Роль маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 05.02.2023

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Блажеева, Н. В. Роль маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе / Н. В. Блажеева, Л. Н. Дулепинских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99793/ (дата обращения: 02.05.2024).



В современном мире маркетинг приобретает все больший смысл, и занимает одну из основных позиций, способствующих развитию предприятий. [5]

Агропромышленный комплекс не является исключением. Маркетинг сельского хозяйства позволяет сопоставить возможности предприятия с потребностями рынка в процессе изготовления востребованного продукта или услуги, а также стать связующим звеном между ними.

Таким образом, представим основные задачи, которые призван решать агромаркетинг (рис. 1).

Задачи агромаркетинга [3]

Рис. 1. Задачи агромаркетинга [3]

Важно отметить, что предприятия агропромышленного комплекса включают в себя несколько типов:

– производителей сельскохозяйственного сырья для последующей переработки;

– предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;

– предприятия, осуществляющие реализацию готовой продукции.

У каждого типа предприятий есть свои особенности, без которых невозможно их эффективное развитие. Именно их, в том числе, и должен учитывать агромаркетинг.

Внедрение агромаркетинга в каждую подотрасль, позволит, не только оценить текущую ситуацию на рынке, но и составить его прогноз, а также направление движение (подъем или упадок). В результате этого, производственные процессы предприятия можно перенастроить под условия меняющегося рынка. Это позволит предприятиям всегда оставаться высоко конкурентными, и, следовательно, способными приумножать свои доходы. [4]

Проведем анализ динамики производства основных видов продукции агропромышленного комплекса в России (рис. 2).

Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6]

Рис. 2. Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6]

Представленные данные показывают практически одинаковые объемы производства овощей, картофеля и семян подсолнечника на протяжении пяти лет, т. е. с 2017 по 2021 гг.

При этом значительно отличается динамика производства зерна и сахарной свеклы.

На объемы производства продукции сельского хозяйства, в большей степени, влияют погодные условия, а также своевременное обеспечение необходимой сельскохозяйственной техникой.

Далее на рис. 3 представлены объемы реализации основных видов продукции сельского хозяйства в России.

Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]

Рис. 3. Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]

Динамика объемов реализации продукции сельского хозяйства имеет примерно такие же колебания, как и объемы производства. Но, сопоставляя рис. 3 с рис. 2, отчетливо видно, что объемы производства всех представленных видов продукции сельского хозяйства значительно выше объемов реализации.

Для наглядности представим на рис. 4 сопоставление объемов производства и реализации зерна.

Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6]

Рис. 4. Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6]

Полученные данные свидетельствуют об ежегодном превышении произведенного зерна над объемами его реализации. Это говорит о затоваривании рынка. Аналогичная ситуация присутствует и по другим видам сельскохозяйственной продукции, представленным на рисунках выше.

Следовательно, можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность достаточно слабо развита в отечественном агропромышленном комплексе. Это обусловлено следующими причинами:

– нехваткой специалистов в области маркетинга сельского хозяйства;

– отсутствием необходимых знаний в области агромаркетинга;

– отсутствие понимания в потребности внедрения агромаркетинга в деятельность предприятий АПК. [2]

Между тем, именно маркетинг способен перераспределить объемы производства и спроса, и, найти, некий баланс между ними. Следовательно, маркетинговая деятельность играет решающую роль в развитии агропромышленных предприятий.

Литература:

  1. Беззубова О.А,, Узденова М. А. Маркетинговый комплекс продвижения товаров и услуг в апк // Наука без границ. 2021. № 5 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-kompleks-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-v-apk (дата обращения: 25.01.2023).
  2. Бирюкова Т. В., Энкина Е. В., Ашмарина Т. И. Стратегическое планирование деятельности апк как основа конкурентоспособности организации // Известия ТСХА. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-deyatelnosti-apk-kak-osnova-konkurentosposobnosti-organizatsii (дата обращения: 25.01.2023).
  3. Ерлыгина Е. Г., Васильева А. Д. Особенности маркетинга в агропромышленном комплексе // Бюллетень науки и практики. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-marketinga-v-agropromyshlennom-komplekse (дата обращения: 25.01.2023).
  4. Зимов О. В. Основные аспекты построения коммуникации с потребителем как важная составляющая развития агропродовольственных рынков // Наука без границ. 2021. № 4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-postroeniya-kommunikatsii-s-potrebitelem-kak-vazhnaya-sostavlyayuschaya-razvitiya-agroprodovolstvennyh-rynkov (дата обращения: 25.01.2023).
  5. Николаева М. А., Калугина С. А. Маркетинг: Учебник и практикум / М. А. Николаева, С. А. Калугина. — М.: Дашков и К, 2022. — 364 с.
  6. https://rosstat.gov.ru — Федеральная служба государственной статистики РФ
Основные термины (генерируются автоматически): сельское хозяйство, Россия, объем производства, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция, маркетинговая деятельность, объем реализации, основной вид продукции, предприятие.


Похожие статьи

Роль маркетинговой деятельности в агропромышленном...

Рис. 2. Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6].

Рис. 3. Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]. Динамика объемов реализации продукции сельского хозяйства имеет примерно такие же

Рис. 4. Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6].

