Разработка алгоритма автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Алхажжи, Моханнад Хусейн. Разработка алгоритма автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора / Моханнад Хусейн Алхажжи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99878/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье приводится алгоритм автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора с учетом изменения параметров атмосферного воздуха (влажности и температуры) на малых высотах на входе в газотурбинный двигатель.

Ключевые слова : влагосодержание, направляющий аппарат, система автоматического управления, газотурбинный двигатель.

В настоящее время генеральным направлением развития как отечественного, так и зарубежного газотурбостроения является рост параметров рабочего тела на входе в турбину.

Повышение коэффициента полезного действия и мощностей газотурбинных двигателей требует усовершенствования и усложнения вспомогательных систем, обеспечивающих безаварийность работы и приемлемые эксплуатационные характеристики на всех режимах эксплуатации. Использование поворотных лопаток направляющего аппарата (НА) компрессора повышает ресурс газотурбинного двигателя (ГТД), экономичность, эффективность в широком диапазоне работы (особенно актуально для авиадвигателей, работающих в условиях морского климата и на малых высотах).

Как известно, повышенная влажность атмосферного воздуха является одним из негативных факторов окружающей среды для авиационной техники, при этом меняются свойства рабочего тела, что приводит к ухудшению параметров компрессора и других элементов и изменению режима работы двигателя.

При отрицательных и малых значениях температуры атмосферного воздуха, даже при высокой относительной влажности, влагосодержание составляет менее 0,005. Однако в условиях полета на малой высоте и при больших значениях температуры и относительной влажности воздуха влагосодержание может достигать значений 0,04...0,08. В этом случае влияние влажности воздуха на работу двигателя становится заметным [1].

На рис. 1. изображена зависимость степени повышения полного давления воздуха от расхода воздуха от относительной плотности тока. Сплошными и пунктирными линиями обозначены характеристики и рабочие линии компрессора в открытом и прикрытом положении лопаток НА соответственно. Видно, как увеличение угла поворота лопаток смещает границу помпажа вверх на пониженной частоте вращения в условиях низкого расхода воздуха (из-за высокой влажности в атмосфере) [2].

Характеристики компрессора, регулируемого поворотом лопаток НА

Рис. 1. Характеристики компрессора, регулируемого поворотом лопаток НА

Очевидна необходимость разработки новых (современных) частных методик программы управления ГТД с учетом влияния влажности воздуха на характеристики компрессора, а также комплексных методик оценки влияния этих факторов на характеристики ГТД при эксплуатации в условиях влажного климата. На рис. 2. представлена структура разрабатываемой методики.

Структура методики оценки влияния влажности воздуха на характеристики ГТД

Рис. 2. Структура методики оценки влияния влажности воздуха на характеристики ГТД

В целях поддержания заданного режима работы двигателя с требуемой точностью при изменении внешних условий (в условиях низкого расхода воздуха из-за высокой влажности в атмосфере) или изменение режима в соответствии с предусмотренной программой управления и предотвращение неустойчивой работы элементов силовой установки на установившихся и переходных режимах, обеспечение необходимого запаса газодинамической устойчивости , повышенных КПД на нерасчетных режимах осевого компрессора с высоким достигается одновременным поворотом лопаток НА нескольких ступеней [3]. На рис. 3. показаны поворотные лопатки НА компрессора. Цапфа каждой лопатки 3 соединяется при помощи рычага 2, с поворотным кольцом 1. При необходимости изменения расхода воздуха кольцо 1 поворачивается, при этом поворачиваются одновременно все рычаги 2 и, соответственно, лопатки НА 4 [4].

Поворотные лопатки направляющих аппаратов компрессора

Рис. 3. Поворотные лопатки направляющих аппаратов компрессора

На рис. 4. представлен алгоритм автоматического управления лопатками НА компрессора с учетом изменения характеристик рабочего воздуха на малых высотах на входе в двигатель.

Алгоритм автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора

Рис. 4. Алгоритм автоматического управления лопатками направляющих аппаратов компрессора

В модель вводятся исходные данные, определяется угол отрыва потока воздуха от лопаток, определяется минимальный расчетный угол поворота лопаток, а затем определяется требуемый расход воздуха на конкретном режиме работы. При изменении параметров рабочего тела лопатки НА компрессора поворачиваются для обеспечения значения текущего расхода, равного значению требуемого расхода на данном режиме работы двигателя.

