Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Биковец, В. О. Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре / В. О. Биковец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99884/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор пытается обобщить информацию о психологических особенностях подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре.

Ключевые слова: подростки, социально-реабилитационный центр.

В настоящее время в России существуют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, в которых оказываются дети. Такие дети проживают временно, пока их семейная ситуация не улучшится и родители не смогут вести свою социальную функцию, это может быть от пару дней до нескольких месяцев, часто дети попадают в центр повторно, многократно. Специалисты, во врем пребывания ребёнка в центре, пытаются определить дальнейшее развитие ребёнка в социуме, и программу для восстановления психологической здоровья ребёнка в такой ситуации. Большое значение имеет деятельность психолога в центре. Поскольку чаще всего воспитанниками центров являются дети, подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому), пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости и т. д. Всё это формирует определённые психологические особенности.

Развитие ребёнка очень важно для его психологического, эмоционального, душевного благополучия в будущем, и для благополучия всех людей, с которыми он будет взаимодействовать в жизни. Взаимодействие взрослого с ребёнком имеет большую роль в его развитии. Если взаимодействие родителей, или значимыми взрослыми с подростком, претерпевает трудности или разрыв, подросток может чувствовать неуверенность, тревожность, замыкаться в себе или наоборот проявлять агрессию и т. д.

То, каких успехов будет добиваться уже взрослый человек, зависит от того, на сколько он может принимать самостоятельное решение, которое наилучшим образом подходит к данной ситуации, как он взаимодействует с другими людьми, на сколько он эмоционально стабилен, на сколько у него высокая самооценка и уровень притязаний. Всего этого очень сложно достичь детям, после нахождения в социально-реабилитационном центре. Дети, которые находятся в таких центрах, в основном не планируют заканчивать школу, они взаимодействуют с другими и между собой с применением силы, как физической, так и психологической, что пригодится только для нарушения закона в будущем. Такие дети не могут преуспеть в школьных предметах, им нужно почувствовать себя в безопасности, ведь им уже сложно верить этому миру.

Эмоциональное благополучие подростков «группы риска» очень важно для их дальнейшей «позитивной» жизни. У таких детей нет собственного примера адекватного взаимодействия индивидов, такие дети являются неадаптированными к обществу, где есть семья, школа, дружба, карьерный рост и т. д. Дети, которые оказались в социально-реабилитационном центре безусловно нуждаются в помощи, а также на уменьшение их социальных, психологических и педагогических проблем.

В связи с этим я выбрала данную тему, чтобы помочь подросткам, находящимся в упомянутых центрах, которым нужно гораздо больше. Гораздо больше времени, гораздо масштабнее мероприятия с выездом и последующим сопровождением послепрограммного проведения. Но я надеюсь, что в нашей стране интерес к детям группы риска будет расти, и вскоре в самих учреждениях будут применяться различные программы по развитию здоровой личности детей, у которых имеются проблемы в семье и все из них вытекающие.

Проблему общения детей-социальных сирот рассматривали Т. Н. Алексева, О. В. Баресгян, Е. А. Горшкова, А. Н. Елᴎзаров, И. А. Емельянова, Н. Г. Соломатина. [8, c. 2]. В исследованиях этих авторов отмечалось, что те подростки, кто покинул стены социально-реабилитационного центра, без оказанной поддержки семьи в детстве и в последующем, не способны адаптироваться к социальной среде во взрослой жизни. Детство без здоровой семьи нарушает связь ребёнка с безопасным миром и с его социальной средой, включая сверстников и взрослых.

Межличностное общение важно для поддержания себя в среде социума, так как человек существо социальное, мы без социума чувствуем себя одиноко, без поддержки перестаем верить в себя и не стремимся постигать новые вершины. Отношения с эмоциональной, духовной близостью питают нас, создают внутреннюю гармонию и стабильность личности.

У подростков, находящихся в реабилитационных центрах, не редко не верно сформировано модель социальных ролей, не сформированы элементарные социальные навыки. У них может сохраняться самооценка ниже средней, низкое самоуважение и неуверенность в себе.

Они беспокойны, не могут контролировать себя, не обладают волей, не самостоятельны. Не сформированная или негативная «Я-концепция» приводит к подражанию другим, в основном лидерам, приводит к агрессии и сокрытии своих чувств. Часто подростки говорят о себе в негативном ключе, или вовсе считают себя «никем». В итоге подростки рассчитывают только на негативный исход, никому не доверяют, в особенности взрослым, обижаются по пустякам или обижают других, показывают свое безразличие к себе и окружающим. К этим особенностям в межличностном общении можно добавить не способность к привязанности и сопереживанию.

Все эти качества усугубляют развитие подростка, его развитие социальных навыков, и адаптацию в будущем.

