Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Недоступова, Е. С. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр / Е. С. Недоступова, Р. И. Часовских, М. А. Скоробогатова, А. Г. Мишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100124/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, игра.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» качестве одной из приоритетных задач государственного значения на современном этапе выступает «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На сегодняшний день процесс становления сознания подрастающего поколения находится под сильнейшим влиянием искусственно созданных эталонов массовой культуры, пропагандирующей возможности «красивой жизни» посредством масс-медиа и Интернет-ресурсов: эталоны массовой культуры отличаются простотой идей и образов, текстов, движений, звуков, что делает их необыкновенно привлекательными для детского восприятия. При этом нарушается стремление и способность ребенка к социально-значимой деятельности, основанной на личностной мотивации, свободном волеизъявлении, когда нравственные ценности становятся частью духовной культуры личности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из самых актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание чувства гордости и любви к своей семье, родине, стране, воспитание живого интереса к культурному наследию своего народа, национальным традициям, истории народных промыслов, русской жизни и национальным традициям [2, с.156].

В последние годы происходит переосмысление сути нравственного и патриотического воспитания: идея патриотического и гражданского воспитания становится задачей общегосударственного значения, приобретая все большее общественное значение. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, дому, родному городу, родине и родине. Формирование у дошкольников любви к родине с раннего возраста — это этап накопления социального опыта жизни на малой родине, усвоения принятых норм поведения, отношений и вхождения в мир собственной культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание — это система действий, направленных на воспитание у детей чувства долга перед своей страной, национального самосознания, готовности защищать свою Родину.

Воспитание нравственности включает в себя воспитание дружеских отношений между детьми, умение учиться, учиться и работать вместе; формирование желания совершать добрые дела; воспитание уважительного отношения к окружающим нас людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, следовать положительному примеру в своих действиях); формирование самооценки своих действий, а также доброжелательной оценки действий других.

Гармоничное развитие ребенка, будущего формирования личности является основой. От этого зависит успешное решение многих проблем, среди которых вопросы нравственного и патриотического воспитания занимают особое место.

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, природе, культуре, основанных на исторических и природных особенностях их родного города.

Проблемы:

— Формировать у детей знания о символике, достопримечательностях и богатствах России и ее родины; чувство любви и привязанности к своей семье, родине;

— Развивать интерес к традициям и рыболовству различных народов коренных земель;

— Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своей родины, толерантное отношение к представителям других национальностей.

Эти задачи решаются во всевозможных детских занятиях, а главное — в игре. Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой.

С раннего возраста дети активно исследуют мир, исследуют все вокруг себя. Основная деятельность дошкольников — игра.

При обучении нравственности и патриотизму педагоги используют беседы, рассказы, наглядные методы и дидактические игры.

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об истории своей страны, ее традициях и обычаях.

Интеграция различных игр с другими образовательными средствами формирует основу для развития гармонично развитой позитивной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство [1, с. 48].

В работе педагоги используют такие игры, как:

1. Куб Блума

На сторонах куба написаны вопросы.

— «Почему»,

— «Объясни»,

— «Назови»,

— «Предложи»,

— «Придумай»,

— «Поделись».

Воспитатель или ребенок бросает кубик. Необходимо ответить на вопрос по той грани, на которую выпадет кубик.

2.Вертушка-пазл

В процессе игры ребенок развивает мелкую моторику, внимание, наблюдательность, мышление. Игра представляет собой поле, на котором нужные нам изображения, расположенные на трех окружности, которые располагаются в нужном направлении. В какой-то степени игра является разновидностью пазлов, и одновременно вариантом кругов Луллия. Сначала детям дается возможность разглядеть изображения, назвать, что они видят [4, с. 290].

3. Вертушка

— «Расскажи о России» — закрепить знания детей о государственных символах.

— «Русские народные музыкальные инструменты» — закрепить знание национальных музыкальных инструментов.

— «Русская народная кухня» — закрепить знание русской кухни.

4. «Собери герб, флаг».

Цель: Закрепить представления о гербе, флаге, родного города, страны

Материал: Картинки с изображением флага и герба; разрезные картинки (флаг, герб).

Ход игры: Рассмотреть флаг, герб России, области, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанный флаг и герб по образцу.

5. Национальная одежда»

Цель: Формировать представления о народных костюмах. Развивать зрительное восприятие, внимание

Материал: Разрезные картинки с изображением национальной одежды

Ход игры: Задача детей составить картинку в точности по образцу.

Дидактические игры имеют большое познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольников и повышении эффективности учебно-воспитательного процесса [3, с. 233].

Дидактические игры оказывают большую помощь в формировании патриотических качеств дошкольников. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Игры способствуют развитию чувств, эмоциональной восприимчивости, памяти, мышления, обогащают речь детей.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2001.
  2. Виноградова A. M. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, 2014.
  3. Жукова Р. А. Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6–7 лет, 2020.
  4. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. 1000 развивающих игр для детей 5–7 лет. — М.: АСТ Астрель, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, Родина, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, массовая культура, национальная одежда, нравственно-патриотическое воспитание, ранний возраст.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской...

Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается

дошкольный возраст, детский сад, родной край, ребенок, чувство сопричастности

Воспитание этих чувств начинается с самого раннего детского возраста, и в очень большой

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство...

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка...

Огромным потенциалом в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеют семейные ценности. Опыт работы с детьми подтверждает, что дети способны воспринимать семью и эмоционально реагировать на все происходящее в ней.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви. Ознакомление с родным городом как средство...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

 Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Болдырева, Н. Г. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города / Н. Г. Болдырева, М. В. Румянцева, С. И. Рябинина.

Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. А. Березиной

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду.

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Ознакомление с родным городом как средство...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной.

Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий.

Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской...

Только через игру возможно патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается

дошкольный возраст, детский сад, родной край, ребенок, чувство сопричастности

Воспитание этих чувств начинается с самого раннего детского возраста, и в очень большой

родной край, детский сад, патриотическое воспитание, ребенок, родной город, чувство...

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка...

Огромным потенциалом в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеют семейные ценности. Опыт работы с детьми подтверждает, что дети способны воспринимать семью и эмоционально реагировать на все происходящее в ней.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством...

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви. Ознакомление с родным городом как средство...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

 Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Болдырева, Н. Г. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города / Н. Г. Болдырева, М. В. Румянцева, С. И. Рябинина.

Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. А. Березиной

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду.

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Ознакомление с родным городом как средство...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В формировании нравственно-патриотических чувств, роль семьи, является главной.

Воспитание в детях нравственно-патриотических чувств для педагога процесс очень трудоемкий.

Организация нравственно патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

Задать вопрос