Продвижение американских идей и институтов гражданского общества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 29.01.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Самсонова, А. М. Продвижение американских идей и институтов гражданского общества в России / А. М. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99547/ (дата обращения: 04.05.2024).



К середине 80-х годов СССР остро нуждался в реформах не только экономики и политики, но и идеологии. Благодаря глобализации мира и экономики, стало очевидно, что плановый характер и принцип коллективизма устарел и не был способен удовлетворить потребности советского гражданина, в сравнении с западными установками. Попытки коммунистов и русских националистов восстановить идеологию были неудачными, и когда окончательно рухнул коммунизм, марксизм-ленинизм был полностью дискредитирован.

Ключевые слова: идеология, коммунистический режим, американские фонды, демократия, гражданское общество.

После того как в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, а Совет министров СССР на тот момент возглавил Н. И. Рыжков, они и другие поддерживавшие их радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».

Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединение социализма и демократии, в установление «лучшего социализма». Основной задачей теперь было не «построение коммунизма», а «совершенствование социализма» [5, с. 3].

В отечественной истории период с 1985 по 2000 год знаменуется падением коммунистического режима. Российские граждане получили возможность выезжать за границу не только в целях туризма, но и посредством учебных командировок и профессиональных стажировок.

На территории нашей страны начали свою деятельность американские фонды и программы. Однако российские граждане были плохо проинформированы о наличии в России подобных программ. Поэтому в начале 1990-х годов в некоторых городах и крупных регионах постепенно появлялись небольшие неправительственные организации, создаваемые при материальной поддержке посольства США в России. Подобные американские центры базировались на библиотеках и исследовательских центрах и служили некими информационно-просветительскими институтами, где можно было организовывать курсы изучения английского языка, подробнее ознакомиться с обменными программами [4, с. 18].

Такая активная деятельность американских фондов проходила параллельно демократическому подъему в России. Пришедшие к власти новые российские реформаторы немедленно начали реализовать глубокие структурные изменения во всех отраслях внутренней и внешней политики, чтобы страна обрела стабильно развивающуюся экономику, элементы демократии в политике и устойчивое гражданское общество [3, с. 48].

Обращая внимание на Россию и её желание развить элементы демократии, западные страны и в частности Америка во многом повлияли на этот процесс.

В 1990-х годах в среде западных политологов и социологов выделялись два основных подхода при определении гражданского общества. В качестве первого выделяют либерально — демократический подход, в котором свобода высшая ценность гражданского общества, которое выступает в качестве защитной структуры индивида от государства. Второй подход — социал-демократический, признает гражданское общество центром всей общественной и политической жизни. Его сторонники считают, что общество может стать демократичным, только если у него будет реальная возможность сформировать структуры власти, определяющие рамки гражданского общества. В отличие от либеральных демократов, представители этого подхода не так категорически относятся к ограничениям во взаимоотношениях государства и общества. Данные подходы отличительны друг от друга в принципах взаимодействия гражданского общества и государства, поэтому оценочные критерии расплывчаты и не имеют какой-либо четкой классификации [3, с. 195].

Профессор Вестминстерского университета и директор Центра изучения демократии Дж. Кин в своей книге «Демократия и гражданское общество» определяет этот термин так: «Гражданское общество — это...категория, одновременно описывающая и предвосхищающая сложный и динамичный ансамбль охраняемых законом неправительственных институтов, которым присуща тенденция к ненасильственности, самоорганизации, которые находятся в постоянных трениях друг с другом и с институтами государственной власти; последние же «оформляют», ограничивают и делают возможной их деятельность» [4, с. 18].

В России в течение 1990-х годов создавалось большое количество неправительственных общественных организаций, но все сталкивались с проблемами отсутствия финансирования и прекращали свою работу. Общепринято, что значительную часть неправительственных организаций покрывают не собственных доходы, а внешние источники. Именно зарубежные частные фонды Правительства Соединенных Штатов в 1990-х организовывали материальную базу программ, способствующих развитию демократии в России. За период 1992–1998 годов нашей стране было выделено 4,471 млн. долларов, но из них на программы поддержки демократии ушло лишь 133 млн. долларов. Такое распределение ресурсов американские политики не одобряли и считали неправильным, что за период 1992–1996 год USAID 50 % своего бюджета было потрачено на поддержку американских консультативных организаций, работающих в области рыночных реформ, в то время как американские НПО на программы способствующие развитию демократии, получили лишь 6 % [6, с. 83].

