Особенности разработки и реализации программы саморазвития молодого педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 18.02.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Былков, А. В. Особенности разработки и реализации программы саморазвития молодого педагога / А. В. Былков, А. Н. Шипилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100108/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье представлены подходы к разработке программы саморазвития молодого педагога, которая выступает основой деятельности наставнической пары посредством личных встреч.

Ключевые слова: программа саморазвития педагога, педагогический тандем, тандемная пара, личная встреча.

Саморазвитие молодого учителя — это осознанный процесс работы над собой, нацеленный на развитие профессионально-значимых качеств в соответствии с требованиями к профессии педагога и программой личностного роста.

Саморазвитие педагога во многом зависит от его собственного желания и стремления в формировании себя как личности. Однако, молодой учитель в современном учительском сообществе не всегда имеет возможность «заявить» о себе, получить совет опытного коллеги. Чтобы в школьной среде начинающий педагог мог чувствовать себя комфортно, и чтобы ускорить процесс включения в профессиональную деятельность, ему, несомненно, нужен наставник.

Создавая наставническую пару, мы исходили из того, что наставник в идеале — это:

– мотиватор — поведенческая модель;

– навигатор — человек, помогающий найти свой путь в профессии;

– фасилитатор — носитель востребованного жизненного и образовательного опыта.

Только такой педагог может обрести право стать наставником молодого учителя. Не случайно, форму взаимодействия мы назвали «педагогический тандем» (от англ. tandem — велосипед для двоих; в широком смысле — союз, содружество, необходимое для достижения общих целей), а механизм взаимодействия обозначили понятием «личная встреча».

Личная встреча предполагает духовно-нравственное сближение наставника с наставляемым, которое может быть достигнуто, если наставник:

будет способным принимать своего подопечного в его достижениях и затруднениях;

стремится быть предельно современным;

является образцом постижения нового, примером творческого отношения, способности работать в команде [1].

Основой взаимодействия наставника и наставляемого (мы называем себя «тандемной парой») выступает программа саморазвития педагога [2]. Цель программы мы определили как прогнозирование развития своих личностных и профессиональных качеств с опорой на укрепление достоинств и устранение недостатков.

Результаты проведенной самодиагностики помогли увидеть положительные черты молодого учителя, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности и «проблемные точки», требующие работы над собой.

Самодиагностика показала:

– средний уровень самооценки и потребности в достижениях;

– умеренную личностную тревожность;

– достаточную открытость для общения;

– высокий уровень эмоциональности, выражающийся в смене настроения;

– практичность;

– прямолинейность, которая мешает приобретению желаемого статуса в коллективе;

– достаточно развитую способность решать проблемы.

Посредством заключения личного контракта-обязательства мы наметили пути и способы работы над собой молодого педагога, объединив их в три блока:

  1. Блок «Деятельность»: вести личный план на неделю; постепенно включать инновационные методы работы; создавать свой методический портфель; чаще задавать вопрос «Почему?» и т. п.
  2. Блок «Личность»: с целью развития воли определять мини-задания и четко выполнять их в течение дня, недели, месяца; в целях тренировки уверенности в себе не стесняться демонстрировать свои достоинства и др.
  3. Блок «Общение»: учиться улавливать настроение собеседника; запоминать детали разговора; не бояться конфликтов; больше читать и др.

В программу наставничества мы включили также план взаимодействия наставнической пары, в котором через определение проблемного поля (задач) саморазвития, содержания работы наставляемого и определение инструментария наставника, мы спроектировали деятельность по следующим направлениям: разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; исследование индивидуальной научно-методической темы; участие в системе школьной научно-методической работы и вне школы; повышение квалификации и аттестация педагога.

Приступая к реализации плана взаимодействия наставнической пары, мы пришли к обоюдному согласию о принципах педагогического взаимодействия, среди которых:

– доверие — психологическое состояние уверенности в доброжелательности Другого; ожидание, что Другой ведёт себя честно;

– экологичность — открытость контактов, наличие возможностей для проявления внутренней свободы, ссылка на успешные действия и мысли наставляемого, уважение личностного пространства, защищенность от стрессовых переживаний;

– этическое богатство отношений — насыщенность отношений внимательностью, эмпатией, интеллигентностью, культурой общения и речи;

– со-участие — снятие барьеров и различий в статусе наставника и наставляемого, обоюдное взаимовыгодное сотрудничество, сотворчество.

