История развития коррупционной преступности в сфере военной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 04.02.2023

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Устинова, И. А. История развития коррупционной преступности в сфере военной службы / И. А. Устинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99763/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье в историческом контексте описываются общие условия зарождения и развития коррупции в системе государственной власти и военно-административного управления. Рассмотрены виды коррупционных преступлений, причины и условия их возникновения в период формирования древнерусского воинства и на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации. В статье отражены военно-политические, внешнеэкономические, социально-правовые, духовные и морально-нравственные факторы, влияющие на развитие коррупционной преступности в армейской среде в условиях военных реформ.

Ключевые слова : коррупция, мздоимство, лихоимство, взятка, преступность, правосознание, корысть, казна.

Формирование и развитие государства и воинства всегда были неразрывно связаны между собой, поскольку армия всегда являлась защитной силой государства. На протяжении всего процесса развития государства и армии, ему сопутствует такое негативное социальное явление как коррупция. В общеизвестном смысле «коррупция» (от лат. «corumper») означает подкуп, искажение, порчу, разрушение. Появления коррупции в древнерусском государстве связывают с Византийской империей, где источником для содержания наместника являлось «кормление от дел» [2]. В период становления государственности на Руси, содержание чиновника общиной за счет подношений, позволяло экономить казенные средства на их содержание, вместе с тем формируя в сознании населения ложное представление о значимости и результативности взятки.

Необходимость находиться в постоянной готовности к войне предполагала формирование и содержание постоянного войска. Материально-техническое обеспечение соответствующим снаряжением и оружием, обучение военному делу и пополнение ратными людьми осуществлялось за счет дворянского сословия. Выплата хлебного жалования и наделение земельными участками производилась из государственной казны, что зачастую сопровождалось взяткой. Со временем функция органа военного управления была возложена на Разрядный приказ, в компетенцию которого входило назначение на воинские должности, что не исключало подношений при решении личных корыстных интересов. Таким образом, обладая свойствами социальной структуры, армия не избежала разлагающего действия коррупции.

В XVI в. во времена царствования Ивана Грозного процветало «мздоимство» и «лихоимство», сохраняя черты коррупционного преступления, при получении лицами, состоящих на государевой службе «почести» и «посулов». Одновременно, явление коррупции стало оцениваться в криминологическом и уголовно-правовом аспекте. Основополагающей в Соборном Уложении 1649 г. являлась часть, связанная с посулом и касалась приказно-воеводского управления [2]. Взяточничество рассматривалось как уголовно-наказуемое деяние, за которое была предусмотрена смертная казнь.

Проведение Петром I реформы армии не исключило «мздоимства» — принятия взятки для дела законного, связанного с покупкой воинской должности либо назначением на нее, минуя при этом официальный порядок назначения на офицерские должности. С введением рекрутской повинности укрепилось и «лихоимство» — получение взятки для дела незаконного, при приеме в рекруты негодного человека либо незаконной отдачи. Формирование Военно-Морского флота и интенсивное развитие военного судостроения на верфях требовало поставки строительных материалов, вооружения, продовольствия. Высокая потребность в военно-тыловом снабжении и невозможность жесткого контроля порождали продажность и махинации с поставками, выявлялись подкуп, взятки, злоупотребление государственным положением, хищение и растрата казенной собственности. В качестве репрессивных мер за коррупционные преступления, в некоторых случаях применялись немыслимые по своей жестокости наказания. С целю изжить пагубное действие коррупции, в 1716 г. был принят Артикул воинский Петра I, в 1719 г. Указ «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут», в 1724 г. Указ «О воспрещении взяток и посулов и наказание за оное», в 1720 г. «О наказании за взятки и лихоимство», в 1720 г. Указ «О рачительном сборе податей, и наказании за взятки» [2]. Однако, попытки искоренить коррупцию, поразившую уровни государственного и военного управления, не дали устойчивого результата.

Последующие военные преобразования в Российской империи XIX в. в совокупности с принятием в 1832 г. законодательного акта «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества» и «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 г. в некоторой степени приостановили тлетворное влияние коррупции среди чиновников военного хозяйственного управления, особенно при переходе на подрядную систему обеспечения [3]. За должностные преступления, злоупотребление властью, взятки, фальсификацию, махинации и хищение казенных средств при выполнении интендантской функции в армии и на флоте, при различных видах обеспечения войск, выполнении инженерно-технических работ, новое Уложение предусматривало довольно суровые виды наказаний: лишение всех особенных прав, ссылку, каторжные работы, смертную казнь. Несмотря на довольно жесткие меры по борьбе со взяточничеством, казнокрадством и злоупотреблением властью, искоренить в Российской империи коррупционный порок государственной и военной службы оказалось невозможным.