Изменение запасов газодинамической устойчивости каскадов компрессора при увеличении влагосодержания может быть существенным. Поэтому непрерывное изменение углов установки лопаток НА является эффективным способом управления компрессорами, обеспечивающим высокий уровень эксплуатационных характеристик двигателя.

Литература:

  1. Биксаев А. Ш. Анализ методов защиты авиационных газотурбинных двигателей от вредных факторов среды эксплуатации // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 75.
  2. Кистойчев А. В. Проектирование лопаточного аппарата осевых компрессоров ГТУ / А. В. Кистойчев // Уральский энергетический институт. Екатеринбург. 2014г. — 360 с.
  3. Черкасов А. Н., Грасько Т. В. Системы управления авиационных силовых установок: Учебное пособие. — Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. — 127 с.
  4. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания РД33–2С: учебное пособие / Под редакцией В. В. Кулешова. — Издание ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1986. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): автоматическое управление, атмосферный воздух, газотурбинный двигатель, направляющий аппарат компрессора, рабочее тело, расход воздуха, высокая влажность, компрессор, направляющий аппарат, характеристика компрессора.


Ключевые слова

газотурбинный двигатель, система автоматического управления, влагосодержание, направляющий аппарат

Похожие статьи

Анализ нагрузок, действующих на элементы конструкции ГТД

Газотурбинные двигатели (ГТД) за последние семьдесят лет своего развития стали основным источником энергии, как для

Компрессор ГТД служит для повышения давления воздуха перед подачей его в камеру сгорания.

Осевое усилие, действующее на РК компрессора (рис. 2), определяется как

2.2 Нагрузки, действующие на статор (корпус, направляющий аппарат).

Моделирование влияния угла установки входного направляющего...

Для исследования влияния изменения угла установки входного направляющего аппарата (ВНА) на характеристику осевого компрессора был выбран осевой четырехступенчатый компрессор с регулируемым ВНА. Рис. 3. Модель трехступенчатого компрессора в системе моделирования.

Автоматизация системы управления процессом компримирования...

Атмосферный воздух по всасывающему трубопроводу засасывается компрессором через

Процесс сжатия воздуха происходит следующим образом: после первого рабочего колеса

Управление дроссельной заслонкой поз.PV-26/2А и антипомпажным клапаном поз.FV-26/1А

В установке компримирования воздуха компрессором ЦК135/8 и осушки его на установке БОВ1...

Повышение эффективности работы компрессорных станций за...

Воздух засасывается компрессором из атмосферы через всасывающий воздухопровод и, проходя

Плотность воздуха — это количество воздуха, содержащегося в 1 м3 объема. Установлено, что 1 м3 воздуха при стандартных атмосферных условиях (барометрическое давление 760 мм. рт. ст., t

Таблица. Технические характеристики камер увлажнения воздуха.

Анализ методов защиты авиационных газотурбинных...

Работа газотурбинного двигателя характеризуется большими расходами рабочего тела,– воздуха

- работа в условиях повышенной влажности и водности атмосферного воздуха

Атмосферный воздух, засасываемый в ГТУ, не является абсолютно чистым.

Рис. 1. Характер эрозии лопаток компрессора: а — первоначальная линия входной кромки; б — линия износа [1].

Сравнение поршневых и турбовинтовых двигателей

Главным плюсом поршневого двигателя является его высокая ремонтопригодность.

Чем выше над землей, тем меньше плотность воздуха.

Так что высота полетов турбовинтовых аппаратов обычно прилично превосходит поршневые.

Работа газотурбинного двигателя характеризуется большими расходами рабочего тела,– воздуха, который одновременно...

Рис. 5. Проточная часть центробежного компрессора

На рис. 1-3 представлен стенд для испытания центробежного компрессора. Стенд имеет два управляющих фактора: частоту вращения и расход воздуха.

На рис. 1 приведено изображение рабочего колеса центробежного компрессора.

1. Ржавин Ю.А. Осевые и центробежные компрессоры двигателей летательных аппаратов.

