Международный транспортный коридор «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 05.02.2023

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Милёшкина, Ю. И. Международный транспортный коридор «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики / Ю. И. Милёшкина, А. А. Хисамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99736/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье делается анализ международного транспортного коридора Север-Юг, как ключевого элемента транспортного каркаса и «новой» логистики.

Ключевые слова: международный транспортный коридор, логистика, инфраструктура, Север-Юг, барьеры, маршруты, инвестиции.

Международные транспортные коридоры (МТК) — это мультимодальные маршруты для перевозки пассажиров и грузов, включающие воздушное, морское, железнодорожное и автомобильное сообщения. Транспортные коридоры призваны создать предсказуемые и прозрачные маршруты для всех участников мирового рынка логистики.

В данной статье мы рассматриваем один из важнейших транспортных коридоров — международный транспортный коридор Север-Юг. Он является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии, стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, создавая широкие возможности для развития логистических цепочек доставки товаров между странами ЕАЭС, Европой, Азией и Ближним Востоком.

Транспортный коридор «Север-Юг»

Рис. 1. Транспортный коридор «Север-Юг»

Проект международного транспортного коридора Север-Юг длиной более 7000 километров от Балтики до Индии, начатый двадцать два года назад в настоящее время заметно ускорился.

В текущих геополитических условиях важность скорейшего запуска современной транспортно-логистической инфраструктуры, которая свяжет Россию, страны ЕАЭС, Южного Кавказа, Центральной Азии с государствами на побережье Индийского океана невозможно переоценить.

Международный транспортный коридор Север-Юг — важнейший элемент Евразийского транспортного каркаса. Он уже сейчас участвует в формировании «новой» логистики.

Основное его преимущество — стыковка с важнейшими транспортными коридорами — маршрутами, которые проходят через регион в направлении Восток-Запад. И уже сейчас коридор Север-Юг участвует в «новой» логистике, связывая Запад и Восток. По коридору идут международные автомобильные перевозки в направлении из стран Европейского Союза через Азербайджан, а также реализуются новые контейнерные сервисы, в частности в сентябре 2022 года был реализован на контейнерный поезд с грузом автокомплектующих из Китая в Иран через Казахстан и Туркменистан.

В прошлом году было проведено исследование грузопотоков, в соответствии с которым от 15 до 25 миллионов тонн могут потенциально тяготеть к этому коридору. Это разные грузы: от контейнеров до зерна, от металлов до грузов деревообработки.

Коридор Север-Юг — это не просто альтернатива маршруту через Суэцкий канал — это еще и качественное улучшение логистики для прикаспийских стран. Именно в Каспийском бассейне коридор разделяется на три маршрута:

– западный: из России в Иран через Азербайджан;

– восточный: по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан;

– транскаспийский: с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море.

Также была проведена экспертизу барьеров, которые в настоящее время сдерживают развитие коридора. Их систематизировали и дали рекомендации по их устранению.

Более 40 барьеров сдерживает привлечение грузопотоков на международный транспортный коридор Север-Юг. Эти барьеры могут быть разделены на две группы: инфраструктурные и нефизические.

Инфраструктурные барьеры — критически узкие места, недостающие звенья и дефицит инвестиций в развитие. А именно: автодороги, железные дороги, порты и терминалы, внутренние водные пути, каналы, ТЛЦ, пункты пересечения границ.

Нефизические барьеры — связанные с негармонизированными процедурами пересечения границ, с проблемами во взаиморасчетах и в страховании грузов и транспортных средств, в отсутствии института уполномоченного экономического оператора, в недостаточно используемом механизме единого окна. У международных автомобильных перевозчиков существуют проблемы с выдачей виз для профессиональных водителей, а также с получением разрешения для осуществления перевозок. Отсутствует механизм по скоординированному управлению развитием коридора.

Развитие МТК Север-Юг требует инвестиций. Основная часть проекта сконцентрирована в Каспийском регионе и на Кавказе. Наиболее капиталоемкими при этом являются проекты развития железных и автодорог.

Задача инфраструктурного развития коридора не могут быть решены без активного госучастия, в том числе и финансового. Однако анализ показывает — в рамках МТК Север-Юг есть немало проектов, которые могут быть интересны и коммерческим инвесторам, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Евразийским банком развития было проведено более 100 инвестиционных проектов по развитию международного транспортного коридора Север-Юг.

