Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 1412 раз

Библиографическое описание:

Махова, А. С. Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования / А. С. Махова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99666/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются основы понятия «коммуникативная компетентность», ее сущность, особенности ее формирования в современной школе.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, ФГОС, личностные результаты обучения, навыки XXI века,soft skills, письменная коммуникация, устная коммуникация.

XXI век предъявляет к современному человеку множество различных требований. В. В. Путин в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указал на то, что нашей стране необходимо достичь глобальной конкурентоспособности в сфере образования и войти в число 10 ведущих стран мир по качеству общего образования. Эти слова определили вектор развития российского образования.

Человеку XXI века необходимо овладеть теми навыками, которые помогут ему наиболее успешно функционировать в обществе. Такие навыки начинают формироваться еще в детстве, огромное значение играет школа, педагоги, одноклассники. Безусловно, меняется и общение, они принимает другие формы, особенно в связи с развитием социальных сетей. Образование и, в первую очередь, школа стремится к тому, чтобы сформировать у обучающегося «коммуникативную компетентность». Эта компетентность является ключевой, его значение невозможно переоценить, так как любой человек постоянно находится в коммуникации с окружающими.

Человек, обладающий коммуникативной компетентностью — это личность, которая легко ориентируется в окружающем мире, сопоставляя общественные ценности, ожидания, интересы со своими собственными. Современное российское образование ставит перед собой важнейшую задачу — воспитать такую личность. Самое главное требование к современному человеку — умение решать жизненные задачи; особенную роль играют задачи, возникающие в общении с другими людьми и в процессе выстраивания с ними отношений.

Необходимо разобраться с тем, что включает в себя понятие «коммуникативная компетентность». Компетентность — это совокупность знаний, умений, навыков, которые необходимы для решений проблем, возникающих в жизненных и учебных ситуациях. Существует мнение, что компетенция — это вопросы, явления, в которых человек обладает опытом, авторитетностью. И. А. Зимняя пришла к выводу о том, что компетентность — это такое качество личности, которое формируется на знаниях и составляет социально-личностную сторону личности.

Коммуникативная компетентность — это интегративное свойство личности, которое состоит из знания, умения, навыки в области коммуникации и опыт в сфере общения. Если обратиться к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (далее — «ФГОС»), то можно там встретить понятие «коммуникативная компетентность». Во ФГОС Основного Общего Образования есть информация о том, какие качества должны быть присущи выпускнику — «портрет выпускника основной школы». Выпускник должен уметь вести конструктивный диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, вступать в сотрудничество для достижения общих задач и целей.

Личностные результаты освоения ООО должны отражать формирование коммуникативной компетентности. Она должна отражаться в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в различных видах деятельности. Кроме этого, обучающийся основной школы должен уметь слышать и слушать; уметь задавать вопросы и грамотно отвечать на них, грамотно формулировать ответы на вопросы; овладение активным слушанием, умение обсуждать рассматриваемые вопросы и проблемы, умение давать комментарий на высказывание собеседника, умение критически оценивать высказывания, аргументировать свое мнение в коллективе, умение выражать эмпатию [6, с. 8].

Российская система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности, это закреплено в Стандарте общего образования. Современная образовательная парадигма — компетентностный подход. В основе содержания обучения лежит комплексное изучение проблем, в том числе и жизненных. Производится комплексная оценка результатов обучения по трем направлениям (личностные, предметные, метапредметные) [6].

В современном обществе коммуникативная компетентность особенно востребована, так как умение работать в команде, выступать публично, оценивать результаты своей работы, публично их предоставлять, правильно вести коммуникацию — это важнейшие требования современных работодателей [1, с. 82].

Современный человек должен овладеть надпрофессиональными навыками или так называемыми soft skills. Soft skills — это навыки, которые не связаны с каким-либо определенным родом деятельности, они универсальны для всех профессий. Один из таких навыков — это работа с людьми. Также одной из основных ценностей XXI века является умение кооперироваться с другими людьми.

Известны четыре ключевые компетенции, которые необходимы человеку XXI века — это «4К» (критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность) [4].

Школьный учитель должен использовать методы, которые будут способствовать формированию коммуникативной компетенции на уроках.

Методические приемы для формирования коммуникативной компетенции

  1. Дискуссия — это метод, который влияет на формирование учебной мотивации, дает обучающемуся возможность высказать свое мнение, проверить свои силы в неподготовленном выступлении.
  2. Игры — это метод, позволяющий сформировать у обучающихся навыков общения в совместной деятельности. Кроме того, они смогут проявить навык кооперации, проявить творчество и инициативу.
  3. Учебный диалог — это метод, который поможет ученику научиться слышать других людей, приводить аргументы. В таком формате работы проявляется взаимоуважение, сопереживание, сотворчество.
  4. Мозговой штурм — это метод совместного поиска решения различных задач и проблем. Обучающиеся вместе с педагогом предлагают самые различные варианты решения проблемы. Главный принцип работы с мозговым штурмом — это принятие любых идей, от самых нелепых и смешных до практичных и наиболее грамотных. Все идеи необходимо записать и обсудить (для этого выбирается «экспертная группа»). Эксперты утверждают решение проблемы, после этого все участники распределяются на противников и сторонников решения, чтобы отредактировать его.
  5. Семинары/конференции/представление проектов — это те методы, которые позволят обучающимся научить слушать и слышать друг друга, грамотно задавать вопросы после выступления, помогут воспитать у них коммуникативную культуру. Кроме того, подготовка выступления для семинара или конференции, а также создание своего собственного проекта — это возможность овладеть и письменной коммуникацией.

