Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 16.02.2023

Статья просмотрена: 1142 раза

Библиографическое описание:

Балукова, О. А. Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников / О. А. Балукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100054/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольники, ФГОС ДО, лэпбук, инновационные технологии.

В современной дошкольной педагогике, также, как и во всем мире, происходят периоды модернизации образования. Время не стоит на месте и перед педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов. Инновации определяют новые формы, методы, технологии, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей.

В современном дошкольном образовании, где позиция ребенка является приоритетной и ведущей, воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Ребенок в такой позиции чувствует себя более свободным, раскрепощенным, творчески мыслящим, исследователем, так как знания воспитаннику даются не в традиционно готовом виде, а добываются самим дошкольником в ходе исследовательской деятельности, в ходе открытий. Цель воспитателя- содействовать становлению ребенка как личности.

Что же такое современные педагогические технологии?

Педагогические технологии — это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)

К инновационным педагогическим технологиям относятся:

— технологии проектного обучения;

— информационно- коммуникационные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— информационные технологии;

— технологии ТРИЗ;

— технологии исследовательской деятельности;

— личностно- ориентированные технологии;

— технологии предметно- развивающейся среды;

— игровые технологии и т. д.

Важным аспектом современного российского образования является «научить учиться самому!», то есть это говорит о том, что нам, как воспитателям, необходимо постоянно искать новые формы и методы, подходы и идеи в своей педагогической деятельности для развития познавательной активности дошкольников; развивать у детей мышление, речь, внимание, память, творческое воображение, формировать умение исследовать и делать открытия самостоятельно.

Одной из современных инновационных технологий, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Что означает такое модное слово лэпбук?

Лэпбук (lapbook)- в дословном переводе с английского означает «наколенная книга», где lap — колени, book — книга.

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини- книжками, различными подвижными деталями, окошками, мнемотаблицами, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать по своему усмотрению. В лэпбук собирается материал по определённой теме, где дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

Лэпбук — это мощный справочный инструмент и особая форма изучения учебного материала, а также основа проектной деятельности взрослого с детьми. Основу лэпбука создает педагог (родитель), и в процессе изучения материала лэпбук дополняется, совершенствуется вместе с детьми и взрослыми. В результате такой работы получается отличный совместно- проработанный исследовательский проект.

Создание лэпбука является одним из важных эффективных средств сотрудничества с родителями. Родители дошкольников могут обеспечить поддержку:

— информационную (помощь в сборе информации определенной темы для лэпбука);

— организационную (экскурсии, походы);

— техническую (фото, видео, монтаж);

— мотивационную (поддержание интереса, уверенность в успехе).

Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность предлагать идеи, собирать материал, изготавливать части книги. Совместное изготовление лэпбука сближает взрослого с ребенком, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ и повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

Лэпбук — это наглядно — практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе, сортировке информации.

Почему игровая технология «лэпбук» так актуальна и распространена в наше время в дошкольных учреждениях?

1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (его легко взять, можно легко перемещаться с книгой в любом пространстве);

— пригоден к использованию одновременно подгруппой детей (в том числе с участием взрослого, который может быть в качестве играющего партнера, также могут играть одновременно дети разных возрастов);

— обладает дидактическими свойствами;

— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя наравне с детьми;

— добровольное присоединение детей к деятельности;

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

— открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Интерактивная книга достаточно проста в изготовлении. Лэпбук смогут сделать:

— педагоги;

— родители;

— педагоги с детьми;

— родители с детьми;

— педагоги, совместно с родителями и детьми.

То есть, согласно одному из важных условий реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС в ДОУ сотрудничают все участники образовательного процесса. В подготовительных группах даже дети уже самостоятельно могут изготавливать части книги, что является высшей ступенью развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Лэпбуки используют не только в детском саду, также это замечательный современный игровой материал и для дома.

Разновидности тематических папок:

— учебные;

— игровые;

— поздравительные,

— праздничные;

— автобиографические (например, о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

Папки имеют разные формы:

— стандартная книжка с двумя разворотами;

— папка с 3–5 разворотами;

— книжка-гармошка;

— папка-раскладушка;

— фигурная папка.