По приоритетности эти проекты могут быть разбиты на три группы.

Первая группа — наиболее приоритетные проекты, направленные на устранение критических узких мест, недостающих звеньев. В первую очередь -достройка участка Решт — Астара в Иране, строительство автомобильных дорог на подходах к крупным городам, развития инфраструктуры пограничных пунктов пропуска и развития логистических центров и придорожного сервиса.

Вторая группа — улучшение качественных характеристик основных участков и развитие альтернативных участков с целью повышения общей пропускной способности коридора.

Третья группа — развитие ответвлений и примыкающих участков, обеспечивающих сопряжение МТК Север-Юг с другими коридорами и маршрутами.

Необходимо отметить, что значительная часть инвестиций в развитии коридора Север-Юг имеет государственное происхождение. 67 из 102 проектов развития МТК Север-Юг финансируются из государственных источников. В частности, в Азербайджане, в республике Казахстан более 80 процентов всех средств — средства национальных бюджетов на развитие коридора.

Вместе с тем существуют проекты, которые будут привлекательны для частного капитала, для международных банков развития. И это проекты, которые имеют хорошую окупаемость — это участки платных дорог, логистические центры, объекты придорожного сервиса и, наконец, проекты по обновлению парка подвижного состава и флота.

Развитие физической инфраструктуры не даст результатов, если не совершенствовать так называемую мягкую инфраструктуру, которая предусматривает устранение барьеров. В первую очередь, гармонизация и упрощение международных перевозок грузов и процедур пересечения границ. Это цифровизация перевозок и транспортных документов, формирование скоординированной тарифной политики. Наконец, необходимо создание эффективного механизма по управлению развития международным транспортным коридором.

Транспортный коридор Север-Юг имеет большое значение и огромный потенциал для развития. Его преимущество — стыковка с важнейшими транспортными коридорами. Это пересечение дает возможность включить туда целый ряд транзитных потоков и грузов и создать единый транспортный каркас. В перспективе это может изменить всю мировую логистику.

Литература:

  1. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура: [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/analytics/special-reports/mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug-investitsionnye-resheniya-i-myagkaya-infrastruktura/
  2. Википедия. Транспортный коридор Север — Юг: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Морские вести России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1692/98285/
  4. Российская газета. Транспортный коридор Север-Юг: [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/07/12/iz-mumbai-v-piter.html
  5. Википедия. Международный транспортный коридор: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Основные термины (генерируются автоматически): международный транспортный коридор, коридор, развитие коридора, Азербайджан, Иран, Казахстан, проект, развитие, ключевой элемент, придорожный сервис.


Ключевые слова

инвестиции, инфраструктура, логистика, барьеры, международный транспортный коридор, Север-Юг, маршруты

Похожие статьи

Транскаспийский международный транспортный маршрут

Ключевые слова: транспортный коридор, железнодорожные перевозки, мультимодальный

Этот коридор был сформирован в 2013 году на основе партнерства между Казахстаном

Все три маршрута идут из Китая в Азербайджан через Казахстан, прежде чем отделиться и найти

Кудьярова, Ж. Т. Транскаспийский международный транспортный маршрут и его влияние на...

Перспективы развития международного транспортного...

Мультимодальный международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» связывает

Перспективы развития: На развитие МТК «Север-Юг» в обозримой перспективе будут

Важным фактором развития коридора должно стать увеличение объема торговли между

Россия, Азербайджан и Иран поняли, чего не хватает МТК «Север-Юг» Подробнее: https...

Концепция создания экосистемы цифровых транспортных...

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые технологии

Цифровизация — один из актуальных трендов развития экономики и общества.

Проект подразумевает ряд мультипликативных эффектов, влияющих на рост и развитие экономики

2. ЕАЭС запускает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров.

Развитие и модернизация крупных мегаполисов Казахстана...

Казахстан, город Алматы, проблема, проблема агломерации, Западная Европа, Западный Китай, международный транзитный коридор, транспортная система, транспортная система города Алматы, Центральная Азия.

Экологическое состояние азербайджанской части...

