Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из важных направлений формирования безопасного образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 404 раза

Библиографическое описание:

Зозуля, Е. Ю. Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из важных направлений формирования безопасного образа жизни / Е. Ю. Зозуля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99685/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены аспекты подготовки обучающихся к олимпиаде по ОБЖ. Автором подчеркивается необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Ключевые слова : основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни, олимпиада по ОБЖ.

При преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Хотмыжская СОШ» актуальным направлением формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников во внеурочной деятельности является включение обучающихся в олимпиадное движение по предмету, а также участие обучающихся различных мероприятиях.

Основными целями Олимпиады по ОБЖ являются:

— выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний по проблемам безопасности и защиты личности, общества, государства;

— пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни; ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; уважения к героическому наследию России, ее государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества.

Основные задачи Олимпиады по ОБЖ:

— определение уровня теоретической и практической подготовленности участников Олимпиады, обеспечивающей успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умений оказания само- и взаимопомощи, систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

— развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей;

— совершенствование правового, нравственного, экологического и экономического понимания задач безопасности жизнедеятельности;

— формирование общественного мнения в поддержке всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и вовлечения в нее возможно большего числа обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.

Подготовка к олимпиаде и дальнейшее участие дает ребенку уникальный шанс для расширения и углубления знаний, формирования жизненно необходимых практических навыков в области ОБЖ. Победы в муниципальном этапе ВОШ по ОБЖ в 2021–2022, 2022–2023 учебном году дала возможность ребятам добиться признания у одноклассников, повысить свою самооценку и рейтинг школы.

Уровень, методика и характер подготовки школьников к олимпиаде — это всегда результат сложного взаимодействия обучающегося и наставника. С одной стороны, для успеха ребенка важны интеллектуальные способности: применять свои знания и умение, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы. С другой стороны, важная роль применения своих знаний на практике, когда при экстремальной ситуации нет право на ошибку, а для обучающегося очень непростой выбор применения своих знаний. Такое сочетание внешней и внутренней мотивации ребенка становится отправной точкой для дальнейшей работы с ним.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Задача учителя вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их реализации. Главное при подготовке к олимпиаде заинтересовать ребят.

Подготовка детей к олимпиаде — это всегда длительный и непростой процесс. Разовые консультации или один урок в неделю ОБЖ не дадут желаемого результата в условиях конкуренции на муниципальных и региональных олимпиадах. Подготовка школьников должна быть серьезной, многолетней и систематической [2]. Чтобы ученики показали свои высокие результаты на муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Нужно начинать работу с ними как минимум с 5 класса и при этом необходимо, чтоб был под вашем руководством кружок или секция.

В рамках внеурочных занятий по ОБЖ, а именно в нашей школе это кружок «ОБЖ», проводится обучение и применение на практике оказания первой доврачебной помощи, так же как действовать при ЧС техногенного или природного характера. Таким образом, к этому формируется команда обучающихся школы, которая представляет школу на различных соревнованиях.

Подготовка обучающихся к олимпиаде — это углубление и расширение запаса предметных знаний школьников, поэтому разбор олимпиадных заданий прошлых лет и выполнение подобных заданий, разбор допущенных ранее ошибок является эффективной формой теоретической и практической подготовки.

Критерии успешной подготовки учащихся к олимпиадам следующие:

— желание учителя этим заниматься;

— наличие мотивации ученика и учителя;

— выявление пытливых, ищущих, увлеченных школьников;

— высокая психологическая устойчивость учащихся;

— отличная физическая подготовка.

Олимпиадные задания составляю так, чтоб обучающиеся могли продумать и продемонстрировать свой выбор ответа. При планировании занятий перед олимпиадой примерно 50 % времени — на выполнение задач практического тура, важно отвести на решение и разбор задач теоретических тура — это примерно как правило, для участников олимпиады предлагаются задания повышенного уровня, что корректирует работу педагога на уроках ОБЖ. При выполнении самостоятельных работ в классе и дома будущие участники олимпиады получают индивидуальные задания повышенного уровня сложности, что дает им возможность работать самостоятельно с различной литературой, творчески применять свои знания.

Как показывает практика, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, должны иметь хорошую психологическую и физическую форму. На этапе практического тура всероссийской олимпиады школьников ребята обязаны показать умения оказания первой медицинской помощи, навыки выживания в условиях природной среды и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и автономного существования. Такая подготовка к практическому этапу даётся возможность проверить себя готов ли обучающийся к экстремальной ситуации.

Конечно, любая олимпиада — это всегда испытание, как для школьников, так и для учителя-наставника. Педагогу важно создать позитивный настрой в первую очередь детям, чтобы ребёнок мог чувствовать себя уверенно и не паниковать. Необходимо воспитать в ребятах чувство веры в себя и в собственные силы. Учитель должен уметь настроить детей на то, что даже если они не завоют призовые места (ведь победят лишь единицы), то олимпиада все равно даст им полезный опыт соперничества со сверстниками, а также проверку своих знаний. Важно снять напряжение и страх у обучающихся, создавая установку на то, что учащиеся уже очень много знают и умеют сверх школьной программы. Олимпиадные задания составлены так, что их очень сложно решить, поэтому им нужно применить правильное решение к выбору ответа на задание. Необходимо учить школьников не только побеждать, но и принимать неудачу, ведь без поражений не бывает побед.

