Программа воспитания класса как средство достижения личностных результатов образования в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Былкова, О. М. Программа воспитания класса как средство достижения личностных результатов образования в начальной школе / О. М. Былкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100061/ (дата обращения: 08.05.2024).



Автор раскрывает особенности разработки и реализации программы воспитания класса, в основу которой положены идеи гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: личностные результаты образования, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, программа воспитания класса.

Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, является сегодня приоритетной задачей системы образования. Это зафиксировано в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Примерной программе воспитания школьников и др. Стратегические ориентиры воспитания определены Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [1].

ФГОС начального общего образования закрепляет личностные результаты образования, которые ориентированы, прежде всего, на решение задач гражданско-патриотического воспитания:

– становление ценностного отношения к своей Родине — России;

– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

– уважение к своему и другим народам;

– первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений [2].

Содержательно и организационно-методически оформляются такие элементы воспитательной системы школы, как разработка рабочих программ воспитания, федеральный проект «Разговоры о важном», церемониал поднятия флага РФ и исполнения гимна и др. Эти элементы выступают подсистемами государственной системы воспитания, основанной на базовых российских ценностях духовности и патриотизма.

Ежедневная работа и наблюдения за детьми позволили установить, что современные младшие школьники имеют правильные общие представления о Родине, о семье, о родном крае. Однако, эти представления характеризуются недостаточной полнотой информации. Так, дети затрудняются рассказать историю своей семьи, происхождение фамилии (и даже отчества), историю улицы, в силу возраста не располагают достаточными сведениями об истории родного края. Усугубляется проблема еще и тем, что более половины учащихся класса воспитываются в неполной семье. Часть детей находится в неблагополучной, социально опасной среде.

Современные родители, выбрав приоритетной задачей заработок и бытовые удобства (и то, если это благополучные семьи), уделяют мало внимания чтению с детьми, разговорам по душам, семейным посиделкам, оценке информации, полученной из внешних источников. В силу сложных социально-политических процессов, международной ситуации дети становятся непроизвольными слушателями взрослых эмоциональных дебатов в семейном кругу, о чем потом делятся в школе. Взросление современного ребенка часто происходит в потоке неконтролируемой информации.

Исходя из обозначенных задач воспитательной деятельности, определенных государственной политикой в области образования, и реальным состоянием дел, нами выбран ориентир на системный подход к решению данной проблемы посредством разработки и реализации Программы воспитания класса.

Программу воспитания класса мы рассматриваем как концептуальный, методический документ, определяющий комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в классном коллективе в соответствии с главной воспитательной целью. В структуре программы воспитания класса во взаимосвязи и взаимообусловленности представлены компоненты: цель и задачи воспитания; направления, содержание и формы деятельности воспитанников; подходы к диагностике воспитанности детей. Классный руководитель проектирует работу со всем классом, с отдельными учениками, с родителями и учителями, преподающими в классе.

Нами разработана и реализуется Программа воспитания класса «Мы вместе», рассчитанная на 4 года (время обучения в начальной школе). Системообразующим направлением воспитания в программе выступает патриотическое воспитание.

Патриотизм, в нашем понимании, — это потребность любить и гордиться — гордиться своей семьей, своей деятельностью, своей страной. Любая потребность побуждает человека на определенные действия. Практическое воплощение идеи заключается в информировании воспитанников с параллельным включением их в дела на благо других людей и своего коллектива.

Еще одна идея. Патриотизм без духовности может привести, например, к национализму, если ребенок не получает информации о других национальностях, другой культуре, достоинствах других народов. Реализацию этого положения мы видим в обогащении детей знаниями о разных культурах, учитывая, что в классе представлены учащиеся разных национальностей.

Третий тезис. Необходимо постоянно создавать повод для гордости воспитанников за свою страну, семью, школу, родителей и т. д., включая в содержание воспитательных дел рассказы о масштабных проектах и через обращение к региональным и местным аспектам (например, чем гордится наш район, знаменитые люди родного поселка). Особый акцент считаем необходимым делать на ценности Родителей, Учителя, Наставника — того, кто «ставит на крыло».

Таким образом, через информирование, создание ситуаций переживания, возрастание чувства гордости, вызревают жизненные точки опоры растущей личности.

