Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 1226 раз

Библиографическое описание:

Тагиров, Э. Р. Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения / Э. Р. Тагиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99633/ (дата обращения: 05.12.2024).



В статье рассмотрен сравнительный анализ организации и методов осуществления проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях. Выявлены проблемы проектного управления.

Ключевые слова: проектное управление, государственная власть, проектная деятельность, проектный офис.

Проектное управление в органах государственной власти способно дать заметный экономический эффект. Он выражается в улучшении качества и оперативности работ, создании рабочих мест, привлечении инвестиционной привлекательности регионов и государства в целом, сформировать благоприятную административную среду [1].

Бизнес быстро реагирует на инновационные процессы и изменения в мире и быстрее подстраивается под них. Ведь от скорости реакции зависит будущая прибыль и итог конкурентной борьбы. Органы власти подобного внешнего давления не испытывают и часто долго подстраиваются под изменения, упуская очевидную выгоду.

Рассмотрим в таблице 1 особенности проектного управления в бизнесе и государственном уровне.

Таблица 1

Сравнительный анализ проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях

Элемент

ПУ в органах государственной власти

ПУ в бизнес-организациях

Направленность деятельности

Процессная

Проектная

Структура

Функциональная или слабая матрица

Проектный офис

Персонал

Постоянный из штата ведомства

Временный

Квалификация

Установлена стандартными требованиями к кандидатам

Каждый специалист подбирается под конкретные задачи в рамках реализации проекта

Вид занятости проектом

Частичная занятость

Полная занятость

Управляющий процессом

Руководитель республиканского органа исполнительной власти или его заместитель

Руководитель проекта

Вовлеченность в проект «на земле»

Низкая

Высокая

Управление бюджетом

Уполномоченный орган исполнительной власти

Руководитель проекта (в рамках выделенного бюджета)

Результат

Получение социального эффекта

Выгода от инвестирования финансовых средств.

Риски

Низкие

Высокие

Возможность влияния на закупочную деятельность/снабжение

Низкая

Высокая

Часто в рамках государственных и местных целевых программ проводятся «размытые» мероприятия, цель и эффективность которых не ясны или не оцениваются вовсе. Проектное управление поможет расставить все точки, определит суть конечного продукта, задаст чёткие сроки и предусмотрит финансирование [2].

Внедрение и совершенствование проектного управления на государственном уровне позволяет объединить и направить весь финансовый, управленческий, административный, ресурсный потенциал во благо граждан Российской Федерации и стабильное, долгосрочной развитие социально-экономической ситуации. Принципы ПУ в органах государственной власти позволили улучшить качество управления. Постановка конкретных целей и числовых показателей, позволило структурировать деятельность органов власти, финансирование и последующий контроль и мониторинг проектов позволяет эффективно управлять денежными потоками и обеспечивает снижение коррупционной составляющей, предполагает целевое использование денежных средств. Персональная ответственность руководителей проектов и других участников позволило максимально вовлечь их в процесс реализации проекта. В то же время имеется существенный потенциал развития проектного управления в органах государственной власти. Следует продолжить развивать и адаптировать под современные реалии нормативно-правовую и методологические базы, на стадии инициации проектов следует улучшить отбор проектов с четкой формулировкой показателей, которые следует достичь. Также на стадии инициации можно обширнее применять анализ проекта, моделирование различных сценариев, в том числе с внешним воздействием, оценку рисков. Рассмотрим в таблице 2 данные нашего исследования [3].

Таблица 2

Пути и методы решения проблем организации ПУ в органах государственной власти

Краткое содержание проблемы

Мероприятия (предложения) по решению проблем

Отсутствие четких показателей/критериев проекта, которые следует достичь

У большинства проектов социальная направленность и нет возможности оценить конечный результат как посчитанный эффект от вложенных инвестиций в бизнес-организациях. Разработать методологию отбора проектов на этапе инициатив.

Отсутствует у руководителей проектов всей полноты власти для решения проблем, связанных с разработкой и реализацией проекта

Актуализировать методологию и правовое регулирование ПУ в органах государственной власти в соответствии с запросом времени. Рассмотреть возможность наделения руководителей проектов большим объемом полномочий, позволяющим влиять на ключевые вехи реализации проекта

Отсутствие унифицированной методологии осуществления проектной деятельности

На сегодняшний день существует методология организации проектной деятельности в рамках реализации Национальных проектов. Для обширного применения проектного управления следует разработать и принять унифицированную методологию

Процессный (операционный) характер деятельности

Актуализировать методологию и нормативно-правовую базу с учётом принципов проектного управления (достижение конечного результата ограниченными ресурсами в установленные сроки)

Осуществляется принцип «двойного подчинения»

Применить практику реализации проектов Проектными офисами. Привлекать сотрудников по срочным контрактам. Сформировать отдельную структуру.

Директивность сроков реализации проектов

Устанавливать сроки реализации после формирования детального календарно-сетевого графика

Отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности

Проанализировать потребность в специализированном ПО (далее — ПО). Разработать ПО обеспечивающее автоматизировать и сократить время для решения задач на каждом этапе реализации проекта. В тоже время использование специализированного ПО позволит обеспечить требуемый уровень безопасности информации по проектам.