Наконец, важным этапом работы учителя становится поощрение усилий и достижений участников олимпиад, в том числе через размещение информации о них на школьном сайте, школьной доске почета, а также в новостной строке школьной газеты. Думается, что для подготовки учеников к участию в олимпиадах от учителя требуется все его педагогическое мастерство и творчество. Сам педагог должен быть образцом для школьников, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела.

Литература:

  1. Кунц И. В. Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/277.
  2. Маринина И. И. Работа с одаренными детьми на уроках [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29839.
  3. Мадьярова Л. И. Подготовка обучающихся к олимпиаде по ОБЖ как направление формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nmcsova.ru/konf/itso-5/osn/madyarova-li-podgotovka-obuchayushchihsya-k-olimpiade-po-obzh-kak-napravlenie (дата обращения: 17.04.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, всероссийская олимпиада школьников, знание, ОБЖ, безопасный образ жизни, выбор ответа, задание, практический тур, умение оказания, экстремальная ситуация.


Похожие статьи

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

Ключевые слова: ОБЖ, предметная олимпиада, методика проведения, мотивация.

Рис.1 Схема проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников по «Основам

Таким образом, школьники при подготовке к олимпиаде получают большую базу знаний по

олимпиада, ребенок, подготовка школьников, выполнение заданий, Россия, учебный процесс...

Развитие практических умений безопасности... | Молодой ученый

Жирнов, С. С. Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация

Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость.[4].

2. Развитие основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных

3. Привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само- и...

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

...развития одаренности являются предметные олимпиады, в частности олимпиада по ОБЖ. Согласно словарю русского языка олимпиада трактуется как «соревнование» (Ожегов 1991г.).

олимпиада школьников по новой форме ее организации: тур письменный и тур устный.

и синтез знаний учащихся и способов их применения для ответа на поставленный вопрос

Подготовка к выполнению заданий практического тура...

Библиографическое описание: Преображенская, Ю. А. Подготовка к выполнению заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Практикум по биохимии и основам молекулярной биологии / Ю. А. Преображенская, С. Н. Маякова.

Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности...

...у школьников практических навыков по действиям в экстремальных ситуациях.

Таким образом, в настоящее время обучение основам безопасности жизнедеятельности должно

Итак, в путь!» Инсценировка любимой песни в первом туре настраивает ребят на праздник.

Жюри оценивает знания учащихся. Карточки — названия чрезвычайных ситуаций

Организация и проведение олимпиады в средней...

«Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в условиях

углубления и расширения знаний школьников по предмету», — говорит об олимпиаде В. П. Архипов [1, с. 11].

С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не

В наше время подобные испытания готовят школьника к реальной жизни в условиях...

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе...

поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и уметь предотвращать опасные

3. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001.

в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. /

8. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ.

Инновационный подход формирования ключевых компетенций...

...формированием опыта поведения учащихся 10–11 классов в экстремальной ситуации.

знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни.

дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения — в навыки.

Площадка практического обучения школьников действиям в ЧС техногенного характера.

Готовность учащихся старших классов к безопасности...

- умение применять полученные знания в области безопасности на практике

безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [3].

Обработка ответов на третий вопрос (количество упоминаний в ответах от числа

Для 8 класса – практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; взрывы и...

Похожие статьи

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад...

Ключевые слова: ОБЖ, предметная олимпиада, методика проведения, мотивация.

Рис.1 Схема проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников по «Основам

Таким образом, школьники при подготовке к олимпиаде получают большую базу знаний по

олимпиада, ребенок, подготовка школьников, выполнение заданий, Россия, учебный процесс...

Развитие практических умений безопасности... | Молодой ученый

Жирнов, С. С. Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация

Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость.[4].

2. Развитие основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных

3. Привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само- и...

Школьная олимпиада как форма внеклассных работ по ОБЖ

...развития одаренности являются предметные олимпиады, в частности олимпиада по ОБЖ. Согласно словарю русского языка олимпиада трактуется как «соревнование» (Ожегов 1991г.).

олимпиада школьников по новой форме ее организации: тур письменный и тур устный.

и синтез знаний учащихся и способов их применения для ответа на поставленный вопрос

Подготовка к выполнению заданий практического тура...

Библиографическое описание: Преображенская, Ю. А. Подготовка к выполнению заданий практического тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Практикум по биохимии и основам молекулярной биологии / Ю. А. Преображенская, С. Н. Маякова.

Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности...

...у школьников практических навыков по действиям в экстремальных ситуациях.

Таким образом, в настоящее время обучение основам безопасности жизнедеятельности должно

Итак, в путь!» Инсценировка любимой песни в первом туре настраивает ребят на праздник.

Жюри оценивает знания учащихся. Карточки — названия чрезвычайных ситуаций

Организация и проведение олимпиады в средней...

«Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в условиях

углубления и расширения знаний школьников по предмету», — говорит об олимпиаде В. П. Архипов [1, с. 11].

С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не

В наше время подобные испытания готовят школьника к реальной жизни в условиях...

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе...

поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и уметь предотвращать опасные

3. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001.

в обучении школьников в курсе ОБЖ 5 класса как метод формирования навыков безопасного поведения. /

8. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ.

Инновационный подход формирования ключевых компетенций...

...формированием опыта поведения учащихся 10–11 классов в экстремальной ситуации.

знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни.

дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения — в навыки.

Площадка практического обучения школьников действиям в ЧС техногенного характера.

Готовность учащихся старших классов к безопасности...

- умение применять полученные знания в области безопасности на практике

безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [3].

Обработка ответов на третий вопрос (количество упоминаний в ответах от числа

Для 8 класса – практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; взрывы и...

Задать вопрос