожной сети арктических зон Российской Федерации (далее — АЗРФ) (за исключением федеральных и региональных дорог) не отвечает по своему техническому состоянию нормативным требованиям и регламентам, и с каждым годом этот процент только растет [2, с. 146]. Основным фактором, обеспечивающим надежность конструкции автомобильной дороги в зонах вечной мерзлоты, является правильный выбор конструкции земляного полотна и строгое соблюдение технологии его возведения. Вышеуказанные критерии реализуются на стадии проектирования дороги, исходя из чего, особое внимание следует обратить именно на этот этап.

Один из основных пунктов — это несовершенство нормативно-технических документов. Наиболее частыми последствиями отсутствия эффективных решений в действующих нормативно-технических документах и в проектах дороги являются: образование продольных трещин и просадок на проезжей части, обочинах и откосах; переувлажнение земляного полотна и основания; оттаивание многолетнемерзлых грунтов (далее — ММГ), основания и их деформирование; скопление значительного количества снега, уменьшение глубины промерзания земляного полотна и основания, их переувлажнение водой от растаявшего снега и т. д. Стоит добавить, что причины низких межремонтных сроков обусловлены также и качеством строительства автомобильных дорог.

Зачастую не исключается вина строительных и эксплуатационных организации, допускающих халатность в ходе своей деятельности, но проблема кроется глубже: она заключается в необеспеченности нормативных межремонтных сроков и, как следствие этого, в постоянном увеличении числа участков дорог, нуждающихся в ремонте и реконструкции, в том числе и свежеуложенных дорог.

Анализируя рассмотренные проблемы, можно сделать вывод, что дороги изначально проектируются с допущением ошибок в силу того, что на данный момент нет достаточно проработанной методики проектирования дорог на многолетнемерзлых грунтах. Для исключения ошибок при проектировании таких дорог предлагаются следующие конструктивно-технологические решения:

1. Типовые конструкции земляного полотна автодорог, при разработке которых должны быть учтены снегонезаносимость автодорог, а также грунтово-геологические, мерзлотные и гидрологические условия :

— многостадийное устройство дорожных одежд;

— применение для обеспечения надежности работы дорожной одежды (в сложных природно-климатических условиях) современных эффективных материалов и комплексных вяжущих в сочетании с геотехническими материалами;

— применение высокоэффективных современных гидроизолирующих и теплоизолирующих материалов.

2. Типовые конструкции и технологии устройства дорожных обочин (на автомобильных дорогах общего пользования АЗРФ), предусматривающие:

— применение эффективных технологий, обеспечивающих требуемое уплотнение земляного полотна в зоне обочин;

— применение проектных решений, предотвращающих фильтрацию атмосферных осадков через обочины и земляное полотно в основание автомобильной дороги;

— недопущение возникновения температурных трещин между дорожной одеждой и укрепленной обочиной.

3. Типовые конструкции и технологии устройства откосов земляного полотна автодорог общего пользования АЗРФ, предусматривающие:

— применение эффективных технологий, обеспечивающих достижение требуемого уплотнения откосов;

— устройство насыпей с заложениями откосов, переменными заложениями откосов, обеспечивающих снегонезаносимость автодорог в условиях значительных снегопереносов и относительное уменьшение земляных работ;

— устройство высоких насыпей с соответствующими заложениями и бермами, предотвращающими попадание воды из придорожной полосы в насыпь и основание автомобильных дорог.

4. Типовые конструктивно-технологические решения по предотвращению доступа воды к подошве насыпи для применения на автомобильных дорогах общего пользования АЗРФ, предусматривающие:

— предотвращение снегозаносов дороги за счет устройства насыпей на снегозаносимых участках с заложением откосов, обеспечивающих снегоперенос через дорогу;

— предотвращение переувлажнения и оттаивания ММГ основания под несущей частью дороги за счет устройства насыпей с присыпными бермами;

— предотвращение переувлажнения и оттаивания основания дороги путем создания уклона придорожной полосы в сторону от дороги;

— предотвращение переувлажнения и оттаивания ММГ основания дорог путем многоступенчатой уборки снега, в т. ч. шнекороторными снегоочистителями, за пределы придорожной полосы и устройства вдоль наружной стороны специальных валиков, предотвращающих попадание воды (от таяния снега) в придорожную полосу и основание дороги.