Ключевые слова:глобализация, транспортные коридоры, экологическая безопасность

Создание и развитие международных транспортных коридоров зависит от изменений

Такие коридоры влияют на развитие межрегиональных, межрегиональных экономических связей [2].

Рис. 2. Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг [8].

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

Автомобильные дороги являются очень важным ресурсом в развитии международных сообщений.

Коридор 4 (ТРАСЕКА) — транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан в порты Чёрного

Коридор 5 — транзитом через Туркменистан и Иран в порт Бандар-Аббас, находящийся на

Развитие транспортно-логического потенциала Узбекистана.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Транспортный коридор БКИМ (Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма)

Эта дорога свяжет центральную Азию и Турцию, проходя через Азербайджан и Грузию.

Более того, морской коридор Китай-Европа важен для торговли Китая с одним из главных торговых партнеров — США.

Шелковый путь, Китай, Россия, Европа, экономический пояс, развитие, проект...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Как уже было отмечено выше, для государств Центральной Азии развитие транспортных коммуникаций

Страны Центральной Азии участвуют в ряде транспортных проектов.

В 2003 году в Тегеране президенты Узбекистана, Ирана и Афганистана подписали «Соглашение о международных транспортных направлениях по созданию трансафганского коридора».

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном...

1. Экономическое развитие Туркменистана.

Одну из ключевых ролей в данном континентальном проекте транспортного коридора играет наше государство.

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые.

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях.

Похожие статьи

Транскаспийский международный транспортный маршрут

Ключевые слова: транспортный коридор, железнодорожные перевозки, мультимодальный

Этот коридор был сформирован в 2013 году на основе партнерства между Казахстаном

Все три маршрута идут из Китая в Азербайджан через Казахстан, прежде чем отделиться и найти

Кудьярова, Ж. Т. Транскаспийский международный транспортный маршрут и его влияние на...

Перспективы развития международного транспортного...

Мультимодальный международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» связывает

Перспективы развития: На развитие МТК «Север-Юг» в обозримой перспективе будут

Важным фактором развития коридора должно стать увеличение объема торговли между

Россия, Азербайджан и Иран поняли, чего не хватает МТК «Север-Юг» Подробнее: https...

Концепция создания экосистемы цифровых транспортных...

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые технологии

Цифровизация — один из актуальных трендов развития экономики и общества.

Проект подразумевает ряд мультипликативных эффектов, влияющих на рост и развитие экономики

2. ЕАЭС запускает создание экосистемы цифровых транспортных коридоров.

Развитие и модернизация крупных мегаполисов Казахстана...

Казахстан, город Алматы, проблема, проблема агломерации, Западная Европа, Западный Китай, международный транзитный коридор, транспортная система, транспортная система города Алматы, Центральная Азия.

Экологическое состояние азербайджанской части...

Ключевые слова:глобализация, транспортные коридоры, экологическая безопасность

Создание и развитие международных транспортных коридоров зависит от изменений

Такие коридоры влияют на развитие межрегиональных, межрегиональных экономических связей [2].

Рис. 2. Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг [8].

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

Автомобильные дороги являются очень важным ресурсом в развитии международных сообщений.

Коридор 4 (ТРАСЕКА) — транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан в порты Чёрного

Коридор 5 — транзитом через Туркменистан и Иран в порт Бандар-Аббас, находящийся на

Развитие транспортно-логического потенциала Узбекистана.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Транспортный коридор БКИМ (Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма)

Эта дорога свяжет центральную Азию и Турцию, проходя через Азербайджан и Грузию.

Более того, морской коридор Китай-Европа важен для торговли Китая с одним из главных торговых партнеров — США.

Шелковый путь, Китай, Россия, Европа, экономический пояс, развитие, проект...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Как уже было отмечено выше, для государств Центральной Азии развитие транспортных коммуникаций

Страны Центральной Азии участвуют в ряде транспортных проектов.

В 2003 году в Тегеране президенты Узбекистана, Ирана и Афганистана подписали «Соглашение о международных транспортных направлениях по созданию трансафганского коридора».

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном...

1. Экономическое развитие Туркменистана.

Одну из ключевых ролей в данном континентальном проекте транспортного коридора играет наше государство.

Ключевые слова: экосистемы цифровых транспортных коридоров, ЕАЭС, цифровые.

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях.

Задать вопрос