Срыв сроков реализации проекта в связи с закупочными процедурами

Внедрить механизмы воздействия на организацию закупочных процедур

Низкое качество планирования

Обеспечить постоянное совершенствование профессиональных навыков участников процесса мониторинга и планирования ПУ путем обучения. Распространить использование специализированного ПО

Государственные гражданские служащие не готовы брать ответственность за результат

Материальное и нематериальное воздействие

Различия на сегодняшний день существенные, но надо учесть масштаб страны и задаться вопросом, а можно ли целиком взять и внедрить принципы проектного управления бизнес-организации в государственную структуру. Президент на протяжении последнего десятилетия периодически говорит о том, что необходимо внедрять проектное управление на всех уровнях. [4] Также в 2022 году на заседании Правительства он отметил, что необходимо минимизировать бюрократические процессы и перестроить систему управления в стране. ПУ может стать одним из компонентов минимизации бюрократических процессов.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] / — М., 2018 — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/551 (дата обращения: 28.01.2023)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2021 N 987 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288» [Электронный ресурс] / — М., 2021. — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/551 (дата обращения: 28.01.2023)
  3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года N437 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года N 121 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] / — Уфа, 2021. — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/549/ (дата обращения: 28.01.2023)
  4. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) седьмое издание // Project Management Institute, Inc., Pennsylvania, 2021. — 370 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектное управление, государственная власть, проектная деятельность, орган, государственный уровень, исполнительная власть, конечный результат, проектный офис, решение проблем, руководитель проекта.


Похожие статьи

Проектная деятельность в органах власти: ключевые понятия и подходы

В статье автор исследует ключевые понятия и подходы проектной деятельности в органах власти.

Проектный подход в системе государственного и муниципального управления

В данной работе охарактеризован проектный подход в органах государственного и муниципального управления. Дано определение «проектного управления» и «управления проектами». Описаны уровни управления проектами.

Возможности и ограничения применения гибкого управления (agile) в государственном управлении

Статья посвящена вопросу применения проектных подходов в государственном управлении РФ. В работе рассматриваются теоретико-методологические основы классического проектного управления и гибких методологий проектного управления. Определяется специфика ...

Применение проектного подхода в управлении организацией

Статья посвящена теме применения проектного подхода в управлении организацией. Рассмотрены цели и задачи проектного подхода, его преимущества и недостатки. Применение проектного подхода позволяет оптимизировать управление ресурсами организации.

Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения

В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.

Роль и место системы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности организации

Анализируется современная концепция управления человеческими ресурсами на предприятии, изучена теоретическая база по данному вопросу. Рассмотрены особенности современного подхода к управлению человеческими ресурсами, показана сравнительная характерис...

Управление организационной структурой малого бизнеса: проблемы и подходы

Представлены результаты исследований по развитию и исследованию организационных структур малого предприятия (МП) с точки зрения его управления. Определен способ соответствия организационных структур управления малых предприятий факторам внешней среды...

Структура проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации

В статье автор исследует структуру проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Совершенствование инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления

В статье автор раскрывает понятие и значение инновации, приводит примеры существующих инноваций в системе государственного и муниципального управления, анализирует проблемы, возникающие в процессе внедрения инновационных управленческих технологий и д...

Инструменты и методы повышения эффективности деятельности контакт-центра в структуре коммерческого банка

В статье рассмотрены функции, преимущества и недостатки контакт-центра в структуре коммерческого банка, инструменты и методы повышения его эффективности.

Похожие статьи

Проектная деятельность в органах власти: ключевые понятия и подходы

В статье автор исследует ключевые понятия и подходы проектной деятельности в органах власти.

Проектный подход в системе государственного и муниципального управления

В данной работе охарактеризован проектный подход в органах государственного и муниципального управления. Дано определение «проектного управления» и «управления проектами». Описаны уровни управления проектами.

Возможности и ограничения применения гибкого управления (agile) в государственном управлении

Статья посвящена вопросу применения проектных подходов в государственном управлении РФ. В работе рассматриваются теоретико-методологические основы классического проектного управления и гибких методологий проектного управления. Определяется специфика ...

Применение проектного подхода в управлении организацией

Статья посвящена теме применения проектного подхода в управлении организацией. Рассмотрены цели и задачи проектного подхода, его преимущества и недостатки. Применение проектного подхода позволяет оптимизировать управление ресурсами организации.

Разработка системы информационно-документационного обеспечения управления организацией. Качественные преимущества и эффективность её применения

В статье рассматриваются особенности системы информационно-документационного управления организацией. Приводятся качественные преимущества и эффективность её применения.

Роль и место системы управления человеческими ресурсами в профессиональной деятельности организации

Анализируется современная концепция управления человеческими ресурсами на предприятии, изучена теоретическая база по данному вопросу. Рассмотрены особенности современного подхода к управлению человеческими ресурсами, показана сравнительная характерис...

Управление организационной структурой малого бизнеса: проблемы и подходы

Представлены результаты исследований по развитию и исследованию организационных структур малого предприятия (МП) с точки зрения его управления. Определен способ соответствия организационных структур управления малых предприятий факторам внешней среды...

Структура проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации

В статье автор исследует структуру проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Совершенствование инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления

В статье автор раскрывает понятие и значение инновации, приводит примеры существующих инноваций в системе государственного и муниципального управления, анализирует проблемы, возникающие в процессе внедрения инновационных управленческих технологий и д...

Инструменты и методы повышения эффективности деятельности контакт-центра в структуре коммерческого банка

В статье рассмотрены функции, преимущества и недостатки контакт-центра в структуре коммерческого банка, инструменты и методы повышения его эффективности.

Задать вопрос