Модель поведения государственного служащего как основа укрепления его имиджа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Е. А. Модель поведения государственного служащего как основа укрепления его имиджа / Е. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 219-223. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99750/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрена совокупность факторов, прямо или косвенно влияющих на механизм формирования надлежащей модели поведения государственного служащего в рамках укрепления его имиджа, а также предложен авторский подход к пониманию и содержанию такой модели.

Ключевые слова: имидж, государственный служащий, поведение, общество, государственное управление, этика.

Профессиональная деятельность государственных служащих имеет определяющее значение, поскольку публичное управление, реализуемое ими, направлено на поддержание стабильности существования государства, а также на экономическое, социальное и политическое развитие в его рамках. Надлежащее же функционирование государственной службы возможно, соответственно, только при установлении доверия между властью и обществом.

Работники властных структур при этом часто подвергаются критике со стороны СМИ и населения, особенно в нестабильные периоды существования государства (экономические кризисы, пандемия COVID-19, проведение СВО на территории Украины). Давление на органы государственной власти в подобных ситуациях может привести к тяжелым последствиям общегосударственного масштаба.

Необходимым условием недопущения такого положения является повсеместная непрерывная деятельность государственного аппарата, направленная на формирование положительного имиджа государственных служащих и укрепление престижа их профессии вне зависимости от актуальной обстановки на территории страны и ее отдельных регионов.

Одним из наиболее важных факторов укрепления имиджа каждого государственного служащего, бесспорно, является его поведение. В специализированном социологическом словаре Г. В. Осипова и Л. Н. Москвичева под указанным термином понимается «процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [5, с. 303].

В рамках же целенаправленного укрепления имиджевой составляющей представителей государственной службы надлежащее поведение ее представителей разумно рассматривать в качестве конкретной модели — комплекса речевых, неречевых и поведенческих знаков, основанных на определенных свойствах человека и влиянии сторонних явлений, направленного при этом на создание определенного образа [2, с. 142].

Подразумевается формирование именно положительного образа государственного служащего посредством его взаимодействия с окружающим миром (в особенности — с социумом) с постоянным учетом ряда факторов и возможностью, таким образом, ориентироваться в тех или иных ситуациях без ущерба и вреда для своего имиджа.

Безусловно, в качестве основы такой модели поведения должны выступать персональные характеристики каждого государственного служащего, учет которых попросту необходим при проведении работы в указанной сфере.

В зависимости от сущности, направленности и характера возникновения (приобретения) предлагается подразделить их на две соответствующие группы — индивидуальные особенности и профессиональные особенности государственного служащего.

Под индивидуальными особенностями имеется в виду совокупность индивидных (биологически обусловленных), психических и иных свойств человека, врожденных или сформированных естественным образом, как правило, вне зависимости от его воли и выбора.

Советский психолог Б. Г. Ананьев включал в указанную категорию также свойства личности как субъекта деятельности, однако, с учетом предложенной классификации разумно отнести их к профессиональным особенностям, поскольку проявление таких свойств государственного служащего на практике обычно напрямую связано с осуществлением им именно профессиональной деятельности и подразумевает, скорее, не исходные данные, а факторы, необходимые для успешной работы [1, с. 148].

Индивидными характеристиками являются половая принадлежность государственного служащего и его возраст. Так, научные исследования в данной области демонстрируют, что поведение мужчин и женщин различно с точки зрения, например, принятия управленческих решений. Если представители мужского пола в большей степени направлены на планирование деятельности и организацию работы с учетом перспективы ее развития, то представительницам женского пола свойственна, скорее, способность адаптироваться под изменения обстановки и, соответственно, оперативно модифицировать линию своего поведения [3, с. 52].

Возрастной же показатель, помимо отражения жизненного и трудового опыта государственного служащего, также непосредственно сказывается и на его профессиональной деятельности (взаимодействие с представителями населения младшего или старшего поколения, возможность участия в физически активных мероприятиях и так далее).

Что касается психических особенностей, они включают в себя определенный психотип (комплекс психических характеристик, составляющих обобщенную модель поведения человека и его реакций на внешние раздражители) и темперамент (совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека).

Основные типы темперамента (флегматический, холерический, сангвинический, меланхолический) были определены еще древнегреческим философом и врачом Гиппократом, в то время как швейцарский психиатр и педагог Карл Юнг представил две характеристики, конкретизирующие его — экстраверсию и интроверсию.

Исследованию же разновидностей психотипов посвящены труды отечественного психолога-психиатра Е. В. Левенталь, в которых она подробно описывает некоторые из них (циклотимик, эпилептоид, шизоид, астеник, истероид) и раскрывает их сущность [4].