Расчёт предпомпажных состояний газотурбинной установки

Газотурбинная установка (двигатель) состоит из двух основных машин (рисунок 1)

В свою очередь, газогенератор состоит из компрессора, который повышает давление забираемого воздуха, камеры сгорания

- антипомпажное управление; - автоматический пуск и останов осевой турбины.

R – газовая постоянная; Z – коэффициент сжиаемости; - КПД двигателя

Формирование подходов к моделированию авиационных...

Новые методы управления направлены на активное управление узлами двигателя для

Регулирование радиальных зазоров в последних ступенях компрессора и в турбине

На рис. 2 представлены: I- турбовентиляторный каскад, II – каскад высокого давления, III – канал

1 – поворотные НА вентилятора; 2 – перепуск воздуха из-за вентилятора в наружный контур; 3...

Похожие статьи

Анализ нагрузок, действующих на элементы конструкции ГТД

Газотурбинные двигатели (ГТД) за последние семьдесят лет своего развития стали основным источником энергии, как для

Компрессор ГТД служит для повышения давления воздуха перед подачей его в камеру сгорания.

Осевое усилие, действующее на РК компрессора (рис. 2), определяется как

2.2 Нагрузки, действующие на статор (корпус, направляющий аппарат).

Моделирование влияния угла установки входного направляющего...

Для исследования влияния изменения угла установки входного направляющего аппарата (ВНА) на характеристику осевого компрессора был выбран осевой четырехступенчатый компрессор с регулируемым ВНА. Рис. 3. Модель трехступенчатого компрессора в системе моделирования.

Автоматизация системы управления процессом компримирования...

Атмосферный воздух по всасывающему трубопроводу засасывается компрессором через

Процесс сжатия воздуха происходит следующим образом: после первого рабочего колеса

Управление дроссельной заслонкой поз.PV-26/2А и антипомпажным клапаном поз.FV-26/1А

В установке компримирования воздуха компрессором ЦК135/8 и осушки его на установке БОВ1...

Повышение эффективности работы компрессорных станций за...

Воздух засасывается компрессором из атмосферы через всасывающий воздухопровод и, проходя

Плотность воздуха — это количество воздуха, содержащегося в 1 м3 объема. Установлено, что 1 м3 воздуха при стандартных атмосферных условиях (барометрическое давление 760 мм. рт. ст., t

Таблица. Технические характеристики камер увлажнения воздуха.

Анализ методов защиты авиационных газотурбинных...

Работа газотурбинного двигателя характеризуется большими расходами рабочего тела,– воздуха

- работа в условиях повышенной влажности и водности атмосферного воздуха

Атмосферный воздух, засасываемый в ГТУ, не является абсолютно чистым.

Рис. 1. Характер эрозии лопаток компрессора: а — первоначальная линия входной кромки; б — линия износа [1].

Сравнение поршневых и турбовинтовых двигателей

Главным плюсом поршневого двигателя является его высокая ремонтопригодность.

Чем выше над землей, тем меньше плотность воздуха.

Так что высота полетов турбовинтовых аппаратов обычно прилично превосходит поршневые.

Работа газотурбинного двигателя характеризуется большими расходами рабочего тела,– воздуха, который одновременно...

Рис. 5. Проточная часть центробежного компрессора

На рис. 1-3 представлен стенд для испытания центробежного компрессора. Стенд имеет два управляющих фактора: частоту вращения и расход воздуха.

На рис. 1 приведено изображение рабочего колеса центробежного компрессора.

1. Ржавин Ю.А. Осевые и центробежные компрессоры двигателей летательных аппаратов.

Расчёт предпомпажных состояний газотурбинной установки

Газотурбинная установка (двигатель) состоит из двух основных машин (рисунок 1)

В свою очередь, газогенератор состоит из компрессора, который повышает давление забираемого воздуха, камеры сгорания

- антипомпажное управление; - автоматический пуск и останов осевой турбины.

R – газовая постоянная; Z – коэффициент сжиаемости; - КПД двигателя

Формирование подходов к моделированию авиационных...

Новые методы управления направлены на активное управление узлами двигателя для

Регулирование радиальных зазоров в последних ступенях компрессора и в турбине

На рис. 2 представлены: I- турбовентиляторный каскад, II – каскад высокого давления, III – канал

1 – поворотные НА вентилятора; 2 – перепуск воздуха из-за вентилятора в наружный контур; 3...

Задать вопрос