Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Егорова, М. А. Занятия йогой как средство самоактуализации в подростковом возрасте / М. А. Егорова, П. В. Углач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100118/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье авторы указывают на актуальность поиска новых педагогических форм и методов в работе с подростками. Раскрыты возможности занятий йогой как средства, оказывающего позитивное влияние на самоактуализацию старших подростков. Приведены результаты влияния занятий йогой на развитие у подростков «Я-концепции», выработку доверия к самому себе, принятие своего внутреннего мира.

Ключевые слова: подростки, самореализация, самоактуализация, психолого-педагогические технологии, йога.

В современном обществе в существующих социальных и экономических условиях к человеку предъявляются все более высокие требования не только к способностям и умениям, но и как личности. Происходящие в стране политические процессы безусловно влияют на психологическое состояние молодого поколения, которому сегодня необходим колоссальный запас личностных ресурсов и способность ими рационально пользоваться для сохранения собственного психологического благополучия и окружающих. В этой связи проблема самоактуализации является актуальной и востребованной в молодежном сообществе.

Потребность в реализации накопленных физических и психических сил наиболее актуальна в юности и подростковом возрасте, когда происходит переход от внешней детерминации деятельности и поведения к самодетерминации. Этот возраст называют возрастом «интеграции самосознания» (Л. С. Выготский), «самоидентификации» (Э. Эриксон), «открытия «Я» (И. С. Кон), возрастом «поиска и решений» (А. В. Мудрик), «определения себя» (Л. И. Божович), «экзистенциального рождения души» (Г. А. Цукерман). Несмотря на расхождение в понимании источников развития личности, практически все научные школы признают старшую возрастную группу обучающихся сензитивной для саморазвития, самореализации и самоактуализации.

Трудности психолого-педагогической поддержки самоактуализации подростков частично объясняются тем, что в прежние годы перед молодыми людьми не стоял так остро вопрос о самоактуализации, поскольку жизненный маршрут выпускника школы чаще всего был, образно говоря, заранее «запрограммирован». Сегодня категория свободы принимает конкретные формы и содержание и ставит старшеклассников перед ситуацией множественных выборов. Свобода как состояние общества не только раскрывает новые возможности развития, но и накладывает на человека ответственность за осуществление своего выбора и его результат.

Отечественная педагогика и психология рассматривают феномен самореализации в деятельностной парадигме. Так, в отношении подростков особое внимание уделяется организации общественной, трудовой, учебной, игровой, художественной и других видов активностей. Многие современные школы создали образовательные системы, ориентированные на самореализацию и самоопределение личности (Л. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, Е. А. Ямбург и др.). Однако вопрос о технологиях с доказанной эффективностью, которые способствуют позитивной самоактуализации обучающихся, недостаточно разработан в психологической науке и педагогической практике. Образовательные технологии, используемые сегодня в школе, слабо ориентированы на актуализацию личностных ресурсов подростков, а главное, на формирование у них потребности в самоактуалазации.

Таким образом, существует противоречие между объективными требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой самоактуализирующейся личности, и реально функционирующей системой образования, которая в целом недостаточно полно обеспечивает данные результаты. Также следует отметить противоречие между потребностями самих подростков в реализации накопленных физических и психических сил, потребностями в разнообразной жизнедеятельности и реальной школьной практикой, фактически ограничивающей деятельность старшеклассников преимущественно учебно-познавательным процессом.

Одним из популярных направлений физического и духовного развития на сегодняшний день является йога — это практика, которая привлекает и молодое поколение, и взрослых. В современном ритмичном мире, когда от подростков требуют мобильности, высокой физической и мозговой активности, у них далеко не всегда есть возможность отдохнуть и переключить внимание на себя и свои интересы, что в результате приводит к эмоциональному выгоранию и пассивности. Йога помогает подростку найти те самые необходимые ресурсы, с помощью которых индивид может познать себя, раскрыть свой творческий потенциал и вырасти духовно [3].

Роль психического и эмоционального состояния в жизни человека сложно переоценить, по этой причине многие психологи и психиатры в различных странах стали проявлять интерес к феномену медитативного состояния и его благотворному влиянию на индивида. За небольшой период времени существенно возросло количество научной литературы, в которой затрагивается упомянутая выше тематика. Ярким тому примером является один из популярных американских сборников «Измененные состояния сознания» [4].

В. В. Бодров в своих трудах обращает внимание на пользу, которую несут в себе занятия йогой. Автор делал акцент на том, что данный вид деятельности всесторонне развивает человека, запускает его умственные способности, трансформирует психическое состояние, тренирует сознание [1].

