Страховая медицина в России: исторические аспекты формирования и развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Озюменко, В. В. Страховая медицина в России: исторические аспекты формирования и развития / В. В. Озюменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99815/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор описал результаты реформирования системы здравоохранения и социально-экономические предпосылки зарождения страховой медицины в России, выделил тенденции трансформации системы обязательного медицинского страхования от ее создания до современного уровня.

Ключевые слова: медицинское страхование, развитие здравоохранения, охрана здоровья, медицинская помощь.

Страховая медицина в России появилась практически одновременно с ее развитием в Норвегии, Голландии, Англии, Сербии и Румынии. Датой рождения страховой медицины в нашей стране стал июнь 1912 года, когда Государственная дума Российской империи III созыва приняла ряд законов о социальном страховании: страхование рабочих от несчастных случаев, страхование на случай болезни, об учреждении Совета по делам страхования рабочих.

До принятия этих законов медицинская помощь рабочим регламентировалась единственным законоположением XIX века. Так, в августе 1866 года в предвидение холерной эпидемии было принято временное положение Комитета министров, которое действовало в течение 45 лет. Согласно этому положению устанавливалось, что заводы и фабрики должны были создавать больницы для своих рабочих за счет предпринимателей по норме: одна кровать на 100 человек. Других норм и правил это Положение не предусматривало.

Мощным толчком в развитии страховой медицины явилась революция 1905 года, после которой появились первые законопроекты о социальном страховании. Они в дальнейшем дополнялись, перерабатывались и были преобразованы в законы, принятыми Государственной думой Российской империи III созыва в 1912 году. Эти законы распространялись только на рабочих фабрично-заводских, горных, железнодорожных и судоходных предприятий.

После Октябрьской революции 1917 года стала претворяться в жизнь разносторонняя программа социального страхования населения страны. Существовавшие больничные кассы аккумулировали денежные средства, которые поступали от рабочих и непосредственно от предприятий, оплачивали рабочим и членам их семей необходимую медицинскую помощь и лечение. Этим кассам были переданы больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения, принадлежавшие до Октябрьской революции предпринимателям. Однако эта система социального страхования просуществовала только до февраля 1919 года. В дальнейшем отдельные элементы страховой медицины применялись в Прибалтике и других регионах Советского Союза.

В многолетней динамике развитие здравоохранения в СССР и, соответственно, в Российской Федерации, стремилось к достижению количественных показателей в ущерб качеству оказания медицинской помощи. Неэффективное использование ресурсов отмечалось в постоянном увеличении количества лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников, обеспеченности населения больничными койками. Это приводило к росту уровня госпитализации и показателей трудопотерь в связи с пребыванием в стационарах, числа амбулаторно-поликлинических посещений и обращений в системе оказания скорой медицинской помощи.

В конце 70-х — начале 80-х годов развитие сети больничных и внебольничных учреждений противоречило возможностям государства по их финансовому обеспечению. С середины 80-х годов наблюдалось непрерывное реформирование системы здравоохранения России. В 1987–1991 годах оно осуществлялось в форме внедрения, так называемого, нового хозяйственного механизма, а выход в 1991 году закона «О медицинском страховании граждан РСФСР» привел к формированию системы организации оказания и финансирования медицинской помощи, основанной на обязательном медицинском страховании. Преобразования заключались в решении многих принципиальных вопросов: включение пациента в систему отношений здравоохранения, защита прав пациента при получении медицинской помощи, приоритет профилактики заболеваний в методологическом и организационно-финансовом аспектах развития здравоохранения, акцентирование целевой функции здравоохранения на сохранении и поддержании здоровья нации и индивидуума, формирование рационального соотношения видов медицинской помощи, развитие этапности оказания медицинской помощи и децентрализация лечебно-профилактических учреждений.

Формы страхования здоровья в развитых промышленных странах мира весьма разнообразны и различны по основным источникам финансирования (государственные, общественные, частные), условиям страхования, содержанию оказываемых медицинских услуг и организационным формам их предоставления. Мировой опыт, накопленный в области организации здравоохранения и укрепления здоровья населения, свидетельствует о высокой эффективности различных модификаций систем государственного страхования здоровья населения.

Наиболее распространенным типом общественного здравоохранения являются страховые системы, которые финансируются из трех источников: целевых взносов предпринимателей, работников предприятий и субсидий государства. При этом финансовое участие предпринимателей в системе страховой медицины в большинстве стран превалируют.

