Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 04.02.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Маркова, А. И. Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна / А. И. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99714/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Ключевые слова : художественная кукла, творческий потенциал, культурные ценности, художественное образование.

Одним из важнейших направлений в художественном образовании обучающихся в системе СПО является их приобщение к социокультурным ценностям региона. Основная цель: формирование у обучающихся творческих специальностей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию региона, самое важное: закладывание основы для освоения и принятия национальной культуры. При этом отметим, что ключевой концептуальной идеей является Человек культуры. Речь идет о процессе знакомства с родной культурой обучающиеся колледжа приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям [1].

Развитие творческих способностей студентов требует системного подхода и может успешно реализовываться в процессе обучения в системе среднего профессионального образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и культурного потенциала личности обучающегося [2].

В художественном образовании важное место имеет мотивация обучающихся к творческой деятельности. Одним из направлений является создание педагогических условий к приобщению социокультурным ценностям региона. Художественная кукла — явление художественной культуры, особый жанр искусства, самоценный художественный объект, близкий станковой и малой скульптуре, с родовыми чертами куклы. Главная задача для художников, которых интересует работа над созданием уникальных авторских кукол — это повышение своих творческих и технологических навыков. Только благодаря постоянному творческому развитию можно создать настоящее произведение уникального искусства — художественную куклу [3].

Подготовка обучающихся при изучении профессионального модуля «Декоративно-прикладное творчество» проводится с применением индивидуального подхода, который зависит от личных психических и творческих способностей каждого обучающегося. Только при таком подходе возможно полноценное развитие личности с учетом его индивидуальных способностей. Возможность выбора творческого источника дает ему определенную свободу в реализации индивидуальных способностей.

Важно помочь обучающимся найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из таких путей возвращения и приобщения к родным истокам являются народные игры и игрушки. Недаром существует поговорка: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.

В данной статье представляем опыт создания авторских рукотворных кукол обучающимися Якутского колледжа технологии и дизайна. Источником вдохновения являются: якутский героический эпос Олонхо, герои якутских сказок, легенды и сказания коренных и малочисленных народов Севера.

Рукотворные авторские куклы выполнены в технике лепки, запекаемой полимерной глины и состоит из следующих этапов:

1) Выбор темы. Поиск материала и источника для создания образа будущей куклы. Разработка и утверждение эскиза; 2) работа над пластикой головы из полимерной глины. Лепка носа, губ, ушей и глаза; 3) нанесение теней, запекание головы куклы в духовке, 4) роспись лица куклы акриловыми красками; 5) изготовление каркаса для куклы; 6) формирование туловища; 7) работа над пластикой рук; 8) работа над пластикой ног; 9) запекание рук и ног куклы; 10) сборка деталей куклы; 11) создание прически; 12) изготовление одежды для куклы; 13) изготовление обуви для куклы; 14) изготовление подставки для куклы; 15) этикетка куклы.

Этапы работы

Изготовление кукол по эпосу «Элэс Боотур»

В этом направлении ведется целенаправленная работа с обучающимися, которые успешно участвуют в международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских конкурсах, фестивалях и выставках авторских кукол, таких как: «Преобразование» (г. Москва), «Ведь у кукол судьбы тоже…» (г. Хабаровск), «Якутия Мастеровая», «Бал кукол снежной долины», «Мир кукол», «Народное искусство-Национальное достояние» и др. В данных выставках и конкурсах успешно принимали участие обучающиеся колледжа: например, Егорова Юлия в научно-практической конференции обучающихся начального среднего профессионального образования «Шаг в будущую профессию» с авторской куклой «Эркээни-Куо» стала лауреатом в секции «Мода и дизайн». Сергина Саргылана в выставке рукотворной этно-игрушки по якутскому героическому эпосу «Олонхо» с авторской куклой «Симэхсин-эмээхсин» отмечена дипломом III степени в номинации «Сувенирная кукла». Колесова Анна в международном конкурсе «Преобразование» (г. Москва) участвовала с авторскими куклами «Охотник Лоокут», «Кыыс Ньургун» стала дипломантом I степени. Григорьева Сардана в региональной выставке «Мир Арктики» отмечена грамотой за авторскую куклу «Кыталык-кыыс». Егорова Асико в IV республиканской выставке-фестивале авторской куклы, Бал кукол снежной долины стала дипломантом I степени в номинации «Кукла в традиционном национальном костюме народов Якутии». В молодежном фестивале Якутии «MUUS USTAR- 2022» Андреева Анна представила авторскую куклу «Чаачыгыр Ча5аар», Румянцева Марианна -куклу «Алтаана Куо».

C:\Users\79841\Pictures\Аттестация Марковой А.И 2023г\Маркова А И 2021\$SCF5985.JPG

На Республиканской выставке-ярмарке «Якутия Мастеровая»

Таким образом, создание авторских рукотворных кукол способствует развитию творческого потенциала обучающихся.