Результатом реализации обозначенных выше конструктивно-технологических решений будет: повышение безопасности дорожного движения, движение автотранспорта с расчетными скоростями, бесперебойность движения автотранспорта, снижение финансовых затрат на ремонтные мероприятия по поддержанию автомобильных дорог в нормативном состоянии, а также увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог общего пользования.

Литература:

  1. Кондратов, Н. А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России / Н. А. Кондратов. — Текст: непосредственный // Географический вестник. — 2017. — № 4. — С. 68–80.
  2. Серова, Н. А. Транспортная инфраструктура российской арктики: специфика функционирования и перспективы развития / Н. А. Серова, В. А. Серова. — Текст: непосредственный // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 2. — С. 142–151.
Основные термины (генерируются автоматически): земляное полотно, дорога, общее пользование, придорожная полоса, предотвращение переувлажнения, вечная мерзлота, дорожная одежда, заложение откосов, земляное полотно автодорог, Российская Федерация.


Ключевые слова

конструктивно-технологические решения, многолетнемерзлые грунты, арктические зоны Российской Федерации, конструкция земляного полотна, грунтово-геологические, мерзлотные и гидрологические условия

Похожие статьи

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

Ключевые слова: дорожное полотно, условия, мерзлота, устройство, дорога.

Рис. 1. Карта вечной мерзлоты в России (65 % территории).

11,45 млн км 2 , что составляет 65 % территории Российской Федерации (рис. 1), в том числе 85 % территории Сибири, 95 % территории Республики Саха.

Ключевые слова: земляное полотно, вечная мерзлота.

Специфика строительства земляного полотна в условиях вечной...

Ключевые слова: земляное полотно, вечная мерзлота. Дальний Восток — один из уникальных регионов нашей

Земляное полотно — самая главная часть автодороги. Оно возводится на грунтовом слое, который

По дорожно-климатическим характеристикам согласно ВСН 84–89 «Изыскания

Таблица 1. Характеристика играницы районов зоны вечной мерзлоты.

Анализ методов укрепления откосов насыпи, сложенных из...

Также для укрепления откосов насыпи земляного полотна автомобильной дороги в суровых зимних

Ключевые слова: дорожное полотно, условия, мерзлота, устройство, дорога.

Дальний Восток — один из. Земляное полотно — самая главная часть автодороги.

Ключевые слова: земляное полотно, вечная мерзлота. Дальний Восток — один из.

Проблемы проведения ремонта откосов транспортных...

Имеется большое количество способов проведения ремонта откосов автомобильной дороги, но суровые зимние природные условия позволяют использовать только некоторые из них [1, 2]. Различают деформацию насыпи и деформацию выемки автомобильных дорог.

Снеголедовые дороги Российской Федерации

Территория России на 65 % состоит из районов с вечной мерзлотой.

Общая протяженность автозимников в Российской Федерации на 01.01.2019 г. составила 21976 км, ледовых переправ — 535 км.

земляные работы по устройству подходов к ледовой переправе с минимальными объемами

ГОСТ Р 58948–2020. Дороги автомобильные общего пользования.

Исследование устойчивости земляного полотна скоростных...

 Ключевые слова: автомобильная дорога, земляное полотно, насыпь, слабое основание, слабый

Подразумевается, что досыпка грунта вызовет дополнительную осадку и повлияет на общее время консолидации.

слабое основание, объемная георешетка, композитная система, дорожная одежда

Уплотнение грунтов земляного полотна. Автор: Стригун Ксения Юрьевна.

Устройство геомембран как способ предотвращения...

ГОСТ Р 55028–2012 Дороги автомобильные общего пользования.

Основные термины (генерируются автоматически): земляное полотно, дорога, дорожная одежда

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты. Рис. 3. Дорожное полотно с

дорожная одежда, земляное полотно, капитальный ремонт, дорога, метод холодного, выравнивающий...

Технология защиты земляных сооружений от разрушающих...

Целью научной работы является разработка технологии защиты земляных сооружений от негативного воздействия природных факторов, таких как деградация вечной мерзлоты, паводки и половодья, устраняющих недостатки традиционных мероприятий и защитных сооружений.

Строительство на вечномерзлых грунтах | Статья в журнале...