Организация материала:

— стандартные кармашки;

— обычные и фигурные конверты;

— кармашки-гармошки;

— кармашки-книжки;

— окошки и дверцы;

— вращающиеся детали;

— карточки;

— стрелки;

— пазлы;

— раскраски;

— мнемотаблицы;

— чистые листы для заметок и т. д.

Таким образом, лэпбук — это современная инновационная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация знаний в занимательной и увлекательной игровой форме, где ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школе.Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых возможностей, целей и горизонтов.

Литература:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

2. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 — № 12 — с. 6–11

3. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева — СПб.: Сфера, 2010. — 176 с.

4. Коневич С. В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.

5. http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-igra-kak-sredstvo-vospitanija-i-forma-organizaci-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

6. https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

7. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, интерактивная книга, исследовательская деятельность, педагог, педагогический процесс, родитель, часть книги.


Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности.

книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы. ‒ простейшие приборы.

Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа...

Организация познавательной деятельности дошкольников...

Детская познавательно-исследовательская деятельность, обозначенная в Стандарте

Материалы и методы. Обратимся к инновационной педагогической деятельности МАДОУ

2004. 221 с. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей дошкольного возрастапроцесс длительный и многоплановый.

Так как понятие «ребёнок-дошкольник» охватывает период от 3 до 7 лет, а дети приходят в

Вообще ранний возраст (от 1,5 до 3 лет) — очень информативен для педагога о способе

Безруких М. М. «В любом виде деятельности ребенка, а в игре прежде всего, идет его...

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии...

Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося

Весь этот процесс происходит под руководством педагога [1, с. 12].

Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е.А. Панько.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников.

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности.

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической...

Ключевые слова : интерактивные технологии, игровые методы.

«Микрофон» — это метод, где педагог и дети образуют круг, затем передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по заданной теме.

«Можно ли обойтись без телефона?», «Нужна ли книга в наше время?» и т. д.

5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками

Благодаря сети Интернет возможно участие педагогов в конкурсах, проектах, конференциях.

Организованная образовательная деятельность состоит из 3-х частей

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад

ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный...

Философско-психологические и педагогические основы развития...

Поскольку дошкольное образовательное учреждение есть социальный институт, ребенок в нем выполняет

А эти способности могут формироваться в процессе исследовательской деятельности. Педагогические подходы кразвитию исследовательской деятельности.

От педагога требуется быть исследователем, стратегом, педагогическим диагностом...

Использование информационных компьютерных технологий...

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий.

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, компьютер, графики...

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности.

книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы. ‒ простейшие приборы.

Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа...

Организация познавательной деятельности дошкольников...

Детская познавательно-исследовательская деятельность, обозначенная в Стандарте

Материалы и методы. Обратимся к инновационной педагогической деятельности МАДОУ

2004. 221 с. Микерина А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей дошкольного возрастапроцесс длительный и многоплановый.

Так как понятие «ребёнок-дошкольник» охватывает период от 3 до 7 лет, а дети приходят в

Вообще ранний возраст (от 1,5 до 3 лет) — очень информативен для педагога о способе

Безруких М. М. «В любом виде деятельности ребенка, а в игре прежде всего, идет его...

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии...

Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося

Весь этот процесс происходит под руководством педагога [1, с. 12].

Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е.А. Панько.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников.

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности.

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической...

Ключевые слова : интерактивные технологии, игровые методы.

«Микрофон» — это метод, где педагог и дети образуют круг, затем передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по заданной теме.

«Можно ли обойтись без телефона?», «Нужна ли книга в наше время?» и т. д.

5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками

Благодаря сети Интернет возможно участие педагогов в конкурсах, проектах, конференциях.

Организованная образовательная деятельность состоит из 3-х частей

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад

ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный...

Философско-психологические и педагогические основы развития...

Поскольку дошкольное образовательное учреждение есть социальный институт, ребенок в нем выполняет

А эти способности могут формироваться в процессе исследовательской деятельности. Педагогические подходы кразвитию исследовательской деятельности.

От педагога требуется быть исследователем, стратегом, педагогическим диагностом...

Использование информационных компьютерных технологий...

Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий.

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, компьютер, графики...

Задать вопрос