Литература:

  1. Куклы из пластика. Изготовление, коллекционирование, реставрация. Лидия Мудрагель. –Спб.: Питер, 2015.-128с.:ил.-(Серия «Ручная работа»). ООО Издательство «Питер», 2015.
  2. Санатова С. В. Развитие творческих способностей студентов- дизайнеров костюма как педагогическая проблема./ Вестник СПбГУ. Серия 12. Вып.3-СПб. Изд-во СПбГУ,2014-С.146–152.
  3. Журнал «Prokukly», Главный редактор Александра Вареникова. Издатель ООО «Лавка Кукольного мастера», Санкт-Петербург, г. Пушкин. 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): авторская кукла, социокультурная ценность региона, художественная кукла, III, MUUS, USTAR, профессиональное образование, снежная долина, художественное образование, якутский героический эпос.


Похожие статьи

Кукла как явление художественной культуры | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Бакулина, Н. А. Кукла как явление художественной культуры / Н. А. Бакулина, М. С. Васильева.

Исследователи полагают, что куклы и изображения людей появились практически одновременно, так как кукла является образом и подобием человека.

Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры...

Историческая ностальгия как один из элементов социокультурного воспроизводства может

Первые свои знания ребенок приобретает в семье, а потом уже в учреждениях образования.

приняли участие 15293 человека и все они были в традиционных якутских костюмах.

стимуляции потребления, в нашем случае пониманию ценности традиционной культуры.

Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей

Библиографическое описание: Ежкова, Н. С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей / Н. С. Ежкова, И. С. Чуканова.

Образование дошкольников не может быть успешным без ориентации на социокультурные ценности.

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора...

...и со дня образования Института языка и культуры при СНК ЯАССР в 1935 г. изучение якутского

структура, образы, особенности художественной формы якутского эпоса. И. В. Пухов систематизировал образы якутского героического эпоса на основе 68 текстов олонхо.

Жанр олонхо трактуется им как способ саморегулирования фольклорного художественного...

Вербализация концепта «дьол» («счастье») в сказочном тексте...

 В статье рассматривается концепт «дьол» («счастье») на материале якутской народной волшебной сказки «Чурум-Чурумчуку» С. Р. Кулачикова-Элляя, которая доносит до нас древнее миропонимание, этническую картину мира народа саха.

Манга по мотивам произведения Николая Максимовича...

Вывод: половина респондентов считают, что якутская литература непопулярна среди подростков, пятая часть считает, что якутскую литературу можно встретить только на школьных занятиях. Около трети, считают, что есть подростки, интересующиеся якутской литературой.

Национально-художественная культура в художественном...

Библиографическое описание: Шахбиева, Х. Х. Национально-художественная культура в

Сегодня на этапе развития нового педагогического образования художественная культура каждого

Кроме того, ценность образования, в частности художественного образования, все в

и продуктивной изменчивом социокультурном пространстве региона, обладающая...

Сказка как средство развития социокультурных ценностей...

 Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному

По мнению А. М. Виноградовой, художественная литература, и особенно сказки

Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное с куклами.

Большунова, Н. Я. Сказка как средство социокультурного развития дошкольников [Текст] / Н...

Якутские игрушки | Статья в журнале «Юный ученый»

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева.

Похожие статьи

Кукла как явление художественной культуры | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Бакулина, Н. А. Кукла как явление художественной культуры / Н. А. Бакулина, М. С. Васильева.

Исследователи полагают, что куклы и изображения людей появились практически одновременно, так как кукла является образом и подобием человека.

Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры...

Историческая ностальгия как один из элементов социокультурного воспроизводства может

Первые свои знания ребенок приобретает в семье, а потом уже в учреждениях образования.

приняли участие 15293 человека и все они были в традиционных якутских костюмах.

стимуляции потребления, в нашем случае пониманию ценности традиционной культуры.

Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей

Библиографическое описание: Ежкова, Н. С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей / Н. С. Ежкова, И. С. Чуканова.

Образование дошкольников не может быть успешным без ориентации на социокультурные ценности.

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора...

...и со дня образования Института языка и культуры при СНК ЯАССР в 1935 г. изучение якутского

структура, образы, особенности художественной формы якутского эпоса. И. В. Пухов систематизировал образы якутского героического эпоса на основе 68 текстов олонхо.

Жанр олонхо трактуется им как способ саморегулирования фольклорного художественного...

Вербализация концепта «дьол» («счастье») в сказочном тексте...

 В статье рассматривается концепт «дьол» («счастье») на материале якутской народной волшебной сказки «Чурум-Чурумчуку» С. Р. Кулачикова-Элляя, которая доносит до нас древнее миропонимание, этническую картину мира народа саха.

Манга по мотивам произведения Николая Максимовича...

Вывод: половина респондентов считают, что якутская литература непопулярна среди подростков, пятая часть считает, что якутскую литературу можно встретить только на школьных занятиях. Около трети, считают, что есть подростки, интересующиеся якутской литературой.

Национально-художественная культура в художественном...

Библиографическое описание: Шахбиева, Х. Х. Национально-художественная культура в

Сегодня на этапе развития нового педагогического образования художественная культура каждого

Кроме того, ценность образования, в частности художественного образования, все в

и продуктивной изменчивом социокультурном пространстве региона, обладающая...

Сказка как средство развития социокультурных ценностей...

 Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному

По мнению А. М. Виноградовой, художественная литература, и особенно сказки

Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное с куклами.

Большунова, Н. Я. Сказка как средство социокультурного развития дошкольников [Текст] / Н...

Якутские игрушки | Статья в журнале «Юный ученый»

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева.

Задать вопрос