Заинтересованность ученых духовными практиками вполне объяснима, и об этом упоминали исследователи М. М. Решетников и В. С. Лобзин, которые утверждают, что медитация помогает обрести душевное равновесие, что было неоднократно доказано посредством научных экспериментов [2].

Цель нашего исследования заключается в определении особенностей процесса самоактуализации подростков в процессе занятий йогой. Предметом выступает самоактуализация личности подростка в процессе занятий йогой.

Гипотеза исследования: показатели самоактуализации подростков, занимающихся йогой, и подростков, не имеющих отношения к спорту, различны. У подростков, занимающихся йогой, прослеживается высокий уровень внутреннего контроля, личностного роста, отношений, самопринятия.

Задачи исследования:

  1. Исследовать сущность феномена самоактуализации личности в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Изучить теоретические и эмпирические исследования особенностей самоактуализации личности в период подростничества.
  3. Изучить возможности занятий йогой как средства самоактуализации в подростковом возрасте (по материалам отечественных и зарубежных источников).
  4. Эмпирически исследовать особенности самоактуализации личности подростка в процессе занятий йогой.

В исследовании были использованы психодиагностические методики:

– опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (модифицированный вариант опросника Дж.Роттера) — для определения уровня субъективного контроля;

– шкала психологического благополучия К. Рифф;

– методика «Самоактуализация личности» А. Шострома;

– авторская анкета о мотивах предпочтения занятиями йогой.

Теоретико-методологические основы исследования. В основу анализа психологических феноменов положены принципы системности (Б. П. Ананьев, П. К. Анохин, Б.Л., Ломов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский), единства внешнего и внутреннего (С. Л. Рубинштейн), развития (Л. С. Выготский).

– исследования по проблеме личностно ориентированного подхода (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. А. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.);

– акмеологии (Н. В. Кузьмина), положения гуманистической психологии и концепции самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, и др.);

– теории гуманистического воспитания и педагогической поддержки (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, СВ. Кульневич, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, М. И. Рожков и др.);

– работы по методологии педагогического исследования (А. И. Кочетов, В. В. Краевский).

В исследовании принимают участие 30 подростков 15–16 лет, занимающихся йогой, а также 30 подростков, которые не имеют отношения к данному виду спорта и вообще спортом не занимаются.

Результаты анкетирования показали, что подростки проявляют интерес к йоге и медитативным практикам по нескольким причинам:

  1. Эмоциональная составляющая (возможность расслабиться, почувствовать внутреннюю свободу, лучше узнать себя и свои возможности, понять мотивы своих действий, мыслей и чувств).
  2. Возможность развития творческого потенциала, более осмысленный подход к жизни и к событиям.
  3. Гармонизация со своим физическим телом (индивид начинает понимать и правильно расценивать сигналы, которые подаются его организмом, знает, как снять мышечное напряжение, укрепить свое здоровье).
  4. Ощущение наполненности, появление жизненной энергии и сил, для того, чтобы справляться с эмоциональной нагрузкой.
  5. Изучение своего «Я» и своих способностей, выработка доверия к самому себе, принятие своего внутреннего мира.

Подтвердилась гипотеза о различии между показателями самоактуализации среди подростков, занимающихся йогой и подростков, не имеющих отношения к спорту. Так, для подростков, никогда не занимающихся спортом, характерно слабое проявление стремления к контактности, понимания природы человека. Наибольшие показатели имеют характеристики: ценностная ориентация и взгляд на природу человека, что говорит об ориентации на ценности, принятые социумом, позитивное отношение к себе как к личности.

Для подростков, которые занимаются йогой, особенно значительными параметрами стали характеристики познавательных способностей, гибкости поведения, взгляд на природу человека, контактность. Данные характеристики отражают стремление юных поклонников йоги к познанию нового, расширению своего кругозора, повышенной адаптивности, гибкому ситуационному поведению, пониманию сущности человека, умению идти на контакт и выстраивать конструктивные межличностные отношения.

Литература:

1. Бодров В. В. Индийская философия Нового времени. — М.: Смысл, 2000. — 192с.

2. Вахромов, Е. Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2018. — с. 129–133.

3. Дасгупта, С. Философия йоги и её отношение к другим системам индийской мысли / С. Дасгупта. — СПб.: Наука, 2008–352 с.

4. Парибок А. В., Лысенко В. Г. Дхьяна // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009–950 с.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, йога, процесс занятий, внутренний мир, возможность занятий, возможность развития, молодое поколение, подростковый возраст, субъективный контроль, творческий потенциал.


Похожие статьи

Спорт как инструмент развития личности подростка

В подростковом возрасте потребность в занятиях спортом гораздо выше, чем в любом другом, так как

Спорт формирует характер подростка, меняя его в лучшую сторону.