Точное определение психотипа и темперамента государственного служащего позволит выявить значимые особенности его психики и, с учетом этого, поддерживать ему надлежащую профессиональную линию поведения не только в рамках укрепления своего имиджа, но и на протяжении всей трудовой деятельности вне зависимости от сложившихся условий и обстоятельств.

Иные особенности, входящие в группу индивидуальных, такие как национальность и религиозные взгляды государственного служащего, в подавляющем большинстве случаев не имеют значения вовсе. Положения действующей Конституции РФ гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от его расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии, а также определяют Российскую Федерацию как светское государство.

Тем не менее, на территориях национальных республик, входящих в состав современной России, проживают преимущественно представители соответствующих этносов: в Чеченской Республике 95,3 % населения составляют чеченцы, а в Республике Ингушетия 93,4 % составляют ингуши [7].

С учетом указанного обстоятельства и высокой роли религии в подобных субъектах России целесообразно особенным образом подходить к формированию положительного имиджа и общественного одобрения государственных служащих. Учет национального и религиозного факторов, таким образом, позволяет определить кадровый состав властного аппарата, наиболее близкий большинству представителей населения, что, хоть и не регламентировано на законодательном уровне, но весьма обоснованно с социальной и этнологической точки зрения.

Группа профессиональных особенностей государственного служащего напрямую связана с реализацией им своих специальных функций, а также подразумевает свое расширение и включение иных возможных элементов в процессе новых тематических исследований. На данный же момент она состоит из уровня образования, занимаемой должности, профессионализма, общественно-политической позиции и уровня доверия населения.

Так, уровень образования является базовой характеристикой, определяющей реальные возможности, положение и перспективы конкретного лица в системе государственной службы. Занимаемая им должность, во-первых, устанавливает весь перечень функций и полномочий, при осуществлении которых государственный служащий и должен придерживаться выработанной модели поведения, а, во-вторых, позволяет определить порядок взаимодействия, как с иными сотрудниками властных структур, так и с представителями населения.

Профессионализм — это комплексное личностное качество, которое необходимо вырабатывать каждому государственному служащему для повышения эффективности трудовой деятельности и, в том числе, укрепления своего имиджа. Ранее упомянутые свойства личности как субъекта деятельности (выделяемые в соответствии с концепцией Б. Г. Ананьева [1]) в своем положительном аспекте могут способствовать развитию профессионализма, что и относит их профессиональным особенностям государственного служащего.

Особого внимания заслуживают такие характеристики, как политическая позиция и доверие населения, которые подвержены непосредственному влиянию актуальной социально-политической обстановки. Ее воздействие на престиж и положение государственной службы в целом формирует и отношение общественности к отдельным ее представителям, в то время как сформированная модель поведения государственного служащего позволяет адаптироваться ему к насущным условиям, в том числе посредством выработки конкретной идеологической позиции, удовлетворяющей запросы государства и большинства представителей его населения.

Стоит отметить, что под упомянутым уровнем доверия целесообразно понимать не только общее восприятие государственной службы общественностью, но и официальные данные рейтинга доверия конкретным политикам, власти в целом или же различным социальным институтам, сбор, оформление и публикацию которых осуществляет ВЦИОМ [6].

Примечательно, что вся модель поведения государственного служащего не может быть основана исключительно на его персональных характеристиках и подвержена некоторому регламентированию. Свое действие на всех представителей государственной службы (в особенности, на профессиональный аспект их персональных характеристик) распространяет Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в 2010 году.

Он был разработан в соответствии с нормами российского законодательства и международного права, а также является некой основой для создания аналогичных локальных кодексов для каждого органа и учреждения государственной службы. В качестве же цели данного документа определено установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Кодекс этики состоит из 4-х полноценных разделов, включающих в себя общие положения, основные принципы и правила служебного поведения, рекомендательные этические правила служебного поведения, а также условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение положений Типового кодекса.

При формировании и реализации надлежащей модели поведения государственному служащему необходимо учитывать соблюдение, например, таких обязательных принципов и правил, как:

– сохранение независимости от влияния граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

– обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи;

– запрет на получение вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, услуги материального характера).

Таким образом, модель поведения государственного служащего представляет собой комплекс речевых, неречевых и поведенческих знаков, основанных на персональных характеристиках государственного служащего, требованиях Типового кодекса этики и влиянии актуальной социально-политической обстановки, направленный при этом на создание определенного образа, что схематически отображено на рисунке 1.

Руководствуясь же совокупностью всех представленных выше показателей, государственный служащий имеет реальную возможность нужным образом и своевременно корректировать модель своего поведения или предпринимать иные меры, направленные на укрепление имиджевой составляющей, что имеет колоссальное значение особенно в актуальных социально-политических условиях.

Модель поведения государственного служащего [составлено автором].

Рис. 1. Модель поведения государственного служащего [составлено автором].