Перечисленные выше методы работы с коммуникативными навыками обучающихся относятся к развитию устной коммуникации, но нельзя забывать и о письменной коммуникации. Письменная речь — неотъемлемая часть жизни любого человека, каждому необходимо уметь выражать свои мысли грамотно не только в устном виде, но и в письменном. По мнению Л. С. Выготского и И. А. Зимней письменная речь — это целенаправленный и творческий способ формулирования мыслей в письменном виде. [5].

Для того чтобы развивать письменную коммуникацию, педагог может в своей работе использовать следующие приемы:

  1. Составление синквейна — метод, которые поможет развить у ученика навык письменной коммуникации, даст возможность проявить творческие способности.
  2. Выделить главную мысль в тексте; написать свое мнение по этой теме; придумать для текста такое название, которое отразило бы главную мысль.
  3. Написание сочинений. Это могут быть как сочинения на свободную тему, так и творческое сочинение по картине, сочинение по художественному произведению.
  4. Подготовка заметки/поста/статьи в СМИ.
  5. Составление рецензии на проектные/исследовательские работы одноклассников.

Как оценить, сформирована коммуникативная компетентность у ученика школы или нет? Сделать это педагог может по определенным критериям: ученик умеет слушать и слышать собеседника, делать выводы из высказываний, приводить аргументы; может объяснить свое мнение по какому-либо поводу, высказывать его корректно; умеет задавать вопросы для уточнения позиции собеседника.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть большое значение коммуникативной компетентности в жизни современного человека, это актуальное направление в развитии российского образования. Формирование коммуникативной компетентности — это сложная и интересная для изучения проблема, которую необходимо развивать и в дальнейшем.

Литература:

  1. Аксенова Э. А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы // Школьные технологии. — 2015. — № 6. — с. 81–90.
  2. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с.
  3. Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Соотношение понятий «коммуникативная грамотность», «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура» в педагогическом аспекте // Методология научных исследований в области теории и методики профессионального образования. — 2019. — № 50. — с.14–19.
  4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации/ авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76 с.
  5. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 31.01.2023).
  6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].// URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата и время обращения: 30.01.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, письменная коммуникация, современный человек, навык, умение, главная мысль, коммуникативная компетенция, мозговой штурм, общее образование, основная школа.


Ключевые слова

коммуникативная компетентность, ФГОС, soft skills, устная коммуникация, личностные результаты обучения, навыки XXI века, письменная коммуникация

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Рис.1. Направления формирования коммуникативной компетенции.

К. Д. Ушинский писал, что задача школы «пробудить умственные способности к самостоятельности и

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, экспериментальная

коммуникативная компетенция, экспериментальная работа, учащийся, урок, умение...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Коммуникативная компетенция в ее современной интерпретации включает в свой состав следующие виды компетенций: лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую, социальную, социокультурную, предметную, профессиональную.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, активный

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был употреблён М.Н. Вятютневым [1; с. 80] для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы.

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Ключевые слова: коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с

На базе формирования коммуникативной компетенции происходит усвоение основных

Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе.

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция...

В качестве одной из основных компетенций выпускника общеобразовательной школы

По мнению Е. Г. Пьяных, информационно-коммуникационная компетенция — это умение

8. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании.

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений...

 При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Для формирования коммуникативной компетенции и для совершенствования навыков речевой.

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории...

Коммуникативная компетентность представляет собой следующие умения инавыки

– задавать вопросы и отвечать на них; – вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли

Для выявления уровня сформированности основных коммуникативных компетентностей была

Таким образом, развитие коммуникативных умений и навыков — непрерывный...

Похожие статьи

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Рис.1. Направления формирования коммуникативной компетенции.

К. Д. Ушинский писал, что задача школы «пробудить умственные способности к самостоятельности и

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, экспериментальная

коммуникативная компетенция, экспериментальная работа, учащийся, урок, умение...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Коммуникативная компетенция в ее современной интерпретации включает в свой состав следующие виды компетенций: лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую, социальную, социокультурную, предметную, профессиональную.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, активный

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был употреблён М.Н. Вятютневым [1; с. 80] для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы.

Формирование коммуникативных умений обучающихся...

Ключевые слова: коммуникация, обучающиеся начальных классов, умения и навыки

Коммуникативная компетенция характеризует знания, умения и навыки учащихся в связи с

На базе формирования коммуникативной компетенции происходит усвоение основных

Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе.

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция...

В качестве одной из основных компетенций выпускника общеобразовательной школы

По мнению Е. Г. Пьяных, информационно-коммуникационная компетенция — это умение

8. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании.

Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений...

 При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Для формирования коммуникативной компетенции и для совершенствования навыков речевой.

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории...

Коммуникативная компетентность представляет собой следующие умения инавыки

– задавать вопросы и отвечать на них; – вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли

Для выявления уровня сформированности основных коммуникативных компетентностей была

Таким образом, развитие коммуникативных умений и навыков — непрерывный...

Задать вопрос