Вечная мерзлота является довольно сильным природным образованием из-за наличия в них ледоцементных

Способ укрепления грунтов основания зданий и земляного полотна линейных сооружений на вечномерзлых грунтах: пат 2537437 Рос.

Специфика строительства земляного полотна в условиях вечной...

Основания дорожных одежд из укрепленных грунтов...

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Ключевые слова: температура,асфальтобетон, дорожная одежда, укладка

 закрытие участка дороги для движения транспорта за 1 сутки до начала работ

Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью

температур, за исключением строительства в условиях вечной мерзлоты и при строительстве в две стадии.

Похожие статьи

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

Ключевые слова: дорожное полотно, условия, мерзлота, устройство, дорога.

Рис. 1. Карта вечной мерзлоты в России (65 % территории).

11,45 млн км 2 , что составляет 65 % территории Российской Федерации (рис. 1), в том числе 85 % территории Сибири, 95 % территории Республики Саха.

Ключевые слова: земляное полотно, вечная мерзлота.

Специфика строительства земляного полотна в условиях вечной...

Ключевые слова: земляное полотно, вечная мерзлота. Дальний Восток — один из уникальных регионов нашей

Земляное полотно — самая главная часть автодороги. Оно возводится на грунтовом слое, который

По дорожно-климатическим характеристикам согласно ВСН 84–89 «Изыскания

Таблица 1. Характеристика играницы районов зоны вечной мерзлоты.

Анализ методов укрепления откосов насыпи, сложенных из...

Также для укрепления откосов насыпи земляного полотна автомобильной дороги в суровых зимних

Ключевые слова: дорожное полотно, условия, мерзлота, устройство, дорога.

Дальний Восток — один из. Земляное полотно — самая главная часть автодороги.

Ключевые слова: земляное полотно, вечная мерзлота. Дальний Восток — один из.

Проблемы проведения ремонта откосов транспортных...

Имеется большое количество способов проведения ремонта откосов автомобильной дороги, но суровые зимние природные условия позволяют использовать только некоторые из них [1, 2]. Различают деформацию насыпи и деформацию выемки автомобильных дорог.

Снеголедовые дороги Российской Федерации

Территория России на 65 % состоит из районов с вечной мерзлотой.

Общая протяженность автозимников в Российской Федерации на 01.01.2019 г. составила 21976 км, ледовых переправ — 535 км.

земляные работы по устройству подходов к ледовой переправе с минимальными объемами

ГОСТ Р 58948–2020. Дороги автомобильные общего пользования.

Исследование устойчивости земляного полотна скоростных...

 Ключевые слова: автомобильная дорога, земляное полотно, насыпь, слабое основание, слабый

Подразумевается, что досыпка грунта вызовет дополнительную осадку и повлияет на общее время консолидации.

слабое основание, объемная георешетка, композитная система, дорожная одежда

Уплотнение грунтов земляного полотна. Автор: Стригун Ксения Юрьевна.

Устройство геомембран как способ предотвращения...

ГОСТ Р 55028–2012 Дороги автомобильные общего пользования.

Основные термины (генерируются автоматически): земляное полотно, дорога, дорожная одежда

Устройство дорожного полотна в условиях вечной мерзлоты. Рис. 3. Дорожное полотно с

дорожная одежда, земляное полотно, капитальный ремонт, дорога, метод холодного, выравнивающий...

Технология защиты земляных сооружений от разрушающих...

Целью научной работы является разработка технологии защиты земляных сооружений от негативного воздействия природных факторов, таких как деградация вечной мерзлоты, паводки и половодья, устраняющих недостатки традиционных мероприятий и защитных сооружений.

Строительство на вечномерзлых грунтах | Статья в журнале...

Вечная мерзлота является довольно сильным природным образованием из-за наличия в них ледоцементных

Способ укрепления грунтов основания зданий и земляного полотна линейных сооружений на вечномерзлых грунтах: пат 2537437 Рос.

Специфика строительства земляного полотна в условиях вечной...

Основания дорожных одежд из укрепленных грунтов...

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

Ключевые слова: температура,асфальтобетон, дорожная одежда, укладка

 закрытие участка дороги для движения транспорта за 1 сутки до начала работ

Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью

температур, за исключением строительства в условиях вечной мерзлоты и при строительстве в две стадии.

Задать вопрос