Сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: преодоление кризисных ситуаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болотина, Е. И. Сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: преодоление кризисных ситуаций / Е. И. Болотина, В. А. Популова, И. А. Шевцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99832/ (дата обращения: 02.05.2024).



Кризисные ситуации в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются актуальной проблемой современного общества. Дети и родители остро нуждаются в поддержке специалистов, которые помогают выйти из сложной ситуации. Учреждения дошкольного образования оказывают психолого-педагогическое сопровождение — комплексную помощь по преодолению кризисных ситуаций в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, кризисная ситуация, дошкольное образование.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью (дети с ОВЗ) — это особая социальная группа, которая требует повышенного внимания государства и общества. Однако такое понимание сформировалось не сразу. На различных этапах исторического развития человечества к детям, имеющим проблемы со здоровьем, относились неоднозначно.

С позиций философии в эпоху Античности обосновывался закон «отделять негодное от здорового», предписывающий избавление от младенцев с физическими и психическими недостатками. Это требование объяснялось необходимостью защиты народа и государства от различных аномалий. В Средневековье на мировоззрение людей огромное влияние оказывали суеверия: всё непознанное трактовалось связями с темными силами, греховностью человека. К людям с физическими и психическими недостатками относились пренебрежительно, а недуги объяснялись божественной карой.

В эпоху Возрождения возникла гуманистическая идея о всеобщем равенстве. Люди с психофизическими недостатками уже не считались изгоями. Их стали воспринимать в соответствии с личностными качествами, а не с природными изъянами. Предпринимались первые попытки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Древней Руси людей с ограниченными возможностями здоровья жалели, почитали, воспринимали как посланников Бога, несущих истину, многих причислили к лику святых. С XIX в. в России существовал общественный институт призрения, целью которого была забота о детях-инвалидах.

В течение столетий менялось и отношение к семьям детей с ОВЗ. В России в начале XIX в. внимание специалистов было обращено на семью больного, которую предлагалось использовать в целях профилактики и лечения психических расстройств. С конца XIX в. отечественные психиатры отмечали, что эффективность лечения может быть повышена в случае нахождения таких больных в кругу своей семьи, размещения нескольких семей в территориальной близости, проведения разъяснительных бесед с родителями (С. С. Корсаков, В. П. Кащенко, Г. Я. Трошин).

В ХХ веке советские ученые пришли к выводу о необходимости комплексного решения медицинских, психологических и педагогических проблем, возникающих в семье ребенка с ОВЗ. Разрабатывались такие направления, как включение семьи в трудовое воспитание ребенка (А. П. Гозова, А. И. Дьячков), участие родителей в развитии речи и изучении окружающего мира (Б. Д. Корсунская, Ф. А. Рау), оптимизация родительско-детских отношений (О. В. Булатова, Д. Ю. Мостовой, Т. И. Целевич) и др.

В конце XX в. болезни, влекущие ограниченные возможности здоровья, начинают восприниматься как несчастье, беда, проблема. Усилия государства и общества направляются на формирование гуманного отношения к больным детям, помощь семье в преодолении кризисов, содействие в социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Семья становится «системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющей его дальнейшее психофизическое и социальное развитие». [4, с.7]

На рубеже ХХ-ХХI вв. исследования отечественных ученых и практиков проводятся по следующим направлениям: изучение особенностей воспитания в семье и разработка методических рекомендаций для родителей детей с ОВЗ (Р. Д. Бабенкова, С. Д. Забрамная, Л. И. Солнцева); психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии (Т. Г. Богданова, Е. М. Мастюкова, В. В. Сабуров); формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической помощи семьям детей с ОВЗ (И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева).

В настоящее время огромное внимание уделяется вопросам изучения и преодоления кризисов, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ. Кризисы — это негативные изменения, которые рассматриваются как новые возможности для развития. Они возникают с момента выявления недуга у ребенка и продолжаются в течение всего существования семьи. Переживания за судьбу ребенка и семьи в целом нередко приводят к снижению самооценки, стрессам, неврозам, обострению и возникновению заболеваний у родителей. Страдает семейный микроклимат: ухудшаются партнерские отношения супругов, возникают взаимные обвинения, конфликты о выборе методов лечения и стилях воспитания ребенка. Нередко отцы оставляют семью больного ребенка, и вся тяжесть проблем ложится на мать, вынужденную уйти с работы и посвятить себя решению множества проблем.

Ряд кризисов напрямую связан непосредственно с состоянием ребенка: неопределенность, агрессия, депрессия, принятие обстоятельств, поиск путей преодоления кризисной ситуации. Другие кризисы опосредованно связаны с заболеванием, во многом определяются тяжестью заболевания, личностными особенностями родителей, уровнем их общей культуры и образования, ценностью семейных отношений и т. д. Кризисы семьи ребенка с ОВЗ могут быть связаны с отношением общества к существующему дефекту: брезгливость, презрение, страх, подчеркивание внешнего проявления заболевания, унижение чести и достоинства больного человека и т. д. Следовательно, состояние здоровья ребенка с ОВЗ «оказывает влияние на психоэмоциональное состояние его родителей, характер семейных взаимоотношений и стили семейного воспитания» [3, с.12]

В настоящее время с целью преодоления кризисных ситуаций в семье ребенка с ОВЗ объединяются усилия различных специалистов медицинских, социальных и образовательных учреждений. На всех уровнях образования используется комплексная система социальной, психологической и педагогической помощи семьям.