Никак не завершившая демократические реформы Россия, остро нуждалась именно в политическом и общественном реформировании. Не оставалось ни одной сферы, где бы не были замечены американские представители. Но к сожалению, неправительственные общественные организации в течение 1990-х годов не прижились в России и не получили свое развитие. И причины надо искать в недалеком прошлом нашей страны. Обращаясь к отечественной истории, мы видим, что общество много раз противостояло государственной официальной власти. Граждане не видели какой-либо четкой грани между общественными организациями, использовавшими для достижения своих целей незаконные методы (например, террористические акты), и организациями, которые стремились решать все вопросы в рамках закона [2, с. 68]. Далее, если вернуться в первые годы последнего десятилетия ХХ века, то одной из причин можно назвать политическую и общественную апатию людей. Страх советского периода, чувство постоянного идеологического и политического контроля одним не давало возможности адаптироваться под изменения в стране, другим не хватало опыта и решительности, а третьим просто не хотелось не во что вмешиваться. В России не было таких активистов-лидеров, которые могли бы повести за собой людей, возглавить и организовать общественное объединение. Государство и гражданское общество относились друг к другу с глубоким недоверием, так как первые учитывали во внутренней и внешней политике только свои государственные интересы и ставили их превыше всего. И если даже количество российских неправительственных общественных организаций значительно возросло, то качество результатов деятельности было на низком уровне [8, с. 253].

Местное самоуправление (таким как его представляли американцы) в 1990-х годах в России напрочь отсутствовало или находилось в умирающем состоянии. Распад Советского Союза развалил все структурные подразделения, осуществлявшие связь между центром и регионами. Как таковые эффективно функционирующие органы самоуправления (областных, городских, районных администраций, местных законодательных органов, органов территориального общественного самоуправления населения и др.) отсутствовали и тем самым негативно влияли на неустойчивость экономики в регионах и государстве в целом. Как снежный ком всё это тормозило социальное развитие. Чтобы местные органы самоуправления начали свою деятельность, им было необходимо правовое обеспечение. Даже принятые в июле 1991 и в августе 1995 годов Федеральные законы о местном самоуправлении, не ускорили их эффективность работы [1, с. 24].

Таким образом, можно сказать, что такой важный элемент развитого гражданского общества, как местное самоуправление в нашей стране, был и остается слабо развитым. Чего не скажешь о многих западных странах, где местное самоуправление считается главным связующим звеном между регионами со своей общественностью и федеральными властными структурами. Именно американские обменные программы частично решили нашу проблему. В рамках направления «Гражданское общество» были проведены семинары и конференции, которые точно описывали идею местного самоуправления в нашей стране. Обменные программы познакомили российских граждан с неправительственными организациями и представителями местного самоуправления Соединенных Штатов. Американцы понимали, что раскрыть суть структуры местного самоуправления можно на реальном примере. Такое успешное взаимное сотрудничества между США и Россией способствовал открытию Центра гражданских инициатив (ЦГИ) в 1993 году. Эта американская некоммерческая неправительственная организация через свои программы давала толчок развитию корпоративного партнерства. Так же центр являлся в своем роде информационным бюро, который проводил консультации для руководителей и собственников предприятий малого и среднего бизнеса, организовал стажировки в США и осуществлял подбор квалифицированных специалистов для российских и международных компаний [2, с. 52].

Такая эффективная работа американских фондов и программ не смогла организовать и замотивировать достаточное количество населения на изменения. Кроме того, главным тормозящим фактором было отсутствие внимания и поддержки со стороны государства, а также необходимого законодательства, дающего больше возможностей для развития. Таким образом, в нашей стране в последнее десятилетие XX века возникли некоторые институты гражданского общества (например, неправительственные организации), однако их удельный вес и влияние на общественную жизнь оставались крайне низкими.

Литература:

  1. Даредорф. Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе// Вопросы философии, 1990. № 9. 74 с.
  2. Дежина И. Вклад зарубежных организаций и фондов в трансформацию российской науки//Россия в постсоциалистическом мире. 72 с.
  3. Кочетков А. П. Западные политологи о гражданском обществе// Вестник Московского Государственного Университета, социально-политические исследования. № 2, 1994. 204 с.
  4. Кин Дж. Демократия и гражданское общество: О трудностях европейского социализма, перспективах демократии и проблеме контроля над социально-политической властью, 2004. 327 с.
  5. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27–28 января 1987 г. — М.: Политиздат, 1987. 94 с.
  6. Mendelson, S. Е. Strategies for US Democracy Assistance to Russia after Market Failuie [электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.csis.org/media/csis/pubs/pm_0047 (Режим обращения 03.11.2022)
  7. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, от 28 августа 1995 года: [электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onIine.cgi?req=doc;base=LAW;n=54553 (Дата обращения 07.11.2022)
  8. Филимонов Г. Ю. Мягкая сила культурной дипломатии США. — М.: Изд-во РУДН, 2010. С. 462.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, гражданское общество, местное самоуправление, программа, USAID, внешняя политика, коммунистический режим, отечественная история, последнее десятилетие, США.


Ключевые слова

гражданское общество, идеология, демократия, коммунистический режим, американские фонды

Похожие статьи

Роль местного самоуправления как института гражданского...

В России местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского

Бажинов М. А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального

местное самоуправление, местная власть, Россия, гражданское общество, служащий

институт, городская политика, местная власть, индивидуальный уровень, местная политика.

Российско-американские отношения в постсоветский период

Наряду с этим США поддерживают процесс интеграции стран ЕС и его расширение на восток.

войны, понимая что равновесие сил в мире зависит во многом от бывших коммунистических стран [4

[3]. Налицо стремление диктовать России курс внешней и внутренней политики.

Так рассматривается роль России как часть стратегии национальной безопасности США.