В отличие от частного страхования, которое в наибольшей степени распространено в США, социальное страхование построено по принципу: здоровый платит за больного, богатый — за бедного. Системы социального страхования зарубежных стран обеспечивают более полное удовлетворение потребности населения в оказании медицинской помощи и заинтересованность предприятий в сохранении здоровья рабочих, формируют направление на создание здорового общества с высокими показателями средней продолжительности жизни. Обобщенное представление о состоянии современных систем здравоохранения приводит к заключению об организации их деятельности в условиях ограниченных ресурсов, при этом уровень этих ограничений в значительной степени зависит от благосостояния страны.

Главной проблемой реформ здравоохранения посткоммунистических стран Восточной Европы являлся поиск финансовых средств для покрытия расходов на здравоохранение, улучшение работы механизмов эффективного расходования и распределения ресурсов. Отягощенный кризисом государственный бюджет в рамках единственного источника финансирования здравоохранения не мог поддерживать нормальное положение в области охраны здоровья населения. Например, удельный вес расходов на здравоохранение в 1989 году в СССР составлял 3,4 % от валового национального продукта против 6–12 % в развитых странах, во многих регионах СССР финансирование здравоохранения составляло 15–20 % от запланированного бюджета.

Новая система финансирования была образована после принятия ряда нормативно-правовых актов о страховой медицине и введения системы обязательного медицинского страхования. Однако объем денежных средств на здравоохранение при этом уменьшился в связи с невозможностью увеличения бюджетных ассигнований в условиях дефицита государственного бюджета. Таким образом, изменился только порядок финансирования, а фондом обязательного медицинского страхования оказывалась государственная медицинская помощь гражданам, которые в условиях рынка не могли оплачивать медицинские услуги из своих средств: пенсионеры, студенты, инвалиды, школьники, многие категории государственных служащих и др.

Таким образом, организация здравоохранения и оказание медицинской помощи населению определяются, прежде всего, порядком их финансирования. Государственная политика определяет преимущественную долю тех или иных источников финансирования, направляемых в сферу здравоохранения. При этом независимо от доли государственных ресурсов существуют направления, расходы по которым полностью или в значительной части покрываются государством: научные исследования и разработки, подготовка кадров, финансирование медицинского обслуживания пенсионеров, малоимущих граждан, различных категорий государственных служащих и др.

Таким образом, страховая медицина является методом финансирования здравоохранения, а медицинское страхование представляет собой вид обеспечения, в котором объектом являются расходы на оказание медицинской помощи. Из фондов страховой медицины невозможно финансирование всех видов медицинской помощи. Ряд сложных целевых программ финансируются за счет средств федерального и муниципальных бюджетов. К ним относятся программы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и катастроф, профилактикой и лечением опасных болезней (туберкулез, психические и венерические заболевания, наркомания), деятельностью лепрозориев, трахоматозных диспансеров и центров по борьбе со СПИДом, детских санаториев, судебно-медицинской и патологоанатомической служб, служб переливания крови. Кроме того, из фондов республиканского бюджета необходимо финансирование центров по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Литература:

  1. Алексеев В. А., Борисов К. Н. Проблемы реорганизации здравоохранения в России // Мир. 2011. № 2. С. 66–72.
  2. Антонова Н. Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 2. С. 230–235.
  3. Ашмарина С. В. Завершающий этап становления системы страхования в дореволюционной России. Закон 23 июня 1912 г. // Проблемы гармонизации мира отношений. Челябинск, 2002.
  4. Дрошнев В. В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. 2004. № 2. С. 64.
  5. Егорышева И. В., Шерстнева Е. В., Блохина Н. Н. Приказная медицина — важный этап в истории отечественного здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 5. С.53–55.
  6. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.
  7. Номоконова З. П. Развитие медицинского страхования в истории Российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7. С. 12.
  8. Таранов А. М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи ее совершенствования // Экономика и практика обязательного медицинского страхования. 2003. № 4. С. 4–10.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, страховая медицина, социальное страхование, III, обязательное медицинское страхование, развитие здравоохранения, Государственная дума, государственный бюджет, Октябрьская революция, Российская империя.


Похожие статьи

История развития законодательства, регулирующего сферу...

Если поделить историю развития медицинских услуг на этапы, то можно проследить, что развивалось и

После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и

В данный период был принят Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в

медицинская помощь, медицинское страхование, обязательное медицинское...

