Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 17.02.2023

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Матенова, Ю. У. Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь / Ю. У. Матенова, Н. Р. Уринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100086/ (дата обращения: 07.10.2024).



В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на нравственное воспитание современной молодёжи. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики.

Ключевые слова: духовность, современное поколение, литература, семейный роман.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев: «Духовность начинается со школы. Внимание вопросам духовности в школах необходимо уделять в той же мере, в какой уделяется образованию» [3]. Также Шавкат Миромонович рекомендовал создать просветительскую литературу, способствующую расширению кругозора, для учащихся каждого класса.

Ежегодно в нашей стране проводится конкурс «Ёш китобхон» («Юный читатель») среди молодёжи, где знатоки соревнуются в познаниях в области литературы. Данное мероприятие послужило основной тенденцией продвижения чтения в молодёжную среду. Главная задача конкурса «Ёш китобхон» — привить молодому поколению высокую духовность, патриотизм, чувство собственного достоинства, благородство и честь.

В списке литературы, [5] представленном конкурсантам 10–14 лет, есть и сборник Л. Н. Толстого «Как волки учат своих детей» [4].Сложно передать влияние творчества Льва Толстого на мировую литературу XX века и на всю последующую литературу в целом. Величайший романист, философ, лауреат Грибоедовской премии и претендент на Нобелевскую премию, ярчайший представитель своей эпохи, чьи произведения переведены на многие языки мира и писатель, которого еще при жизни назвали «главой русской литературы», Лев Николаевич Толстой, действительно человек-эпоха, а также человек, творивший эпоху. В свое время, Владимир Набоков, номинированный 8 раз на Нобелевскую премию по литературе и преподававший курсы русской и мировой литературы в Гарварде, войдя в аудиторию, попросил задернуть все шторы. В темноте он попросил включить один софит.

«− Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин. Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы.

В аудитории ворвался солнечный свет. Это — Толстой!» [6]

Как отмечал Э. Г. Бабаев, знаменитый толстовед, в аннотации к книге Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Толстой принадлежал к великой плеяде русских писателей XIXвека. В 70-е годы наряду с Тургеневым, Некрасовым, Островским, Достоевским он разрабатывал “историю души человеческой” в её отношении к обществу, к истории, к прошлому и будущему родной страны» [2]. Важные нравственные вопросы, духовные идеалы писателя волнуют читателя и по сей день. В становлении личности, а особенно, в юные годы, человек начинает задумываться о его предназначении в жизни, его роли в этом круговороте, о понятиях добро и зло и т. д. И именно в это время очень важно общаться с правильными людьми, читать правильные книги и перенимать все лучшее, ведь не зря произведения Льва Толстого называют энциклопедическими. Привнесение в жизнь молодого поколения таких романов как «Воскресение», «Война и мир» и «Анна Каренина», может послужить хорошим началом для развития нравственных и духовных ценностей целого народа.

В школьную программу по литературе Республики Узбекистан также включены величайшие произведения Л. Н. Толстого. Учащиеся 7 класса знакомятся с его трилогией «Детство. Отрочество. Юность», в 8 классе изучают рассказ «После бала», но наиболее глубоко образ писателя как целостной личности даётся в учебнике 10 класса. Данный учебник был издан 2017-году для средних образовательных школ и средних специальных профессиональных учебных заведений с русским языком обучения. Авторами данного учебника являются Н. М. Миркурбанов и Г. Ф. Голева. В отличие от учебников других классов данный учебник наиболее глубоко раскрывает жизнь и творчество Л. Н. Толстого в соответствии с особенностями восприятия старшеклассниками данного материала и характеризует писателя не только с творческой стороны, но и как многогранную личность и яркого представителя своего времени. В данном учебнике чётко обозначена концепция творчества Л. Н. Толстого, основополагающим стержнем которой является нравственная проблематика целого поколения. Несмотря на большой промежуток времени, разделяющий нас с автором, проблемы, поставленные в произведениях, являются актуальными и по сей день. Рассмотрены такие крупные произведения автора как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и т. д. Даётся подробное описание основных тем творчества Л. Н. Толстого, также отмечаются специфические художественные приёмы автора, выделяется несомненный талант, многоплановость, широта мышления и умение находить тонкие струны человеческих мыслей.

Отдельного внимания заслуживает интересное описание биографии писателя. Основной акцент направлен на становление личности писателя и на его духовные поиски. Нравственные идеалы писателя, его умение чётко анализировать собственные чувства и критически осуждать свои же поступки мы видим на примере многих его произведений. Художественная манера Льва Толстого, несомненно, заключается в искренности его суждений и в свободном диалоге с читателем, полностью исключающим в себе пафос. В данном учебнике затронута одна из основных идей, развитых Л. Н. Толстым во многих его произведениях. Семейная тематика по праву является ключевой в его самых ярких произведениях, таких как «Война и мир», «Анна Каренина» и в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» [1].

Наряду с изучением творчества писателя учащиеся всё более проникаются нравственной философией автора и впитывают в себя такие понятия, как честь, достоинство, благородство и скромность. Каждое произведение автора несёт в себе ту или иную воспитательную функцию, что необходимо для развития высокой духовности и человечности. Произведения Л. Н. Толстого, воистину гения литературы, ведут человека к добру, к свету, к справедливости. Его произведения даже через многие века будут служить людям во имя добра, как мечтал об этом автор.

Литература:

  1. Миркурбанов Н. М., Голева Г. Ф. Литература, 10 класс, Часть II.- Ташкент, 2017.
  2. Толстой Л. Н. Анна Каренина.− Москва: Художественная литература, 1985.
  3. Открытый новостной источник газета.uz https://www.gazeta.uz/ru/2022/05/26/schools/
  4. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 тт. — Москва: Художественная литература, 1982
  5. Сборник литературы для участия в конкурсе «Yosh Kitobxon». Открытый источник Ферганского лицея имени Мухаммада аль Хорезми при ТУИТ https://al.fbtuit.uz/yosh-kitobxon-tanlovining-kitoblar-royxati/
  6. Высказывания о Льве Толстом. Открытый сайт факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. http://www.journ.msu.ru/about/leo_tolstoy/statements_about_the_leo_tolstoy.php
Основные термины (генерируются автоматически): произведение, высокая духовность, класс, мировая литература, молодое поколение, Нобелевская премия, Узбекистан, учебник.


Ключевые слова

литература, духовность, современное поколение, семейный роман

Похожие статьи

Л. Н. Толстой в современном интернет-пространстве

В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на мировую литературу. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики. Также в статье рассматриваются причины, по которым Л. Н. Толстой становится...

Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни

В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Похожие статьи

Л. Н. Толстой в современном интернет-пространстве

В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на мировую литературу. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики. Также в статье рассматриваются причины, по которым Л. Н. Толстой становится...

Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни

В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Задать вопрос