Программа воспитания класса «Мы вместе» реализуется нами второй год. В первом классе были заведены альбомы «Моя родословная», в которых дети с помощью родителей выполняли такие задания: «Моё имя. Почему меня так назвали?», «История моей фамилии», «Моя мама», «Мой папа», а в классе учащиеся рассказывали о том, что узнали. В альбоме «Моя малая Родина», задания выполнялись и в классе, и дома, например: «Символика Хабаровского края», «Символика посёлка Солнечный», «Населенные пункты Хабаровского края», «Реки Хабаровского края», «Растения, занесенные в Красную книгу Хабаровского края» и др.

Во втором классе мы продолжили эту работу, в альбомах «Моя родословная» дети выполняли такие задания: «Мои бабушки и дедушки», «Традиции моей семьи». А в альбоме «Моя малая Родина» отражали результаты исследований по темам: «Растительный мир Хабаровского края», «Насекомые Хабаровского края», «Земноводные и пресмыкающиеся обитающие в Хабаровском крае». Задания дети выполняли по-разному — описание в виде текста, вклеивание фотографий, собственные рисунки.

Во втором классе мы стали использовать материалы из пособия «Я гражданин», изданного под руководством профессора О. Ю. Стреловой [3], с которыми учащиеся работают на классных часах «Разговоры о важном» и на уроках окружающего мира.

Одной из приоритетных задач в процессе реализации программы мы видим выстраивание позитивных отношений с родителями. Мы стремимся к созданию «созидательного сообщества» детей и взрослых. Все родительские собрания проходят в активной форме: круглый стол, интерактив, тренинг, вопрос — ответ и др. Достоинством является то, что родители сами планируют и проводят воспитательные мероприятия в классе при незначительной поддержке педагога.

Перспективы работы мы видим в более активном привлечении социальных партнеров, а в методическом плане — формирование инновационного продукта в виде программно-методического комплекса.

Литература:

  1. Воспитать патриота: методические рекомендации по организации мероприятий по патриотическому просвещению обучающихся: сборник методических рекомендаций / Сост. Кобелева Г. А. — Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. — 22 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286).
  3. Я — гражданин: игровой практикум для младших школьников / Авторы-сост.: Балашова Л. П., Беседин В. П. — Хабаровск: Частная коллекция, 2022. — 60 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, программа воспитания класса, гражданско-патриотическое воспитание, класс, ребенок, родной край, Российская Федерация, личностный результат образования, реализация Программы воспитания класса, родитель.


Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация...

Гражданско-патриотическое воспитание — является ведущим направлением внеклассной

8. Где по-вашему могут пригодится знания о родном крае? 1) На уроках.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском...

Патриотическое воспитание младшего школьника

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет.

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1–4 классы.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» [3] (где в качестве

Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года, в

Программа рассчитана на 5 лет. Целесообразность принятия программы обусловлена

(Закон РФ «Об образовании», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

...ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции

5) Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание младших школьников

 Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества.

В 2001 году правительством Российской Федерации была утверждена программа

Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных...

Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников...

В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских

нами создана программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 8-9 классов МБОУ Жохсогонской

В Программе гражданско-патриотического воспитания школьников «Мы — граждане

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края.

Методическое сопровождение патриотического воспитания...

личности; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Результаты исследования представлены в таблице 1. Таблица 1.

«Нет заинтересованности педагогов в патриотическом воспитании детей» -16 %

Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020...

Государственная программа «Патриотическое воспитание...»

Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране.

Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация...

Гражданско-патриотическое воспитание — является ведущим направлением внеклассной

8. Где по-вашему могут пригодится знания о родном крае? 1) На уроках.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском...

Патриотическое воспитание младшего школьника

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет.

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1–4 классы.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Именно поэтому Закон Российской Федерации «Об образовании» [3] (где в качестве

Ожидаемый результат патриотического воспитания: у детей и подростков будут

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» на период до 2025 года, в

Программа рассчитана на 5 лет. Целесообразность принятия программы обусловлена

(Закон РФ «Об образовании», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

...ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции

5) Приобщать к работе по патриотическому воспитанию родителей, что должно

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание младших школьников

 Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества.

В 2001 году правительством Российской Федерации была утверждена программа

Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны — одна из трудных...

Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников...

В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских

нами создана программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 8-9 классов МБОУ Жохсогонской

В Программе гражданско-патриотического воспитания школьников «Мы — граждане

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края.

Методическое сопровождение патриотического воспитания...

личности; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Результаты исследования представлены в таблице 1. Таблица 1.

«Нет заинтересованности педагогов в патриотическом воспитании детей» -16 %

Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020...

Государственная программа «Патриотическое воспитание...»

Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране.

Задать вопрос