Условия научно-технического прогресса и Военной реформы 1864–1883 гг. в России XIX в., обозначили необходимость повышения уровня образования и грамотности как для офицерского состава, так и для простых солдат [3]. Увеличение военно-учебных заведений, обязательное изучение правовых норм, получение социально-экономических знаний во взаимосвязи с положениями нового Устава о воинской повинности 1874 г., обозначило ценность военно-правового воспитания, одновременно выступая в качестве предупреждения коррупционной преступности в армии и на флоте.

В послереволюционный период развития Российского государства, сферы государственной и военной службы утратили свое разграничение, поскольку в период «военного коммунизма» 1917–1922 гг. происходила так называемая «милитаризация» гражданской сферы. Экономический кризис, условия разрухи, голода и эпидемий провоцировали в период продразвёрстки разгул взяточничества и злоупотребления властью. Нормы Уголовного кодекса СССР 1922 г. предусматривали наказание за хозяйственные преступления в воинских подразделениях и частях Рабоче-Крестьянской Красной Армии, коррупционные преступления относились к «деяниям общедолжностного характера», но не было раскрыто содержание разновидности взяточничества.

Обеспечение боеспособности государства в период Великой Отечественной войны являлось главнейшей задачей советского правительства. В целях превенции было принято Постановление Госкомитета обороны СССР «Об охране военного имущества Красной Армии в военное время» 1942 г. Властью жестко пресекались и карались любые предпосылки к совершению преступлений, и экономических в том числе, в условиях военного времени. Взятки, хищение военного имущества, злоупотребление должностными полномочиями военным представителем, подлоги и приписки в отчетности при проведении госиспытаний выпускаемой военной техники, нарушение сроков снабжения и цикла работы оборонных предприятий, изготовление фиктивных воинских документов, зачастую расценивались как совершение диверсии и предусматривали высшую меру наказания. Это позволяет предположить, что эффективность борьбы с коррупционными преступлениями в государственном, военно-политическом и экономическом секторе обеспечивалась жесткостью закона военного времени и пониманием неотвратимости наказания. Кроме того, умеренный рост коррупционной преступности в армии и на флоте был опосредован идеологией единения армии и народа, приоритетом духовных и морально-нравственных ценностей.

Формирование и развитие коррупционной преступности в советский период приходится на вторую половину 1950-х г. и до конца 1980-х г. XX в. Нередко, причиной коррупционных проявлений в рядах Советской Армии выступали недостаточное материальное, социально-бытовое обеспечение, дефицит товаров народного потребления, значительная удаленность мест военной службы от крупных населенных пунктов. На этом фоне процветали взяточничество и протекционизм при решении вопросов продвижения по военной службе. Распространенными коррупционными преступлениями являлись хищение вверенного военного имущества, использование служебного положения в корыстных целях и незаконное привлечение старшими военными начальниками личного состава, для решения личных и бытовых вопросов. Искоренение коррупционной преступности в армейской среде велось в уголовно-правовом формате и в объеме военно-политической и воспитательной работы. Поэтому, кроме негативных последствий уголовного преследования основным сдерживающим и воспитательным мотивом чаще всего было общественное и семейное порицание, страх опорочить авторитет и звание военнослужащего Советской Армии и боязнь утраты престижа и соответствующего социального статуса.

Согласно мнению ученых-правоведов, в России понятие коррупции, как криминологическое понятие ранее фигурировало в научно-правовой литературе лишь в отношении стран запада и капиталистического строя. Кардинальные изменения, связанные с нормативным закреплением понятия коррупции и оценкой в виде определенного социального явления, произошли в последние десятилетия XX в. Это позволяет предположить, что подобная недооценка глобальной опасности коррупции, позволила ей прогрессировать во всех сферах государственного и военного управления.

В 1990-е гг., в период становления суверенной России и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, зависимость армии от нестабильной экономики и политической ситуации, явилась катализатором роста коррупционной преступности. В последующие два десятилетия, в силу несовершенства законодательства и наличия в ведомственных приказах и директивах коррупционной составляющей, преступность приобретала более циничные черты. Детерминировал коррупцию организационно-управленческий принцип прямого подчинения командиру части подразделений финансового, вещевого, продовольственного и тылового обеспечения, служб военного строительства и расквартирования войск. Низкий уровень денежного довольствия и его несвоевременная выплата, с учетом отрицательного смещения моральных и ценностных ориентиров, стимулировало к коррупционному поведению военнослужащих и гражданский персонал. Таким образом, в подобных условиях военной деятельности преобладала возможность принимать решение исходя из личных корыстных побуждений.