Философско-идеологические основания геополитической...

Два основных подхода к возможной внешней политике США в эпоху после Холодной

В своей книге «Конец истории и последний человек» [9] Фукуяма сформулировал

стороны защищает от социальных революций, предоставляя другие способы воздействия общества на государство, и с.

Если в начале 1990-х между США, РФ и КНР несмотря на уже имевшие место быть...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

Рассмотрено влияние ТОС на становление и развитие гражданского общества.

Интересно, что ТОС в последние годы растет не только в качественном отношении, но и в

гражданское общество, местное самоуправление, местный орган власти, сообщество, местный уровень, институт, городская политика, местная власть, индивидуальный уровень, местная политика.

Создание системы влияния США | Статья в журнале...

В 1947 г. была разработана стратегическая линия внешней политики США, рассчитанная на

В целом, по утверждению Кеннана США для борьбы с СССР и коммунистическим

направление в Грецию и Турцию военных и гражданских специалистов для оказания поддержки и для

Программу экономической помощи руководящие круги США стремились дополнить...

Советско-американские отношения в послевоенный период

В 1947 г. была разработана стратегическая линия внешней политики США

Для оказания срочной поддержки Греции и Турции в борьбе против «коммунистической

Основными целями США в отношении СССР, согласно директиве СНБ-20/1 были: «свести до

и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России» [8, с. 47].

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Что же касается развития гражданского общества в России, то на него огромное влияние

В данный период произошло крушение коммунистической системы, а также было

общества в России значительно отличается от состояния в последние десятилетия ХХ века.

Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах...

«Мягкая сила» США vs «мягкая сила» России: основы...

Повседневное общение подразумевает взаимодействие как с местной прессой, так и с иностранной.

Наю, как и членам CSIS, было важно заменить узкую призму внешней политики США более

В Концепции внешней политики РФ 2000г. большое внимание уделяется достижениям

В 2010 году публикуется еще один документ, являющийся ключевым в истории...

Современные зарубежные модели местного самоуправления

...явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности.

В теории подчеркивается именно государственный характер местного самоуправления [2].

У местного самоуправления в США есть глубокие исторические корни.

Следует отметить, что в последнее время французские подходы к самоуправлению...

Похожие статьи

Роль местного самоуправления как института гражданского...

В России местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского

Бажинов М. А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального

местное самоуправление, местная власть, Россия, гражданское общество, служащий

институт, городская политика, местная власть, индивидуальный уровень, местная политика.

Российско-американские отношения в постсоветский период

Наряду с этим США поддерживают процесс интеграции стран ЕС и его расширение на восток.

войны, понимая что равновесие сил в мире зависит во многом от бывших коммунистических стран [4

[3]. Налицо стремление диктовать России курс внешней и внутренней политики.

Так рассматривается роль России как часть стратегии национальной безопасности США.

Философско-идеологические основания геополитической...

Два основных подхода к возможной внешней политике США в эпоху после Холодной

В своей книге «Конец истории и последний человек» [9] Фукуяма сформулировал

стороны защищает от социальных революций, предоставляя другие способы воздействия общества на государство, и с.

Если в начале 1990-х между США, РФ и КНР несмотря на уже имевшие место быть...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

Рассмотрено влияние ТОС на становление и развитие гражданского общества.

Интересно, что ТОС в последние годы растет не только в качественном отношении, но и в

гражданское общество, местное самоуправление, местный орган власти, сообщество, местный уровень, институт, городская политика, местная власть, индивидуальный уровень, местная политика.

Создание системы влияния США | Статья в журнале...

В 1947 г. была разработана стратегическая линия внешней политики США, рассчитанная на

В целом, по утверждению Кеннана США для борьбы с СССР и коммунистическим

направление в Грецию и Турцию военных и гражданских специалистов для оказания поддержки и для

Программу экономической помощи руководящие круги США стремились дополнить...

Советско-американские отношения в послевоенный период

В 1947 г. была разработана стратегическая линия внешней политики США

Для оказания срочной поддержки Греции и Турции в борьбе против «коммунистической

Основными целями США в отношении СССР, согласно директиве СНБ-20/1 были: «свести до

и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России» [8, с. 47].

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Что же касается развития гражданского общества в России, то на него огромное влияние

В данный период произошло крушение коммунистической системы, а также было

общества в России значительно отличается от состояния в последние десятилетия ХХ века.

Гражданское общество — это общество равных возможностей, основанное на принципах...

«Мягкая сила» США vs «мягкая сила» России: основы...

Повседневное общение подразумевает взаимодействие как с местной прессой, так и с иностранной.

Наю, как и членам CSIS, было важно заменить узкую призму внешней политики США более

В Концепции внешней политики РФ 2000г. большое внимание уделяется достижениям

В 2010 году публикуется еще один документ, являющийся ключевым в истории...

Современные зарубежные модели местного самоуправления

...явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности.

В теории подчеркивается именно государственный характер местного самоуправления [2].

У местного самоуправления в США есть глубокие исторические корни.

Следует отметить, что в последнее время французские подходы к самоуправлению...

Задать вопрос