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — М.: Из-во Московского психолого-социального ин-та., 2008. — 431 с.
  2. Высыпкова Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе / Ю. С. Высыпкова // Инновационные педагогические технологии. — 2016. — С. 141–143.
  3. Ковалева И. А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере / И. А. Ковалева // Психологические науки: теория и практика. — 2012. — С. 50–52.
  4. Левенталь Е. В. Характеры и роли / Е. В. Левенталь. — М.: Бослен, 2007. — 336 с.
  5. Осипов Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2008. — 608 с.
  6. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru (дата обращения: 31.01.2023).
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 31.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, модель поведения, особенность, профессиональная деятельность, служебное поведение, Российская Федерация, характеристика, актуальная социально-политическая обстановка, положительный имидж.


Похожие статьи

Государственные служащие: особенности формирования...

Петкина, Е. И. Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа / Е. И. Петкина.

служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность, Типовой...

Особенности этики государственного служащего

В статье раскрыты особенности этики государственных служащих, проанализирован Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, регламентирующий поведение данной профессиональной группы.

Поведение государственных служащих: роль и необходимость...

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как

Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни и действий [4

Согласно Типовому кодексу этики и служебного поведения государственных служащих

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской...

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа...

Автором представлена позитивная модель имиджа государственного служащего, которая в

Ключевые слова: имидж, государственная служба, актуальные тенденции, государство, управление

2021. С. 89–95. Пекина Е. И. Государственные служащие: особенности формирования

Ключевые слова: политический имидж региона, имидж, образ региона.

Современные требования к профессиональной этике...

Ключевые слова: мораль, профессиональная этика, государственная служба, служебное поведение

Государственная служба — это не просто профессиональная деятельность частных лиц по

О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон Рос.

мораль, профессиональная этика, государственная служба, служебное поведение...

Укрепление имиджа государственных служащих при помощи...

 В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж

Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственная служба. Орлова, В. Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа...

Мишон Е. В., Комплексный имидж государственной власти как инструмент социального управления.

Психологический портрет государственного служащего...

Ключевые слова: государственный служащий, социальные сети, государственная

государственный служащий, социальные сети, государственная гражданская служба, SMM

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как

Для гражданского служащего его служебная деятельность является основной работой.

Особенности профессиональной этики государственных...

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, государственная служба, типовой кодекс

Кашина, М. А., Вагина Л. В. Социология для государственных служащих / М. А. Вагина, Л. В

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его.

Пути совершенствования правового регулирования этики...

Поэтому к формированию профессионального этического поведения служащего

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его

Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в

государственный служащий — это гражданин Российской Федерации , приверженный...

Похожие статьи

Государственные служащие: особенности формирования...

Петкина, Е. И. Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа / Е. И. Петкина.

служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность, Типовой...

Особенности этики государственного служащего

В статье раскрыты особенности этики государственных служащих, проанализирован Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, регламентирующий поведение данной профессиональной группы.

Поведение государственных служащих: роль и необходимость...

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как

Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни и действий [4

Согласно Типовому кодексу этики и служебного поведения государственных служащих

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской...

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа...

Автором представлена позитивная модель имиджа государственного служащего, которая в

Ключевые слова: имидж, государственная служба, актуальные тенденции, государство, управление

2021. С. 89–95. Пекина Е. И. Государственные служащие: особенности формирования

Ключевые слова: политический имидж региона, имидж, образ региона.

Современные требования к профессиональной этике...

Ключевые слова: мораль, профессиональная этика, государственная служба, служебное поведение

Государственная служба — это не просто профессиональная деятельность частных лиц по

О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон Рос.

мораль, профессиональная этика, государственная служба, служебное поведение...

Укрепление имиджа государственных служащих при помощи...

 В статье рассмотрены особенности влияния деятельности СМИ на имидж

Российская Федерация, государственная гражданская служба, государственная служба. Орлова, В. Н. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа...

Мишон Е. В., Комплексный имидж государственной власти как инструмент социального управления.

Психологический портрет государственного служащего...

Ключевые слова: государственный служащий, социальные сети, государственная

государственный служащий, социальные сети, государственная гражданская служба, SMM

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как

Для гражданского служащего его служебная деятельность является основной работой.

Особенности профессиональной этики государственных...

Ключевые слова: этика, профессиональная этика, государственная служба, типовой кодекс

Кашина, М. А., Вагина Л. В. Социология для государственных служащих / М. А. Вагина, Л. В

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его.

Пути совершенствования правового регулирования этики...

Поэтому к формированию профессионального этического поведения служащего

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его

Государственный служащий — по российскому праву гражданин РФ, исполняющий в

государственный служащий — это гражданин Российской Федерации , приверженный...

Задать вопрос