Этапы военной реформы в 2008–2020 гг., были связаны с оптимизацией организационно-штатной структуры Вооруженных Сил и внедрением нормативно-правовых требований антикоррупционного характера. Военно-административное деление в Вооруженных Силах исключило самостоятельную финансово-экономическую функцию командиров частей, путем образования централизованной системы финансового обеспечения Министерства обороны с территориальным принципом действия. По аналогии был организован и порядок обеспечения жилыми помещениями. По нашему мнению, изменение принципа обеспечения жильем, денежным довольствием и выплаты заработной платы, имеет определенный положительный эффект в предупреждении преступлений коррупционной направленности, предусмотренных ст., ст. 285, 285.1, 286, 290 УК РФ.

Между тем, антикоррупционная кампания не привела к ожидаемому эффекту, поскольку масштабы и степень коррумпированности структуры органов военного управления свидетельствуют о системности и имеют взаимовыгодный характер отношений. Пробелы в законодательных нормах, отсутствие четких законодательных конструкций, способствуют развитию коррупционной преступности в военно-административной сфере. Например, внедрение системы аутсорсинга, которая не удовлетворила потребностей тылового обеспечения армии, а выявление органами военной юстиции аффилированности структур, свидетельствует о коррупционной составляющей. Аналогичную оценку имеет резонансное дело об управлении и отчуждении непрофильных активов военного ведомства ОАО «Оборонсервис». Коррупционные схемы в сфере гособоронзаказа и госзакупок для нужд обороны и военно-промышленного комплекса высоколатентны, в силу специфики и использования специализированных электронных ресурсов [1]. Устойчивость таких коррупционных проявлений обеспечивается условиями протекционизма и непотизма в системе военно-административного управления и комплектования штатных должностей.

Катастрофические последствия коррупционной преступности в Вооруженных Силах помимо ущерба, влекут ослабление обороноспособности государства и боеготовности войск. Любые коррупционные проявления нивелируют значимость Военной доктрины Российской Федерации и подрывают авторитет и уровень доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Современное нормативно-правовое и социально-экономическое регулирование сферы военно-служебных отношений, является единственно эффективным антикоррупционным рычагом воздействия на явление коррупционной преступности. Однако, история показывает, что государство и армия развиваются в тандеме с феноменом коррупции, который остается неизжитым, преимущественно развиваясь в сознании людей в условиях деструктивной идеологии.

По мнению автора статьи, в современных политических и социально-экономических условиях необходимость возрождения духовно-нравственных ценностей, правовой культуры и морально-этических ориентиров особенно актуальна. Тенденция к оздоровлению менталитета всего населения нашей страны является основой сохранения государственности и станет действенным направлением в борьбе с коррупцией и в Вооруженных Силах Российской Федерации и в государстве в целом.

Литература:

  1. Глухов, Е. А. Обязанности за пределами компетентности (на примере взаимодействия воинских должностных лиц с контрагентами по хозяйственным договорам) / Е. А. Глухов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. — 2021. — № 11/2021. — С. 78–88.
  2. Гриб, В.Г., Окс Л. Е. Противодействие коррупции: учеб.пособие / В. Г. Гриб, Л. Е. Окс. — М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. — 192 с.
  3. Тарадонов, С. В. Генезис российского военного права в послепетровский период (1725–1812 годы) / С. В. Тарадонов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. — 2021. — № 7/2021. — С. 14–20.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупционная преступность, Российская Федерация, военная служба, военное управление, злоупотребление властью, Сила, армейская среда, военная реформа, военно-административное управление, Советская Армия.


Похожие статьи

Общевоинские причины возникновения коррупции в вооруженных...

Изучается вопрос коррупции в армии со стороны психологии военнослужащего.

Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет под собой определенные

Рассмотрим возникновение коррупционных отношений с психологической стороны.

В связи с проведенными в 2012–2013 годах реформами в структуре МО РФ, данная структура была...

Военное имущество как предмет преступлений коррупционной...

б. военную службу проходят главным образом мужчины, коэффициент поражаемости

Так, любые кампании, проводимые в отношении преступлений в армейской среде

лицо, Вооруженный сила РФ, военная служба, Российская Федерация, военная прокуратура.

Но военные преступления не случаются без причины. — 432 с. Радионова С. В...

Преступность среди военнослужащих и ее предупреждение

...в войсках по-прежнему остаётся сложной, а усилий военных органов, как управления, так и

Ключевые слова:воинское преступление, военное преступление, преступление против военной службы

Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.

В преступлениях против военной службы (21 состав) последствия в...

Структура и динамика преступлений против порядка прохождения...

Ключевые слова: военная служба, динамика, структура, преступления.