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Питер Ком, 2000. 3. Логинов Д. А. Организация и развитие маркетинговой деятельности в

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, сельскохозяйственная продукция

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, сегментация рынка...

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

Как и любой другой вид деятельности, маркетинговая деятельность в аграрном секторе

Сельское хозяйство — это важнейший вид экономической деятельности, играющий.

Во многих отраслях сельского хозяйства производство продукции осуществляется на...

Сельское хозяйство — важнейшее звено не только агропромышленного комплекса, но и.

Состояние рынка сельского хозяйства России и пути его развития

Объемы экспорта продукцию из России в Саудовскую Аравию в 2020 году увеличились в 2,4 раза.

Если судить по изменению объемов производства сельскохозяйственной продукции по.

Количество предприятий сельского хозяйства, процент прибыльных иубыточных.

Рис. 1. Объем производства продукции сельского хозяйства по регионам России за 2016.

сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство...

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем эффективности возделывания сельскохозяйственных культур.

сельскохозяйственная продукция, центр, сельское хозяйство...

Определение параметров рынка сельскохозяйственной продукции и связанного с ними объема сбыта продукции конкретного предприятия

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Органическое сельское хозяйство в контексте стратегии...

реализация излишков, как сельскохозяйственной продукции, так и.

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент...

В агромаркетинге необходимо учитывать объем, ассортимент и качество продукции.

— Москва: ИНФРА-М, 2020. — 238 с. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

сельское хозяйство, инновационное обновление, аграрная сфера, сельскохозяйственная.

Анализ доходов и расходов предприятия СХПК «Россия»

СХПК «Россия» также осуществляет следующие виды деятельности: – производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции

Таблица 1. Вертикально-горизонтальный анализ доходов и расходов СХПК «Россия».

Затраты на оплату труда на сельскохозяйственных предприятиях являются основной из составляющих...

Развитие структуры сбыта сельскохозяйственной продукции

...связи с введением запретов на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Рентабельность предприятий АПК по итогам года находится на уровне 7,3 %, практически вся

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % хозяйств всех

Цель подпрограммы — обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее...

Развитие малого агробизнеса на основе маркетинга

- позиционирование продукции в условиях международной правовой защиты

Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 40,5 тыс. человек или 31,2 % занятого населения в

Рис. 1. Структура производства валовой продукции.

2. Мищенко Т. Л. Управление маркетинговой деятельностью в АПК: учеб. пособие.

Похожие статьи

Роль маркетинговой деятельности в агропромышленном...

Рис. 2. Объемы производства основных видов сельскохозяйственных культур в России [6].

Рис. 3. Динамика объемов реализации сельскохозяйственной продукции в России [6]. Динамика объемов реализации продукции сельского хозяйства имеет примерно такие же

Рис. 4. Соотношение произведенного и реализованного объема зерна в России [6].

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Питер Ком, 2000. 3. Логинов Д. А. Организация и развитие маркетинговой деятельности в

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, сельскохозяйственная продукция

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, сегментация рынка...

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

Как и любой другой вид деятельности, маркетинговая деятельность в аграрном секторе

Сельское хозяйство — это важнейший вид экономической деятельности, играющий.

Во многих отраслях сельского хозяйства производство продукции осуществляется на...

Сельское хозяйство — важнейшее звено не только агропромышленного комплекса, но и.

Состояние рынка сельского хозяйства России и пути его развития

Объемы экспорта продукцию из России в Саудовскую Аравию в 2020 году увеличились в 2,4 раза.

Если судить по изменению объемов производства сельскохозяйственной продукции по.

Количество предприятий сельского хозяйства, процент прибыльных иубыточных.

Рис. 1. Объем производства продукции сельского хозяйства по регионам России за 2016.

сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство...

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем эффективности возделывания сельскохозяйственных культур.

сельскохозяйственная продукция, центр, сельское хозяйство...

Определение параметров рынка сельскохозяйственной продукции и связанного с ними объема сбыта продукции конкретного предприятия

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Органическое сельское хозяйство в контексте стратегии...

реализация излишков, как сельскохозяйственной продукции, так и.

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент...

В агромаркетинге необходимо учитывать объем, ассортимент и качество продукции.

— Москва: ИНФРА-М, 2020. — 238 с. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

сельское хозяйство, инновационное обновление, аграрная сфера, сельскохозяйственная.

Анализ доходов и расходов предприятия СХПК «Россия»

СХПК «Россия» также осуществляет следующие виды деятельности: – производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции

Таблица 1. Вертикально-горизонтальный анализ доходов и расходов СХПК «Россия».

Затраты на оплату труда на сельскохозяйственных предприятиях являются основной из составляющих...

Развитие структуры сбыта сельскохозяйственной продукции

...связи с введением запретов на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Рентабельность предприятий АПК по итогам года находится на уровне 7,3 %, практически вся

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % хозяйств всех

Цель подпрограммы — обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее...

Развитие малого агробизнеса на основе маркетинга

- позиционирование продукции в условиях международной правовой защиты

Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 40,5 тыс. человек или 31,2 % занятого населения в

Рис. 1. Структура производства валовой продукции.

2. Мищенко Т. Л. Управление маркетинговой деятельностью в АПК: учеб. пособие.

Задать вопрос