Мы убеждены, что постепенное развертывание «внутренних сил» наставляемого через участие в научно-образовательных сессиях и презентационных площадках, проведение открытых занятий и пр., будут совершенствоваться его личностные качества, а «через личностное вырастает профессиональное».

Литература:

  1. Лельчицкий И. Д. Миссия учителя в развитии современного детства / И. Д. Лельчицкий // Пространство детства: современность и будущее: сборник материалов I Всероссийской науч.-практ. конф. — Москва-Тула, 2014. — С. 143–144.
  2. Судакова А. А. Личностно-профессиональное становление преподавателя педагогического колледжа в научно-методической работе. — Чита: Поиск. — 2007. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой учитель, наставническая пара, личная встреча, молодой педагог, программа саморазвития педагога, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

программа саморазвития педагога, педагогический тандем, тандемная пара, личная встреча

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к

Наставник необходим следующим категориям педагогов:  молодым учителям.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях

Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99

Наставничество как условие профессионального становления...

Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества. молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество.

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность...

Управление процессом профессионального становления...

Программа рассчитана на три месяца (12 встреч) по 3–4 встречи в месяц.

росту молодых педагогов; 4) развитие ресурсов личности учителя; 5) развитие рефлексии.

Методы работы по программе: групповая работа, работа в парах, «домашняя» работа.

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Для молодого педагога вступление в профессиональную деятельность сопутствуется

Наставничество — одна из форм работы с молодыми педагогами существует давно.

Педагог—наставник обязан всеми способами, а также личным примером, содействовать

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия.

Исторический аспект наставничества как форма... | «Молодой

Наставничество может рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, как деятельность опытного педагога по передаче своего опыта молодому учителю. Во-вторых, как деятельность классного руководителя по организации помощи и поддержки школьникам.

Профессиональная адаптация молодых специалистов в системе...

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Профессиональное самосовершенствование педагога

В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога

Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному

— 338 с. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? /

Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития.

Трудности профессиональной адаптации молодых...

Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодые специалисты, педагоги, трудности профессиональной адаптации. Начальный этап работы молодых специалистов в образовательном учреждении — сложный процесс, характеризуемый непредсказуемостью.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Таким образом, осуществляется обеспечение индивидуального роста учителя с учетом его личностных качеств, уровня развития, педагогических данных [5, с. 56]. Первый год работы школы является особенно важным этапом в профессиональном развитии молодых педагогов.

Похожие статьи

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к

Наставник необходим следующим категориям педагогов:  молодым учителям.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях

Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99

Наставничество как условие профессионального становления...

Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого

наставничество, наставник, молодой педагог, профессиональные качества. молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество.

молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность...

Управление процессом профессионального становления...

Программа рассчитана на три месяца (12 встреч) по 3–4 встречи в месяц.

росту молодых педагогов; 4) развитие ресурсов личности учителя; 5) развитие рефлексии.

Методы работы по программе: групповая работа, работа в парах, «домашняя» работа.

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Для молодого педагога вступление в профессиональную деятельность сопутствуется

Наставничество — одна из форм работы с молодыми педагогами существует давно.

Педагог—наставник обязан всеми способами, а также личным примером, содействовать

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия.

Исторический аспект наставничества как форма... | «Молодой

Наставничество может рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, как деятельность опытного педагога по передаче своего опыта молодому учителю. Во-вторых, как деятельность классного руководителя по организации помощи и поддержки школьникам.

Профессиональная адаптация молодых специалистов в системе...

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Профессиональное самосовершенствование педагога

В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога

Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному

— 338 с. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? /

Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития.

Трудности профессиональной адаптации молодых...

Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодые специалисты, педагоги, трудности профессиональной адаптации. Начальный этап работы молодых специалистов в образовательном учреждении — сложный процесс, характеризуемый непредсказуемостью.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Таким образом, осуществляется обеспечение индивидуального роста учителя с учетом его личностных качеств, уровня развития, педагогических данных [5, с. 56]. Первый год работы школы является особенно важным этапом в профессиональном развитии молодых педагогов.

Задать вопрос