В. Новокшонов и В. А. Король, вероятность стать жертвой преступления в армии ниже, чем вне армии, примерно в 5–10

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах.

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации...

Особенности военной службы в Российской Федерации

Библиографическое описание: Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской

военные организации: Вооруженные Силы, военные подразделения, другие войска.

На основании ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» при прохождении военной службы

Действия воинских должностных лиц и органов военного управления, которыми были...

Место преступлений против военной службы в уголовном...

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации

Преступления против военной службы занимают особое место в УК РФ, то есть общем

В. Н. Борков пишет об однородности государственной власти и военной службы, а также о том

Военно-правовая реформа, проводимая в Вооруженных Силах РФ, неразрывно связана с.

Административная ответственность военнослужащего

Например, за управление транспортным средством водителем, лишенным права

РФ, но, военная прокуратура имеет свои особенности и специфику ведения дел, военные прокуроры

2018. № 4. С. 25–27. Мезенцев И. И. Военная служба как составляющая государственной

Сойников М. А. Некоторые вопросы подсудности административных дел военными судами...

Анализ эволюции понятий «дисциплина»... | Молодой ученый

В этих целях в 1924–1925 г.г. проводится военная реформа, одной из основных задач

В 1937 году вышел в свет Устав внутренней службы РККА, а в 1940 году – Дисциплинарный устав Красной Армии.

Дис. канд. пед. наук. – Пермский военный институт ракетных войск, 2002.

Особую значимость служебная дисциплина имеет во внутренних войсках, которые в силу.

Современные проблемы системы военной службы в Российской...

И так, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база военной службы Российской Федерации имеет пробелы, которые провоцируют коррупционные факторы. Основной задачей антикоррупционной политики военной службы является заполнение данных пробелов.

Похожие статьи

Общевоинские причины возникновения коррупции в вооруженных...

Изучается вопрос коррупции в армии со стороны психологии военнослужащего.

Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет под собой определенные

Рассмотрим возникновение коррупционных отношений с психологической стороны.

В связи с проведенными в 2012–2013 годах реформами в структуре МО РФ, данная структура была...

Военное имущество как предмет преступлений коррупционной...

б. военную службу проходят главным образом мужчины, коэффициент поражаемости

Так, любые кампании, проводимые в отношении преступлений в армейской среде

лицо, Вооруженный сила РФ, военная служба, Российская Федерация, военная прокуратура.

Но военные преступления не случаются без причины. — 432 с. Радионова С. В...

Преступность среди военнослужащих и ее предупреждение

...в войсках по-прежнему остаётся сложной, а усилий военных органов, как управления, так и

Ключевые слова:воинское преступление, военное преступление, преступление против военной службы

Общевоинские устав Вооруженных сил Российской Федерации.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.

В преступлениях против военной службы (21 состав) последствия в...

Структура и динамика преступлений против порядка прохождения...

Ключевые слова: военная служба, динамика, структура, преступления.

В. Новокшонов и В. А. Король, вероятность стать жертвой преступления в армии ниже, чем вне армии, примерно в 5–10

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах.

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации...

Особенности военной службы в Российской Федерации

Библиографическое описание: Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской

военные организации: Вооруженные Силы, военные подразделения, другие войска.

На основании ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» при прохождении военной службы

Действия воинских должностных лиц и органов военного управления, которыми были...

Место преступлений против военной службы в уголовном...

Преступления против военной службы по Уголовному кодексу Российской Федерации

Преступления против военной службы занимают особое место в УК РФ, то есть общем

В. Н. Борков пишет об однородности государственной власти и военной службы, а также о том

Военно-правовая реформа, проводимая в Вооруженных Силах РФ, неразрывно связана с.

Административная ответственность военнослужащего

Например, за управление транспортным средством водителем, лишенным права

РФ, но, военная прокуратура имеет свои особенности и специфику ведения дел, военные прокуроры

2018. № 4. С. 25–27. Мезенцев И. И. Военная служба как составляющая государственной

Сойников М. А. Некоторые вопросы подсудности административных дел военными судами...

Анализ эволюции понятий «дисциплина»... | Молодой ученый

В этих целях в 1924–1925 г.г. проводится военная реформа, одной из основных задач

В 1937 году вышел в свет Устав внутренней службы РККА, а в 1940 году – Дисциплинарный устав Красной Армии.

Дис. канд. пед. наук. – Пермский военный институт ракетных войск, 2002.

Особую значимость служебная дисциплина имеет во внутренних войсках, которые в силу.

Современные проблемы системы военной службы в Российской...

И так, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база военной службы Российской Федерации имеет пробелы, которые провоцируют коррупционные факторы. Основной задачей антикоррупционной политики военной службы является заполнение данных пробелов.

Задать вопрос