«Я-концепция» формируется у таких подростков «не здоровым» подражанием быть похожим на лидера, старше их по возрасту. Вследствие чего нарушается идентификация подростков, то есть они не идентифицирует себя с определённым полом, так же они принимают нормы поведения к конкретному полу.

Дети из реабилитационных центров в дружбе делают акцент не на общении и доверии, общих интересах, они выбирают дружбу с сильным, потому что выбирают способ достижение цели с помощью силы. Зачастую девочки выбирают дружбу с лидерами-мальчиками.

Игры выбираются агрессивные и подвижные, наполненные хаосом.

Подростки из реабилитационного центра стремятся к самоутверждению с помощью достижения определённого статуса.

Обычный ребенок старается самоутверждаться хорошими отметками, достойным поведением, реализует себя в творческой деятельности, за что получает похвалу от родителей, самоуважение, уважение от сверстников и взрослых, определённый социальный статус в своём окружении. В то же время подростки, находящиеся в реабилитационном центре, в своих родных семьях не только не получали похвалу, но и получали негативное подкрепление, зачастую побои, отсутствие заботы. Поэтому им приходилось выживать по-своему, и поэтому они не следуют похожему сценарию.

Месть как одна из мотиваций агрессии и насилия является причиной такого сценария. Но, по мнению Н. Г. Соломатиной, мотив мести у воспитанников реабилитационных центров в большей степени обусловлен базисным недоверием к миру, которое и вызывает желание отомстить хоть кому-нибудь за свое негативное прошлое.

Такие подростки, имея внутренний конфликт, испытывают дефицит в общении, жаждут позитивного подкрепления от взрослых и от сверстников, они хотят чтобы на них обратили внимание, им не хватает этой заботы и они голодны на похвалу, они нуждаются в здоровой родительской привязанности, в то же время они не удовлетворены этой потребностью, отвергая её, так как боятся и не доверяют. У них ослаблено чувство стыда, онᴎ равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающимᴎ, одни ᴎз них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. Сфера общения у эᴛᴎх детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношенᴎᴎ со взрослымᴎ.

Так как у таких детей отсутствует чувство безопасности, потребность в общении спадает на нет, это желание блокируется, в основном, с помощью механизма защиты в виде двух вариантов. Либо замыкание в себе, изоляция от других, избегание конфликтов, апатия. Либо проявление агрессии к окружающим.

Агрессия — это защитная реакция на новую ситуацию с одной стороны, что часто наблюдается у многих детей, а с другой, как сформированный способ реагирования на невыполнение своих требований, потребностей, либо как следствие тревожного состояния. Естественно, родители таких детей ведут себя подобным образом, а подросток копирует это поведение. Агрессия может проявляться и к сверстникам, и ко взрослым. Реже встречается аутоагрессия, это агрессия, направленная на себя. Подросток может себя бить, делать что-то вредящее его телу, не уважать себя. В этом случае возможен суицид.

Но есть различия между демонстративной агрессией и реальным желанием суицида. К тому же важно различать ещё демонстративность от неумения сдержать свои эмоции.

Могут быть и несколько другие варианты психологической защиты, но в целом они похожи на предыдущие, скорее являются их разновидностью.

Например, своего «Я» с помощью автономии. Другая позиция может характеризоваться как не соглашение с любыми предложениями, как взрослых, так и сверстников, которые проявляют заботу к подростку. Не согласие так же выражается в агрессии и негативе.

Ещё вариант агрессии — это стремление разрушать взаимоотношения, разрушать всё, наносить вред социуму психологической и физической силой. При этом можно наблюдать проявление гнева и неприятие подростка, его враждебные эмоции.

Общение подростков со сверстниками так же имеет негативный характер. Они не прислушиваются к мнению друг друга, не пытаются сотрудничать, не прислушиваются друг к другу, достигают своих целей применяя силу, с легкостью провоцируют конфликты, речь у них грубая и полна гнева. Они не боятся обидеть и часто обижаются сами, пытаясь манипулировать. Все это подтверждает высокий уровень тревожности и конфликтности у воспитанников, находящихся в реабилитационном центре.

У подростков из реабилитационных центров наблюдается высокий уровень тревожности; низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.

Также психолог, работая с подростком который попал в социально-реабилитационный центр, в первую очередь обращает внимание на нервно-психологические нарушения. Сюда относится грызение ногтей, сосание пальца, энурез, онкопрез, нервные тики, заикание, трудности в засыпании, беспокойный сон, различные страхи и т. д. Психологическая работа в этом случае строится на формировании навыков саморегуляции посредством расслабления, релаксации.

Пополняя характеристики подростков, можно сказать о аддиктивном и девиантом поведении. Это является следствием вышеописанных признаков. Младший подросток может сбежать на улицу, знакомиться со вредными привычками, воровством и т. д.