В Белгородской области дети с ОВЗ и инвалидностью включены в систему образования с раннего детского возраста. В 2020 году дошкольные образовательные организации посещали 6269 ребенка с ОВЗ (из них 853 ребенка-инвалида), в 2021 году — 6302 ребенка с ОВЗ (из них 761 ребенок-инвалид). [1, с. 21] Дошкольное образование детей осуществляется в группах комбинированной и компенсирующей направленности.

В дошкольном образовательном учреждении организуется социально-психолого- педагогическое сопровождение, которое представляет собой «организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде». [2, с.10] В данном процессе задействованы такие специалисты, как медицинский работник, психолог, социальный работник, логопед, педагоги дошкольного образования.

Важнейшими направлениями деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения являются содействие в развитии ребенка с ОВЗ и инвалидностью, гармонизация родительско-детских отношений, повышение педагогической культуры родителей и др. Данные задачи реализуются поэтапно.

Первый этап. Комплексное изучение семьи ребенка с ОВЗ, выявление проблем: изучение медицинских и иных документов, психологическая диагностика членов семьи (анкета «Психологический тип родителя», социограмма «Моя семья» авт. В. В. Ткачева; тест-опросник родительского отношения ОРО авт. А. Я. Варга, В. В. Столин и др.), наблюдение, беседа-интервью, анализ продуктов творчества детей.

Второй этап. Организация деятельности по преодолению кризисной ситуации в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ или инвалидностью. В процессе игровой, трудовой, физической, творческой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми, развивается речь, вырабатываются полезные привычки самообслуживания и т. д. Оказывается содействие родителям в вопросах воспитания детей: рекомендации по выходу из конфликтных ситуаций в общении с ребенком, советы по организации домашнего чтения, формированию навыков совместной творческой деятельности родителей и детей и др.

Третий этап. Подведение итогов. Проводится повторное анкетирование родителей, анализ результатов деятельности.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, организованное в дошкольном образовательном учреждении, содействует преодолению кризисов в семье ребенка с ОВЗ и инвалидностью, обеспечивает оптимальное развитие ребенка и его эффективную интеграцию в социум.

Литература:

  1. Аналитический отчет по результатам мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (общего, профессионального, дополнительного образования) Белгородской области. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. — 47 с.
  2. Воспитываем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для родителей / Л. А. Асламазова, Д. Г. Коблева, А. Н. Сафонова; под ред. Л. А. Асламазовой. — Майкоп, 2019. — 108 с.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования /В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко и др.; под ред. В. В. Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с.
  4. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование /В. В. Ткачева. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, семья, семья ребенка, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, кризисная ситуация, преодоление кризисов, комплексная система, психолого-педагогическое сопровождение.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет

Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ...

Ключевые слова: детский сад, ребенок, психолого-педагогическое сопровождение детей

— Как построить систему отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными

Основной задачей сопровождения ребѐнка с ОВЗ в МДОУ д/с № 99 является создание

– взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение семьи...

Ткачёва, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и

Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М

Раннее психолого-педагогическое сопровождение сегодня является одним из наиболее...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи.

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и

Лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающих детей от 2 до 7

психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при

преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России

Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении

инклюзивное образование, ребенок, учреждение, сад, Россия, проблемный ребенок, особое внимание

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь...

Этапы психолого-педагогического сопровождения...

Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование, развитие, ранний возраст.

Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и взрослый вступают в

Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях групп

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в

Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч.ред.проф. Л. М...

 Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного

Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

 наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ

 создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего...

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья — это система

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях.

психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет

Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ...

Ключевые слова: детский сад, ребенок, психолого-педагогическое сопровождение детей

— Как построить систему отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными

Основной задачей сопровождения ребѐнка с ОВЗ в МДОУ д/с № 99 является создание

– взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение семьи...

Ткачёва, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и

Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М

Раннее психолого-педагогическое сопровождение сегодня является одним из наиболее...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи.

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и

Лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающих детей от 2 до 7

психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при

преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной...

Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России

Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении

инклюзивное образование, ребенок, учреждение, сад, Россия, проблемный ребенок, особое внимание

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь...

Этапы психолого-педагогического сопровождения...

Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование, развитие, ранний возраст.

Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и взрослый вступают в

Работа по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в условиях групп

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ в

Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч.ред.проф. Л. М...

 Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного

Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

 наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ

 создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего...

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья — это система

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях.

психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при...

Задать вопрос