Исторические аспекты становления медицинских учреждений...

История развития отечественного здравоохранения начинается с Древней Руси. Медицинскую и социальную помощь оказывали в церквях и монастырях.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1234. Оп.2. Д.125.

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

...двух видов медицинского страхования: обязательное медицинского страхования (ОМС) и добровольное (ДМС).

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала.

Медицинское страхование: Учебное пособие / О. А. Цыганова, И. В. Ившин.

медицинская помощь, социальное страхование, медицинское страхование...

Формы развития системы государственного регулирования...

В статье рассматриваются виды государственного регулирования, на примере таких странах, как Россия и Израиль.

Прогрессивный налог на здравоохранение (государственный бюджет).

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь

медицинская помощь, социальное страхование, медицинское страхование...

Проблемы современной системы обязательного медицинского...

 Обязательное медицинское страхование в России выступает важным звеном развития

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование

Основной проблемой, которая присутствует на всем пути развития обязательного

Государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения должна быть...

обязательное медицинское страхование, Российская...

Следующей моделью здравоохранения является социально-страховая модель, при

Однако подоходные налоги на социальное страхование в Германии составляют в среднем около 15

Государственное медицинское страхование доступно отдельным категориям населения в

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь...

Социальная защита прав граждан законодательством...

...обязательного медицинского страхования в системе российского здравоохранения.

Как прямо предусмотрено ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, страховые взносы

3. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь...

Основные приоритеты развития национального проекта...

Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации. Показать, все пути развития, охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

– 265 млрд. рублей — из бюджетов субъектов РФ.

Попова Н. М., Савельев В. Н., Гаврилов В. А. Обязательное медицинское страхование и его роль в охране...

Роль социального и медицинского страхования в финансовом...

Государственные источники включают средства из бюджетов всех уровней.

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское

бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Размер поступивших взносов на социальное страхование в 2019 году по сравнению с 2018 годом.

Похожие статьи

История развития законодательства, регулирующего сферу...

Если поделить историю развития медицинских услуг на этапы, то можно проследить, что развивалось и

После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и

В данный период был принят Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в

медицинская помощь, медицинское страхование, обязательное медицинское...

Исторические аспекты становления медицинских учреждений...

История развития отечественного здравоохранения начинается с Древней Руси. Медицинскую и социальную помощь оказывали в церквях и монастырях.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1234. Оп.2. Д.125.

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское...

Приоритетные направления государственной политики в сфере...

...двух видов медицинского страхования: обязательное медицинского страхования (ОМС) и добровольное (ДМС).

Эффективность системы здравоохранения определяется состоянием кадрового потенциала.

Медицинское страхование: Учебное пособие / О. А. Цыганова, И. В. Ившин.

медицинская помощь, социальное страхование, медицинское страхование...

Формы развития системы государственного регулирования...

В статье рассматриваются виды государственного регулирования, на примере таких странах, как Россия и Израиль.

Прогрессивный налог на здравоохранение (государственный бюджет).

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь

медицинская помощь, социальное страхование, медицинское страхование...

Проблемы современной системы обязательного медицинского...

 Обязательное медицинское страхование в России выступает важным звеном развития

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование

Основной проблемой, которая присутствует на всем пути развития обязательного

Государственная политика Российской Федерации в области здравоохранения должна быть...

обязательное медицинское страхование, Российская...

Следующей моделью здравоохранения является социально-страховая модель, при

Однако подоходные налоги на социальное страхование в Германии составляют в среднем около 15

Государственное медицинское страхование доступно отдельным категориям населения в

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь...

Социальная защита прав граждан законодательством...

...обязательного медицинского страхования в системе российского здравоохранения.

Как прямо предусмотрено ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, страховые взносы

3. Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь...

Основные приоритеты развития национального проекта...

Цель статьи: раскрыть процессы развития национального проекта здравоохранения в Российской Федерации. Показать, все пути развития, охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

– 265 млрд. рублей — из бюджетов субъектов РФ.

Попова Н. М., Савельев В. Н., Гаврилов В. А. Обязательное медицинское страхование и его роль в охране...

Роль социального и медицинского страхования в финансовом...

Государственные источники включают средства из бюджетов всех уровней.

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское

бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Размер поступивших взносов на социальное страхование в 2019 году по сравнению с 2018 годом.

Задать вопрос