И, объединяя все характеристики подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре:

  1. Высокий уровень тревожности (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Высокий уровень агрессивности. Недостаточный уровень коммуникативных навыков является следствием из вышеописанных пунктов.
  3. Наличие признаков нервно-психологического неблагополучия.
  4. Девиантное поведение. Этот также является последствием вышеописанных признаков и формируется старшему подростковому возрасту.

Важно как можно раньше показать позитивную сторону жизни в сложившейся ситуации, чтобы они смогли выбрать. Все проблемы подростков можно разрешить только помогая ему, набравшись сил и терпения.

Литература:

1. Ожерельева Л. А. Воспитание несовершеннолетних методами арт-терапии в условиях социально-реабилитационного центра, 2019

2. Мартынова М. А., Марышева Е. В. Курсовая работа Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися в социально опасном положении // Лесосибирский педагогический институт//Филиал сибирского федерального университета, 2018

3. Копытин А. И. Свистовская Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций , 2007 г.

4. Медведева А. Е., Левченко И. Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании, 2001

5. Бетенски М. Г. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии, 2002

6. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков, 2007

Основные термины (генерируются автоматически): социально-реабилитационный центр, подросток, ребенок, высокий уровень тревожности, реабилитационный центр, центр, агрессия, межличностное общение, социальная среда, характеристика подростков.


Ключевые слова

подростки, социально-реабилитационный центр

Похожие статьи

Особенности агрессивного поведения подростков...

Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

Особенно остро проблема агрессивного поведения проявляется в подростковой среде.

Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют

Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по...

- 66 % подростков имеют потребность в общении фактор (А), превышающую ее активность

- 50 % подростков демонстрируют повышенный уровень эмоционального реагирования фактор (С). Это

Реабилитационный центр. Подростки с двигательными нарушениями.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста.

Такое поведение чаще всего наблюдается у подростков из неблагополучных семей. Другой причиной девиантного поведения в подростковой среде выступает влияние

Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий [5].

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Для изучения особенностей детей из неблагополучных семей нами было организовано стандартизированное наблюдение за поведением и взаимодействием младших школьников в свободной обстановке в условиях социально-реабилитационного центра.

Уровень стрессоустойчивости и тревожности подростков...

По результатам методики можно сделать вывод, что «средний уровень» стрессоустойчивости у подростков в значительной степени преобладает над остальными результатами. «Высокий уровень» имеют 5 подростков и «низкий уровень» выявлен у 2 подростков.

Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную...

Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

У многих детей отмечалось хаотическое, нецеленаправленное поведение.

Оснащая Центр, психологи старались создать отдельные зоны, каждая из которых была бы снабжена

Старшим детям (подросткам) нередко предлагалась роль «помощника руководителя».

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

...проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина.

Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой

Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте.

По определению ВОЗ, подростками являются молодые люди в возрасте 10–19 лет.

Наиболее привычная реакция на стресс является тревожность [23].

Во многом качество жизни подростков определяет социально-экономический статус.

Исследование психологических особенностей подростков...

С 2009 года в МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Характерной особенностью многих подростков (87 %) является отсутствие четких жизненных планов.

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень, физическая.

Похожие статьи

Особенности агрессивного поведения подростков...

Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта.

Особенно остро проблема агрессивного поведения проявляется в подростковой среде.

Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют

Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте зависят от ряда факторов.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по...

- 66 % подростков имеют потребность в общении фактор (А), превышающую ее активность

- 50 % подростков демонстрируют повышенный уровень эмоционального реагирования фактор (С). Это

Реабилитационный центр. Подростки с двигательными нарушениями.

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного...

Девиантное поведение присуще многим детям подросткового возраста.

Такое поведение чаще всего наблюдается у подростков из неблагополучных семей. Другой причиной девиантного поведения в подростковой среде выступает влияние

Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий [5].

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных...

Для изучения особенностей детей из неблагополучных семей нами было организовано стандартизированное наблюдение за поведением и взаимодействием младших школьников в свободной обстановке в условиях социально-реабилитационного центра.

Уровень стрессоустойчивости и тревожности подростков...

По результатам методики можно сделать вывод, что «средний уровень» стрессоустойчивости у подростков в значительной степени преобладает над остальными результатами. «Высокий уровень» имеют 5 подростков и «низкий уровень» выявлен у 2 подростков.

Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную...

Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

У многих детей отмечалось хаотическое, нецеленаправленное поведение.

Оснащая Центр, психологи старались создать отдельные зоны, каждая из которых была бы снабжена

Старшим детям (подросткам) нередко предлагалась роль «помощника руководителя».

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

...проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина.

Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой

Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек.

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте.

По определению ВОЗ, подростками являются молодые люди в возрасте 10–19 лет.

Наиболее привычная реакция на стресс является тревожность [23].

Во многом качество жизни подростков определяет социально-экономический статус.

Исследование психологических особенностей подростков...

С 2009 года в МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Характерной особенностью многих подростков (87 %) является отсутствие четких жизненных планов.

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень, физическая.

Задать вопрос