И естественно, одним из возможностей развития личности подростка, его подъем на «социальном лифте» вверх является спорт.

Как Вы думаете — занятие регби помогает молодым людям в жизни?

Влияние формирования творческого потенциала на развитие...

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание

Развитие творческих способностей младших подростков...

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

Особенности формирования и развития креативных...

Рассуждая о возможностях формирования креативности подростков, в первую очередь необходимо

Объектом является развитие и формирование креативных способностей подростков.

Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими.

В современном мире интенсивные темпы развития науки и технологии в новых.

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

Также требует внимания процесс становления у старших подростков способности к

Основная особенность подростков заключается в том, что в этом возрасте перед ними

Способность к развитию целеполагания у подростков 15–17 лет даёт возможность

Практика показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества

‒ Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности

Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.

Именно в условиях досуга формируются общности, дающие подросткам возможность выступать в...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой.

Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющимся в подростковом

Подросток пытается выйти из – под контроля старших, пересмотреть их требования и

Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми и...

Развитие самопознания, умения ориентироваться в мире...

 Проблема развития самопознания, самоопределение подростков с ограниченными

Задачи по развитию самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых и адаптации в

Для решения проблемы проводится цикл занятий по развитию самопознания, самовоспитания

Цель занятий — расширение знаний обучающихся о себе, своих возможностях и...

Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом...

Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

Такую личность характеризует конгруэнтность между «Я» и потенциалами.

«Я-концепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте.

В подростковом возрасте существуют факторы, способствующие развитию наркотизации [15].

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Творческие способности формируются и проявляются в процессе творческой

Важным условием для формирования творческих способностей, по мнению В. А. Левина «является

В процессе развития творческих способностей подростков, необходимо учитывать

Для того чтобы подростки сами в процессе творческих занятий смогли выдвигать идеи и получать...

Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии...

Особо значимо развитие творческого потенциала человека в период социализации и становления личности

Подростковый возраст с 11до 14 лет считается критическим периодом развития.

Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и

Внедрение ИКТ открывает принципиально новые возможности для развития творческой...

Похожие статьи

Спорт как инструмент развития личности подростка

В подростковом возрасте потребность в занятиях спортом гораздо выше, чем в любом другом, так как

Спорт формирует характер подростка, меняя его в лучшую сторону.

И естественно, одним из возможностей развития личности подростка, его подъем на «социальном лифте» вверх является спорт.

Как Вы думаете — занятие регби помогает молодым людям в жизни?

Влияние формирования творческого потенциала на развитие...

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание

Развитие творческих способностей младших подростков...

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

Особенности формирования и развития креативных...

Рассуждая о возможностях формирования креативности подростков, в первую очередь необходимо

Объектом является развитие и формирование креативных способностей подростков.

Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими.

В современном мире интенсивные темпы развития науки и технологии в новых.

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

Также требует внимания процесс становления у старших подростков способности к

Основная особенность подростков заключается в том, что в этом возрасте перед ними

Способность к развитию целеполагания у подростков 15–17 лет даёт возможность

Практика показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества

‒ Досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности

Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах.

Именно в условиях досуга формируются общности, дающие подросткам возможность выступать в...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой.

Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющимся в подростковом

Подросток пытается выйти из – под контроля старших, пересмотреть их требования и

Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми и...

Развитие самопознания, умения ориентироваться в мире...

 Проблема развития самопознания, самоопределение подростков с ограниченными

Задачи по развитию самопознания, умения ориентироваться в мире взрослых и адаптации в

Для решения проблемы проводится цикл занятий по развитию самопознания, самовоспитания

Цель занятий — расширение знаний обучающихся о себе, своих возможностях и...

Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом...

Идентичность «Эго» иногда возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

Такую личность характеризует конгруэнтность между «Я» и потенциалами.

«Я-концепции» как центра внутреннего мира личности происходит в детском и подростковом возрасте.

В подростковом возрасте существуют факторы, способствующие развитию наркотизации [15].

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Творческие способности формируются и проявляются в процессе творческой

Важным условием для формирования творческих способностей, по мнению В. А. Левина «является

В процессе развития творческих способностей подростков, необходимо учитывать

Для того чтобы подростки сами в процессе творческих занятий смогли выдвигать идеи и получать...

Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии...

Особо значимо развитие творческого потенциала человека в период социализации и становления личности

Подростковый возраст с 11до 14 лет считается критическим периодом развития.

Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и

Внедрение ИКТ открывает принципиально новые возможности для развития творческой...

Задать вопрос